УК РФ контрабанда

Коллекционеров и торговцев произведениями искусства во все времена не останавливали границы и строгое законодательное регулирование оборота таких предметов.

Проблема борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей носит международный характер и порой связана с противодействием группам, специализирующимся на хищениях, перепродаже и незаконном вывозе за рубеж произведений искусства, старинных монет и других ценностей.

При этом привлечь внимание правоохранителей и подвергнуться уголовному преследованию по своему незнанию могут добропорядочные пассажиры и пользователи международных почтовых сервисов.

Перемещение культурных ценностей через границу

Для культурных ценностей установлен особый порядок перемещения через границу. Физические и юридические лица имеют право на вывоз, временный вывоз, ввоз или временный ввоз культурных ценностей.

При этом физические лица могут ввозить и вывозить культурные ценности в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых для личного пользования, с соблюдением установленных для перемещения таких предметов условий. Культурные ценности подлежат обязательному письменному декларированию гражданами с применением пассажирской таможенной декларации (ПТД).

Согласно ст. 5 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» к таковым относятся движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение.

Перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Союз), правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами — членами Союза, определяются решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Так, перечень культурных ценностей, подлежащих контролю при перемещении через таможенную границу Российской Федерации определен разделом 2.20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Союза в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30. В перечень, в частности входят, входят произведения живописи, скульптуры, печатные издания, монеты, антикварное оружие, музыкальные инструменты и др.

Правовое регулирование ввоза или вывоза культурных ценностей с территории одного государства — члена Союза на территорию другого государства — члена Союза имеет свои особенности.

В частности, несмотря на то, что в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы (статья 29 Договора о Евразийском экономическом союзе), допускает возможность ограничения оборота отдельных категорий товаров, в том числе для охраны культурных ценностей.

Порядок ввоза и вывоза гражданами культурных ценностей

При ввозе физическими лицами в Российскую Федерацию, в том числе при их временном пребывании в стране, культурные ценности подлежат таможенному декларированию в письменной форме с применением ПТД.

Включенные в Единый перечень культурные ценности, иные предметы и документы освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов вне зависимости от их стоимости и веса. При ввозе таможенному органу необходимо представить заключение уполномоченного эксперта об отнесении перемещаемых предметов к культурным ценностям. Соответствующий список экспертов по культурным ценностям с указанием специализации, в том числе осуществляющих экспертизу в аэропортах, размещен на сайте Министерства культуры.

Вывоз физическими лицами культурных ценностей в качестве товаров для личного пользования возможен при наличии заключения (разрешительного документа) и также предусматривает подачу ПТД.

Вывоз ранее ввезенных в качестве товаров для личного пользования культурных ценностей осуществляется при представлении таможенному органу ПТД, оформленной при ввозе культурных ценностей, содержащей идентификационные признаки указанных культурных ценностей (наименование, автор, год создания, материал и техника создания, размеры и др.).

В остальных случаях вывоз (временный вывоз) осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), выданного территориальным управлением Министерства культуры России, либо письменного уведомления об отсутствии необходимости разрешительного документа для вывоза.

В случае вывоза физическими лицами оружия, имеющего культурную ценность, но не отнесенного к антикварному оружию, помимо заключения (разрешительного документа), представляется заключение (разрешительный документ) Федеральной службы войск национальной гвардии.

Вывоз культурных ценностей физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами осуществляется на основании соответствующей лицензии.

Статьей 35.1 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» определены культурные ценности, не подлежащие вывозу без обязательства их обратного ввоза (имеющие особое значение, постоянно хранящиеся в государственных музеях и некоторые другие).

Минкультом разработаны методические рекомендации по оформлению документации при ввозе и вывозе культурных ценностей в Российскую Федерацию, которые размещены на сайте министерства.

Уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей

Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей могут повлечь уголовную ответственность по ст. 226.1 УК (контрабанда) или административную по одному из составов, предусмотренных гл. 16 КоАП (административные правонарушения в области таможенного дела). Также предусмотрена уголовная ответственность (ст. 190 УК) за невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством.

Так, статьей 226.1 УК предусмотрена ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС культурных ценностей в крупном размере. Преступление относится к тяжким даже при основном неквалифицированном составе и наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Квалифицирующими признаками преступления являются совершение преступления должностным лицом с использованием служебного положения, применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, а также совершение преступления в составе организованной группы (при этом как признак отсутствует предварительный сговор, но он может быть признан судом отягчающим обстоятельством). Самая строгая санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы до двенадцати лет.

Контрабанда возможна путем незаконного перемещения культурных ценностей как через таможенную границу Союза, так и через государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза.

Естественно, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК, необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных предметов к культурным ценностям и их стоимость, для чего следователь и суд должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов.

Согласно примечанию 4 к ст. 226.1 УК крупным размером культурных ценностей признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Наиболее типичным способом незаконного перемещения физическими лицами культурных ценностей является их провоз пассажирами в багаже при следовании автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом. Нередки случаи пересылки культурных ценностей в международных почтовых отправлениях. Выявляются такие факты в ходе таможенного досмотра багажа или МПО.

Способы контрабанды

Контрабанда культурных ценностей возможна путем их перемещения вне установленных мест, с сокрытием от таможенного контроля, с недостоверным декларированием или недекларированием, а также с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о таких ценностях.

Сокрытие культурных ценностей от таможенного контроля представляет собой совершение любых действий, направленных на то, чтобы затруднить их обнаружение либо утаить их подлинные свойства, в том числе придание одним предметам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах.

Недекларирование как способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований по декларированию товаров, то есть заявлению таможенному органу в установленной форме сведений о товарах, избранной таможенной процедуре и иных необходимых сведений. Возможно путем не заявления таможенному органу культурных ценностей либо их части (не заявляется часть культурных ценностей, либо при перемещении нескольких предметов в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном из них, либо таможенному органу представляются культурные ценности, отличные от тех, сведения о которых были заявлены в таможенной декларации).

Если декларантом заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения, то указанные действия рассматриваются как недостоверное декларирование товаров.

Также контрабанда возможна путем предоставления таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения культурных ценностей документов, содержащих недостоверные сведения о ввозимых или вывозимых предметах.

Незаконное перемещение предметов, совершенное с использованием изготовленного другим лицом поддельных официального документа, печати, полностью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК. Если лицо использует подделанный им же официальный документ, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных статьями 327 и 226.1 УК РФ.

Что будет с изъятыми культурными ценностями?

По делам данной категории применяются положения главы 15.1 УК о конфискации предметов незаконного перемещения через границу и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

Если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 УПК при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о признанных вещественными доказательствами предметах контрабанды.

В случае неустановления законных владельцев предметы контрабанды обращаются по решению суда в собственность государства. При этом споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Заключение

Как показывает практика, зачастую граждане не декларируют перевозимые предметы из-за банального незнания таможенного законодательства, порядка ввоза и вывоза культурных ценностей, а также не осведомленности о том, какие предметы запрещено перемещать через границу. При пересылке предметов в международных почтовых отправлениях отправители и получатели не проверяют запрещены ли они к перемещению данным способом, не обращаются к актуальным информационным ресурсам Минкульта, таможенных органов и почтовых служб.

Транспортировка культурных ценностей строго контролируется. Чтобы не стать фигурантом уголовного дела, необходимо серьезно подойти к вопросу оформления разрешительной документации и заранее предусмотреть все нюансы перемещения культурных ценностей через границу.

На днях генпрокурор Украины Юрий Луценко, комментируя на своей странице в фейсбуке скандал, связанный с контрабандными запчастями для предприятий Укроборонпрома, заявил: «К вашему сведению: контрабанда декриминализована». 1 марта, на пресс-конференции в медиацентре «Информатор Киев» адвокат Юрий Белоус рассказал о том, что является контрабандой в Украине.

Что такое «контрабанда»

Согласно положениям Уголовного кодекса Украины, контрабанда — это перемещение через таможенную границу государства вне таможенных пунктов или скрытно через таможенный пункт оружия, боеприпасов, взрывчатки, ядовитых или сильнодействующих веществ и культурных ценностей. Наркотики к контрабанде не относятся, но за их провоз уголовная ответственность наступит по незаконному обороту наркотических и психотропных средств.

«Если это происходит с указанным перечнем вещей, то это будет нарушение ст. 201 УК Украины (контрабанда). За это предусматривается наказание в виде лишения свободы по ч. 1 — от 3 до 7 лет, по ч. 2 (группа лиц или при участии должностного лица) — от 5 до 12 лет с конфискацией имущества», — сообщил Юрий Белоус.

Комментарий Генпрокурора Украины

Что такое «декриминализированная контрабанда»

По словам Юрия Белоуса, раньше за провозку товаров не через таможенный пункт (по лесам, горными реками, даже квадрокоптерами) или скрывая в каких-то полостях авто, и прочими способами, грозила уголовная ответственность.

«Теперь такое перемещение товаров, не входящих в указанный выше перечень, также считается контрабандой, но за это уже наказывают не в уголовном, а в административном порядке. За это может быть предупреждение, если человек попадается впервые и количество товара незначительно, может быть штраф или же конфискация этого товара.

Если говорить о наиболее частых видах такой контрабанды, то это — сигареты на Закарпатье и Буковине. Местные жители этим очень сильно промышляют: на себе возят, переправляют лесами, горными речками и так далее. За это может быть штраф в размере 100% от стоимости партии товара, если то же лицо попадается еще раз в течение года — 200% от стоимости товара. Естественно, сигареты конфискуются в любом случае.

Теперь о том, что происходит, если товары перемещаются в виде торговли. Тут товары переходят через таможенную границу Украины по контракту или договору. И если в таком случае человек или фирма декларирует не те реквизиты договора, не то количество товара, не ту страну его происхождения, то за это тоже грозит административная ответственность, но уже сразу 300% от размера того таможенного платежа, который должен был быть внесен при пересечении границы.

Эта декриминализация была сделана для того, чтобы государство могло контролировать, что реально вывозится из страны и завозится в нее и в каких количествах», — пояснил Юрий Белоус. Классический пример такой контрабанды — завоз автомашин из Евросоюза на евробляхах.

«Декриминализация контрабанды явление нормальное, снова возвращаться только к уголовной ответственности считаю нецелесообразным, штрафы вполне достаточные. Главное, чтобы неизбежность наказания в этом случае была неотвратимой. А вот к чиновникам и пограничникам, допускающим случаи ухода от ответственности виновных в декриминализированной безопасности, считаю нужным оставить уголовную ответственность, поскольку они в силу своей некомпетентности или по сговору наносят экономический урон стране», — считает Юрий Белоус.

Комментарии по нашумевшей контрабанде в «оборонке»

«В виду нашумевшего расследования по оборонной сфере могу сказать, что по тому количеству всплывших фактов и эпизодов работы для правоохранительных органов будет очень много. И для НАБУ, и для СБУ, и для Государственного бюро расследований. Надо точно установить, каким образом эти запчасти завозились, куда попадали, как использовались, не было в результате этого тяжких последствий в виде гибели и травмирования людей. Начинать тут, конечно же, надо с таможни, ведь кто-то из таможенников в этом участвовал, поскольку эти запчасти на себе по лесным тропкам не пронесешь», — уверен Юрий Белоус.

Алексей Логинов

С 17 января с.г. вступили в силу нормы Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации ответственности за нарушения в сфере хозяйственной деятельности)» (Закон о гуманизации), которыми, среди прочего, декриминализуется контрабанда товаров.

Уголовно наказуемыми деяниями, согласно статье 201 Уголовного кодекса (УК) Украины, теперь считаются только: перемещение через таможенную границу вне таможенного контроля или с сокрытием от такового культурных ценнос­тей, отравляющих, сильнодействующих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, оружия и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боевых боеприпасов к нему), а также специальных технических средств негласного получения информации. Контрабанда товаров исключена из диспозиции статьи Уголовного кодекса и больше не является уголовным преступлением.

Следует отметить, что такой подход не является украинским ноу-хау. Во многих странах Западной Европы контрабанда товаров, не запрещенных к обороту, — уже давно не преступление. В России также была декриминализирована контрабанда товаров — согласно вступившему в силу с декабря 2011 года закону.

Однако ошибочно полагать, что пос­ле декриминализации на Украине начнется повальное перемещение через таможенную границу множества товаров в обход таможенных процедур и обязательных платежей. К сожалению, ряд украинских деловых изданий именно так расценили это новшество, чем ввели в ­заблуждение предпринимателей, занимающихся экспортом-импортом. В действительнос­ти же Закон о гуманизации полностью не освобождает от уголовной ответственности за контрабанду товаров и при этом предусматривает увеличение штрафных санкций за такие правонарушения.

Смотря как квалифицировать

Контрабанда товаров, не запрещенных к обороту, как правило, совершается в целях уклонения от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей (ввозных пошлин, НДС, акциза). Такие действия подлежат квалификации по совокупности правонарушений: и как контрабанда, и, одновременно, как уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) согласно статье 212 УК Украины. Именно на это обращается внимание в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Украины (ВСУ) от 3 июня 2005 года № 8 «О судебной практике в делах о контрабанде и нарушении таможенных правил». Таким образом, импортер, которого «поймали» на контрабанде, даже после декриминализации статьи о контрабанде товаров не сможет полностью защититься от неприятных последствий возбуждения уголовного дела, а значит, и от возможных следственных действий, таких как допросы, обыски, выемки, меры пресечения, очные ставки и др.

Согласно пункту 11 постановления Пленума ВСУ от 8 октября 2004 года № 15 «О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей», контрабанда аналогично может быть сопряжена с мошенничеством с финансовыми ресурсами (статья 222 УК Украины). В тех случаях, когда служебное лицо предприятия предоставило таможенному органу заведомо неправдивую информацию с целью получения льгот по налогам (сборам, другим обязательным платежам), а после их незаконного получения использовало их как способ уклонения от уплаты налогов, содеянное правонарушение квалифицируется дополнительно. Это уже зависит от размеров сумм налогов, которые фактически не поступили в бюджеты или государственные целевые фонды. Если размер неоплаченных налогов (сборов, других обязательных платежей) равен или превышает 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (нмдг), но менее чем 5000 нмдг, то правонарушение квалифицируется по части 2 статьи 222 УК Украины; а если он в 5000 и более раз превышает нмдг — по части 3 статьи 212 и части 1 статьи 222 УК Украины.

Все эти факты нашли свое подтверждение в сложившейся судебной практике ВСУ и отражены в ряде научно-практических комментариев к УК Украины, подготовленных авторитетными украинскими учеными.

Штрафы возросли

До 17 января с.г. при контрабанде товара, стоимость которого меньше чем 470 500 грн (в 2011 году) или 536 500 грн (в 2012 году), виновное лицо могло быть оштрафовано на сумму от 8500 грн до 17 000 грн без конфискации товара. А пос­ле вступления в силу Закона о гуманизации на виновное лицо уже будет наложен штраф в размере 100 % от стоимости товара с обязательной конфискацией такого товара в доход государства. Если лицо привлекается к ответственности за контрабанду товаров повторно в течение года — сумма штрафа удваивается (и снова — с обязательной конфискацией товара). Примечательно, что суровые санкции теперь действуют и в случае хранения, перевозки или приобретения товаров, ввезенных кем-то другим на таможенную территорию Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от такового. Причем конфискация таких товаров или транспортных средств предусмотрена и у добросовестного приобретателя.

Наказание расширили на невиновных

Особое внимание следует обратить на нормы Таможенного кодекса (ТК) Украины, предписывающие в обязательном порядке конфисковывать транспортные средства, которые использовались для перемещения контрабандных товаров. В новой редакции статей 351, 352 ТК Украины речь идет о любых транспортных средствах (авиационных, вод­ных, железнодорожных, автомобильных), которыми перевозился такой товар. Даже о не являющихся собственностью правонарушителя (пункт 40 статьи 1, часть 2 статьи 326 ТК Украины) и не содержащих в себе тайников для сокрытия в них контрабанды. Такие нормы противоречат положениям Конституции Украины и здравому смыслу.

Так, в положениях части 2 статьи 61 Конституции Украины сказано, что юридическая ответственность на Украине имеет индивидуальный характер. За правонарушение, совершенное одним лицом, не может нести ответственность другое (невиновное) лицо. За контрабанду, совершенную импортером, не может нес­ти имущественную ответственность в виде конфискации его транспортного средства ни в чем не повинный собственник транспорта, который, как правило, ни импортером, ни владельцем груза не является и не заинтересован в результатах контрабанды. Учитывая, что, согласно час­тям 2, 3 статьи 8 Конституции Украины, она имеет высшую юридическую силу, и все нормативно-правовые акты должны ей соответствовать, а также то, что нормы Конституции являются нормами прямого действия, право ссылаться на них при обращении в суд является гарантированным.

Кроме того, за умышленные действия по сокрытию товаров от таможенного контроля, к примеру, с использованием тайников, и за простую ошибку, допущенную в таможенной декларации, нормами ТК Украины предусмотрены одинаково суровые санкции.

Ответственность за контрабанду товаров в результате вступления в силу Закона о гуманизации никак не уменьшилась. Размер финансовых санкций значительно увеличился, добавилась обязательная конфискация товаров и транспортных средств, с помощью которых осуществлялась их перевозка, а от уголовной ответственности, учитывая разъяснения Пленума ВСУ, уйти полностью не удастся. Фактически государство продолжает увеличивать санкции в областях, связанных с наполнением бюджета, и ни о каких послаблениях говорить сейчас не приходится.

РЫБАЧКОВСКИЙ Константин — ­адвокат, управляющий партнер АО «Столич­ный адвокат», г. Киев

Мнение

Сомнительные санкции

Александр МЕЛЬНИК,
юрист МПЦ EUCON

Законом от 15 ноя­бря 2011 года № 4025-VI уголовно-правовая природа контрабанды приближена к законодательству европейских стран. Новая редакция статей 351 и 352 Та­можен­ного кодекса (ТК) Украины предусматривает значительные санкции — штраф в размере 100 и 200 % от стоимости товаров или транспортных средств, а также конфискацию как основное или дополнительное взыскание. Однако, учитывая положения статьи 1 первого Протокола к Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, могут возникнуть сомнения в правомернос­ти и безусловности применения новых санкций за товарную контрабанду в каждом конкретном случае. Практика Европейского суда по вопросам прав человека говорит о необходимости учета ряда обстоятельств, в частности, при осуществлении конфискации. Среди этих обстоятельств — размер нанесенного государству вреда, реальная стоимость конфискованного имущества, соответствие санкций нанесенному вреду (например, решение от 6 ноября 2008 года по делу «Исмаилов против России»).

Уголовная ответственность за контрабанду в современной России вводилась ст. 188 Уголовного кодекса (УК) РФ 1996 года. Она определяла контрабанду как «перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров и предметов без таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием». За подобное деяние предусматривалось до пяти лет заключения. Контрабанда психотропных, ядовитых, взрывчатых веществ, оружия, культурных ценностей и другого влекла более суровую ответственность — от трех до семи лет с конфискацией имущества или без. За контрабанду при отягчающих обстоятельствах (неоднократно, должностным лицом, с применением насилия) полагалось от пяти до десяти лет, за контрабанду в составе организованной преступной группы (ОПГ) — от семи до 12 лет с конфискацией.

В декабре 2003 года в УК РФ внесены поправки, смягчающие наказания за экономические преступления. В том числе они позволили вместо тюрьмы приговаривать контрабандистов к штрафу от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере их дохода за период один–два года. В наказании за контрабанду c отягчающими обстоятельствами или в составе ОПГ конфискацию имущества заменили штрафом в размере до 1 млн руб. или дохода осужденного за период до пяти лет. С января 2010 года в качестве дополнительной санкции за контрабанду особых видов предметов, предусматривающую более суровое наказание, можно было также применять ограничение свободы.

7 декабря 2011 года президент Дмитрий Медведев подписал закон, в соответствии с которым была отменена уголовная ответственность за «обычную» контрабанду, и ст. 188 утратила силу. Одновременно в УК РФ внесены новые статьи — 226.1 и 229.1, сохраняющие ответственность за контрабанду запрещенных к обороту (наркотики, яды, взрывчатка) и стратегических товаров. За подобные преступления предусмотрено наказание до 12 лет тюрьмы, штраф до 1 млн руб., а в случаях контрабанды наркотиков при отягчающих обстоятельствах возможно даже пожизненное заключение.

УК РФ контрабанда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *