Статья за попрошайничество

7 июля в Московской городской Думе состоялось заседание комиссии по законодательству, на котором было обсуждено обращение Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве.

В обращении отмечается, что в последнее время на станциях Московского метрополитена и прилегающей к ним территории появилось много лиц, занимающихся попрошайничеством, которые своим видом и поведением вызывают у населения негативную реакцию. От пассажиров метро, сообщил начальник полиции на Московском метрополитене Николай Савченко, поступает огромное количество жалоб на попрошаек.

Основанием для обращения послужила проблема применения на практике статьи 3.8 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, которой установлена ответственность за «приставание к гражданам в общественных местах», выражающееся в навязчивых действиях, одной из форм которого является попрошайничество. За совершение такого правонарушения предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения на граждан штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

По словам заместителя начальника Правового управления ГУ МВД России по городу Москве Владимира Шульцева, в 2013 году к административной ответственности за попрошайничество было привлечено 823 человека, а за период с января по май текущего года – 1.215 человек. При этом только в Московском метрополитене за период с января по май 2014 года выявлено и пресечено 2.258 фактов занятия попрошайничеством, но к административной ответственности по статье 3.8 Кодекса никто не привлечен. Формулировка статьи 3.8 Кодекса, отметил Владимир Шульцев, не позволяет в полной мере применять административные меры к попрошайкам. Практика предупреждения и пресечения попрошайничества в метро показала, что попрошайки, как правило, не пристают навязчиво к гражданам, а следуют по вагонам электропоездов или встают у стены в местах наибольших пассажиропотоков и молча, используя свой внешний вид, собирают деньги. Таким образом, их действия не подпадают под фабулу статьи 3.8 Кодекса, так как отсутствует лицо, к которому навязчиво пристает попрошайка.

В связи с этим ГУ МВД России по городу Москве предлагает изложить статью 3.8 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях в новой редакции, выделив этот состав правонарушения и исключив из диспозиции слова «навязчивые действия». Также предлагается установить административный штраф за попрошайничество в размере от 2,5 тыс. рублей до 5 тыс. рублей. В предложенной редакции статьи под занятием попрошайничеством понимается выпрашивание у посторонних граждан денежных средств, продуктов питания, одежды или иных материальных ценностей.

По мнению Главного управления, реализация этих предложений будет способствовать снижению числа попрошаек не только на территории Московского метрополитена, но и в столице в целом.

Как заметила советник Управления по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы Мария Яковенко, в Правилах пользования Московским метрополитеном есть пункт, запрещающий приставание к гражданам с предложениями купли-продажи и обмена, а также в целях гадания и попрошайничества, а в статье 10.9 Кодекса закреплена ответственность за нарушение этих правил. Она предложила дополнить статью 10.9 Кодекса соответствующей нормой, формулировка которой не будет содержать слова «навязчивые действия».

По словам депутата Татьяны Портновой (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»), попрошайничество является проблемой всех больших городов. При этом большую опасность попрошайки представляют на дорогах, так как создают там аварийную ситуацию.

Председатель комиссии по законодательству Александр Семенников (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») предложил продолжить работу по корректировке статьи 3.8 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.

Что делать, если я вижу «мадонну» с ребенком?
Важно понимать, что в отличие от обычного попрошайничества, когда полицейский может задержать нарушителя максимум на три часа и оформить административный штраф, на оплату которого попрошайка сможет собрать деньги за первые полчаса сразу после своего выхода из отделения, попрошайничество с использованием детей уже является уголовным преступлением и подпадает под ст. 151 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность» (крайне рекомендуется называть номер и заглавие этой статьи при обращении в правоохранительные органы). Поэтому в данном случае большинство сотрудников к такому явлению, в отличие от бессмысленного перевода бумаги на оформление административных протоколов за обычное попрошайничество, относятся намного серьёзнее. Уже по факту обнаружения человека, который в общественном месте занимается попрошайничеством с использованием ребёнка, сотрудники полиции обязаны их задержать и доставить в территориальный (или линейный, если на транспорте) отдел полиции для дальнейшего разбора с инспектором по делам несовершеннолетних. Поэтому заранее отвечаем на главный вопрос, который тут может возникнуть: да, есть смысл звонить (лучше по 112) и обращаться в полицию, другого легального способа бороться с этим явлением (кроме как не подавать деньги) нет. Помните, что любые самостоятельные действия насильственного характера по «спасению» ребёнка, могут нанести прежде всего вред самому малышу, а вас сделать обвиняемым за попытку «похищения» ребёнка.
Итак, алгоритм действий:
1. Если вы увидели попрошайку с ребёнком, прежде всего постарайтесь её не спугнуть, помните, что сами попрошайки прекрасно понимают, чем занимаются и под какую статью это подпадает, поэтому они очень пугливые и мобильные, в случае чего моментально скроются с места преступления. Поэтому не надо совершать главную ошибку, которую делают многие люди, когда сталкиваются с такой ситуацией: начинают всматриваться в младенца, пытаясь выискать то ли «светлые волосики», то ли «голубые глазки», чтобы попытаться по внешнему виду ребёнка определить его этническую степень родства с взрослым человеком, который его эксплуатирует. На самом деле это не имеет никакого значения, потому что в ст. 151 УК РФ не прописано абсолютно никакого различия, своего родного ребёнка вовлекают в попрошайничество, или чужого, наказание за это будет одинаковое, но, если выяснится в дальнейшем, что ребёнок чужой, тогда встанет вопрос о возбуждении ещё одного уголовного дела за похищение или торговлю людьми.
2. Если вы чётко видите, что попрошайка не просто сидит на месте с младенцем, а именно собирает деньги с использованием несовершеннолетнего (под эту ситуацию подходит так же, например, если рядом с ней бегает ребёнок со стаканчиком для подаяния), то сначала рекомендуется скрыться из поля зрения попрошайки, чтобы она не видела, как вы звоните в полицию. По номеру 112 спокойно объясните ситуацию, назовите точное место, где находится попрошайка, объясните, что эти действия подпадают под ст. 151 УК РФ и попросите на место вызвать наряд полиции для задержания преступника.
Особая ситуация, если, например, попрошайка с ребёнком ходит по вагонам и может выскочить на следующей остановке. В метро или электричках лучше вызвать сотрудников полиции через устройства специальной связи, установленные в вагонах. На станции и в переходах метро, где не всегда может ловить мобильная связь, проще и быстрее дойти самому пешком до линейного отдела, дежурные по станции подскажут, где он находится, чтобы привести с собой на место преступления сотрудников полиции.
Важно помнить, что, если попрошайка с ребёнком увидела, что вы вызвали сотрудников полиции по устройству связи в вагоне и есть риск, что она может выйти на следующей остановке и скрыться, ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО без применения насилия преградить ей путь, держать её за руки и т.п., чтобы она не убежала до прихода полицейских, т.к. этим вы помогаете поддерживать правопорядок и к ответственности вас за это не привлекут. То же самое относится и к ситуации не в вагоне, а просто на улице, если вы видите, что попрошайка уходит с места преступления и может скрыться. Но помните главное, СНАЧАЛА вы должны вызвать на место наряд полиции и ТОЛЬКО ПОТОМ вы можете преграждать путь попрошайке, чтобы она не ушла от задержания. Спокойно объясните человеку, какой именно закон она сейчас нарушила, что за ней сейчас приедет наряд полиции, а вы имеете законное право её удерживать до приезда правоохранителей, просто держите её за руку и не давайте уйти, эти действия не являются нарушением закона. Если в такой ситуации вы не уверены в своих силах, постарайтесь привлечь внимание прохожих или пассажиров вагона, несмотря на то, что до сих пор многие люди наивно верят, будто эта мать с ребёнком попрошайничает, потому что им кушать нечего, ответственных и трезвомыслящих сограждан у нас тоже вполне достаточно и вам наверняка кто-то поможет.
В первых двух пунктах описан минимальный набор действий на тот случай, если вы не располагаете в момент обнаружения попрошайки с ребёнком, большим запасом свободного времени и вынуждены дальше идти по своим делам. Далее будет приведена дополнительная информация для тех ситуаций, когда вы готовы потратить чуть больше своего времени для задержания преступника. Конечно, идеальным вариантом всегда было бы дождаться на месте приезда наряда полиции, но даже если вы вынуждены после звонка по 112 сразу идти дальше, в любом случае вам необходимо будет в любое удобное время прийти в территориальный отдел полиции, чтобы в инспекции по делам несовершеннолетних написать заявление по факту данного преступления. Выяснить, к чьему участку относится данная конкретная точка, где была обнаружена попрошайка с ребёнком, можно по тому же телефону 112, либо в специальном разделе на сайте МВД.
Не ленитесь это делать, потому что чем больше таких заявлений будет поступать от граждан, тем активнее вынуждены будут полицейские работать, чтобы на их территории больше не было случаев эксплуатации детей, этот бюрократический приводной ремень действительно работает, а на написание самого заявления у вас уйдёт в среднем не больше получаса (если инспектор ПДН присутствует в данный момент в отделении), не забудьте только в заявлении написать фразу «…по данному факту прошу привлечь вышеуказанного (-ую) гражданина (-ку) к ответственности в соответствии с законом».
3. Если в момент обнаружения попрошайки с ребёнком вы располагаете свободным временем, то очень полезным делом для привлечения её к ответственности будет скрытая фиксация преступления на фото/видео. Постарайтесь, не привлекая к себе внимание, заснять момент попрошайничества с ребёнком, чтобы было видно, что она не просто так там сидит с несовершеннолетним, а именно просит деньги. В дальнейшем все эти материалы необходимо будет приложить к вашему письменному заявлению в территориальном отделе полиции, в нынешние времена не составляет особой проблемы прямо во время вашего общения с инспектором по делам несовершеннолетних, переслать ему все файлы на служебную электронную почту или через мессенджеры. Так же, если у вас в момент обнаружения попрошайки с ребёнком есть возможность незаметно привлечь в качестве свидетеля к процессу задержания преступника кого-то ещё из прохожих, это лишним не будет, чем больше разных свидетельств, заявлений, фото/видео будет подано в полицию от разных людей, тем лучше, это увеличивает шансы привлечь такого человека к ответственности. Но помните, главное – это не спугнуть саму попрошайку и не дать ей уйти с места преступления.
Дополнительно: если вы, всё же, столкнулись с такой ситуацией, что наряд полиции не приехал по вызову о попрошайке с ребёнком, или приехал, но отказался задерживать преступников, сообщите нам подробно об этой ситуации, постарайтесь записать номера жетонов сотрудников, которые не исполнили свой долг, тогда мы уже будем со своей стороны использовать все возможности, чтобы наказать таких нерадивых сотрудников.
Вспомните всех попрошаек, которых вы видели за последнее время, и представьте себе масштаб проблемы. Всякий раз, когда каждый из нас дает деньги, мы оплачиваем страдания или возможно даже смерть людей. Поймите, что на любые точки в Москве и в крупных городах, не смогут просто так встать по-настоящему нуждающиеся люди. Мы сами, спеша на работу и откупаясь от своей совести, даем мафии возможность причинять страдания людям. Когда мы будем готовы проявить свое неравнодушие, не жертвуя деньги на ходу, а жертвуя немного своего времени, тогда у таких людей появится шанс на спасение.
P.S.
Многие спрашивали о музыкантах: являются ли они теми, кого удерживают. Нет. Они частью мафии не являются, и для объяснения этого есть простая логика – можно принудить человека к тому, чтобы просто сидеть на месте с протянутой рукой, но невозможно из-под палки заставить человека хорошо играть. А плохому музыканту много подавать не будут. Так что на этот счёт можно не беспокоиться, кто-то из них делает это для удовольствия, кто-то живет на эти средства, кто-то путешествует. Мы и сами периодически даем деньги тем, кто хорошо играет.
Что же касается случаев несанкционированной уличной торговли, когда какая-нибудь несчастная старушка продаёт всякую мелочь с коробки, то скажем честно – мы не знаем. Ни одного такого случая у нас ещё не было, нигде не проходила информация, что там может быть какое-либо принуждение, поэтому, если вам вдруг станет что-либо по этому поводу известно – сразу сообщайте нам.
Наши контакты:
Телефон горячей линии: 8 800 550-71-40 (бесплатно по РФ);
Дополнительный телефон: +7 965 345 51 61 (для звонков из-за границы).
Электронная почта: support@alternative.help
Наш сайт: www.alternative.help
Мы думаем, что это достаточно важная инструкция. Поэтому мы будем благодарны за любое распространение статьи в интернете.

Сложная экономическая обстановка, личное нежелание отдельных граждан заниматься трудом и таким образом содержать себя, а также не всегда достаточный контроль отдельных категорий населения приводит к тому, что на улицах большинства городов можно встретить людей, которые выпрашивают у прохожих деньги, применяя для того самые разные способы. Но если для обывателя попрошайничество – всего лишь назойливое и социально неодобряемое поведение, то с точки зрения закона такое явление (при соблюдении определенных условий) может быть квалифицировано как преступление, что повлечет для обвиняемого в нем лица соответствующие негативные последствия.

Особенности понятия и явления

Под попрошайничеством следует понимать приставание к гражданам с целью получения от них денежных средств.

При этом наказуемым такое поведение становится только в случае, когда приставание осуществляется чересчур навязчиво или производится с привлечением несовершеннолетних.

Подобная деятельность, безусловно, служит негативной характеристикой общества. Кроме того, объемы денежных средств, проходящих через руки профессиональных нищих (а именно они чаще всего на улице выпрашивают милостыню), никем из официальных органов не контролируются. Следовательно, эти суммы не подлежат налогообложению и какому-либо учету, вследствие чего нередко используются злоумышленниками в преступных целях.

Административная ответственность

Лицо, занимающееся попрошайничеством, может быть наказано по ст. 20.1 КоАП РФ (за мелкое хулиганство), если будет доказано, что его приставание к гражданам носило оскорбительный характер.

На практике эта статья редко применяtтся к попрошайкам, прежде всего – из-за отсутствия законного определения такого термина, и по ряду иных причин, которые будут рассмотрены ниже. Как правило, чаще всего стражи порядка ограничиваются лишь устным замечанием, официально не регистрируя и не оформляя случаи попрошайничества.

Максимальный размер штрафа, установленный КоАП, составляет всего 2000 рублей. Также нарушителю могут назначить административный арест, срок которого не может превышать 15 суток.

Законы некоторых регионов России устанавливают отдельную ответственность за попрошайничество, что не противоречит Конституции РФ.

Но и эти нормы, по мнению сотрудников правоохранительных органов, недостаточно действенны.

При этом вопрос о том, как бороться с попрошайничеством, до сих пор не получил однозначного ответа. Безусловно, это явление негативно влияет на общественный порядок, однако эффективного механизма для борьбы с ним в России пока не существует.

Представляется, что в целях решения этой проблемы необходимо, во-первых, разработать и законодательно закрепить само понятие попрошайничества, и наряду с ужесточением ответственности за него разработать комплекс социальных мер для борьбы с этим негативным и пока неистребимым явлением.

Уголовная ответственность

В Уголовном кодексе отсутствует статья, прямо предусматривающая наказание за попрошайничество. Данное явление указано в качестве наказуемого только в ст. 151 УК РФ и приравнивается к преступлению лишь опосредованно. То есть уголовное наказание предусмотрено не за сам факт попрошайничества, а только за привлечение к этому занятию несовершеннолетних лиц.

Санкция указанной статьи не предусматривает штраф, а только такие меры, как арест, исправительные/обязательные работы, и в самых тяжелых случаях – лишение свободы.

Проблемы правового регулирования

Несмотря на обилие попрошаек на улицах крупных городов, реально бороться с этим явлением довольно сложно, прежде всего – из-за отсутствия легального определения попрошайничества. Кроме того, даже в случае если в отношении такого лица будет составлен протокол об административном правонарушении, вероятность того, что у виновного найдутся денежные средства для оплаты штрафа, ничтожна мала.

Также не урегулирован вопрос о том, считать ли попрошайничеством публичную игру на музыкальных инструментах в подземных переходах, если такой импровизированный концерт имеет целью сбор средств с прохожих. С одной стороны, такие действия имеют все признаки попрошайничества, с другой – всегда можно интерпретировать их как призыв к благотворительности, а собранные таким образом деньги – добровольными пожертвованиями.

Попрошайки в интернете: законно или нет

Людей, которые с помощью интернета распространяют просьбы об оказании им материальной помощи, можно условно разделить на две группы:

  • просят деньги на конкретное дело (запись музыкального альбома, запуск собственной линии одежды и т.д.). Как правило, такие призывы оставляют молодые люди, которые пытаются самостоятельно заняться творческой деятельностью (музыкой, кино и т.д.);
  • выдумывают печальные истории об ограблении, обмане со стороны банка или коллектора, или, не скрывая, выпрашивают деньги на дорогой телефон, ноутбук и т. д.

Представляется, что термин «попрошайничество» более применим именно к последней категории, поскольку люди из первой группы, хочется надеяться, просто используют возможности интернета для старта своей творческой карьеры. Для них даже изобретен современный термин – «кибернищие», что, безусловно, свидетельствует о широком распространении попрошайничества в виртуальной сети.

Редко кто из них задумывается, выпрашивая деньги в интернете, законно ли это. С точки зрения российского права ответ на этот вопрос очень неоднозначен. Так, если в качестве повода для сбора средств используются вымышленные факты или персональные данные посторонних людей, истории их болезни и так далее, возможно даже возбуждение уголовного дела о мошенничестве по ст. 159 УК РФ. А если сбор средств осуществляется на добровольной основе, под видом пожертвований, ни к уголовной, ни к административной ответственности инициатора такого сбора привлечь не получится.

УДК 342.92

Б01: 10.19073/2306-1340-2017-14-4-56-59

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ _ЗА БРОДЯЖНИЧЕСТВО И ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО

ДИЗЕР Олег Александрович*

И dizer77@mail.ru

Пр. Комарова, 7, Омск, 644092, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы современного административно-правового регулирования противодействия таким антисоциальным явлениям, как бродяжничество и попрошайничество. Вопросы установления ответственности за бродяжничество и попрошайничество в значительной степени влияют на эффективность административно-правовой защиты общественной нравственности от угроз, связанных с бродяжничеством и попрошайничеством. Наличие норм, предусматривающих административную ответственность за занятие бродяжничеством и попрошайничеством, будет способствовать усилению эффективности защиты общественной нравственности.

Ключевые слова: бродяжничество и попрошайничество, административная ответственность, профилактика и предупреждение бродяжничества и попрошайничества.

To the Question of Administrative Responsibility

for Vagrancy and Begging

Dizer Oleg A.**

H dizer77@mail.ru

7 Komarova pr., Omsk, 644092, Russia

Keywords: vagrancy and begging, administrative responsibility, prevention of vagrancy and begging.

Бродяжничество и попрошайничество, с одной стороны, являются древнейшей разновидностью антисоциальных явлений, с другой — показателем народного благосостояния и общественной нравственности. В наши дни бродяжничество и попрошайничество представляют реальную угрозу общественной нравственности, поскольку «реформаторские устремления правительства подорвали благосостояние миллионов соотечественников, когда малоимущие составили значительную группу народонаселе-

ния, а нищенство, попрошайничество и бродяжничество стали повседневной действительностью» .

В настоящее время одним из дискуссионных и актуальных вопросов, в значительной степени влияющих на эффективность административно-правовой защиты общественной нравственности от угроз, связанных с бродяжничеством и попрошайничеством, является вопрос о введении ответственности за бродяжничество и попрошайничество. В последнее время в обществе

* Докторант адъюнктуры Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

не утихают споры относительно целесообразности введения уголовной ответственности за организацию попрошайничества и административной ответственности для лиц, занимающихся данным видом антиобщественной деятельности . Так, в начале 2016 г. члены экспертного совета ГУ МВД России по г. Москве по нор-мотворческой деятельности и представители Московского регионального отделения Ассоциации юристов России внесли вышеупомянутые предложения в Московскую городскую Думу1. Подобные инициативы являются не новыми, и в течение предыдущих лет они рассматривались как на федеральном, так и на региональном уровнях2.

Зарубежный опыт свидетельствует о наличии подобных норм. Так, в ст. 302 Уголовного кодекса Молдовы предусмотрена ответственность за организацию попрошайничества, квалифицирующими признаками которого являются действия в отношении двух или более лиц, а также осуществляемые двумя или более лицами3. В соответствии со ст. 283 Уголовного кодекса Сан-Марино установлена ответственность лиц, управляющих организацией попрошайниче-ства4.

В Модельном уголовном кодексе США имеется специальная глава «Преступления против публичного порядка и благопристойности». Она содержит две статьи: ст. 250 «Учинение беспорядков, поведение, нарушающее публичный порядок, и родственные им посягательства» и ст. 251 «Публичная непристойность». В четырнадцати параграфах ст. 250 сформулированы положения об ответственности за учинение беспорядков; неподчинение приказу разойтись; поведение, нарушающее общественный порядок; поднятие ложной публичной тревоги; причинение беспокойства; появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения; праздношатание или бродяжничество; пре-пятствование движению по дорогам или иным проходам общего пользования; срыв митингов и шествий; осквернение почитаемых предметов; надругательство над трупом; жестокость к животным; нарушение частной жизни .

Предлагаются и другие нормы, направленные на защиту общественной нравственности от угроз, связанных с бродяжничеством и попрошайничеством. Так, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям М. В. Дегтярев считает необходимым включить в уголовное законодательство статью, устанавливающую ответственность за ношение военной формы в целях попрошайничества, и в качестве наказания предусмотреть штраф в размере до 100 тыс. рублей либо исправительные работы на срок до 6 месяцев5.

Рассматривая вопрос о возможности установления уголовной ответственности за бродяжничество, следует отметить, что такое решение вполне возможно и необходимо в интересах защиты общественной нравственности. При этом следует отметить, что уголовная ответственность за бродяжничество и попрошайничество возможна при наличии трех условий: 1) привлечение к административной ответственности за бродяжничество и попрошайничество;

2) наличие у лица, ведущего подобный образ жизни, заболевания, представляющего опасность для окружающих; 3) совершение правонарушений, сопутствующих бродяжничеству и попрошайничеству. Кроме того, данный вид ответственности должен быть установлен за организацию занятия бродяжничеством и попрошайничеством. Для привлечения к ответственности следует предусмотреть следующие квалифицирующие признаки: 1) использование лицом своего служебного положения; 2) применение насилия или угрозы его применения;

3) использование для занятия попрошайничеством несовершеннолетних; 4) использование для занятия попрошайничеством лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста .

В настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) не содержит норм, устанавливающих ответственность за бродяжничество и попрошайничество. Учитывая актуальность вопросов защиты общественной нравственности, на региональном уровне предпринимаются попытки установить административную

1 МВД просит Мосгордуму ввести наказание за попрошайничество. URL: http://lifenews.ru/ news/180629

2 Штрафы за попрошайничество предлагают увеличить до 5 тысяч рублей. URL: https://news.mail.ru/politics/18278731/

3 Уголовный кодекс Республики Молдова. URL: http://lex.justice.md/ru/331268/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Уголовный кодекс Республики Сан-Марино. СПб., 2002. С. 193.

ответственность за данный вид антисоциального поведения, например, в Кодексе г. Москвы об административных правонарушениях6 (ст. 3.8 «Приставание к гражданам в общественных местах»), Законе Свердловской области от 14 июня 2005 г. № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области»7 (ст. 41 «Приставание к гражданам»), Законе Ярославской области от 3 декабря 2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях»8 (ст. 16 «Приставание к гражданам»), Кодексе Томской области об административных правонарушениях9 (ст. 3.15 «Назойливое приставание к гражданам в общественных местах»), Законе Омской области от 24 июля 2006 г. № 770-ОЗ «Кодекс Омской области об административных правонарушениях»10 (ст. 51 «Назойливое приставание к гражданам»).

Применение указанных норм регионального законодательства сотрудниками полиции затруднено в связи с тем, что их право составлять протоколы об административных правонарушениях оказалось оспариваемым в силу определенной противоречивости и неопределенности положений п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», касающихся применения норм регионального законодательства об административных правонарушениях. Для привлечения за занятие попрошайничеством сотрудниками полиции необходимо наличие соглашения между МВД России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

Учитывая небогатый арсенал регионального законодателя, в качестве административного наказания за попрошайничество предусмотрены предупреждение или административный штраф в размере от ста до пятисот рублей (в Ярославской области установлен административный штраф в размере от пятисот до двух тысяч рублей). Неудивительно, что «практика свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев в отношении лиц, занимающихся попро-

шайничеством, выносится административное наказание в виде предупреждения, поскольку применение штрафа является малоэффективным, так как после получения копии постановления об административном правонарушении лицо его не оплачивает» .

Указанные проблемы не способствуют эффективной защите общественной нравственности от угроз, связанных с бродяжничеством и попрошайничеством, а результат применения норм регионального законодательства является нулевым. Так, в г. Москве ежегодно выявляется и пресекается более 2 000 фактов попрошайничества, однако к административной ответственности по ст. 3.8 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях в 2013-2014 гг. не привлечено ни одного человека11. Данное обстоятельство объясняется еще и тем, что формулировка статьи не позволяет применять административные меры в отношении попрошаек, так как наступление ответственности возможно только в том случае, если действия лица выражаются в навязчивой форме. Поэтому в ситуации, когда человек в пассивной форме просит милостыню (молча стоит с протянутой рукой, табличкой и т. д.), его действия не носят противоправного характера.

Необходимость защиты общественной нравственности от угроз, связанных с бродяжничеством и попрошайничеством, инициирует предложения о введении административной ответственности за занятие бродяжничеством и попрошайничеством. Аргументом за установление административной ответственности за занятие бродяжничеством и попрошайничеством является наличие административной ответственности за данные антисоциальные явления в законодательстве зарубежных стран. Например, занятие попрошайничеством находится под административным запретом в таких европейских странах, как Латвия, Литва, Норвегия, Франция. Причем в Литве и Норвегии запрещено не только просить милостыню, но и подавать ее. Однако это не распространяется на случаи попрошайничества

6 Кодекс города Москвы об административных правонарушениях : закон г. Москвы от 21 нояб. 2007 г. № 45 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. № 69. 12 дек.

7 Областная газета. 2005. 15 июня.

8 Губернские вести. 2007. 8 дек.

9 Кодекс Томской области об административных правонарушениях : постановление Гос. Думы Том. обл. от 18 дек. 2008 г. № 1912 // Собр. законодательства Том. обл. 2009. 15 янв.

10 Омский вестник. 2006. 26 июля.

11 Обсуждены проблемы привлечения к ответственности за попрошайничество. URL: http://ксгувд.рф/548-obsuzhdeny-proWemy-privlechemya-k-otvetstvennosti-za-poproshajnichestvo

возле костелов. Следует отметить, что до введения штрафных санкций в Литве были проведены информационные кампании, призывающие жителей не давать денежные средства и иные материальные ценности бездомным. Помимо этого распространялись листовки, в которых указывались контактные данные общественных организаций, предоставляющих помощь нуждающимся

людям12.

Очевидно, что введение административной ответственности на федеральном уровне за занятие бродяжничеством и попрошайничеством будет способствовать усилению эффективности защиты общественной нравственности от угроз, связанных с рассматриваемыми антисоциальными явлениями. Однако, по нашему мнению, применение мер административной ответственности за занятие бродяжничеством и попро-

шайничеством должно осуществляться после применения административно-правовых мер защиты общества от угроз, связанных с бродяжничеством и попрошайничеством (официального предостережения о недопустимости антисоциального поведения, медицинских и иных реабилитационных мер).

Игнорирование лицом указанных мер, а равно занятие бродяжничеством и попрошайничеством после применения указанных мер (прежде всего направленных на его ресоциализацию) также должно являться основанием для привлечения лица к административной ответственности. В свою очередь, совершение административного правонарушения может являться основанием для привлечения лица к уголовной ответственности за совершение аналогичных противоправных деяний.

Список литературы

2. Гулько А. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в зарубежных странах // Мировой судья. 2007. № 10. С. 28-32.

4. Теохаров А. К. Виды попрошайничества // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 4. С. 73-78.

Сафарянов И.Ф.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ПОПРОШАЙНИЧЕСТВОМ

Цель: Исследование попрошайничества как паразитической формы жизнедеятельности, проявляющейся в подрыве социального равновесия и нарушении общественного порядка. Методология: Использовался формально-юридический метод.

Результаты: В статье подробно исследованы содержащиеся в различных источниках суждения по поводу наказания за попрошайничество. Предлагается введение статьи, предусматривающей ответственность за данный вид деятельности, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает научной ценностью и новизной, поскольку предлагает решение вопроса по назначению наказания за попрошайничество, которое на данный момент в большинстве случаев остается безнаказанным. Кроме того, в статье приведены доводы, показывающие необходимость борьбы с данным проявлением не на уровне законов субъектов Российской Федерации, а с применением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: попрошайничество, приставание к гражданам, бродяжничество, общественный порядок.

Safaryanov I.F.

TOPICAL ISSUES OF COMBATING BEGGING

Methodology: Formal-legal method was used.

Keywords: Begging, harassing citizens, vagrancy and public order.

Часто мы сталкиваемся со случаем, когда незнакомые нам люди на улице очень настойчиво предлагают оказать какую-либо услугу, просят что-то приобрести или дать на безвозмездных условиях денежную сумму. Как можно догадаться, в данном случае мы говорим о попрошайничестве.

Попрошайничество — это паразитическая форма жизнедеятельности, выпрашивание денег либо иных материальных и нематериальных ценностей у незнакомых людей. Не привнося ничего положительного в общество, участники данного явления чаще всего порождают вредные и негативные события. Они могут проявляться в подрыве социального равновесия, нарушении общественного порядка и, что еще хуже, в посягательстве на права других граждан. Данное явление далеко не всегда является признаком неблагополучия общества. Нищие и бродяги существовали в любую эпоху, независимо от степени экономического развития страны. В виде исключения можно отметить те государства, где статья

за попрошайничество предусматривает серьёзную ответственность в виде исправительных работ или лишения свободы.

В нашей стране не существует какой-либо формы уголовной ответственности за то, что взрослый человек просит милостыню на улице или в метро. Однако это не относится к тем случаям, когда взрослый использует ребёнка для наживы, вовлекая его в попрошайничество или бродяжничество. Отделаться одним лишь штрафом за такое правонарушение не удастся, мера ответственности здесь будет значительно более суровой.

Что же гласит закон Российской Федерации?

В отличие от Уголовного кодекса РСФСР, в котором существовала специальная статья 209 «Тунеядство», включавшая в себя не только намеренный отказ от трудоустройства, но и попрошайничество, в современном российском законодательстве совершеннолетнему гражданину не грозит какая-либо ответственность за паразитиче-

> 4 (29) 2017 <

ский образ жизни. Однако при этом выпрашивание денег у прохожих с использованием для этого несовершеннолетних, согласно ст. 151 УК РФ, является наказуемым деянием и предусматривает следующее наказание: обязательные работы до 480 часов; исправительные работы от года до двух лет; арест от 3 до 6 месяцев; лишение свободы до 4 лет.

Столь разнообразный перечень мер ответственности за попрошайничество, каждая из которых существенно отличается по тяжести, объясняется обстоятельствами, которые могут отягощать или, наоборот, смягчать вину гражданина. Принимая решение о наказании, суд может учесть не только тяжелые жизненные условия, вынудившие мать с ребёнком заняться бродяжничеством, но и корыстные мотивы, когда несовершеннолетний занимается попрошайничеством лишь для незаконного обогащения других лиц.

Существует такой вид попрошайничества, как «профессиональные попрошайки». Этот вид наиболее распространен, поскольку каждый нищий, находящийся под «опекой» криминальных структур, ежедневно приносит им немалый доход. В государствах бывшего СНГ кроме всем привычного выпрашивания также развито интернет-попрошайничество, включающее мошенничество на порталах знакомств или в социальных сетях.

Бродяжничество и попрошайничество являются социально опасными явлениями, представляя собой питательную среду для криминала, наркомании, алкоголизма и проституции, незаконной миграции . Если же речь идёт о ребёнке, живущем на улице или путешествующем без присмотра родителей, то задача государства состоит в скорейшем изъятии его из неблагоприятного социума.

Как правило, бродяжничество и попрошайничество взаимосвязаны, поскольку путешествующий без денег гражданин вынужден где-то находить средства к существованию. Не имея необходимой гарантии пропитания и денег для дальнейшего передвижения по стране, попрошайка может заняться воровством или грабежами. Таким образом, длительное проживание на улице социально опасно не только для самого бездомного, но и для окружающих его граждан.

Законодательство не предполагает ни уголовной, ни административной ответственности за бродяжничество. Исключением является лишь вовлечение несовершеннолетних в попрошайничество. Однако если к взрослому бездомному у государства нет претензий, пока он не подозревается в причастности к криминалу, то малолетний

попрошайка должен быть изъят из социально неблагоприятной среды как можно быстрее.

В настоящий момент ответственность за действия, расцениваемые как попрошайничество, исчерпывающим образом не выработана. В Кодексе об административных правонарушениях РФ можно увидеть лишь ст. 20.1, согласно которой «мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка…, сопровождающееся оскорбительным приставанием к гражданам., влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток». Однако данная статья не в полной мере раскрывает попрошайничество как форму нарушения общественного правопорядка, не отражает её содержание. Но как быть, если факт такого неправомерного действия налицо, а санкции нет? Неужели нужно все подобные нарушения рассматривать через призму состава ст. 20.1 КоАП РФ?

Вышеуказанная позиция не представляется верной, так как на уровне местного законодательства такой вопрос решен давно и более успешно, чем на уровне федеральном. Например, ярким примером в данном вопросе выступает ст. 3.8 «Приставание к гражданам в общественных местах» Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», в диспозиции которой определено: «Приставание к гражданам в общественных местах, то есть нарушение общественного порядка, выразившееся в навязчивых действиях гражданина, осуществляемых в отношении других граждан против их воли, в целях купли-продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, а также в целях гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг в общественных местах». В данном случае раскрыты все основные виды и формы попрошайничества, определены его признаки. Это понятие наиболее полно раскрывает сущность этого действия как противоправного, а потому нарушающего охраняемые права и законные интересы граждан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отношении данной статьи вопрос остается только один: слишком мала ответственность -предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей. На наш взгляд, наказание должно быть наказанием, пусть даже административным. Учитывая тот факт, что большинство «попрошаек» — как правило, лица без гражданства РФ (либо вообще незаконно находящиеся на территории нашей страны люди), более разумным и эффек-

евразийская

> 4 (29) 2017 <

адвокатура

тивным будет замена данной санкции на наказание, предусмотренное ст. 3.10 КоАП РФ, а именно административное выдворение за пределы Российской Федерации. Если же данное лицо является гражданином РФ, то к нему следует применить положения ныне не действующего Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1951 г. «О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами», то есть «направление на спецпоселение в отдалённые районы России с обязательным привлечением к трудовой деятельности лиц, занимающихся попрошайничеством, уклоняющихся от общественно-полезного труда и ведущих паразитический образ жизни, а также бродяг, не имеющих определенных занятий и места жительства».

Следующим примером нормативного регулирования общественных отношений, связанных с явлением попрошайничества, является ст. 13.3 «Приставание к гражданам» Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях. В данном случае формулировка построена более лаконично, но в целом в ней переданы все существенные характеристики указанного действия.

Однако в соответствии с ч. 6 ст. 28.3 КоАП Российской Федерации протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

Протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

Если же такого соглашения между федеральным органом исполнительной власти, осущест-

вляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий нет, сотрудники полиции могут принять участие лишь в сборе некоторых материалов (объяснение, рапорт), протокол сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации по статье, предусмотренной законом субъекта Российской Федерации, не составляется.

Анализируя вышесказанное, а также в силу общественной опасности рассматриваемых противоправных действий предлагается внести в главу 20 Кодекса об административных правонарушениях РФ норму следующего содержания:

ч. 1: «Попрошайничество — то есть приставание к гражданам в общественных местах, ведущее к нарушению общественного порядка, выразившееся в навязчивых действиях гражданина, осуществляемых в отношении других граждан против их воли, в целях купли-продажи, обмена, приобретения вещей иным способом, а также в целях гадания, требований либо просьб о безвозмездной передаче денег, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг в общественных местах, — влечет для:

а) граждан Российской Федерации высылку из места проживания и направление на спецпоселение в отдалённые районы России с обязательным привлечением к трудовой деятельности (в случае неприменения к данным лицам норм трудового законодательства в силу возраста, нетрудоспособности и иных оснований — направление в трудовые комиссии по месту проживания либо месту пребывания);

б) для иностранных граждан, лиц без гражданства — административное выдворение за пределы Российской Федерации».

ч. 2: «В случае если данное деяние реализовы-валось на особо опасных местах (участок дороги, трассы, иные объекты), — влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей».

Заимствование подобной нормы способствует совершенствованию законодательства и устранению пробелов в праве. Также стоит отметить, что в отношении приведенной статьи сложилась богатая практика применения, что дает основания говорить об успешном внедрении и использовании правовой нормы в систему КоАП РФ, так как многие процедурные моменты уже изучены, и предложены варианты по их решению.

Хотелось бы отметить, что данный вопрос был, есть и будет актуальным, так как попрошай-

4 (29) 2017

ничество как паразитическая форма жизни является богатой почвой для дальнейшего развития преступных помыслов. Большое деяние начинается с малого. Поэтому лучше пресечь такое явление на корню, чем позже бороться уже с его более агрессивными формами.

Пристатейный библиографический список

2. Костюк М.Ф. Уголовная политика по правовому регулированию и противодействию организации не-

законной миграции // Проблемы в российском законодательстве. Международный юридический журнал. 2013. № 2. С. 131-135.

References (transliterated)

НАЙДЕМ АДВОКАТА

«Найдем Адвоката» — это не юридическая фирма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы бесплатный сервис по подбору юристов и адвокатов необходимой Вам специализации во всех регионах России и мира.

Подбор юристов и адвокатов осуществляется бесплатно и в течение одного часа.

С нами работает более 1700 тщательно отобранных узкоспециализированных юристов и адвокатов в более чем 50 странах мира.

За два года работы Проекта мы помогли более чем 3000 клиентов, которым были подобраны юристы и адвокаты, решившие их проблемы.

Вам или Вашим близким нужен юрист или адвокат? Тогда оставьте заявку на сайте naidemadvokata.ru или позвоните нам по номеру: 8 (800) 775-07-20 (звонок по России бесплатный).

Статья за попрошайничество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *