Норма электроэнергии – это установленный на государственном уровне норматив потребляемой учётной единицей электроэнергии в учётный период по базовому (минимальному) тарифу. Учётной единицей в Беларуси является жилое помещение (квартира, частный дом), учётным периодом – 1 месяц. Данный норматив может дифференцироваться в зависимости от различных показателей.
До 2019 года существовала дифференциация тарифов на электричество, в зависимости от объема потребления. Для квартир, в которой была газовая плита, лимит 150 кВт⋅ч, и за это количество платили по льготному тарифу 0,1433 рубля за кВт⋅ч. Каждый лишний киловатт-час обходился в 0,1841 рубля.
С 1 января все израсходованное электричество нужно будет оплачивать по единому тарифу — 0,1746 рубля. Выходит, что для тех, кто пользовался газовой плитой и укладывался в лимит 150 кВт⋅ч, электроэнергия стала дороже на три с лишним копейки.
Владельцам электроплит теперь тоже придется платить больше. До нового года льготный тариф для них распространялся на 250 кВт⋅ч — 0,1218 рубля. За лишние киловатт-часы, но до 400 кВт⋅ч, нужно было платить по тарифу 0,1583. Свыше 400 кВт⋅ч один кВт⋅ч стоил 0,1841 рубля. С нового года все кВт⋅ч стоят 0,1484 рубля, что больше чем на 2,5 копейки превышает старый субсидируемый тариф.
Москва, 30 июня. – В соответствии с федеральным законодательством с 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перейдет к энергетическим компаниям: гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).
С переносом с 1 июля 2020 года ответственности за приборы учета электроэнергии на гарантирующих поставщиков и сетевые компании потребители перестанут нести затраты на приобретение и установку приборов учета, что составляет 5-20 тыс. рублей в зависимости от сложности работ по установке и вида самого прибора учета. Также с потребителя снимается вся ответственность за обслуживание и поверку приборов учета. За потребителем остается обязанность следить за сохранностью прибора учета, если он установлен в его зоне ответственности (например, в квартире или на земельном участке, где стоит частный дом). Затраты, которые ранее несли потребители, теперь будут нести гарантирующие поставщики и сетевые организации.
Обязательные требования к приборам учета на первом этапе не изменятся. На втором этапе, с 1 января 2022 года, вступают в силу требования, предусматривающие установку интеллектуальных приборов учета, которые станут ключевым элементом интеллектуальных систем учета энергии. Рядовым потребителям «умные» приборы учета позволяют онлайн следить за показаниями, при этом их можно проверить и на самом приборе учета. Также данные в автоматическом режиме передаются в энергокомпании. Интеллектуальные приборы учета фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя таким образом потребителям следить за качеством электроэнергии. Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей появляется возможность дистанционной смены тарифа без замены прибора учета (существуют три группы тарифов на электроэнергию, разделенные в зависимости от времени потребления в течение суток).
С 1 июля 2020 года сетевые организации и гарантирующие поставщики будут устанавливать «простые» приборы учета, но притом могут на свое усмотрение поставить интеллектуальные. С 1 января 2022 года установке подлежат только интеллектуальные приборы учета. Выбор прибора учета потребителями не предусмотрен.
Планируется, что с 1 июля до конца 2020 года будет установлено порядка 2-2,5 млн приборов учета. Установка интеллектуальных приборов учета зависит от утвержденных инвестиционных программ. До 1 января 2022 года решения по установке интеллектуальных приборов учета будут принимать компании совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Замена приборов учета на интеллектуальные будет происходить поэтапно. Новые приборы учета установят новым потребителям в рамках технологического присоединения. Действующее оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала.
Нормативные акты, связанные с переносом обязанностей по установке и обслуживанию приборов учета с потребителей на сетевые компании и гарантирующих поставщиков, не направлены на изменение или регулирование стоимости приборов учета. Также не регламентируется вопрос поставщиков приборов учета – это свободный рынок, на котором сетевые компании и гарантирующие поставщики сами могут выбирать, где приобретать оборудование. Минэнерго предполагает, что с учетом применения новых правил линейка приборов учета сократится, а также будут исключены розничные продажи, что приведет к снижению стоимости однотипных приборов учета. Основными поставщиками приборов учета станут российские производители.
Способ передачи данных при интеллектуальном учете будет выбирать сама энергокомпания, при этом утверждены минимальные функциональные требования к системе в целом и к приборам учета, также предусматривается утверждение базового документа по безопасности передачи данных.
Рост тарифов на электроэнергию в России ограничен уровнем «инфляция минус» и тарифы не вырастут сверх него в связи с появлением у гарантирующих поставщиков и сетевых компаний новых обязанностей по организации учета. Отметим, что крупнейшая электросетевая компания страны – ПАО «Россети» – уже внедряет интеллектуальные приборы учета без повышения тарифов, окупая затраты за счет повышения эффективности процессов.
В электросетевом комплексе реализация интеллектуального учета повлияет на снижение коммерческих потерь электрической энергии и операционных затрат, что приведет к прямой экономии средств. Также интеллектуальный учет приведет к получению ряда косвенных эффектов: повышению качества обслуживания, снижению времени локализации аварии и т.д. Необходимо отметить, что перенос ответственности за установку приборов учета на ресурсоснабжающие организации — это в том числе и социальный проект, который направлен на снижение затрат потребителей и повышение качества обслуживания.
Самым очевидным и подтвержденным сегодня на практике эффектом от внедрения интеллектуальных систем учета является сокращение потерь электрической энергии (коммерческих потерь) и связанный с этим рост полезного отпуска электроэнергии (порядка 20% от объема снижения потерь). Потенциал снижения потерь в текущих ценах их покупки составляет порядка 70-80 млрд рублей в год.
Дополнительными весомым эффектом станет снижение операционных затрат сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, в том числе расходов на биллинг, на отключение неплательщиков, на поиск и устранение причин технологических нарушений. Эффективность внедрения интеллектуальных систем учета подтверждается реализованными и реализуемыми проектами в России. Например, сейчас в сетевых организациях реализуются проекты со сроками окупаемости 4-5 лет, позволяющие достичь окупаемости затрат в том числе за счет повышения эффективности функционирования электросетевого комплекса.
Нормативы потребления электроэнергии в жилых помещениях утверждены приказом от 29.04.2013 № 13:
N п.п. | Количество комнат в 1 квартире или жилом доме, характеристика жилого фонда | Единица измерения | Численность проживающих в 1 квартире или жилом доме, величина норматива | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 чел. | 2 чел. | 3 чел. | 4 чел. | 5 чел. и более | |||
Оборудованных стационарными электроплитами и электронагревателями для нагрева воды: | |||||||
1.1. | 1 комната | кВт*ч/месяц на 1 человека | 182 | 113 | 87 | 71 | 62 |
1.2. | 2 комнаты | 215 | 133 | 103 | 84 | 73 | |
1.3. | 3 комнаты | 235 | 146 | 113 | 92 | 80 | |
1.4. | 4 комнаты и более | 249 | 155 | 120 | 97 | 85 | |
Оборудованных стационарными электроплитами без электронагревателей для нагрева воды: | |||||||
2.1. | 1 комната | кВт*ч/месяц на 1 человека | 161 | 100 | 77 | 63 | 55 |
2.2. | 2 комнаты | 190 | 118 | 91 | 74 | 65 | |
2.3. | 3 комнаты | 208 | 129 | 100 | 81 | 71 | |
2.4. | 4 комнаты и более | 221 | 137 | 106 | 86 | 75 | |
Не оборудованных стационарными электроплитами и электронагревателями для нагрева воды: | |||||||
3.1. | 1 комната | кВт*ч/месяц на 1 человека | 155 | 96 | 74 | 60 | 53 |
3.2. | 2 комнаты | 200 | 124 | 96 | 78 | 68 | |
3.3. | 3 комнаты | 226 | 140 | 108 | 88 | 77 | |
3.4. | 4 комнаты и более | 244 | 152 | 117 | 95 | 83 |
Нормативы потребления электроэнергии на общедомовые нужды утверждены приказом от 05.12.2018 № 3-10-84-п:
N п/п | Категория многоквартирных домов | Единица измерения | Величина норматива |
---|---|---|---|
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, оборудованные: | |||
1.1 | осветительной установкой | кВт. ч в месяц на кв. метр | 0,377 |
1.2. | автоматическими запирающими устройствами | кВт. ч в месяц на кв. метр | 0,055 |
1.3. | усилителями телеантенн коллективного пользования | кВт. ч в месяц на кв. метр | 0,009 |
1.4. | насосами системы холодного водоснабжения | кВт. ч в месяц на кв. метр | 0,529 |
1.5. | насосами системы горячего водоснабжения | кВт. ч в месяц на кв. метр | 0,270 |
Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, оборудованные: | |||
2.1. | лифтами и осветительной установкой | кВт. ч в месяц на кв. метр | 1,542 |
2.2. | автоматическими запирающими устройствами | кВт. ч в месяц на кв. метр | 0,025 |
2.3. | усилителями телеантенн коллективного пользования | кВт. ч в месяц на кв. метр | 0,010 |
2.4. | насосами системы холодного водоснабжения | кВт. ч в месяц на кв. метр | 0,800 |
2.5. | насосами системы горячего водоснабжения | кВт. ч в месяц на кв. метр | 0,398 |
N п.п. | Направления использования ресурса | Единица измерения | Сельскохозяйственные животные | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Крупный рогатый скот | Лошади | Свиньи | Овцы | Козы | |||
5.1. | Освещение в целях содержания сельскохозяйственных животных | квт*ч/месяц на 1 голову животного | 0,83 | 0,83 | 0,83 | 0,17 | 0,17 |
5.2. | Приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных | квт*ч/месяц на 1 голову животного | 6,83 | 7,08 | 7,38 | 0,58 | 0,58 |
* В соответствии с абз. 3 п. 42, п. 60(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в редакции ПП РФ от 29.06.2016 г. № 603 размер платы за коммунальную услугу «электроснабжение» исчисляется с применением повышающего коэффициента, который в 2016 г. принят равным 1,4, а с 1 января 2017 г. – 1,5.
Прочие документы:
«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области»
Приказ от 03.07.2018 № 3.10-40-п
«Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме потребителями, проживающими в многоквартирных домах населенных пунктов муниципальных образований»
Приказ от 27.04.2018 № 3.10-18-п