После ремонта машины

Андрей Мочалин* купил у ООО «Динамика Архангельск Митсубиши» новую машину, завод-изготовитель установил на нее гарантию 3 года или 100 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). Через несколько месяцев Мочалин попал в ДТП, машина опрокинулась и кузов деформировался. Страховая признала машину не подлежащей восстановлению. Тем не менее, Мочалин смог починить ее и спустя год с небольшим перепродал Антону Цветову*.

Новый собственник регулярно проводил техническое обслуживание автомобиля у официального дилера, и тот регулярно выявлял проблемы и давал рекомендации по их устранению. Когда у машины отказал двигатель, дилер вдруг сообщил, что гарантия на автомобиль не распространяется, поскольку он участвовал в ДТП и эксплуатировался с неисправностью.

Из-за чего сломался двигатель?

Цветов обратился в «Лабораторию технической экспертизы», по заключению которой причина неисправности носит производственный характер и является гарантийным случаем. Тогда автомобилист направил дилеру претензию, а тот предложил представить машину для диагностики. Цветов не стал пригонять автомобиль — вместо этого отремонтировал его у сторонней организации и обратился в суд с иском к ООО «Динамика Архангельск Митсубиши» о взыскании 501 459 руб. за ремонт, 62 000 руб. за эвакуацию, 16 000 руб. за оценку, 5 000 руб. за моральный вред.

Октябрьский районный суд г. Архангельска назначил в ГУП «Фонд имущества и инвентаризации» судебную экспертизу. Та установила: отказ двигателя произошел из-за эксплуатации неисправного автомобиля. Суд назначил повторную экспертизу в «Агентстве криминалистической экспертизы». Согласно ей, причина разрушения двигателя носит производственный характер. Поэтому суд первой инстанции решил, что ответчик ненадлежащим образом обслуживал автомобиль, и удовлетворил иск.

Архангельский областной суд назначил в «Агентстве криминалистической экспертизы» дополнительную экспертизу. Она установила: ДТП не является причиной возникновения неисправности. Кроме того, потребитель соблюдал правила использования автомобиля после его диагностики и технического обслуживания — это дилер не предупредил, что до ремонта машиной пользоваться нельзя. Поэтому апелляция согласилась с нижестоящей инстанцией.

Три экспертизы всё установили

ООО «Динамика Архангельск Митсубиши» обратилось с жалобой в Верховный суд. Тот отметил, что все сомнения устранены заключением дополнительной судебной экспертизы, согласно которой ДТП не является причиной возникновения неисправности. По мнению ВС, дилер не выявил и не устранил причину неисправности, не указал на недопустимость эксплуатации автомобиля. Поэтому ВС согласился с ранее принятыми актами и подтвердил их законность (№ 1-КГ19-13).

Руководитель судебной практики Клифф Олег Харитонов объяснил: общество не устроила оценка фактических обстоятельств дела и выводы судов. Однако с учетом того, что уже были проведены три экспертизы (основная, повторная и дополнительная), кассация сочла нецелесообразным направлять дело на новое рассмотрение.

* — имя и фамилия изменены редактором.

Посидев за рулём автомобиля хотя бы год, переквалифицироваться в пешехода уже совсем непросто. Потому поломка любимого авто – это настоящее испытание для водителя. И пройти его с честью может каждый. Нужно только собраться с силами и выдержать всю «полосу препятствий» до финиша. Причём точка не ставится до момента получения машины после долгого расставания.

Это одна из распространённых ошибок автолюбителей: найдя серьёзный автосервис и правильно заполнив документы при сдаче автомобиля в ремонт, они успокаиваются. А это можно делать, только когда «ласточка» окажется под сенью родного гаража в полной исправности и готовности к новым свершениям.

Как пройти последний этап – принятие авто из ремонта с минимальными потерями денег и нервов? Здесь важно не поддаваться искушению превратить его в марш-бросок. Действовать надо не спеша, взвешенно и очень аккуратно.

Едем забирать машину из автосервиса с правильным настроем

  • выделите себе на приёмку несколько часов, чтобы не быть стеснённым временными рамками;
  • настройтесь правильно: возможно, сегодня машину получить не удастся (и домой придётся грустно ехать на метро, так бывает);
  • не ставьте свою подпись, не будучи полностью готовым принять условия, прописанные в документах. Роспись в заказе-наряде или акте приёмки даёт необратимый эффект. После неё добиться чего-либо от техцентра практически невозможно. Если в сервисном центре Вам сразу предлагают подписать бумаги, а затем переходить к осмотру и проверке отремонтированного автомобиля, отказывайте вежливо, но уверенно.

Вооружаемся юридическими знаниями

Любой автотехцентр, который предоставляет услуги по техническому обслуживанию или ремонту автомобилей и работает официально, отвечает за качество, согласно букве закона. Зная этот закон, водитель сможет доказать своё право на исправление выявленных недочётов, если они были допущены. Чтобы вооружиться юридическими нормами защиты, следует изучить 2 основных документа – Закон о защите прав потребителей и Постановление правительства № 290 от 11.04.2001 г. Читать придётся много, но овчинка стоит выделки.

Советы на каждом этапе приёмки автомобиля

Процедура получения автомобиля в автосервисе сложностью не отличается. Правильный алгоритм приёмки: пришёл в указанное время – осмотрел машину – совершил пробный заезд – проверил документы – поставил подпись – расплатился – уехал домой в состоянии эйфории. На каждом из этапов могут случиться заминки. И у каждого шага есть важные правила.

Правила визуального осмотра машины

Проводить осмотр авто после ремонта можно по-разному. Конкретная модель действий зависит от того, что восстанавливалось. Начинается всё с общего осмотра на предмет новых царапин и вмятин: иногда они появляются из-за обрыва держателей и стопоров или неосторожных действий автомастера при установке машины на подъёмник. В честном сервисе такие дефекты устранят за свой счёт, предварительно признавшись владельцу в том, что произошло.

Как правило, автомобиль передаётся чистым. Но не стоит ожидать свежего запаха, как после озонирования, в салоне и бриллиантовых бликов на лакокрасочном покрытии. Исключение составляют случаи, когда озонирование включается в программу обслуживания или проведено восстановление всего лакокрасочного слоя с полировкой, шлифовкой и т. д. В остальных ситуациях перед возвращением транспортного средства водителю проводят техническую мойку.

Объекты пристального внимания когда забираем авто:

  1. При слесарном ремонте:
    • новые автокомпоненты (по внешнему виду обычно несложно определить, «нулевые» они или б/у);
    • участки приварки (швы должны быть защищенными, без окислов), если они есть;
    • наличие заменённых запчастей в багажнике;
    • если Вы заранее попросили положить коробки от обновок в машину, они там тоже должны присутствовать.
  2. При покраске автомобиля – качество покрытия на открытых (видных) и (особенно) малозаметных сторонах частей кузова. Изнутри краска наносится без лака. Оттенок должен полностью совпадать с паспортным и «родным» (при естественном и искусственном освещении). Подтёков и пыльного абразива в лакокрасочном слое быть не должно – всё это зачищается после сушки.
  3. При кузовном ремонте – заводские контрольные точки и зазоры (бампер, крыло, капот). Их величина регламентирована производителем. Если они не соблюдены, надо регулировать.
  4. При ремонте автоэлектрики, например замене оптики, стоит обратить внимание на правильную регулировку фары, если в автосервисе есть разметка.

Проверки при пробном выезде

Проверить только визуально качество выполненного ремонта невозможно. Здесь нужны либо тесты (запуск двигателя для демонстрации его правильной работы и отсутствия посторонних звуков), либо пробный заезд. Последний несложно организовать – СТО, которые уверены в своем качестве, готовы отпустить клиента на тест-драйв без подписи в документах, если его будет сопровождать сотрудник автомастерской.

Забирая авто с ремонта, на этапе тест-драйва следует убедиться: в отсутствии посторонних звуков и запахов, хороших динамических характеристиках и управляемости, отсутствии предупреждений и правильных показаниях датчиков на приборной панели, нормативном уровне технологических жидкостей и сохранности топлива.

Заполняем документы о получении автомобиля

Приёмка автомобиля в Москве сопровождается выдачей как минимум 2 документов: заказа-наряда и акта о передаче транспортного средства. Иногда в этом пакете отдельным пунктом идут гарантия автосервиса и договор о ремонте.

Заказ-наряд и акт следует попросить сразу после визуального осмотра машины на площадке или стенде (если это необходимо). Читать оба документа обязательно. При возникновении вопросов или неясностей касательно содержания оговоренных манипуляций надо задавать вопросы.

Позиции заказ-наряда стоит принимать пошагово – просить показать, что было сделано по каждому из пунктов (у них есть своя цена, и Вы имеете полное право знать, за что её платите), и уточнять, зачем это было сделано. Всё, что непонятно, повторяется или не согласовывалось с клиентом, – вероятная попытка завышения Ваших расходов. Таких услуг в документах, которые стоит подписывать, быть не должно. Раннее мы рассказывали подробно как обманывают в автосервисах и перед тем как ехать забирать автомобиль, рекомендуем перечитать материал снова.

4 вопроса перед тем как принять машину и оплатить ремонт:

  • срок и условия действия гарантийных обязательств;
  • рекомендуемая дата следующего ТО (и состав ремкомплекта);
  • сроки службы установленных деталей;
  • советы по обкатке новых деталей и узлов.

Оплачиваем ремонт и забираем машину

Если в документах ничего не вызывает подозрений, визуальный осмотр и пробный заезд не выявили скрытых дефектов, можно ставить заветную подпись и идти в кассу. Заплатив озвученную цену, не забудьте получить чек.

Здесь, внимание: только 2 из 10 автомастерских его вообще готовы выдать. Потому как клиент без чека – несуществующий клиент. Он может доказать, что отдавал и забирал машину, но не сможет подтвердить, что платил за её ремонт. Если дефекты обнаружат себя после выезда с территории СТО, заставить автомастера что-то переделать без чека невозможно!

Кстати, в автотехцентре DA VINCI всегда выдаётся чек, а правила приёмки мы сами рассказываем своим клиентам, чтобы сэкономить их время и нервы. И цены предлагаем одни из лучших в Москве. Так что обращайтесь, мы умеем приятно удивлять!

Одно из основных преимуществ покупки нового авто перед приобретением машины из вторых рук, является наличие гарантии. Ведь согласитесь, на автомобиле ездить куда спокойнее и приятнее зная, что никаких поломок и неприятностей произойти не должно, а если они и будут, то ремонтом будет озадачен дилер. Но так ли это? Ведь нередки случаи, когда они отказывают в гарантийном техническом обслуживании по той или иной причине. Что делать, чтобы этого избежать, какие есть «подводные камни» и что вообще входит в понятие гарантии?

Что такое гарантия?

Если говорить максимально простым языком, то гарантийный ремонт – это обязательство дилера (продавца) произвести бесплатное обслуживание, если поломка произошла не по вине водителя и не из-за неправильной эксплуатации или ДТП. Т.е. гарантийными считаются только те поломки, которые связаны с заводским браком, низкосортными комплектующими или ошибкой при сборке авто. Точный список систем, узлов и агрегатов, которые подлежат гарантийному обслуживанию, обязан предоставить дилер, при приобретении авто.

Что попадает под гарантийное обслуживание?

Как уже говорилось, при покупке нужно обращать внимание на список оборудования, подлежащему гарантийному ремонту. Этот список может отличаться в зависимости от конкретного производителя и модели, но зачастую в него входит:

  • Кузов и лакокрасочное покрытие
  • Основные части тормозной системы
  • Силовая установка
  • Аккумулятор и элементы электрической системы
  • Основные части подвески

А вот что никогда не входит в этот перечень, так это различного рода «расходники», такие как:

  • Лампы освещения
  • Ремни привода агрегатов
  • Свечи зажигания или накала
  • Технические жидкости (масло двигателя и коробки передач, антифриз, тормозная жидкость и т.д.)
  • Электрические предохранители
  • Тормозные колодки
  • Масляные, воздушные, топливные и салонные фильтры

Также при обращении для гарантийного ремонта сломанного агрегата, дилер имеет полное право начать рассмотрение, на предмет того, не нанес ли владелец авто ущерб сознательно. Данный процесс и его сроки более подробно прописаны в договоре.

Гарантия на лакокрасочное покрытие

Срок действия гарантии на лакокрасочное покрытие и кузовные элементы зачастую длится гораздо дольше, чем на остальные узлы и агрегаты. На сегодняшний день, в среднем этот период составляет около 10 лет. Однако здесь нужно учитывать, что наступление гарантийного случая возможно только в том случае, если проблемы с ЛКП (ржавчина, вздутия и т.п.) начались по вине завода-изготовителя. К примеру, из-за нарушения технологии покраски. Если лакокрасочное покрытие было испорчено по вине водителя или других участников дорожного движения, то в таком случае ремонт будет оплачивать владелец.

Ограничения по сроку эксплуатации и пробегу

Каждый производитель задает определенный период, на протяжении которого он обязуется выполнить гарантийный ремонт. И здесь есть два типа ограничений гарантии:

  1. Европейский. Производитель дает минимум двухгодичный период без ограничения по пробегу. Меньше этого срока гарантию делать нельзя, так как это запрещено Европейским законодательством.
  2. Азиатский. Здесь есть и ограничение по пробегу, и ограничение по времени, в зависимости от того, что наступит раньше. Первый показатель лимитирован 100 тысячами километров, второй тремя годами.

Кроме того, некоторые производители могут предоставлять более длительную гарантию на отдельные узлы и агрегаты.

Отсчет начала эксплуатации автомобиля, а значит и первый день гарантийного периода, начинается с момента передачи машины ее владельцу. Однако в некоторых договорах купли-продажи применяется другое исчисление. На это стоит обращать внимание при покупке.

Требования к эксплуатации

Каждый производитель предъявляет определенный перечень требований к эксплуатации транспортного средства. Основным пунктом, соблюдение которого требуют практически все автомобильные бренды, является своевременное регламентное обслуживание на фирменных СТО. Это делается для того, чтобы обезопасить новый автомобиль от низкокачественного обслуживания и деталей сомнительного качества, ведь они могут нанести ущерб системам авто, уменьшив тем самым срок его службы. На сертифицированных СТО используются только оригинальные запчасти и технические жидкости, обслуживание проводится проверенным инструментом, а сами мастера проходят специальную подготовку на каждый вид работ. Помните, что использование неоригинальных запчастей, обращение на сторонний сервис или несвоевременное прохождение регламентного ТО, могут стать поводом для отказа от гарантийных обязательств.

Кроме того, современные машины оснащены множественными электронными блоками. В них, кроме всего прочего, хранится информация о последнем ТО. Если водитель забыл про него, то бортовой компьютер может выдать ошибку, требующую скорейшего прохождения технического обслуживания.

Частая ошибка покупателя

Одной из самых распространенных ошибок при покупке нового автомобиля, является невнимательное изучение договора купли-продажи, особенно раздела, касающегося гарантийного ремонта. Обязательно вчитывайтесь в этот документ. В нем должен быть список запчастей, которые подлежат бесплатному дилерскому ремонту, сроки действия гарантии, сроки проведения ТО, а также права и обязательства сторон. В случае обнаружения какой-либо неточности, решительно обращайтесь менеджеру для прояснения ситуации. Помните, что невнимательность и спешка при подписании ДКП, в дальнейшем может привести к большим финансовым затратам.

На что имеет право покупатель?

Украинское законодательство защищает водителей, купивших новую машину с салона, от недобросовестных дилеров. Согласно закону Вы можете:

  • Вернуть или обменять авто в 15-дневный срок с момента покупки при выявлении неисправности
  • Требовать от дилера, бесплатную доставку сломанного автомобиля до СТО, где будет проведен ремонт
  • Требовать продления гарантийного периода на срок, в течение которого машина находилась в ремонте
  • Требовать компенсацию суммы, затраченную на доставку поврежденного автомобиля на дилерское СТО
  • Если поломки автомобиля случаются слишком часто, то покупатель имеет право требовать замены машины на аналогичную
  • Продавец обязан предоставить покупателю резервный автомобиль, пока основной находится на гарантийном ремонте

За что можно лишиться гарантии?

Нередки случаи, когда продавец отказывает покупателю в ремонте, замене или возврате средств. Произойти это может по следующим причинам:

  • Владелец не соблюдал регламент технического обслуживания
  • Автомобиль обслуживался на сторонних автосервисах или самостоятельно
  • При ремонте были использованы неоригинальные запчасти
  • Покупатель изменил конструкцию или технические характеристики транспортного средства
  • Автомобиль попал в ДТП

Каждый из пунктов может трактоваться достаточно широко. Фактически, дилер имеет право отказать в гарантии, даже если покупатель установил сигнализацию или другое нештатное оборудование. При этом каждый случай рассматривается продавцом отдельно, а значит, что если у другого владельца автомобиля получилось отстоять действие гарантии, то далеко не факт, что то же самое получится у Вас. Даже при условии одинаковой марки, модели и комплектации. Поэтому во избежание «слетания» с гарантии, рекомендуем все дополнительное оборудование ставить на официальном фирменном сервисе, где вполне легально и безопасно можно внести изменения.

Что же касается чип-тюнинга, то он также является отказа от гарантийных обязательств. Все потому, что повышение технических характеристик ведет к увеличению нагрузки на все узлы и агрегаты машины (двигатель, трансмиссия, подвеска, кузов, тормоза), которые изначально не были на это рассчитаны. Это приводит к повышенному износу и более раннему выходу из строя.

Что делать при отказе дилера в гарантийном ремонте?

К сожалению, в Украине нередки случаи, когда продавец отказывает в гарантийном ремонте, ссылаясь на надуманные причины. В таком случае, нужно быть готовым отстаивать свои права. Начать следует с обращения к руководству дилерского центра, написав жалобу в письменном виде в двух экземплярах. После чего жалобу нужно подать и зарегистрировать, указав фамилию менеджера, принявшего ее. Если данный документ остался без внимания, то следующим шагом должно стать обращение к вышестоящему руководству дилера или к заводу-изготовителю. В конечном итоге, можно обратиться в суд, предварительно собрав все необходимые документы, которые доказывают правоту владельца автомобиля.

Еще одним эффективным способом борьбы с недобросовестными автосалонами, является придание широкой огласки инциденту через СМИ. Как показывает практика, журналисты и репортеры охотно берутся осветить подобные случаи, а менеджеры и руководство дилерского центра наоборот стараются избегать распространения информации, т.к. это негативно влияет на продажи. Следовательно, при таком развитии событий, продавец будет крайне заинтересован к скорейшему решению конфликта, даже если до этого он полностью его игнорировал.

Подменный автомобиль

Как уже упоминалось выше, продавец имеет право требовать у дилера подменный автомобиль, пока основной находится в ремонте. Многие дилеры на сегодняшний день предоставляют подмену, так как это создает позитивное мнение о компании и дополнительно рекламирует ее. Однако продавцы могут варьировать срок, с которого выдается замена. Наиболее крупные компании могут выдать владельцу машину, если ремонт займет более суток. Сроки остальных могут сильно варьироваться, вплоть до полного отказа в такой услуге. Поэтому чтобы избежать в дальнейшем неприятного сюрприза и не остаться «без колес», советуем еще при покупке уточнять у дилера наличие подменного автомобиля и время, с которого он выдается.

Обслуживание в других странах

Даже новый автомобиль может внезапно сломаться. Особенно неприятно, если это произошло за пределами родной страны. Впрочем, не спешите расстраиваться, ехать на первое попавшееся СТО и терять гарантию. Многие автопроизводители предоставляют услугу гарантийного ремонта в целом ряде стран, полный перечень которых указан в сервисной книжке.

Окончание гарантии

Если срок действия гарантии подходит к концу, а Вам не хотелось бы ее терять, то вы можете обратиться к своему дилеру. Он может предложить либо продлить гарантию (если основная еще не истекла), либо рассказать об особых акциях и скидках на постгарантийное обслуживание.

Главное, что Вы должны знать о гарантийном обслуживании, так это то, что все зависит от договора, подписанного вами при покупке. Поэтому изучайте его внимательно, вчитываясь в каждый пункт. Если он полностью удовлетворяет вашим запросам, и вы будете неукоснительно соблюдать все его пункты, то в дальнейшем избежите различного рода неприятностей. Вы сможете спокойно и уверенно эксплуатировать автомобиль, не беспокоясь ни за его надежность, ни за качество его обслуживания, ни за качество применяемых запчастей и жидкостей.

После ремонта машины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *