Льготы для сотрудников полиции

<Письмо> МВД России
«О направлении Разъяснений»
(вместе с «Разъяснениями отдельных вопросов по применению некоторых нормативных правовых актов»)

Документ предоставлен КонсультантПлюс
www.consultant.ru
Дата сохранения: 20.09.2017

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

В связи с поступлением в адрес МВД России многочисленных обращений по вопросам, связанным с оплатой (возмещением, компенсацией) транспортных расходов в системе органов внутренних дел Российской Федерации, направляем для информации и последующего использования в работе Разъяснения отдельных вопросов по применению некоторых нормативных правовых актов.

Начальник ГУТ МВД России

генерал-лейтенант полиции

Д.В.ШАРОБАРОВ

Начальник ФЭД МВД России

генерал-лейтенант

внутренней службы

Н.Н.РОМАШОВА

Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НЕКОТОРЫХ НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ

ВОПРОС 1:

Имеют ли право на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного отпуска и обратно на территории (в пределах) Российской Федерации члены семей сотрудника органов внутренних дел, проходящего службу в районах Крайнего Севера, в зависимости от места и совместного проведения отпуска сотрудника, а также члены семей, не проживающие совместно с сотрудником органов внутренних дел, проходящего службу в районах Крайнего Севера

ОТВЕТ:

В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в органе внутренних дел, дислоцированном в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

<1> Далее — Закон о социальных гарантиях.

Порядок оплаты проезда сотрудникам и членам их семей к месту проведения отпуска установлен приказом МВД России от 16 мая 2012 г. N 514 «Об утверждении порядка оплаты проезда сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда, членам семей и родителям погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» <2>.

<2> Далее — Порядок оплаты проезда.

Указанными нормативными правовыми актами не предусмотрено ограничения права на оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска в зависимости от того, следует ли сотрудник и один из членов его семьи совместно или отдельно друг от друга, а также отсутствуют ограничения по совместному проживанию с сотрудником.

Кроме того, данные нормативные правовые акты не связывают право члена семьи сотрудника на оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно с таким условием, как использование отпуска во время основного (каникулярного) отпуска сотрудника и местом проведения отпуска сотрудника.

ВОПРОС 2:

Какими документами подтверждается нахождение члена семьи сотрудника органов внутренних дел в месте проведения отпуска

ОТВЕТ:

В соответствии с пунктом 5 Порядка оплаты проезда при следовании члена семьи сотрудника к месту проведения отпуска на территории Российской Федерации и обратно отдельно от сотрудника, в том числе на личном транспорте, документом, подтверждающим факт пребывания в месте проведения отпуска, является справка территориального органа МВД России на региональном или районном уровне, дислоцированного по месту пребывания члена семьи сотрудника в отпуске, выдаваемая по заявлению члена семьи сотрудника или его законного представителя.

Кроме того, к документам, подтверждающим факт пребывания в месте проведения отпуска относятся: отпускное удостоверение с соответствующими отметками органа, организации, подразделения системы МВД России и заверенное гербовой печатью, документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, содержащий отметки о пересечении государственной границы, справка медицинской организации, санаторно-курортной организации, подписанная руководителем и заверенная печатью организации, отрывной талон к путевке, посадочные талоны (пункт 5 Порядка оплаты проезда).

ВОПРОС 3:

Какие документы необходимо предоставлять сотрудникам органов внутренних дел, направляемым в служебную командировку, в подтверждение фактических расходов, если проездные документы (билеты) приобретались сотрудниками органов внутренних дел с использованием банковской карты

ОТВЕТ:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 916 «О порядке и размерах возмещения сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти расходов на проезд в период нахождения в служебной командировке за счет средств федерального бюджета», Порядком и условиями командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 14 февраля 2017 г. N 65, не установлен перечень документов, подтверждающих фактические расходы при проезде сотрудников органов внутренних дел к месту служебной командировки.

В соответствии с пунктом 7 Порядка оплаты проезда документами, подтверждающими расходы по оплате проезда, при приобретении билетов, оформленных в бездокументарной форме, являются чеки контрольно-кассовых машин; слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является подотчетное лицо; подтверждение кредитной организации, в которой подотчетному лицу открыт банковский счет, о проведении операции по оплате билета, оформленного в бездокументарной форме; документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности, приравненном к кассовому чеку, другие документы, установленные законодательством Российской Федерации.

По мнению Министерства финансов Российской Федерации, изложенному в его письме от 26 марта 2013 г. N 02-07-10/13424, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет лица, имеющего право на компенсацию по указанному в электронном авиабилете маршруту, документы, подтверждающие оплату гражданином электронного билета, в том числе третьим лицом по поручению и за счет гражданина.

В соответствии с Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. N 74-КГ15-138 оплата (компенсация) указанных расходов при приобретении проездных документов должна осуществляться в случаях, когда такие документы приобретены за счет собственных средств сотрудника (в рамках данного спора обязательственные отношения, связанные с оплатой проезда с использованием банковской карты третьего лица между сотрудником и третьим лицом, не рассматривались).

С учетом изложенного полагаем, что для осуществления оплаты стоимости проездных документов (билетов), приобретенных по банковским картам третьих лиц, сотрудникам необходимо вместе с рапортом представлять документы, подтверждающие факт существования обязательственных отношений имущественного характера между сотрудником и третьим лицом (например: расписка, договор займа, подтверждение кредитной организации (выписка), в которой третьему лицу открыт банковский счет и иные подтверждающие рассматриваемый юридический факт документы).

ВОПРОС 4: Разъясните понятие «личный транспорт», используемое в Порядке оплаты проезда

ОТВЕТ:

В законодательстве Российской Федерации не закреплено понятие «личный транспорт».

В соответствии с пунктами 2 и 6 Порядка оплаты проезда компенсации подлежат расходы, связанные с переездом к месту отдыха и обратно на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транспорте (за исключением такси).

Под личным транспортом следует понимать транспортное средство для личного пользования (авто- и мототранспортное средство, прицеп к авто- и мототранспортному средству, водное судно или воздушное судно), зарегистрированное за сотрудником органа внутренних дел Российской Федерации или членом его семьи, либо используемое указанным сотрудником или членом его семьи на основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации законном праве (доверенность, безвозмездное пользование, аренда и ином).

Личное пользование — это использование какого-либо транспортного средства (автомобиля, велосипеда, яхты, самолета и т.д.) отдельной личностью.

Из буквального толкования законодательства не следует, что автомобиль, на котором ездил сотрудник к месту реабилитации и обратно, должен принадлежать именно сотруднику.

ВОПРОСЫ 5 — 7:

Какими документами и нормативными правовыми актами следует руководствоваться при расчете норм расхода топлива в случае проезда сотрудников органов внутренних дел к месту проведения отпуска на личном транспорте

Какой из циклов следует применять при расчете нормативного расхода топлива по кратчайшему маршруту

Какую норму расхода топлива следует применить, если заправка автомобиля осуществлялась топливом марки АИ 95, а в технических характеристиках указана только одна норма расхода «бензин с октановым числом не менее 92»

ОТВЕТЫ:

Расчет нормативного расхода топлива на личном транспорте сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации необходимо производить в соответствии с методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р. При отсутствии в указанном распоряжении марки, модели и модификации транспортного средства, по которому производится расчет нормативного расхода топлива, следует пользоваться руководством по эксплуатации данного автомобиля.

В случае, когда в руководстве по эксплуатации расход топлива при движении автомобиля на 100 км пробега указан по трем циклам («городской», «загородный» и «смешанный») при расчете нормативного расхода топлива следует применять «загородный» цикл.

При условии, когда заправка автомобиля осуществлялась топливом любой марки, а в технической характеристике автомобиля указана норма расхода топлива «бензин с октановым числом не менее 92», в расчете целесообразно использовать стоимость бензина с нижним октановым числом, рекомендованным руководством по эксплуатации данного автомобиля.

ВОПРОС 8:

Возмещаются ли расходы пенсионера МВД России, связанные с проездом в санаторно-курортную организацию, в случае приобретения пенсионером МВД России электронных билетов с использованием банковской карты третьего лица

ОТВЕТ:

В соответствии с пунктом 3 Правил возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам органов внутренних дел, выплаты денежной компенсации расходов на проезд в санаторно-курортные или оздоровительные организации гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей, а также проезда членов семьи и родителей погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел к месту его погребения, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1229 <3>, выплата денежной компенсации гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел, а также одному из членов его семьи, связанная с оплатой проезда в санаторно-курортную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и обратно (один раз в год), производится в размере фактически понесенных расходов.

<3> Далее — Правила.

К документам, подтверждающим фактические расходы, связанные с проездом, относятся: при проезде железнодорожным транспортом — билет, электронный билет установленной формы; при проезде авиационным транспортом — билет, электронный билет установленной формы (электронный многоцелевой документ), ордер разных сборов.

При приобретении билетов, оформленных в бездокументарной форме, подтверждающими расходы по оплате проезда, провозу багажа, являются: чеки контрольно-кассовой техники; слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является подотчетное лицо; подтверждение кредитной организации, в которой подотчетному лицу открыт банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, о проведенной операции по оплате билета, оформленного в бездокументарной форме, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности, приравненном к кассовому чеку, другие документы, установленные законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если билет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то документом, подтверждающим расходы на приобретение билета, является сформированный(ая) автоматизированной системой управления пассажирскими перевозками контрольный купон (маршрут/квитанция) электронного билета на бумажном носителе, в котором(ой) указана стоимость проезда, имя лица, имеющего право на компенсацию по указанному в электронном билете маршруту, а также документы, подтверждающие оплату гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, электронного билета, в том числе третьим лицом по поручению и за счет гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел (согласно разъяснениям Минфина России от 26 марта 2014 г. N 02-07-10/13424).

Для оплаты билетов, приобретенных гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по банковским картам третьих лиц, необходимо предоставлять договор займа, расписку, иной документ, подтверждающий осуществление взаиморасчетов между лицом, оплатившим своей банковской картой билет, и лицом, на чье имя данный билет был оформлен.

К третьим лицам в рассматриваемом случае не относятся супруга (супруг) гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, либо иные члены его семьи (при предоставлении документов, подтверждающих степень родства).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о социальных гарантиях членами семьи сотрудника и гражданина, находящимися (находившимися) на их иждивении, считаются:

1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;

2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти);

3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ВОПРОС 9:

Используются или нет сведения о значениях ортодромических (кратчайших) расстояний при оплате стоимости проезда сотрудника и члена его семьи воздушным транспортом к месту проведения отпуска в г. Калининграде в соответствии с Порядком оплаты проезда

ОТВЕТ:

Поставленный вопрос прямо урегулирован Законом о социальных гарантиях.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о социальных гарантиях сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также одному из членов его семьи оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами, либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Таким образом, если сотрудник следует к месту проведения отпуска, находящегося на территории (в пределах) Российской Федерации, в рассматриваемом случае в г. Калининград, расходы по проезду к месту проведения отпуска, подлежат оплате в полном объеме, без использования сведений о значениях ортодромических (кратчайших) расстояний.

ВОПРОС 10:

Обязательно ли проставлять в отпускном удостоверении по месту проведения очередного отпуска гербовую печать органа, организации, подразделения системы МВД России как факт подтверждения о пребывании в нем

ОТВЕТ:

Пункт 5 Порядка оплаты проезда не требует обязательного проставления гербовой печати органа, организации, подразделения системы МВД России в отпускном удостоверении по месту проведения очередного отпуска, как факта подтверждения пребывания в нем.

ВОПРОС 11:

Каков порядок возмещения расходов, связанных с проездом и перевозкой сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и членами их семей личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом

ОТВЕТ:

При перевозке до 20 тонн личного имущества в 20-тонном контейнере железнодорожным транспортом общего пользования сотрудникам органов внутренних дел, указанным в абзацах втором и третьем подпункта «а» пункта 1 Правил, возмещению подлежат расходы на перевозку личного имущества в отдельном вагоне, багажом или мелкой отправкой, но не выше стоимости перевозки в 20-тонном контейнере железнодорожным транспортом общего пользования.

Расходы по перевозке личного имущества железнодорожным транспортом в нескольких контейнерах (по массе личных вещей, не превышающей 20 тонн) возмещаются в пределах стоимости перевозки одного 20-тонного контейнера.

Денежной компенсации подлежат расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания на основании документов, подтверждающих перевозку.

При наличии железнодорожного сообщения расходы по перевозке личного имущества другими видами транспорта возмещению не подлежат.

ВОПРОС 12:

Оплата каких услуг подлежит возмещению в составе расходов, связанных с перевозкой сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом

ОТВЕТ:

В соответствии с частью 12 статьи 3 Закона о социальных гарантиях возмещаются расходы на проезд сотрудников к избранному месту жительства и перевозку до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного при перевозке личного имущества) либо расходы на перевозку личного имущества в отдельном вагоне, багажом или мелкой отправкой, но не выше стоимости перевозки в контейнере в порядке, определяемом Правилами.

При этом перечень услуг, подлежащих возмещению в составе расходов, связанных с перевозкой сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, законодательно не определен.

В этой связи рекомендуем примерный перечень услуг, подлежащих возмещению при перевозке личного имущества сотрудников железнодорожным транспортом:

погрузка контейнера в (на) вагон, выгрузка контейнеров из (с) вагона в местах общего пользования (крановые работы);

погрузка контейнера на автомобили, выгрузка контейнеров с автомобиля средствами железной дороги (крановые работы);

подача контейнера на места общего пользования для погрузки (разгрузки);

обеспечение грузоотправителей бланками перевозочных документов;

предоставление грузоотправителям запорно-пломбировочных устройств;

пломбирование контейнеров запорно-пломбировочными устройствами;

снятие запорно-пломбировочных устройств;

пользование контейнером под грузовыми операциями в том случае, когда тариф перевозки оплачен по воинским перевозочным документам МВД России и не взыскана плата за предоставление контейнера;

сбор за объявленную ценность груза;

использование контейнерной площадки для перегруза груза на станции назначения (отправления);

установка деревянного щита ограждения;

предоставление знаков опасности;

нанесение транспортной маркировки (масса брутто, нетто);

предоставление площадки для погрузочно-разгрузочных работ;

предоставление грузоотправителям (грузополучателям) крупнотоннажного контейнера и платформы (вагона) в пользование (плата за пользование контейнером);

сбор за охрану груза (взимается при перевозке автомобиля);

крепление груза;

консультация по оформлению транспортных документов;

тариф перевозки личного имущества (провозная плата), определяемая по Прейскуранту N 10-01, утвержденному постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 г. N 47-т/5.

Также возмещению подлежат расходы на перевозку контейнера(ов) (личного имущества) от места жительства до железнодорожной станции (порта) отправления и от железнодорожной станции (порта) назначения до места жительства на автомобильном транспорте.

ВОПРОС 13:

Оплата каких услуг не подлежит возмещению в составе расходов, связанных с перевозкой сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом

ОТВЕТ:

Перечень услуг, подлежащих возмещению в составе расходов, связанных с перевозкой сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, законодательно не определен.

В этой связи рекомендуем примерный перечень услуг, не подлежащих возмещению при перевозке личного имущества сотрудников железнодорожным транспортом:

хранение контейнера(ов) на станции (пристани, в порту) назначения (отправления);

добровольное страхование личного имущества;

переадресовка контейнера(ов) по личному желанию отправителя;

осуществление перевозки груза ранее срока;

предоставление контейнера сверх плана (нормы);

раскредитование документов по поручению грузополучателя;

оформление перевозочных документов по поручению грузоотправителя;

оформление описи на перевозку личных вещей за грузоотправителя;

замена бланков перевозочных документов взамен испорченных по вине грузоотправителя;

предоставление информации о дислокации контейнера на маршруте;

предварительное и повторное уведомление о продвижении груза и подходе к станции назначения и прибытии контейнера;

слежение и информирование о дислокации контейнера;

выдача копий документов;

изготовление ксерокопий документов;

отправление заказной корреспонденции по просьбе грузоотправителя;

ускоренная доставка контейнера (груза);

работа автомобиля сверх норматива (за один час) при завозе (вывозе) на/с контейнерных терминалов по вине грузоотправителя/грузополучателя;

услуги по доставке личного имущества в квартиру;

составление акта о повреждении контейнера по вине грузоотправителя (грузополучателя);

оплата различных штрафов.

ВОПРОС 14:

При решении вопроса оплаты расходов, связанных с проездом и провозом багажа при переезде на постоянное место жительства сотрудника, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, каким нормативным правовым актом необходимо руководствоваться при определении местностей, относящихся к районам Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных

ОТВЕТ:

В Законе о социальных гарантиях нет ссылки на правовой акт, определяющий перечень районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, а также местностей с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями и отдаленных местностей, служба в которых дает право на оплату расходов, связанных с проездом и провозом личного имущества при переезде на избранное место жительства в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел. Вместе с тем постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» <4> устанавливает районные коэффициенты и процентные надбавки за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях.

<4> Далее — постановление Правительства N 1237.

Таким образом, при решении вопроса оплаты расходов, связанных с проездом и провозом багажа при переезде на постоянное место жительства из районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации при определении местностей, относящихся к районам Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, необходимо руководствоваться разделом I приложения к постановлению Правительства N 1237, устанавливающего районные коэффициенты и процентные надбавки за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях.

При этом высокогорные районы, пустынные и безводные местности, указанные в постановлении Правительства N 1237, к местностям, служба в которых дает право на оплату стоимости проезда и перевозки личного имущества к избранному месту жительства, не относятся.

ВОПРОС 15:

Имеют ли право проезда члены семьи сотрудника на безвозмездной основе к месту проведения основного отпуска и обратно за прошлый год в текущем году, при совместном (раздельном) следовании с (от) сотрудником(а), в случае если сотруднику данный отпуск не был предоставлен в прошлом году.

Под совместным следованием подразумевается следование в одни даты, одним видом транспорта и в одно место отпуска сотрудника и члена его семьи

ОТВЕТ:

В соответствии со статьей 57 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику органов внутренних дел, не реализовавшему свое право на основной отпуск в определенный графиком срок, отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года.

Оплата проезда в отпуск за прошедший год будет правомерна в течение текущего года, если эта социальная гарантия не была использована сотрудником. При предоставлении основного отпуска за текущий год также производится оплата транспортных расходов.

Норма, предусматривающая оплату проезда членов семьи сотрудника два раза в год нормативными правовыми актами, определяющими порядок возмещения расходов по проезду сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, не установлена.

Адвокат АП г. Санкт-Петербурга Дмитрий Изварин подготовил в интересах своих доверителей, бывших сотрудников МВД, жалобу в Конституционный Суд, в которой оспаривает конституционность ч. 2 ст. 4 Закона о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел (имеется в распоряжении «АГ»).

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о социальных гарантиях сотрудникам ОВД те, кто имеет стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет, вправе претендовать на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья в указанных в законе случаях. В соответствии с ч. 2 данной статьи выплата предоставляется в пределах бюджетных ассигнований того государственного органа, в котором проходит службу соответствующий сотрудник.

По мнению адвоката, ч. 2 ст. 4 в силу своей неопределенности из-за отсутствия законодательно закрепленного срока на предоставление единовременной социальной выплаты свидетельствует о невыполнении федеральным законодателем своей обязанности, вытекающей из ст. 7, 39, 40 45, 52, 53 и 71 Конституции, и, соответственно, нарушает конституционные права на социальное обеспечение.

МВД сообщило о нехватке средств

Доверители Дмитрия Изварина обращались в различные государственные органы, чтобы добиться предоставления им жилья. В течение 2016–2018 гг. они неоднократно направляли обращения в МВД России, писали в Администрацию Президента, Правительство РФ, Минфин, Минюст, соответствующие комитеты Совета Федерации и Госдумы, Счетную палату, а также Уполномоченному по правам человека. Большая часть обращений перенаправлялась в Министерство внутренних дел.

Позиция МВД, выраженная в его многочисленных ответах, сводилась к следующему. По словам ведомства, объем бюджетных средств для предоставления единовременной социальной выплаты составляет менее 1% от необходимой потребности. Министерство отметило, что срок ее предоставления не определен нормативными актами. «Учитывая крайне ограниченное финансирование, период ожидания данной выплаты для сотрудников составляет длительный срок», – сообщил ответственный департамент.

Министерство указало, что при формировании проекта бюджета на 2016–2019 гг. оно заявляло о необходимости предоставления дополнительных ассигнований для обеспечения сотрудников ОВД жильем, однако Минфином указанные предложения поддержаны не были. МВД сообщило заявителям, что обозначало потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях на 2017–2019 гг. в размере более 26 млрд руб. ежегодно. При этом реально в 2017–2018 гг. ведомство получало каждый год не более 2 млн руб., такая же сумма, по его словам, была предусмотрена на 2019 и 2020 гг.

В июне 2018 г. департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД в своем ответе на очередной запрос заявителей указал, что размер предусмотренных бюджетных ассигнований позволяет обеспечивать только около 0,3% сотрудников (пенсионеров) от общего количества состоящих на учете для получения единовременной выплаты.

Минфин пояснил заявителям, что предложения МВД не были поддержаны, поскольку данное ведомство самостоятельно определяет объемы средств по направлению расходов с учетом приоритетности задач в рамках его бюджета.

В сентябре 2018 г. был получен ответ Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Как указано в документе, проблема обеспечения сотрудников ОВД единовременной социальной выплатой для приобретения жилья является предметом его «постоянного пристального внимания». Комитет подчеркнул, что неоднократно запрашивал у МВД информацию по данному вопросу. По его словам, на момент формирования ответа на запрос заявителей в МВД на учете состояло более 90 тысяч семей сотрудников. Комитет сообщил, что в 2017 г. из-за нехватки средств жильем были обеспечены только 320 семей сотрудников и пенсионеров ОВД.

Доверители Дмитрия Изварина, чтобы получить полагающиеся им выплаты, обращались в суды общей юрисдикции, однако Басманный районный суд и Московский городской суд отказали в удовлетворении требований. По словам адвоката, обе инстанции исходили, в частности, из того, что срок предоставления субсидии не установлен, а порядок ее предоставления определен в действующем законодательстве.

Позиция адвоката

Дмитрий Изварин сообщил, что по состоянию на 1 июля 2019 г. получения единовременной выплаты от МВД ожидают почти 95 тыс. семей. При этом за 2012–2017 гг. субсидии получили чуть более 10,5 тыс. семей сотрудников. Адвокат полагает, что отсутствие законодательно закрепленного срока на предоставление единовременной социальной выплаты сотрудникам ОВД является грубым нарушением норм действующего законодательства.

Дмитрий Изварин отметил, что КС уже оценивал конституционность норм, касающихся различных форм обеспечения жильем лиц, проходящих военную службу, в частности в Постановлениях от 5 апреля 2007 г. № 5-П и от 15 октября 2012 г. № 21-П. По мнению адвоката, из этих актов следует, что единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемая сотрудникам ОВД, уволенным с правом на пенсию и не имеющим жилища или нуждающимся в улучшении жилищных условий, является дополнительной мерой их социальной защиты. Он подчеркнул, что при схожей правовой неопределенности при обеспечении судей жилыми помещениями в 2008 г. Конституционный Суд РФ предписал закрепить в законе критерии признания судей «нуждающимися».

Дмитрий Изварин отметил, что в своих решениях КС не раз указывал, что закрепленные в Конституции цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Об этом, по его словам, в частности, говорится в Постановлении от 16 декабря 1997 года № 20-П.

Адвокат напомнил, что, закрепляя право каждого на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция одновременно предусматривает, что указанным в законе нуждающимся гражданам жилье предоставляется бесплатно (ст. 40 Конституции). При этом, по мнению Дмитрия Изварина и его доверителей, ключевое значение для защиты права на жилище имеет наличие установленного срока для предоставления гражданам единовременной социальной выплаты.

Дополнительно адвокат сослался на доклад Председателя Конституционного Суда от 7 июня 2007 г. Валерия Зорькина. В частности, в нем было отмечено, что сущность конституционного права на социальное обеспечение проявляется в обязанности государства предоставить каждому в случаях, указанных в Конституции, такое обеспечение. При этом, как указал Валерий Зорькин, произвольные действия законодателя в области социальных прав недопустимы, поскольку это не только затрагивает признанные мировым сообществом права человека, но и прямо связано с безопасностью и политической стабильностью общества.

Эксперты подтвердили реальность проблемы

«Иллюзий относительно рассмотрения жалобы в КС не питаем», – сообщил «АГ» Дмитрий Изварин. Однако, по его словам, это единственный неиспользованный институт защиты на национальном уровне. Адвокат отметил, что практика судов общей юрисдикции по вопросу о взыскании соответствующих выплат в отрицательная. «Судьи не усматривают нарушения прав заявителей ввиду отсутствия законодательно закрепленных сроков предоставления субсидии», – поясняет адвокат.

Дмитрий Изварин сказал, что жалоба будет подана в КС сразу после того, как он получит оригиналы решений судов общей юрисдикции по делам его доверителей, подтверждающие применение оспариваемой нормы в их отношении.

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Аким Ложковой посчитал обжалование конституционности ч. 2 ст. 4 Закона о социальных гарантиях сотрудникам ОВД не вполне обоснованным. По его мнению, проблема в конечном итоге связана не с отсутствием срока для предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам ОВД. Аким Ложковой указал, что основная сложность – это необходимость увеличения бюджетных ассигнований. «Это сугубо экономический вопрос», – подчеркнул он

В то же время руководитель конституционной практики АК «Аснис и партнеры» Дмитрий Кравченко сообщил, что проблема несоответствия декларируемых обязательств государства бюджетным ассигнованиям поднимается перед Конституционным Судом не впервые. «Известны решения, когда Конституционный Суд признавал неконституционной норму, которая позволяет отказывать в реализации предусмотренным законом социальных прав на основании отсутствия соответствующего бюджетного финансирования. При этом надо отметить и сформировавшиеся позиции КС, в соответствии с которыми подзаконное регулирование и правоприменение не могут умалять самого существа права. Если фактическое состояние реализации того или иного социально значимого права таково, что реально право отсутствует, то подобная ситуация вполне может быть предметом рассмотрения КС», – пояснил эксперт.

Работа с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, является самостоятельным направлением работы в системе МВД России. Она включает широкий круг вопросов организационного, социально-экономического и социально-психологического плана.

Гарантии и меры правовой и социальной защиты этой категории граждан предусмотрены Законом Российской Федерации «О милиции», Федеральным законом «О ветеранах», Федеральным законом «Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также другими нормативными правовыми актами.

В них определены гарантии, льготы, компенсации и другие меры социальной поддержки, установленные для членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей. Предусмотрены денежные выплаты: пособия, компенсации, материальная помощь членам семей сотрудников органов внутренних дел, которые включают выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения или на проживание в гостинице (общежитии) на членов семьи, вызываемых для опознания погибшего сотрудника, а также оказание материальной помощи в размере норм суточных за время проезда и фактического нахождения в пункте опознания.

Возмещается оплата проезда к месту погребения и обратно для участия в похоронах членов семьи (не более трех человек) погибшего сотрудника, а также оплата проезда один раз в год к месту погребения и обратно одного из членов семьи погибшего и захороненного на территории Российской Федерации сотрудника.

Также возмещаются расходы членам семей погибших сотрудников при их переезде к избранному месту жительства, связанные с перевозом до 20 тонн личного имущества.

Ежемесячная выплата с 1 января 2007 года выплачивается детям погибших (пропавших без вести):

• до достижения ими возраста 18 лет (инвалидам с детства — независимо от возраста);

• обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения — до окончания обучения.

Единовременное денежное пособие в 25-кратном минимальном размере оплаты труда на каждого члена семьи производится в случае:

• гибели лиц, привлекавшихся к выполнению специальных задач;

• смерти, наступившей до истечения одного года со дня окончания их участия в выполнении специальных задач вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в период и в связи с выполнением указанных задач.

Согласно Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких (утверждена приказом МВД России от 15 октября 1999 года), и Инструкции о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в системе МВД России (утверждена приказом МВД России от 16 декабря 1998 года), членам семьи выплачивается соответствующая сумма десятилетнего денежного содержания погибшего сотрудника и соответствующая страховая сумма.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ членам семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, предоставляется право на получение набора социальных услуг, а также устанавливается ежемесячная денежная выплата.

Федеральным законом от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года, от 24 декабря 2002 года, от 2 августа 2005 года предусмотрены гарантии, льготы и компенсации членам семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, по оплате жилой площади, коммунальных услуг.

За ними сохраняются льготы на получение жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг (если такие льготы имелись у погибшего). Сохраняются также права на безвозмездное закрепление жилых помещений за семьями погибших сотрудников. Семьям погибших сотрудников органов внутренних дел, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются во внеочередном порядке жилые помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В собственность членов семьи предоставляются занимаемые ими жилые помещения в случае гибели (смерти), вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с осуществлением сотрудником служебной деятельности.

С января 2005 года членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением обязанностей (служебных обязанностей), предоставляются компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг.

В частности, предоставляются компенсации в размере 60 процентов фактических расходов семей погибших (умерших) сотрудников:

• по оплате общей площади занимаемых жилых помещений (в коммунальных помещениях — жилой площади), найма, содержания и ремонта жилых помещений (для собственников жилых помещений и членов жилищностроительных (жилищных) кооперативов — по оплате содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах);

• по оплате коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления;

• по абонентской плате за пользование телефоном, радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами.

Медицинское и санаторно-курортное обеспечение членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, предусмотрено статьей 28.1 Закона Российской федерации «О милиции», а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года, от 25 февраля 2000 года, от 30 сентября 2002 года, 9 февраля 2004 года (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года) и включает, в том числе, право членов семей сотрудников на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения и обязательное медицинское страхование на общих основаниях с другими гражданами.

Члены семей сотрудников (супруг, супруга), а также лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей сотрудников в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется на тех же условиях, что и другим гражданам в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вопросы обеспечения необходимыми лекарственными средствами упомянутых граждан возложены на лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, по их месту жительства.

Дети (до 18 лет) сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) в связи с выполнением задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, ежегодно обеспечиваются путевками в детские оздоровительные учреждения.

Министерству внутренних дел Российской Федерации предоставлено право за счет средств федерального бюджета возмещать расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом членов семей сотрудников, потерявших кормильца, к месту санаторно-курортного лечения и обратно.

Ежегодно, с 1 января 2005 года, осуществляется выплата пособия на детей школьного возраста (до 15 лет включительно) по месту получения пенсии по случаю потери кормильца или по месту получения пенсии родителем, ставшим инвалидом, независимо от предоставления путевок в детские оздоровительные учреждения.

Также ежегодно обеспечивается бесплатный проезд (к месту отдыха и обратно) детей (до 18 лет) сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших), ставших инвалидами в связи с выполнением задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона.

Ежегодно предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения нуждающимся супруге и родителям погибших сотрудников.

Льготы по пенсионному обеспечению членов семей погибших сотрудников определяются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года с внесенными изменениями Федеральным законом от 3 декабря 2007 года, Федеральным законом от 12 января 1995 года «О ветеранах», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года (с изменениями).

Право на получение двух пенсий предоставлено родителям лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей, по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились они на иждивении умерших (погибших) или нет:

• в отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства — пенсию по старости, инвалидности, за выслугу лет или социальную, которые назначаются по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

• по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года на льготных условиях (мужчины — 55 лет, женщины — 50 лет) независимо от вида пенсии, получаемой в отделении ПФР по месту жительства.

С 1 января 2007 года в законодательстве предусмотрено право на получение двух пенсий вдовам погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел.

Членам семей погибших при исполнении служебных обязанностей назначаются пенсии по случаю потери кормильца в размере 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца при соблюдении необходимых условий (нетрудоспособность, уход за детьми, не достигшими 8-летнего возраста, и т.д.).

Женам лиц, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), пенсия по случаю потери кормильца назначается по достижении 50-летнего возраста.

Женам, занятым уходом за детьми погибших, не достигшими 8-летнего возраста, пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от возраста, трудоспособности и от того, работает жена или нет.

Ежемесячная доплата к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года, в размере 240 рублей. Она выплачивается независимо от того, какой вид пенсии выплачивается и к какой категории относятся получатели пенсии.

Пенсии семьям умерших (погибших) лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел исчисляются из суммы их денежного довольствия, с повышением (индексацией) по состоянию на день назначения или пересчета семье пенсии.

Необходимо отметить, что в законодательстве выделены гарантии и меры социальной поддержки для нетрудоспособных членов семей погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел, сотрудников, ставших инвалидами, и сотрудников — ветеранов боевых действий (установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года «О ветеранах»).

Особая важность и сложность защиты прав членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, потребовали упорядочения организации этой работы в системе МВД России.

В целях обеспечения единых подходов и требований к организации и проведению социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, в системе МВД России, на основе действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, разработана Инструкция по организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей (утверждена приказом МВД России от 24 сентября 2007 года).

В ней определено, что работа в органах внутренних дел с членами семей погибших представляет собой деятельность руководителей, аппаратов по работе с личным составом, правовых, финансовых, медицинских, тыловых и других подразделений органов внутренних дел, направленную на реализацию предусмотренных законодательством мер государственной социальной защиты и создание условий для предоставления дополнительной социальной помощи органами государственной власти, местного самоуправления, общественными и благотворительными объединениями.

Её основными направлениями являются:

• организация и проведение ведомственного мониторинга социально-экономического и правового положения членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей;

• выявление причин и условий, способствующих нарушениям прав и законных интересов членов семей погибших, разработка и принятие исчерпывающих мер по их устранению;

• оказание необходимой оперативной социально-психологической поддержки и помощи членам семей погибших;

• организация шефства над детьми сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, активное участие в их обучении и воспитании;

• проведение лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий для членов семей погибших;

• организация общественного социального патронажа в отношении одиноких нетрудоспособных членов семей погибших, нуждающихся в повседневной помощи и постороннем уходе;

• проведение мероприятий социальной адаптации и оказание помощи в трудоустройстве неработающим членам семей погибших;

• оказание помощи членам семей погибших в решении вопросов улучшения жилищных условий, установки телефонов, устройства в детские дошкольные учреждения, предоставления путевок в детские оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории, центры восстановительной медицины и реабилитации и иных жизненно важных социально-бытовых проблем;

• оказание консультационных, юридических и информационно-справочных услуг по социально-правовым вопросам членам семей погибших;

• оказание помощи в оформлении документов на пенсионное обеспечение, страховые и иные выплаты членам семей погибших, включая пенсии по случаю потери кормильца.

Решение большого круга разноплановых задач работы с членами семей погибших сотрудников во многом зависит от ее организации.

В соответствии с требованиями вышеупомянутой инструкции (п. 3) организация работы на этом участке включает в себя:

• изучение руководителями и должностными лицами требований действующего законодательства, нормативных актов МВД России, регламентирующих организацию социальной и правовой защиты членов семей погибших;

• осуществление мер социальной реабилитации и адаптации членов семей погибших;

• обслуживание членов семей погибших в ведомственных медицинских учреждениях;

• ведение учета членов семей погибших в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России;

• инициативное изучение на постоянной основе путем проведения мониторинга социально-экономического, правового положения, условий проживания, потребностей в социальной помощи и реабилитации членов семей погибших;

• осуществление контроля за решением социальных проблем, производством обязательных выплат, предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством, членам семей погибших;

• проведение регулярно, не реже двух раз в год, встреч руководства органов внутренних дел с членами семей погибших в целях выявления и решения их социальных, бытовых и иных проблем;

• составление индивидуальных планов социальной работы с каждой семьей (одиноким членом семьи), предусматривающих конкретные мероприятия по оказанию необходимой социальной помощи;

• координацию работы кадровых, правовых, медицинских, финансовых и тыловых подразделений в части осуществления правовой защиты и социальной поддержки членов семей погибших в рамках деятельности комиссий по социальным вопросам;

• взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными заинтересованными организациями в целях использования их возможностей для оказания дополнительной социальной помощи членам семей погибших;

• рассмотрение на заседаниях комиссий по социальным вопросам мер по организации взаимодействия заинтересованных подразделений для решения социальных проблем членов семей погибших;

• обсуждение на коллегиях (оперативных совещаниях) организации социальной работы с семьями погибших;

• подведение итогов и доклад руководству органа внутренних дел о результатах проведенной социальной работы.

В целях оказания оперативной социально-психологической помощи, своевременного решения возникающих материально-бытовых проблем, организации адресной социальной поддержки за каждым нетрудоспособным членом семьи погибшего приказом начальника органа внутренних дел закрепляются руководитель структурного подразделения по последнему месту службы погибшего (пострадавшего), сотрудник аппарата по организации воспитательной работы и психолог.

В случае гибели сотрудника при исполнении служебных обязанностей руководителями органов внутренних дел в первую очередь проводятся следующие мероприятия:

• проводится комплекс организационных, мемориальных и иных необходимых мероприятий в установленном порядке;

• обеспечивается нуждающимся членам семьи погибшего оперативная психологическая поддержка;

• оказывается помощь в организации встречи и сопровождения пребывающих на похороны иногородних родственников погибшего;

• организуется оказание дополнительной материальной помощи членам семьи погибшего за счет добровольных пожертвований.

Заместители руководителей органа внутренних дел по работе с личным составом в обязательном порядке в двухнедельный срок, исчисляемый с момента признания сотрудника погибшим при исполнении служебных обязанностей, каждому члену семьи погибшего:

• выдают (иногородним высылают) письменное уведомление о наличии прав на меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством, с разъяснением порядка их реализации;

• вручают под роспись персональную памятку с указанием служебных адресов и телефонов закрепленных руководителей и сотрудников.

Для восстановления разрушенных или утраченных членами семей погибших ресурсов жизнедеятельности, социальных связей и отношений, оказания помощи в бескризисном вхождении в новую социальную среду, создания условий для самообслуживания и независимого существования руководители органа внутренних дел организуют:

• оказание дополнительной социальной помощи органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и благотворительными фондами;

• рассмотрение и решение вопросов улучшения жилищных условий;

• изучение возможности прохождения службы в органах внутренних дел;

• оказание необходимой помощи в трудоустройстве в органах внутренних дел неработающим членам семей погибших с учетом возможностей для деятельности, перемещения к месту работы и обратно, условий режима труда.

Общественный социальный патронаж нетрудоспособных членов семей погибших, нуждающихся в повседневной помощи и постороннем уходе, организуется органами внутренних дел во взаимодействии с органами социальной защиты населения. Общественный социальный патронаж одиноких членов семей погибших включает:

• организацию питания, включая доставку продуктов на дом;

• помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

• содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

• поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

• содействие в организации юридической помощи и иных правовых

услуг;

• содействие в организации ритуальных услуг;

• содействие в обеспечении топливом и (или) водой при необходимости;

• другие надомные социальные услуги.

Для детей-сирот, детей членов семей погибших руководители органа внутренних дел организуют:

• установление шефства над каждым ребенком до достижения им совершеннолетия по вопросам оказания социальной поддержки, обучения, воспитания и дальнейшего трудоустройства;

• оказание помощи в устройстве детей в детские дошкольные и общеобразовательные учреждения;

• подготовку к началу учебного года, контроль за дисциплиной и успеваемостью в период обучения и участие в проведении выпускных мероприятий;

• проведение оздоровительного отдыха детей в период школьных каникул;

• направление детей, изъявивших желание, на обучение в ведомственные образовательные учреждения МВД России, суворовские училища и колледжи милиции, оказание помощи в подготовке к поступлению в гражданские учебные заведения;

• контроль за предоставлением жилья детям-сиротам в соответствии с действующим законодательством.

Медицинские учреждения системы МВД России при осуществлении медицинского обеспечения членов семей погибших взаимодействуют с учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения по вопросам организации протезирования и санаторно-курортного лечения.

В органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России учету подлежат члены семей погибших за весь период функционирования органа внутренних дел, а также прибывшие из других регионов на постоянное место жительства.

Информация о членах семей погибших, переехавших из других регионов, при необходимости запрашивается по месту их постоянной регистрации и корректируется руководителями аппаратов по работе с личным составом органов внутренних дел.

В целях обеспечения единообразного исполнения действующего законодательства, ведомственных нормативных правовых актов, реализации мер социальной поддержки, защиты прав, предоставления в полном объеме установленных социальных гарантий и компенсаций членам семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, приказом МВД России от 24 сентября 2007 года во всех подразделениях, учреждениях системы МВД России создаются комиссии по социальным вопросам членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей.

На комиссию по социальным вопросам возложена координация работы кадровых, правовых, медицинских, финансовых и тыловых подразделений органов внутренних дел в части осуществления правовой защиты и социальной поддержки, рассмотрения социальных проблем членов семей погибших.

Комиссия по социальным вопросам:

• определяет круг лиц из числа членов семей погибших, нуждающихся в адресной социальной помощи;

• рассматривает поступающие ходатайства, заявления и обращения членов семей погибших по вопросам оказания социальной поддержки;

• осуществляет подготовку предложений начальнику органа внутренних дел по решению конкретных социальных проблем.

В целях непрерывного изучения основных показателей социальной защищенности членов семей погибших организуется мониторинг их правового и социально-экономического положения как средство инициативного и упреждающего выявления социальных проблем, выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере.

Таким образом, немаловажными условиями повышения действенности работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, являются: совершенствование законодательства; выработка государственного системного подхода к оказанию им социальной помощи; принятие мер на федеральном уровне по обеспечению занятости членов семей погибших на рынке труда, повышению уровня их материального обеспечения, в том числе решение жилищных вопросов; проявление при этом к вдовам, детям и родителям погибших (умерших) сотрудников должного внимания и чуткости.

  • Сущность, значение и принципы социальной защиты
    • Социальная защита: сущность и значение
    • Социальная защищенность
    • Правовая и государственная защита
    • Содержание социальной защиты
    • Закономерности и принципы социальной защиты
  • Конституционные права сотрудников органов внутренних дел
    • Личные права и свободы
    • Политические права
    • Социально-экономические и культурные права
    • Международно-правовые стандарты прав человека
  • Защита прав сотрудников органов внутренних дел
    • Гарантии и механизм социальной защиты сотрудников органов внутренних дел
    • Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы сотрудников органов внутренних дел
    • Реализация прав посредством жалоб и заявлений в административные органы
    • Восстановление прав средствами прокурорского надзора
    • Государственное страхование. Возмещение вреда жизни, здоровью, имущественного ущерба и морального вреда
    • Профсоюзы сотрудников органов внутренних дел. Взаимодействие с общественными организациями
    • Гарантии при увольнении со службы
  • Особенности защиты прав отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел
    • Защита прав сотрудников — ветеранов боевых действий
    • Защита прав сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами
      • «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»
      • индивидуальнэе программы реабилитации инвалида.
    • Защита прав членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей
  • Социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел
    • Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел
      • Государственная пенсия по случаю потери кормильца
    • Государственная социальная помощь
      • По Федеральному закону «О ветеранах»:
      • По Закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
      • Социальные услуги
      • Обеспечение необходимыми лекарственными средствами
    • Социальное обслуживание
      • Учреждения и предприятия социального обслуживания
    • Гарантии при погребении
      • Оплата изготовления и установки надгробного памятника
  • Защита сотрудников в период вооруженных конфликтов и при проведении контртеррористических операций
    • Понятие и источники международного гуманитарного права
      • Немеждународные вооруженные конфликты
      • Нормы международного права
    • Запрещенные средства и методы ведения боевых действий
      • запрещенные способы ведения боевых действий
    • Международно-правовая защита участников вооруженных конфликтов немеждународного характера
    • Права и обязанности сотрудников органов внутренних дел при проведении контртеррористических операций
  • Основные термины и понятия
  • Библиографический список
    • Нормативные источники
    • Литература
  • Бесплатная юридическая консультация

2. Сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
3. При переезде сотрудников на новое место службы в другой населенный пункт (в том числе на территорию и с территории иностранного государства) в связи с назначением на иную должность, или в связи с зачислением в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, срок обучения в котором составляет более одного года, или в связи с передислокацией органа (подразделения) сотрудникам и членам их семей в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, производятся выплаты:
1) подъемного пособия — в размере одного оклада денежного содержания на сотрудника и одной четвертой части оклада денежного содержания на каждого члена его семьи, переехавшего в населенный пункт по новому месту службы сотрудника, либо в близлежащий от нового места службы населенный пункт, либо в другой населенный пункт в связи с отсутствием жилого помещения по новому месту службы сотрудника;
2) суточных — на сотрудника и каждого члена его семьи, переезжающего в связи с переводом сотрудника на новое место службы, в размере, определяемом Правительством Российской Федерации для командированных сотрудников за каждый день нахождения в пути.
4. Сотрудникам, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
5. Сотрудникам оплачивается в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, стоимость проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:
1) к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно (в случае направления на лечение либо медицинское освидетельствование врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел);
2) к месту долечивания (реабилитации) в санаторно-курортном учреждении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и обратно (в случае направления на долечивание (реабилитацию) врачебной комиссией медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел).
6. Сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в органе внутренних дел, дислоцированном в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Порядок оплаты проезда сотрудника и члена его семьи устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
7. Сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания.
8. Единовременное пособие не выплачивается гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел:
1) в связи с грубым нарушением служебной дисциплины;
2) в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;
3) в связи с отказом сотрудника от перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел в порядке исполнения дисциплинарного взыскания;
4) в связи с нарушением условий контракта сотрудником;
5) в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами;
6) в связи с утратой доверия;
7) в связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел, а также в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в органах внутренних дел подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в органах внутренних дел, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
8) в связи с осуждением сотрудника за преступление, а также в связи с прекращением в отношении сотрудника уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;
9) в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел;
10) в связи с нарушением сотрудником обязательных правил при заключении контракта.
9. Сотрудникам, удостоенным в период прохождения службы в органах внутренних дел государственных наград (государственной награды) СССР или Российской Федерации либо почетного звания, размер единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания.
10. Гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел без права на пенсию, проходившим службу в органах внутренних дел и имеющим общую продолжительность службы в органах внутренних дел менее 20 лет, ежемесячно в течение одного года после увольнения выплачивается оклад по специальному званию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в случае увольнения:
1) по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел;
2) по состоянию здоровья;
3) в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником;
4) в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;
5) в связи с нарушением условий контракта уполномоченным руководителем;
6) в связи с болезнью;
7) в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел;
8) в связи с отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. При увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 настоящей статьи, сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.
12. Расходы на проезд сотрудников к избранному месту жительства и перевозку до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного при перевозке личного имущества) либо расходы на перевозку личного имущества в отдельном вагоне, багажом или мелкой отправкой, но не выше стоимости перевозки в контейнере возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации:
1) сотрудникам, переезжающим на иное место жительства в связи с переводом на новое место службы в другой населенный пункт по решению Президента Российской Федерации, или руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного ими руководителя, и членам их семей;
2) сотрудникам, проходившим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации и переезжающим на избранное место жительства в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел, и членам их семей.

Льготы для сотрудников полиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *