Взыскание с бриско

Туроператор приостановил свою деятельность, юристы советуют добиваться возмещения от страховой

Brisco сдался. Это произошло после череды отзывов лицензий у страховщиков и стало логическим завершение той черной полосы, в которую туроператор попал после крушения лайнера «Когалымавиа» над Синаем 31 октября 2015 года, остановки продаж туров в Египет, а потом и в Турцию. И это первый случай за последние два года, когда известная на рынке компания прекращает работу, имея не исполненные обязательства перед клиентами.

Денег нет, но вы бронируйте

Туроператор Brisco (в федеральном реестре – ООО «Триомед») разместил на своём сайте сообщение, согласно которому со 2 августа компания приостанавливает свою операционную деятельность.

В пресс-релизе такое решение объясняют сложностью с получением финансовых гарантий. У двух подряд страховых компаний, обеспечивавших фингарантии Brisco – сначала у «Свисс гарант», затем у «Внешэкономстраха» – были отозваны лицензии. За несколько дней, прошедших с 28 июля, когда «Внешэкономстрах» лишился лицензии, Brisco перестраховаться не смог.

Видимо, это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения собственников компании. Ведь после закрытия Египта и Турции Brisco заявлял, что разнообразит свой ассортимент и предлагал туры в Болгарию и другие страны. Еще 26 июня туроператор разместил на сайте объявление о продаже туров по 44 новым направлениям на основе динамических пакетов. Но при этом, средства за несостоявшиеся туры в закрытые Египет и Турцию не возвращал, заявляя, что денег нет.

«Несмотря на такое вынужденное решение, мы не отказываемся от взятых на себя обязательств и в скором времени предложим альтернативные варианты исполнения обязательств по несостоявшимся турам в Египет и Турцию за счет ресурсов других компаний, входящих в группу TH&C», – обнадеживает Brisco на своем сайте. Но это сильно напоминает предыдущие обещания компании расплатиться по долгам, которые закончились ничем.

Туристов в Болгарии держат на контроле

К счастью, в отличие от серии туроператорских крахов, случившихся два года назад, остановка деятельности Brisco, не вызвала катастрофических последствий, так как объем продаж был минимален. Известно, что сейчас в Болгарии находятся около 20 туристов Brisco. Еще примерно столько же клиентов компании ожидают вылета 5‑8 августа. Как заявил директор «Турпомощи» Александр Осауленко, туроператор пообещал, опять же на словах, что по отношению к этим туристам выполнит свои обязательства на 100%, то есть первые вернутся, а вторые улетят.

«Мы в контакте с Brisco, они действуют в рамках российского законодательства: не ждут приказа, а честно уведомляют своих партнеров и клиентов о приостановке деятельности, как только стало ясно, что лицензия страховщика отозвана», – прокомментировал Осауленко.

Однако, основные вопросы возникают не по поводу тех сорока туристов компании, которые отдыхают или будут отдыхать в Болгарии. А вот точного количества тех, кто не вылетел еще в прошлом году в Египет и Турцию никто не знает.

Страховая открещивается

Телефоны Brisco 2 августа не отвечали. Поэтому оценить задолженность туроператора по прошлогодним турам можно только приблизительно. Эксперты оценивают суммарный долг крупнейшим российским турагентским сетям в 15-17 млн рублей. И это не считая независимой розницы и обязательств перед клиентами, оплатившими туры напрямую в компанию. Такие тоже могут быть.

Средняя цена тура в Египет или Турцию составляла на момент бронирования в прошлом году 50-60 тысяч рублей. Разделив задолженность перед сетями на стоимость тура получаем почти 350 – как минимум такое число туристов Brisco не вылетели по своим путевкам.

Теперь многие из них будут пытаться вернуть свои деньги. На момент закрытия вышеуказанных направлений страховщиком Brisco был «ВСК». Известно, что еще весной некоторые клиенты обращались туда за компенсациями. Но там парировали претензии туристов.

«В соответствии с разъяснениями Всероссийского союза страховщиков, акты органов власти являются стандартным исключением по договорам страхования выезжающих за рубеж и страхования гражданской ответственности туроператоров, компенсации в данном случае не предусмотрены», – сообщала пресс-служба «ВСК» в ответ на запрос TourDom.ru еще в апреле, указывая на то, что Турция с Египтом были закрыты указом «сверху».

По словам адвоката Ильи Тугуева, случай с туристами Brisco действительно не страховой, но они могут подать в суд на туроператора. «Шанс выиграть дело против компании велик, однако это не означает, что туристы получат деньги. На руках у них будут исполнительные листы, а вот выполнит ли по ним свои обязательства туроператор – вопрос очень спорный. Возможно, Brisco ждёт скорое банкротство, а значит, туристы с этими исполнительными листами окажутся в списке кредиторов. Как показывает практика, в этом случае рассчитывать на возврат средств могут далеко не все. Например, из клиентов «Лабиринта» менее половины сумели получить свои денежные средства. Здесь складывается похожая ситуация», – говорит эксперт.

Казуистика оставляет шансы на возврат

Тем не менее, есть юристы, которые утверждают, что страховой всё же придётся заплатить. Надо лишь использовать другие аргументы. Свой алгоритм предлагает Елена Валидова, представитель юридической компании «Самдейз».

По её словам, туристу следует в 10-дневный срок направить в адрес туроператора требование завершить с ним взаиморасчёты по договору и вернуть сумму за тур в полном объёме. В этом документе в качестве обоснования надо указать, что требование продиктовано решениями органов власти, которые фактически признали туристическую услугу опасной для потребителя. А так как реализация опасной услуги по закону запрещена (статья 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»), исполнитель обязан отозвать такую услугу и вернуть потребителю деньги.

Валидова также утверждает, что если страховая и на это ответит отказом, нужно обращаться в Центробанк. По ее словам, до марта этого года были прецеденты, когда туристы взыскивали деньги с «ВСК» после таких жалоб ЦБ РФ – в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

В распоряжении редакции есть копия ответа на обращение, в котором зам руководителя этой структуры Е. Щелканов пишет: «в адрес страховой организации направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации». Какие конкретно выявлены нарушения – не уточняется. Валидова надеется, что на основании данного предписания туристам удастся взыскать деньги с «ВСК» и сейчас.

Что касается личной ответственности гендиректора ООО «Триомед» Исмаила Лепиева и владельца компании Висхана Табулаева, то они вряд ли столкнутся с претензиями правоохранительных органов. Адвокат Илья Тугуев отмечает, что туристы не смогли воспользоваться оплаченными услугами не по их вине, а в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Тем не менее, непредсказуемо, как оценит действия руководства в критической ситуации российское законодательство, если такие претензии все же будут предъявлены.

В редакцию TRN от турагента поступил вопрос, связанный с долгами туроператора «Бриско». По информации, ТА, туристы оплатили заявки, но денежные средства так и не были возвращены. Турагент спрашивает, что делать в этом ситуации, и каковы судебные перспективы.

Отвечает адвокат, медиатор Димитрий Морозов:

«Анализируя судебные перспективы в отношении ООО «Триомед» (туроператор «Бриско»), необходимо разделить судебные перспективы и перспективы исполнения решения судов.

В отношении судебных перспектив следует сказать, что каждый случай уникальный. Если речь идет о возврате денежных средств за непредоставленны й или предоставленный ненадлежащим образом туристский продукт, то у туристов (иных заказчиков) перспективы имеются. Если речь идет об иных гражданско-право вых спорах, нужно оценивать их, исходя из конкретной ситуации. Но лучше это оставить юристам, занимающимся конкретными судами.

Тем не менее, для понимания ситуации в целом имеет смысл обратить внимание на информацию, размещенную в открытых источниках на официальных сайтах государственных организаций.

Согласно данным сайта налоговой инспекции, ООО «Триомед» зарегистрировано , не находится в процессе ликвидации. На сайте «Коммерсанта» – официальном портале, публикующем информацию о банкротящихся предприятиях, в отношении ООО «Триомед» не содержится какой-либо информации, что показывает отсутствие активных процедур; наблюдение в контексте законодательства о банкротстве не введено.

При этом в реестре действующих туроператоров на официальном сайте Ростуризма ООО «Триомед» сейчас не значится.

Данное обстоятельство означает, что ООО «Триомед» если и осуществляет какую-либо хозяйственную деятельность, то не туроператорскую, а иную.

Таким образом, из официальных сайтов, отражающих статус предприятий в целом и предприятий туризма в частности, можно сделать вывод, что данная организация существует, банкротом на сегодняшний день не является.

Но турагента интересовало, что именно делать с дебиторской задолженностью ООО «Триомед» перед туристами, и каковы судебные перспективы.

Исследуя данный вопрос можно обратить внимание на 2 основных источника: официальный сайт Арбитражного суда г. Москвы и сайт Службы судебных приставов. Сайты судов общей юрисдикции для данного исследования смотреть не будем, поскольку граждане имеют право подавать иски по месту своего жительства (как потребители) и для полного анализа нужно пересмотреть много сайтов судов. При этом можно предположить, что такие дела рассматриваются и суды постановляют решения о взыскании денежных средств.

На сайте арбитражного суда города Москвы в отношении ООО «Триомед» содержится информация о более чем 26 делах по искам контрагентов, в том числе и заявление о признании должника банкротом. В целом для крупных предприятий данное количество исков не является чем-то катастрофическим , но одно из дел, это заявление о банкротстве.

Наличие такого заявления показывает, что предприятие, вероятно, имеет недостаток денежных средств для покрытия задолженностей.

Такой же вывод, к сожалению, можно сделать и исходя из анализа открытой информации, размещенной на сайте Службы судебных приставов. В частности там опубликована информация о наличии примерно 170 открытых и незавершенных исполнительных производств. Причем как на суммы от 300 рублей до нескольких сотен тысяч рублей.

Данное обстоятельство, также показывает, что денежные средства, необходимые для погашения долгов отсутствуют.

В целом, исходя из вышеизложенного, делаем сделать вывод, что исполнение новых и уже имеющихся решений в отношении ООО «Триомед», в настоящее время, представляется затруднительным».

Туроператор Brisco вернет деньги за туры в Египет всем, кто обратился за возвратом 31 октября и 1 ноября. Позже все запросы будут рассматриваться в индивидуальном порядке. Об этом сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

Ирина Тюрина подчеркнула, что туристам нужно обращаться в те агентства, где они приобретали туры.

Airbus А-321 авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший рейс из Шарм-эль-Шейха в Петербург, разбился на севере Синая неподалеку от города Эль-Ариш. Все пассажиры, находившиеся на борту, погибли.

Последствия ухода с рынка туроператора Brisco до сих пор ощущают на себе многие: туристы исправно выигрывают у компании суды, но так никаких средств вернуть себе и не могут. При этом страдают турагентства, на которые переключается гнев кинутых туристов, многие из которых уверены, что руководство туроператора целенаправленно вывело все средства компании за границу, лишь бы не платить по искам. По многочисленным просьбам читателей корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ» прояснил у экспертов-юристов, что можно туристам сделать в сложившейся ситуации.

Напомним, что 2 августа туроператор «Brisco» объявил о приостановке свой деятельности, что в переводе с юридического на бытовой язык означает крах или банкротство. Компания, специализирующаяся на Турции и Египте, считалась туроператором «средней руки», и вместе с авиакомпанией «Когалымавиа» (бренд «MetroJet») входила в одну группу, главой которой считался выходец из Чечни Исмаил Лепиев, а совладельцем — турецкий бизнесмен Хамит Багана. В качестве причин краха сама компания назвала теракт на борту лайнера А321 авиакомпании «Когалымавиа», случившийся 31 октября 2015 года, нанесший «непоправимую» имиджевую потерю, а также последовавшее за ним закрытие наиболее популярных направлений – Турции и Египта. Ускорило падение компании и фактические банкротство «Когалымавиа». Последней каплей стал отзыв лицензий у двух подряд страховых компаний, обеспечивавших туроператору финансовое обеспечение. При этом на тот момент Ростуризм подтверждал, что компания уходит с рынка без долгов.

Однако последнее утверждение правдой не оказалось: по делу Brisco прошло уже несколько судов. Например, в начале декабря Brisco» в очередной раз проиграл суд с туристами, которые ещё год назад так и не смогли отправиться в Египет из-за введенного запрета на авиасообщение с Россией. Компания отказалась возвращать путешественникам оплату за туры в Египет, однако суд стал на сторону пострадавших и обязал «Brisco» выплатить путешественникам полную стоимость приобретенных путевок, а также за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителей, выплатить компенсацию морального вреда и штрафа в размере 50% от суммы путёвки, говорится в сообщении управления Роспотребнадзора по Саратовской области.

Однако, как показывает практика, и решение суда в пользу туриста в данном случае не ставит точку в процессе. Так, в редакцию «ТУРПРОМ» с просьбой прояснить ситуацию с невыплатами по искам к Бриско обратились пострадавшие туристы. «Многие туристы выиграли суды, но компания не платит, не отвечает на телефонные звонки… Такое ощущение, что деньги уже выведены из страны. Обращения в органы внутренних дел и прокуратуру ситуацию не проясняют», — отметил читатель.

И действительно, как отмечают юристы, выигрыш в суде — это лишь половина пути в направлении взыскания денежных средств. «Если ответчик не желает исполнять решение суда, то возникает вопрос — «А что же делать в таком случае?». Законодатель предусмотрел данную ситуацию и, в целях защиты прав истца указал на следующую стадию гражданского процесса – исполнительное производство», — прокомментировал ситуацию Вадим Погорелов, юрист юридической компании Александра Байбородина. По словам эксперта, принудительное исполнение судебных решений осуществляется судебными приставами-исполнителями на основании исполнительного листа либо иных документов, предусмотренных ст. 12 Федерального Закона № 229 «Об исполнительном производстве». «После вступления решения в законную силу, туристам необходимо получить исполнительный лист в суде, вынесшем указанное решение. Исполнительный лист выдаётся на основании заявления», — прокомментировал Вадим Погорелов.

А вот после получения исполнительного листа есть несколько вариантов дальнейших действий:

  1. направление исполнительного листа в Банк, в котором у ответчика (должника) имеется счет. Данный вариант подходит только в случае, если вы точно знаете о наличии счетов ответчика (ч.1 ст.8 Федерального Закона № 229 «Об исполнительном производстве»);
  2. направление исполнительного листа в Федеральную службу судебных приставов для принудительного исполнения. «Не самый быстрый способ восстановить справедливость, однако, при правильном взаимодействии с судебным приставом-исполнителем, довольно эффективный (ст.5 Федерального Закона № 229 «Об исполнительном производстве»)», — считает эксперт.

Для того, чтобы предъявить исполнительный лист к исполнению в Федеральную службу судебных приставов, необходимы следующие документы (п.1 ст.30 Федерального Закона № 229 «Об исполнительном производстве»): 1) оригинал исполнительного листа; 2) оригинал заявления на возбуждение исполнительного производства.

«Из обращения не усматривается, что туристы обращались в Федеральную службу судебных приставов. В этой связи, туристам можно посоветовать обратиться в указанную службу», — считает юрист. По его словам, для того, чтобы все процессуальные действия происходили более менее быстро, взыскателю (истцу, туристу, турагентству) необходимо активно посещать своего судебного пристава. «Также в качестве рекомендации: все запросы/постановления/уведомления судебным приставом направляются посредством Почты России, что делает процесс исполнения судебного решения достаточно долгим. Поскольку турист хочет своих денег как можно скорее, ему необходимо будет «помочь» приставу. Это помощь заключается в том, что туристу необходимо получать некоторые запросы/постановления/уведомления на руки и самостоятельно отвозить их адресату», — отметил Вадим Погорелов.

Также эксперт предупреждает, что на каждого судебного пристава-исполнителя даже в Москве в среднем находится от 1’000 и более исполнительных производств. «В связи с этим не стоит думать, что он, получив от туриста исполнительный лист, пойдет его исполнять первым делом. Поэтому туристу необходимо периодически напоминать о себе, приходить на прием к приставу, знакомиться с материалами исполнительного производства. Это даст понять сотруднику ФССП, что взыскатель заинтересован в скорейшем исполнении решения суда», — подчеркнул Вадим Погорелов.

Что касается турагентств, которые также уже успели пострадать от претензий туристов к Brisco, то эксперт подчеркивает, что если турагент имеет все необходимые документы, подтверждающие как бронирование, так и оплату туристского продукта туроператору, то с большой вероятностью суд будет взыскивать деньги именно с туроператора. «По сути, турагенту главное постоянно контактировать с туристом, показать ему, что он не брошен, оказать ему максимальную информационную и организационную поддержку. Замечу, что если у туриста уже есть на руках решение о взыскании денежных средств с Бриско, то его попытки взыскать деньги с турагента по причине того, что их нет у туроператора, не увенчаются успехом, поскольку в рамках конкретной путёвки судом уже было определено лицо, обязанное осуществить возврат денежных средств. Таким образом, турагентам, которые вовремя забронировали, оплатили туристский продукт и имеют на руках соответствующие документы, по большому счету опасаться нечего», — резюмировал эксперт.

Взыскание с бриско

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *