Нефтегазовые доходы

Эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» провели исследование стран мира и составили рейтинг их обеспеченности запасами нефти и газа. Рейтинг ранжирует страны по запасам данных энергоресурсов в денежном выражении на душу населения. Был оценен объем денег, которые можно получить, если все коммерческие запасы нефти и газа добыть и одномоментно продать, а полученную сумму поделить поровну между всеми гражданами страны.

По расчетам РИА Рейтинг, лидером рейтинга являесять Катар, в котором в среднем на одного гражданина приходится более 6 млн долларов запасов нефти и газа. Для сравнения, эта сумма примерно равна зарплате среднего россиянина за 600 лет. Столь значительные объемы запасов обеспечили Катару фантастический экономический рост в последние годы, и на данный момент эта страна является богатейшей в мире по показателю ВВП на душу населения. Вторыми по нефтегазовому богатству в мире являются жители Кувейта. В этой небольшой ближневосточной стране на каждого гражданина приходится более 4 млн долларов запасов нефти и газа. Уже заметно меньше запасы в Объединенных Арабских Эмиратах, Туркменистане и Саудовской Аравии – 1.6, 1.5 и 1.1 млн долларов на душу населения, соответственно. Таким образом, в среднем житель Саудовской Аравии по приходящимся на него запасам в 6 раз «беднее» жителя Катара. В целом всю верхнюю часть рейтинга оккупировали арабские страны Персидского залива, а в первой 7-ке представлены шесть стран, входящие в ОПЕК.

Россия, имея самые большие запасы газа в мире, и входящая в 10-ку стран, с крупнейшими запасами нефти, заняла лишь 17 место в рейтинге, что во многом связано с относительно большой численностью населения. Суммарно российские коммерческие запасы нефти и газа можно оценить примерно в 23.5 трлн долларов. При этом на каждого россиянина приходится в среднем не так уж и много — 165 тыс. долларов запасов, что в 35 раз меньше, чем у Катара, но примерно в те же 35 раз больше, чем в среднем по миру.

Москва, 28 мар — ИА Neftegaz.RU. Газпром нефть не видит смысла во введении лицензировании экспорта нефти и нефтепродуктов, т.к. отрасль и так слишком зарегулирована.

Об этом заявил глава Газпром нефти А. Дюков.

Правительство приняло решение ввести новую меру регулирования топливного рынка — лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов, которая должна прийти на смену ручному управлению в виде соглашений с нефтяными компаниями о стабилизации цен на топливо.

Тезисы А. Дюкова:

— мы и так уже зарегулировали нефтяную отрасль промышленности, и вводить еще 1 инструмент администрирования и регулирования мне представляется чрезмерным. Мое отношение — отрицательное;

— с одной стороны, регулируются розничные цены, а с другой — есть демпфер, который не является оптимальным, есть соглашение о стабилизации цен на топливо, есть возможность повышения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, соответственно, еще пытаемся ввести 5й инструмент. Насколько эффективно эти инструменты работают, мы с вами увидели в 1м квартале 2019 г. Неэффективный демпфер плюс соглашение, которые заставило нас «залить» рынок, привело к тому, что нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) получили убытки, и производство бензинов стало просто нерентабельным;

— с одной стороны, нефтекомпании должны принимать инвестиционные решения и осуществлять инвестиции в модернизацию. С другой стороны, правительство делает все, вводя многочисленные инструменты регулирования рынка, чтобы убить экономику нефтепереработки и делать эти инвестиции неэффективными. Поэтому я являюсь противником введения еще дополнительного инструмента — лицензирования экспорта. Если исходить из принципа, что кашу маслом не испортить, то это не тот принцип, который нужно применять в нефтянке;

— лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов было актуально осенью 2018 г., до того, как заработали демпфирующие механизмы и было подписано соглашение о стабилизации цен на топливо. Лицензирование обсуждалось, но как инструмент, который мог бы помочь осенью 2018 г. Пока не было демпфера, не было решение о возможном повышении экспортных пошлин на тот момент краткосрочное лицензирование было необходимо. Сейчас мы не видим никакого смысла во введении лицензирования;

— мы должны определиться с объемами поставок топлива на внутренний рынок. Корректировка объемов важный вопрос. С одной стороны, и Минфин, и Минэнерго обращали внимание, что существующая формула демпфера не является оптимальной, что с высокой вероятностью мы получим проблемы. Это и произошло. Так вот, эта проблема была еще мультиплицирована теми соглашениями, которые были подписаны. На нас наложили излишние обязательства по производству и поставкам бензина на внутренний рынок, мы обязательства выполнили, но в результате уронили крупнооптовую цену на внутреннем рынке до неприемлемо низкого уровня. В результате получили двойной убыток — убыток от демпфера и убыток от продажи нефтепродуктов по крупнооптовым ценам.

Налоговый маневр и соглашение с нефтяниками больнее всего ударило по независимым НПЗ в РФ, которые не имеют собственной добычи.

Дело дошло до того, что в феврале 2019 г. появилась информация о возможной продаже Антипинского НПЗ мощностью 9 млн т/год нефти.

Ранее о потере рентабельности в результате налогового маневра сообщал Орский НПЗ.

26 марта 2019 г. правительство договорилось с нефтекомпаниями о продлении до 1 июля 2019 г. соглашений о заморозке цен на топливо, которые были заключены осенью 2018 г. и должны были завершиться 31 марта 2019 г.

За это то время планируется согласовать с ЕЭАС новый механизм — лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов.

В предыдущей версии соглашения был зафиксирован следующий норматив по поставкам на внутренний рынок — объем поставок 2017 г. + 3%.

Правительство и нефтекомпании также договорились об изменении параметров демпфирующего механизма, чтобы уменьшить потери нефтяников от поставок топлива на внутренний рынок.

В частности, принято решение снизить индикативные цены на бензин и дизтопливо в формуле демпфирующего механизма — с 56 тыс. до 51 тыс. руб./т и с 50 тыс. до 46 тыс. руб./т соответственно.

Вопрос о корректировке норм поставок на внутренний рынок еще прорабатывается, объемы могут быть уменьшены.

При этом правительство пообещало, что соглашение продлевается в последний раз.

Глава 13.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТАПравить

Статья 96.6. Нефтегазовые доходы федерального бюджетаПравить

1. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;

налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;

акциза на нефтяное сырьё, направленное на переработку.

2. При прогнозировании нефтегазовых доходов федерального бюджета используются среднегодовая цена на нефть сырую марки «Юралс», среднегодовая экспортная цена на газ природный и среднегодовой обменный курс доллара США к рублю.

3. Разница между нефтегазовыми доходами федерального бюджета, рассчитанными исходя из прогнозируемых значений цены на нефть, экспортной цены на газ природный, прогнозируемых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю либо поступившими в федеральный бюджет за отчётный финансовый год, и нефтегазовыми доходами федерального бюджета, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ природный, базовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 и прогнозируемого либо фактически сложившегося за отчётный финансовый год обменного курса доллара США к рублю, принимающая:

положительное значение, является дополнительными нефтегазовыми доходами федерального бюджета;

отрицательное значение, является недополученными нефтегазовыми доходами федерального бюджета.

4. Под базовой ценой на нефть понимается среднегодовая цена на нефть — 40 долларов США за один баррель в ценах 2017 года, подлежащая ежегодной индексации на 2 процента начиная с 2018 года.

Под базовой экспортной ценой на газ природный понимается прогнозируемое значение среднегодовой экспортной цены на газ природный, умноженное на соотношение базовой цены на нефть к прогнозируемой цене на нефть.

Под базовыми ценами экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 понимаются условные значения средних оптовых цен реализации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 на территории Российской Федерации, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 96.10. Фонд национального благосостоянияПравить

1. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объём средств Фонда национального благосостояния, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

3. Фонд национального благосостояния формируется за счёт:

дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

4 — 5. Утратили силу.

6. В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объём средств Фонда национального благосостояния, размещённых на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, превышает 5 процентов объёма валового внутреннего продукта, ежегодный объём использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может превышать абсолютное значение объёма недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.

В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объём средств Фонда национального благосостояния, размещённых на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, не превышает 5 процентов объёма валового внутреннего продукта, ежегодный объём использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может превышать объём, эквивалентный 1 проценту объёма валового внутреннего продукта, указанного на соответствующий финансовый год в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и абсолютное значение объёма недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.

Статья 96.11. Управление средствами Фонда национального благосостоянияПравить

1. Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

Абзац утратил силу.

2. Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение их сохранности и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.

Управление средствами Фонда национального благосостояния в целях обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

3. Утратил силу.

4. Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, в том числе в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

депозиты и остатки на банковских счетах в государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», в том числе в целях финансирования проектов государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» в реальном секторе экономики, реализуемых российскими организациями;

депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;

долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

абзац утратил силу;

паи инвестиционных фондов, доверительное управление которыми осуществляется управляющей компанией, действующей в соответствии с Федеральным законом «О Российском Фонде Прямых Инвестиций».

4.1. До достижения объёма средств Фонда национального благосостояния, размещённых на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода 7 процентов прогнозируемого объёма валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, размещение средств Фонда национального благосостояния в иные финансовые активы не допускается, за исключением финансирования начатых до 1 января 2018 года самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждён Правительством Российской Федерации, и начатых до 1 января 2018 года проектов государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», а также приобретения паёв инвестиционных фондов, указанных в абзаце девятом пункта 4 настоящей статьи.

Размещение средств Фонда национального благосостояния в иные финансовые активы, за исключением средств, размещённых на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, и паёв инвестиционных фондов, указанных в абзаце девятом пункта 4 настоящей статьи, допускается в объёмах, не приводящих к снижению на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода объёма средств Фонда национального благосостояния, размещённых на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, менее 7 процентов объёма валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4.2. На активы Фонда национального благосостояния, сформированные до 1 января 2018 года в результате размещения средств Фонда национального благосостояния на депозиты в государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» в целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) указанной государственной корпорации и на субординированные депозиты в российских кредитных организациях в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждён Правительством Российской Федерации, не распространяются положения пунктов 2 и 4 настоящей статьи.

5. Требования к финансовым активам, указанным в пункте 4 настоящей статьи, перечень операций с ними и их предельные доли в общем объёме размещённых средств для Фонда национального благосостояния устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 96.12. Учёт и отчётность по операциям с дополнительными нефтегазовыми доходами федерального бюджета и со средствами Фонда национального благосостоянияПравить

1. Средства Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учёту средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации.

2. Утратил силу.

3. Расчёты и перечисления средств в связи с формированием и использованием в соответствии с настоящим Кодексом дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Учёт операций с дополнительными нефтегазовыми доходами федерального бюджета и средствами Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учёта операций со средствами федерального бюджета.

5. Операции с дополнительными нефтегазовыми доходами федерального бюджета, со средствами Фонда национального благосостояния отражаются в отчёте об исполнении федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации в составе отчётности об исполнении федерального бюджета представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации годовой отчёт о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, ежеквартальный и годовой отчёты о формировании и использовании средств Фонда национального благосостояния, а также об управлении средствами указанного фонда.

6. Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о величине активов Фонда национального благосостояния на начало отчётного месяца, зачисления средств в указанный фонд, их размещении и использовании в отчётном месяце.

Нефтегазовые доходы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *