Уход за инвалидом 1 группы

112.ua

Раньше за уход за 80-летними можно было получить компенсацию. Правда, она была совсем смехотворной — 4 гривны и 80 копеек. Ставка делалась на то, что за престарелыми захотят ухаживать в обмен на стаж. Больше года назад эту помощь отменили из-за несостоятельности выплаты, и с тех пор тем, кто ухаживает за престарелыми пенсионерами, не светят автоматические отчисления к будущей пенсии.

В конце июля правительство приняло постановление, согласно которому одинокие пенсионеры старше 80 лет получат 685 гривен ежемесячного пособия. Экспертное сообщество восприняло это как новость о повышении объема компенсации. Но в правительстве говорят, что это не старая компенсация, а новая, специально созданная доплата. Ее экс-премьер Алексей Гончарук обещал еще во время презентации бюджета на текущий год.
Более того, пенсионеры могут на старте получить на руки даже больше 685 гривен. В постановлении указано, что оно начинает работать «задним числом», 1 января 2020 года. Министр соцполитики Марина Лазебная подчеркнула, что будет учитываться период, который уже прошел.

Пенсионеры обращаются за предоставлением выплаты в собесы, однако им пока отказывают. В чем причина заминок, и как теперь будут начислять помощь на уход?

Выплата не для всех

Правительство внесло изменения в порядок начисления помощи по уходу, который раньше включал уход по инвалидности или для малообеспеченных пенсионеров. Согласно решению правительства, одиноким 80-летним украинцам будут начислять 40% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Это гораздо больше, чем для других категорий. В порядке, в который вносятся изменения, людям с инвалидностью II группы выделяют лишь 25% от прожиточного минимума, а для IIІ группы — и вовсе только 15%. С чем связано такое распределение — неясно. Адвокат Ростислав Кравец считает, что сумма взята «с потолка» и абсолютно логически не обоснована.

Можно предположить, что законодатели отталкивались от компенсации профессиональной деятельности по уходу. Если пересчитать выделяемую сумму на 20 гривен в час, денег хватит на то, чтобы оплачивать 1 час специалиста в день. Впрочем, удастся ли найти желающих работать за такие деньги на практике — отдельный вопрос.

Кроме того, эти выплаты учтут в общем семейном доходе, как это недавно сделали с субсидиями. Поднимая один показатель в формуле выплат, законодатель отменяет другой. Так что, если оформить эту доплату, выплату для малообеспеченной семьи пенсионеры рискуют уже и не получить. Как вариант, можно оформить вместо новой выплаты уже существующую надбавку за уход, которая не учитывается в общем доходе. Но стоит ли 50 гривен в месяц бумажной волокиты?

Сейчас эти 685 гривен будут суммироваться с 500 гривнами доплат пенсионерам — их до конца карантина никто не отменял. То есть одинокие пенсионеры будут получать в общей сложности минимум 2 897 гривен. Надбавка получается неплохая. Но с учетом того, что фактический прожиточный минимум в Украине составляет более 4 тысяч гривен, даже этой суммы мало.

Новости по теме: Двойной бюджетный шок: Чем обернутся для украинцев минималка в 6,5 тыс. грн и пенсия в 2 тысячи

Отдельный вопрос — почему выплата «светит» только 80-летним. Ведь нельзя сказать, что одинокие 75-летние защищены лучше. Вероятно, это попытка правительства сэкономить. Рассчитывать на новую выплату сможет совсем небольшое количество пенсионеров, учитывая, что средний возраст жизни украинца — 72 года. Экс-глава Офиса президента Андрей Богдан говорил, что 80-летних в Украине – всего полтора миллиона.

Руководитель управления социального страхования и пенсионного обеспечения Федерации профсоюзов Владимир Максимчук считает, что выплачивать надбавки стоило исходя не из возраста пенсионеров, а из их стажа. Так как 65-летний, который официально проработал 40 лет, не сможет рассчитывать на выплату, которую получит менее трудолюбивый 80-летний с таким же стажем. По его словам, это будет провоцировать социальную несправедливость и недовольство.

Помимо того, что 80-летних в Украине немного, тех из них, кто подпадает под критерий одиночества, еще меньше. Для получения помощи нужна целая кипа бумаг: заявление, справка о составе семьи, вывод врачебно-консультативной комиссии о проблемах со здоровьем. Получить ее заключение не так уж и легко. Это не только рискованно с точки зрения коррупции, но и просто физически сложно для пожилых людей.

Впрочем, что гадать на кофейной гуще? В расчете количества тех, кто почувствует на себе позитивные изменения, можно пойти и от обратного. На новые надбавки правительство в 2020 году предусмотрело дополнительные 806 миллионов гривен. Получается, ежемесячно выплату смогут получать максимум 97 800 человек. Это меньше 1% (!) от всех пенсионеров Украины (их, по данным на начало года, в стране 11,3 миллиона). Вот такая «прорывная» соцпомощь.

До свидания, родственнички

К одиноким, согласно текущему порядку выплат, относятся граждане, не имеющие трудоспособных родственников, обязанных по закону их содержать. Ранее же, когда устанавливалась компенсация по уходу за 80-летними, одиночество определялось тем, что пенсионер просто проживает один.

Получается полный разворот от идей экс-министра соцполитики Андрея Ревы, который считал, что помощь по уходу за пожилым человеком должны предоставлять родственники и предлагал платить за работу им, а не соцработникам. Правда, денежная выплата была столь мизерная, что в основном эти выплаты оформляли как раз ради стажа, чтобы можно было рассчитывать на пенсию.

Теперь же трудоспособные дети, мужья, братья и сестры, которые готовы уйти с работы, чтобы следить за своими родителями, не получат ни денег, ни стажа. Для них, начиная с 2019 года, ничего не меняется. Родственники могут разве что рассчитывать на соцработника, если предоставят объективные причины, по которым не могут следить за своими родителями. А если причины покажутся соцслужбе не слишком весомыми, не будет и этого.

Отчасти, в отмене нормы со стажем есть резон, так как некоторые предприимчивые украинцы оформляли специально ради стажа, и, фактически не оказывая услуг, работали «в тени». Да и уровень ухода со стороны родственника все равно хуже, чем со стороны соцработника. К примеру, человек, который ухаживает за своей не ходячей матерью, может сорвать спину. А специалист знает, что есть скользящие простыни для перемещения больных, которые можно купить или взять напрокат. Медсестры знают, как правильно усаживать, поворачивать пожилых людей, чтобы не травмировать их, предотвратить появление пролежней, безопасно кормить, — если нужно, через специальный зонд, как оказать помощь с гигиеническими процедурами, чтобы человек сохранил достоинство даже в такой ситуации.

Но, скорее всего, правительство ушло от этой практики не только из справедливости, а и потому, что это крайне выгодно. Ежегодно увеличивается требование по количеству отработанных лет для выхода на пенсию (сейчас его нужно 27 лет, а в конце реформы понадобится 35). Чем дальше, тем больше украинцам будет не хватать стажа для выплаты. Дополнительной опции в виде ухода за престарелым не будет, а покупать месяц стажа за 2 тысячи гривен — слишком дорого. Значит, больше людей будет получать наименьшую из возможных видов помощи — минимальную пенсию.

Никакие преимущества от ухода за пенсионерам не получат и посторонние украинцы. Они вообще не будут подавать документы для такой помощи. В порядке начисления доплат речь идет только о данных о самом пенсионере.

Впрочем, есть надежда на то, что хотя бы сами пенсионеры откусят кусок пирога побольше. В постановлении идет речь о том, что правила вступают в силу «задним» числом — с 1 января. Значит ли это, что получат 4 800 гривен за все прошлые 7 месяцев?

5 тысяч гривен «задним числом»

Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Экономический эксперт Олег Пендзин говорит, что норма вступает в силу с момента подписания закона, а значит, на дополнительные суммы рассчитывать не стоит. А вот адвокат Ростислав Кравец подчеркивает: пересчет будет, раз это указано в постановлении. Судя по заявлениям Минсоцполитики, Кравец прав. Но вряд ли начисления будут одномоментными. Здесь все зависит от правительства и от того, найдутся ли деньги в бюджете.

Секвестр здорово порезал социальные выплаты. Почти месяц назад Кабмину уже пришлось увеличить бюджет Пенсионного фонда из-за коронавирусного секвестра почти на 33 миллиарда гривен из-за различных доплат. Согласно украинскому Бюджетному кодексу, все нормативные акты и законы, которые предусматривают выплату различных надбавок, пособий, корректируются с нормами, заложенными в госбюджете на год. Ситуация та же, что и с выплатами для чернобыльцев, УБДшников. Пендзин уточняет, что выплату при желании можно вообще отменить.

«Это была, как мы помним, инициатива президента. И это далеко не все «прорывные» социальные нормы, которые нас ждут. Зеленский хочет, чтобы в следующем году надбавки получат пенсионеры «75+». Лазебная также много говорила об индексации пенсий, которая в 2021 году пройдет не в мае, а в марте, как положено. А еще планируют поднять минимальную пенсию в соответствии с минимальной зарплатой, пропорционально. Проблема в том, что у нас высокий дефицит Пенсионного фонда. Во всех своих выступлениях министр соцполитики говорит, что выплаты будут внедрены, если это поддержит Минфином. Мол, мы-то хотим, но злые дяди из министерства могут вставить нам палки в колеса», — говорит Пендзин.

Дополнительные права для Кабмина решать, начислять или нет такую помощь, дал закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (законопроект №2494). Сам по себе, несмотря на благие цели, он был спорный и второе чтение прошел только со второго раза.

С другой стороны, власти уже сэкономили на выплатах пенсий около 60 миллиардов гривен, когда перенесли индексацию с марта на май. Даже если пенсионерам выплатят все 8 220 миллиардов гривен за год, все равно экономия будет существенной. К слову, чиновники по любопытному совпадению заявили о надбавке для 80-летних как раз тогда, когда перенеслась индексация — возможно, в попытке сгладить негативный шлейф.

«Новой выплатой власть якобы хочет крыть те лишения, которые были до того. Но на практике это лишь несколько процентов от тех сумм, которые были сэкономлены раньше», — соглашается Ростислав Кравец.

Как можно будет распорядиться деньгами

Ростислав Кравец утверждает, что помощь можно будет потратить на свое усмотрение. Здесь все как с монетизацией проезда и услуг ЖКХ, когда человек получает возмещение за льготу, которой не пользуется. Но, судя по тому, как на данный момент выписан порядок по предоставлению помощи на уход, если вы выбираете деньги, рассчитывать на бесплатного соцработника от государства не сможете. Получается, берете либо деньгами, либо услугами.

За уточнением этого и других аспектов мы обратились в собесы по всей Украине. Звонки в управления защиты труда по всей стране заканчиваются тем, что только в городе Дубно знают о новшествах от Кабмина. Хотя мы выждали неделю после принятия постановления, чтобы представители управления ознакомились с нормой. Специалисты говорят: детально проконсультировать не могут, так как ждут принятия специального порядка назначения и выплаты соцпомощи. Однако ждать, видимо, придется долго, ведь речь идет об изменениях в уже существующий порядок.

Учитывая реалии украинского общества, скорее всего пенсионеры будут отказываться от услуг и попытаются самостоятельно выполнить всю работу по дому, чтобы позволить себе приобрести еду или лекарства. Предположить, что на эти деньги они будут нанимать сиделок, сложно: для этого выплата по уходу должна быть хотя бы в 10 раз больше. Наверное, не стоит уточнять, что начисление такого «дополнительного приятного бонуса» может быть опасно. Ведь не зря же выплата называется «на уход».

Страны с высоким уровнем жизни, такие как Швеция или Норвегия, применяют совсем другой подход. Деньги в первую очередь идут на социальные услуги. Но украинскому правительству проще отчитаться о надбавке пенсионерам, чем решать сложную проблему с нехваткой соцработников в Украине. В каждой второй территориальной общине нет ни единого специалиста.

«Планировалось, что будет создано 8 тысяч вакансий соцработников. Но за последние сутки перед слушаньем соответствующего закона в нем неожиданно появилось множество явно лоббистских норм (с точки зрения экономии на соцвыплатах, например, про внесение изменений в состав семьи). И нардепы, конечно, 17 июля проголосовали против. Поэтому в ближайшие два месяца количество соцработников не вырастет. Разве что, этот вопрос будут рассматривать на следующей сессии ВР», — говорит глава общественной организации «Служба защиты детей» и консультант в Верховной Раде Людмила Волынец.

Фактически, такой выплатой пытаются реализовать право украинцев на уход, который они попросту не могут получить из-за нехватки кадров. Но почему бы сразу не увеличить оплату труда соцработников, которые получают всего около 6 тысяч гривен в месяц? Ответ вновь сводится к пиару.

Скорее всего, пожилые люди станут все чаще соглашаться на договор по уходу с правом унаследования жилья. Такие договоры можно сравнить с ипотекой, по которой инвестор вкладывает средства (а в данном случае — свое время и силы на пенсионера) в будущее жилье. Конечно, это рискованное мероприятие, ведь при подписании документа пожилого человека могут обмануть, а условия пожизненного содержания могут быть не самыми лучшими.

По оценкам экспертов, к 2050 году в мире более чем в три раза увеличится число людей старше 80 лет. А население Украины стареет даже быстрее, чем в других странах. Если и дальше компенсировать услуги по уходу надбавками в 25 долларов для избранных, вскоре она решится сама собой. Украинцы просто не будут доживать до «золотого возраста».

Анна Пешкова

В Госдуму внесен законопроект о повышении ежемесячной выплаты для неработающих россиян, которые ухаживают за инвалидами I группы. Сейчас они получают всего 1200 рублей в месяц за одного человека на попечении. Авторы инициативы хотят радикально увеличить эту сумму — до 10 тыс. рублей. Столько сейчас получают только безработные родители, усыновители либо опекуны детей-инвалидов и инвалидов I группы с детства. Подробности — в материале «Известий».

Что нового

Авторы законопроекта предлагают с 1 января 2021 года сделать выплаты для граждан, которые занимаются уходом за инвалидами I группы, инвалидами I группы с детства и детьми-инвалидами I группы, одинаковыми — по 10 тыс. с ежегодной индексацией с 1 февраля 2021 года. Сейчас размер этих пособий не индексируется. Коэффициент должно установить правительство, а сами расходы предлагается возложить на федеральный бюджет.

Фото: ТАСС/Стоян Васев

Авторы инициативы — глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов, вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев, депутаты Дмитрий Свищев, Никита Березин и сенатор Сергей Леонов. Они уверены: 1200 рублей в месяц — это недопустимо низкая выплата для такого труда. С учетом того, что уход за взрослым инвалидом I группы не отличается от ухода за человеком, получившим инвалидность в детстве.

Разница в подходе

— Эта сумма, конечно, маленькая. 10 тыс. тоже мало. Но ни в коем случае нельзя людей равнять. Обязательно надо оценивать уровень фактической функциональности каждого конкретного человека с инвалидностью. Наличие просто первой группы не дает точной картины, люди разные, — подчеркнул руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» Игорь Шпицберг.

Он пояснил: двум людям с одинаковым диагнозом «церебральный паралич» может требоваться разный уровень поддержки — один из них может быть лежачим и нуждаться в круглосуточном уходе (некоторым нужны даже две сиделки), а другой может и сам себе на жизнь зарабатывать.

Вторая группа

Неработающие трудоспособные россияне могут сейчас ухаживать за инвалидом I группы и законно получать за это деньги. Но при этом им запрещено одновременно получать пособие по безработице и пенсию.

Фото: ТАСС/Михаил Терещенко

— У нас чтобы получать первую группу — это надо не иметь ног, быть обездвиженным. Первая группа тяжелая. Как можно прожить на 1200 рублей, ухаживая при этом за больным человеком? — задается вопросом руководитель региональной общественной организации родителей детей-инвалидов и инвалидов детства «Д.О.М» («Доброта, Отзывчивость, Милосердие» ) Ольга Кутукова.

Непростая ситуация и у тех, кто ухаживает за инвалидами II группы.

— Необходимо к каждому искать индивидуальный подход, — рассказывает Кутукова. — Я сама ухаживаю за мамой. Ей дали бессрочно вторую группу. Человек на пенсии, 71 год. Я за ней ухаживаю постоянно. Оставить ее одну невозможно. Она ходит с трудом.

Не только инвалиды

Размер пособия неработающим по уходу за инвалидами I группы был установлен еще в 2006 году; такую же сумму решено было выплачивать тем, кто заботится о нуждающихся в постоянном постороннем уходе престарелых и достигших 80 лет людях. Но индексация не была предусмотрена, так что размер пособия не менялся более 10 лет.

Интересно, что инициаторы поправок не предложили повысить компенсации для тех, кто ухаживает за престарелыми людьми. По словам Нилова, об этом будет сказано в другом законопроекте, который пока не внесли на рассмотрение нижней палаты.

— Но мы будем бороться и за него, — пообещал депутат.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Генеральный директор сети домов престарелых «Желтый крест», член правления некоммерческого партнерства содействия улучшению жизни пожилых людей «Мир старшего поколения» Рамаз Ахметели считает, что каждый случай индивидуален, и есть формально здоровые престарелые люди, которые нуждаются в большем уходе, чем официальные инвалиды I группы.

— Медицинская инвалидность и зависимость от постороннего ухода — это абсолютно разные вещи. Есть люди, которые не являются инвалидами I группы, но тоже нуждаются в постоянном уходе. Не все оформляют инвалидность. С другой стороны, множество инвалидов по медицинским показателям не будут нуждаться в посторонней помощи. Уход не является чем-то заданным, он зависит от того, какие потребности человека нарушены, — отметил он.

Пока без изменений

Для ухаживающих за инвалидами I группы, помимо пособия в 1200 рублей, сейчас предусмотрены определенные надбавки. В частности, добавляют денег проживающим на Крайнем Севере или в приравненных к Северу местностях. Учитывается и районный коэффициент, как у всех работающих (сохранение этих надбавок инициаторы предусмотрели в проекте). Потраченное на уход время идет в страховой стаж и засчитывается наравне с профессиональной деятельностью.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Недавно Пенсионный фонд перечислил 27,1 млн рублей на выплаты гражданам, взявшим во время пандемии Covid-19 (с апреля по июнь) на сопровождение или временное проживание людей из организаций соцобслуживания (инвалидов, престарелых, детей-сирот). С июня временным попечителям выплачивают 12 130 рублей в месяц. Но меру не распространили на тех, кто продолжает ухаживать за престарелыми, инвалидами и детьми-инвалидами и получает предусмотренное законом пособие — те самые 1200 или 10 тыс. рублей.

Остается и проблема компенсации тем, кто ухаживает за своими престарелыми родителями. И вопрос стоит не только финансовый. В сентябре прошлого года в Госдуму вносили законопроект о досрочном выходе на пенсию для тех, кто ухаживает за своими родителями — лежачими инвалидами I группы. Документ по сей день числится на рассмотрении в первом чтении.

Уход за детьми — важен

Для неработающих трудоспособных родителей (усыновителей) и опекунов (попечителей) по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет или инвалидом с детства I группы досрочный выход на пенсию предусмотрен уже сейчас. С 2013 года они стали получать сначала 5,5 тыс. рублей ежемесячно без индексации (для других лиц — 1200 рублей); в 2019 году сумму увеличили до 10 тыс. рублей. Одновременно получать также пенсию и пособие по безработице попечители не могут. Время ухода засчитывается в страховой стаж.

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Существуют и региональные выплаты. Так, в Москве законные представители ребенка-инвалида или инвалида с детства до 23 лет за уход имеют право получать 12 тыс. рублей ежемесячно. Но для получения этой выплаты родители должны отказаться от федеральной помощи. Очевидно, что необходима корректировка закона и в этом отношении.

В документе уточняется, что такую выплату предлагается платить неработающим трудоспособным людям, ухаживающим за инвалидом первой группы. С 1 февраля каждого года ее предлагают индексировать. А для людей, живущих на Севере, — повышать на размер районного коэффициента. Финансировать выплату предлагают из федерального бюджета.

Как уточняется в пояснительной записке к документу, сейчас законодательство предусматривает выплату ежемесячной компенсации в размере 1,2 тысячи рублей людям, которые ухаживают за инвалидом первой группы (кроме инвалидов с детства этой группы, поскольку тем, кто ухаживает за ними, платят более высокую сумму). 1,2 тысячи также полагается тем, кто помогает престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо людям, достигшим 80 лет.

Такая сумма компенсации была установлена в 2008 году и ни разу с тех пор не индексировалась. Она, надо пояснить, предоставляется только людям неработающим и трудоспособным, то есть способным к труду, но оставившим работу из-за необходимости ухаживать за родными или близкими. По сути, такая выплата — это их заработок.

Впрочем, законодательство не ограничивает число лиц, за которым может ухаживать трудоспособный человек, уточняется в записке. Он может одновременно ухаживать за пятью и десятью людьми.

Сейчас 1,2 тысячи рублей в месяц составляет компенсация тем, кто ухаживает за инвалидами первой группы, за больными стариками и за людьми, которым уже исполнилось восемьдесят лет

Таким образом, его доход может достигнуть уровня прожиточного минимума. При этом государство делает за такого человека взносы в Пенсионный фонд, и у него формируется страховой стаж для последующего получения страховой пенсии.

Это создает предпосылки для многих нуждающихся людей, лишенных ухода со стороны родственников, получить постоянный уход на дому.

Но если человек ухаживает за инвалидом первой группы, то взять на себя уход за кем-то еще он не сможет, так как такой человек требует много внимания и сил.

Получается, что на него одного уходит полноценный рабочий день. И социальные работники не могут обеспечить ему полноценный уход.

Тем временем люди, которые ухаживают за инвалидами детства этой группы, получают выплату в размере 10 тысяч рублей в месяц.

«Следует отметить, что уход за инвалидом первой группы не отличается от ухода за инвалидом с детства первой группы. При этом столь огромная разница в размерах выплат ухаживающим за ними лицам вызывает социальную напряженность и чувство социальной несправедливости», — говорится в пояснительной записке.

В связи с этим и предлагается уравнять размеры компенсаций для тех, кто ухаживает за инвалидами первой группы.

07 ноября 2019 17:44

Отделение ПФР по г. Севастополю напоминает, что в семьях, воспитавших ребенка-инвалида до возраста 8 лет, один из родителей может выйти на пенсию досрочно. Кто именно воспользуется этим правом — папа или мама — семья определяет сама. Кроме того, неважно, в каком возрасте ребенок был признан инвалидом.

Так, в 50 лет на страховую пенсию по старости может уйти мать ребенка-инвалида, имеющая минимальный страховой стаж – 15 лет.

Отец ребенка-инвалида приобретает право на досрочную пенсию в 55 лет. Страховой стаж у мужчин должен составлять не менее 20 лет.

На досрочную пенсию может выйти сначала мать, а затем отец. Такая ситуация может возникнуть, если сначала на досрочную пенсию в возрасте 50 лет выходит мама ребенка-инвалида. Затем она достигает общеустановленного пенсионного возраста, в то время как отец ребенка в возрасте 55 лет и старше еще не достиг общеустановленного пенсионного возраста. В таком случае он может воспользоваться правом выйти на досрочную пенсию.

Отметим, что опекунам детей-инвалидов также положена льгота: если опекунство было установлено до исполнения ребенку 8 лет, то для них срок выхода на пенсию сокращается на 1 год за каждые 1,6 года опеки над ребенком. При этом сократить возраст выхода на пенсию можно не более, чем на 5 лет.

Напомним, общеустановленный пенсионный возраст установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Однако до 2028 года будут действовать переходные положения, во время которых возраст выхода на пенсию будет повышаться постепенно. Информацию о переходном периоде (в каком возрасте мужчины и женщины будут достигать пенсионного возраста) можно найти на сайте Пенсионного фонда pfrf.ru. На главной странице необходимо выбрать пункт «Изменения в пенсионной системе», а затем, на новой открывшейся странице — «Переходный период по повышению пенсионного возраста».

*фото носит иллюстративный характер*

Социальное обслуживание осуществляется в отношении граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. (ст. 28 Закона Республики Беларусь от 22.05.2000 г. «О социальном обслуживании)

Трудная жизненная ситуация — обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно ухудшающее условия жизнедеятельности либо представляющее опасность для жизни и (или) здоровья гражданина, последствия которого он не в состоянии преодолеть самостоятельно. (ст. 1 вышеуказанного Закона).

Обстоятельством, по которому гражданин может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации, является, в том числе, наличие в семье инвалида, в том числе ребенка-инвалида, ребенка с особенностями психофизического развития, а также ограничение способности к самообслуживанию и (или) самостоятельному передвижению (ст. 28 вышеуказанного Закона).

Существуют различные модели ухода за пожилыми людьми, людьми с инвалидностью, подопечными и др., регламентированные действующим законодательством Республики Беларусь.

Уход за инвалидом 1-й группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста

Лицо, осуществляющее постоянный уход за инвалидом 1-й группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, имеет право претендовать на получение соответствующего государственного пособия. Порядок его назначения регулируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1149 от 06.09.2006 г.

Под термином «постоянный уход» понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, прием пищи, осуществление физиологических отправлений и другие), нуждаемость в удовлетворении которых возникает один и более раз в сутки. Такие виды помощи, как доставка продуктов, дров, покос травы, обработка огорода, поход в аптеку и магазин не относятся к термину «постоянный уход».

Если человек самостоятельно способен осуществлять прием пищи, мыться, одеваться, ходить в туалет, то скорее всего в назначении пособия будет отказано и за родственником закрепят социального работника, который будет помогать решать бытовые вопросы (сходит в магазин, приберет в квартире). В тех случаях, когда требуется помощь в покупке продуктов питания, лекарственных средств, оплате коммунальных услуг и т.д., может быть оказана помощь социальным работником отделения социальной помощи на дому ТЦСОН.

Право на такое пособие имеют лица, осуществляющие постоянный уход:

— постоянно проживающие на территории республики граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.

— достигшие 16 лет, но не старше 65 лет — мужчины, 60 лет — женщины,

— неработающие,

— не являющиеся индивидуальными предпринимателями,

— не обучающиеся в учреждениях образования в дневной форме получения образования,

— не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе.

Необходимо подтвердить, что человек нуждается в постоянном уходе. Такое заключение врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости лица, достигшего 80-летнего возраста, в постоянном уходе выдают больница, госпиталь, медико-санитарная часть, диспансер, поликлиника.

Для назначения пособия нужно подать следующие документы в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета, управление (отдел) социальной защиты местной администрации района в городе по месту жительства (месту пребывания) нетрудоспособного гражданина:

— заявление,

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность,

— трудовая книжка заявителя,

— медицинская справка о состоянии здоровья заявителя, подтверждающая отсутствие психиатрического и наркологического учета,

— заключение врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости лица, достигшего 80-летнего возраста, в постоянном уходе — в случае назначения пособия по уходу за лицом, достигшим 80-летнего возраста.

Назначение пособия производится Комиссией по назначению пенсий районного (городского) исполнительного и распорядительного органа (далее — Комиссия) по месту жительства (месту пребывания) нетрудоспособного гражданина. Комиссией устанавливается факт осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином на основании сведений, содержащихся в акте обследования. В акте обследования указываются сведения об осуществлении ухода, полученные путем опроса лиц (соседей, родственников и других) под их личную подпись, и производится запись о подтверждении нетрудоспособным гражданином осуществления за ним ухода под его личную подпись (при невозможности нетрудоспособного гражданина подписаться вследствие состояния здоровья в акте обследования указывается причина отсутствия его подписи).

Осуществление ухода предполагает совместное фактическое проживание либо проживание в одном населенном пункте (городе, поселке городского типа, сельском населенном пункте) лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина, за которым он осуществляется. В случае проживания указанных лиц в разных населенных пунктах вопрос о назначении пособия решает Комиссия с учетом конкретных обстоятельств. При этом родственные отношения лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина значения не имеют.

Решение о назначении (отказе в назначении) пособия в виде копии протокола не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения выдается лицу, обратившемуся за назначением пособия, или направляется ему по почте.

Решение Комиссии может быть обжаловано в вышестоящий комитет по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета (далее — комитет). Жалоба на решение Комиссии о назначении (отказе в назначении) пособия (далее — административная жалоба) может быть подана в течение одного года со дня принятия обжалуемого решения.

Обжалование решения Комиссии в судебном порядке осуществляется после его обжалования в комитет.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 30.12.2011 N 616 пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, устанавливается в размере 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь, за два последних квартала, а при одновременном осуществлении ухода за двумя и более инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста, — 120 процентов.

С 1 ноября 2017 года размер пособия по уходу за инвалидом I группы или лицом, достигшим 80 лет составляет: 197 руб. 81 коп., а при уходе за несколькими нетрудоспособными гражданами – 237 руб. 37 коп.

В соответствии с пунктом «д» статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», периоды ухода за инвалидом 1 группы, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом, засчитываются в стаж работы при назначении пенсии. Отметим, что в страховой стаж работы, дающий право на трудовую пенсию, данные периоды не включаются.

Уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет

Лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, имеет право на пособие. Это может быть мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида либо другое лицо, фактически осуществляющие уход за ним, при соблюдении определенных условий (ст. 18 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»).

Данное пособие назначается и выплачивается при условии, если мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида, осуществляющие уход, не являются занятыми в соответствии с пунктом 4 ст. 18. Занятыми в данном контексте считаются следующие лица:

— работающие по трудовым договорам;

— проходящие военную службу, альтернативную службу, службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

— выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;

— являющиеся индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма;

— получающие профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;

— проходящие подготовку в клинической ординатуре в очной форме;

— зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходящие профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивающие содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению этих органов;

— получающие пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством о государственной службе.

Также пособие может быть назначено, если такие лица заняты на следующих условиях:

— работают на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей или выполняют работу на дому у одного нанимателя;

— являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующая деятельность приостановлена в порядке, установленном законодательством;

— являются индивидуальными предпринимателями и не осуществляют предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности;

— находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы) или академическом отпуске;

— получают пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Другим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается и выплачивается при условии, если они не являются занятыми, а оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида не имеют права на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в соответствии с настоящей статьей либо не могут осуществлять уход за ребенком-инвалидом в связи с инвалидностью I группы.

Права и обязанности опекуна

Согласно Кодексу РБ о браке и семье, опекуны являются законными представителями подопечных и осуществляют от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Опекуны обязаны заботиться о содержании лиц, находящихся под их опекой, создавать им необходимые бытовые условия, обеспечивать их уходом и лечением, защищать их права и законные интересы.

Опекуны над недееспособными лицами вследствие их душевной болезни или слабоумия обязаны, кроме того, следить за осуществлением над подопечными постоянного медицинского наблюдения.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства осуществлять сделки по отчуждению, в том числе по обмену и дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду, безвозмездное пользование или в залог, а также сделки, которые влекут отказ от прав, принадлежащих подопечному, раздел его имущества или выделение из него долей, а также любые другие сделки, которые влекут уменьшение имущества подопечного.

Обязанности по опеке и попечительству выполняются безвозмездно. Опекуны не обязаны содержать подопечных за счет собственных средств.

Семейные отношения

Нуждающиеся в материальной помощи жена в период беременности, супруг, осуществляющий уход за общим ребенком до достижения им трех лет, общим ребенком-инвалидом до достижения им восемнадцати лет, общим нетрудоспособным совершеннолетним ребенком, а также нетрудоспособный супруг имеют право в судебном порядке требовать предоставления содержания от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами. Брачным договором могут быть предусмотрены и другие случаи, при которых наступает обязанность супруга оказывать материальную помощь другому супругу. (ст. 29 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье)

Право нуждающегося в материальной помощи нетрудоспособного супруга на получение содержания от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, сохраняется и после расторжения брака, если он (она) стал нетрудоспособным до расторжения брака или в течение одного года после его расторжения.

Если супруги состояли длительное время (не менее десяти лет) в браке, суд вправе взыскать алименты в пользу разведенного супруга и в том случае, когда он достиг пенсионного возраста не позднее пяти лет со дня расторжения брака.

Нуждающийся в материальной помощи бывший супруг сохраняет право на получение содержания от другого бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами:

  • до достижения общим ребенком трех лет, если он (она) осуществляет уход за этим ребенком;
  • до достижения общим ребенком-инвалидом восемнадцати лет, если он (она) осуществляет уход за этим ребенком;
  • на время осуществления ухода за общим нетрудоспособным совершеннолетним ребенком.

Нуждающаяся в материальной помощи бывшая жена сохраняет право на получение содержания от бывшего мужа, обладающего необходимыми для этого средствами, в период беременности, если беременность наступила до расторжения брака. (ст. 30 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

Виталий Павлоградский,

юрист Бюро социальной информации для людей с психическими заболеваниями

Уход за инвалидом 1 группы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *