Характеристика административных наказаний

ВВОИПИН ШИВЕРШЕМЗ™

имани QE. Кутафина (МГЮАЗ

Бакурова Н. Н.

Исполнение постановлений о назначении отдельных видов административных наказаний: общая характеристика исполнительного производства_

ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИИ О НАЗНАЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В статье автор характеризует исполнение постановлений о назначении отдельных видов административных наказаний, рассматривает сущностные признаки исполнительного производства, вносит предложения по совершенствованию административного законодательства. Ключевые слова: исполнение постановлений о назначении отдельных видов административных наказаний, производство по делам об административных правонарушениях, исполнительное производство.

N. N. BAKUROVA,

Candidate of Law

Современный этап развития административного права и процесса можно охарактеризовать как период выработки качественно новых подходов к проведению в жизнь основных направлений административной политики. Сегодня научным юридическим сообществом пересматриваются основные концепции и терминология отдельных институтов административного права. Продолжается дискуссия по поводу содержания и структуры административного процесса. На юридических форумах остро ставятся вопросы о новых вызовах и тенденциях в отношении определения понятия «административное правонарушение»; разграничения компетенции судов и органов исполнительной власти по рассмотрению дел об административных правонарушениях; целесообразности такого субъекта административной ответственности, как юридическое лицо; видов административных наказаний; размеров административных штрафов.

Наталья

Николаевна

БАКУРОВА,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры

административного права и процесса Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Ш m К

4 □

«О

й «О

5 Е S X m п

К

НАУКИ

© Н. Н. Бакурова, 2014

ВВСВДПЕЕ ШИВВРЭИ’П’З™

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

В то же время единообразным остается подход ученых в отношении обязательности исполнения постановлений по делу об административных правонарушениях и неотвратимости административных наказаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исполнение постановления о назначении административного наказания является последней стадией производства по делу об административном правонарушении, «завершающим этапом правоприменительного процесса в сфере реализации федерального и регионального законодательства об административной ответственности»1. В одних случаях исполнение такого рода может сводиться к разовому действию, как, например, вручение постановления или направление его копии в случае назначения административного наказания в виде предупреждения. В других оно представляет собой совокупность действий различных субъектов права, изначально характеризующихся либо добровольностью их совершения со стороны лица, в отношении которого вынесено постановление, либо принуждением.

Добровольным исполнением постановления о назначении административного наказания является такое, которое исполнено в установленный законом срок физическим или юридическим лицом, совершившим административное правонарушение и в отношении которого вынесено такое постановление, самостоятельно, без участия государственного органа, осуществляющего принудительное исполнение, т.е. до начала исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

Принудительное исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, отнесенных в соответствии с КоАП РФ к компетенции судебных приставов-исполнителей, принимает форму исполнительного производства и имеет следующие черты:

— в основе исполнительного производства по исполнению постановления по делу об административном правонарушении лежит публичный интерес;

— деятельность по исполнению постановления органа или должностного лица по делу об административном правонарушении принудительно осуществляется в сфере государственного управления и непосредственно представляет собой реализацию исполнительной власти;

— исполнительное производство осуществляется компетентным органом, должностным лицом;

— оно строго регламентировано и производится на основе норм закона;

— оно формализовано;

— являясь стадией производства по делу об административном правонарушении, само имеет стадийный характер;

— основанием начала исполнения постановления по делу об административном правонарушении и его окончания является юридический факт;

— исполнительное производство направлено на достижение соответствующего результата — исполнения постановления по делу об административном правонарушении в качестве исполнительного документа, поступившего в компетентный орган в установленном законом порядке;

— фиксация действий, относящихся к исполнительному производству по исполнению постановления по делу об административном правонарушении, производится в документах, которые составляют материалы исполнительного производства и аккумулируются по поводу исполнения каждого постановления по делу об административном правонарушении, составляют индивидуальное дело.

Дугенец А. С., Масленников М. Я. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении: содержание и социально-правовое значение стадии // Административное право и процесс. 2012. № 9. С. 2-11.

ВВОИПЕШ Бакурова Н. Н.

Исполнение постановлений о назначении отдельных видов Л

административных наказаний: общая характеристика 9 1

имени О.Е. Кутафина (МГКИА] исполнительного производства

Кроме того, для принудительного исполнения судебными приставами-исполнителями постановлений по делам об административных правонарушениях также характерно:

— с одной стороны, оно является логическим продолжением производства по делу об административном правонарушении, с другой — имеет статус самостоятельного юрисдикционного производства2;

— поводом для начала принудительного исполнения постановления по делу об административном правонарушении является неисполнение лицом, обязанным исполнить такое постановление органа или должностного лица о назначении административного наказания, добровольно;

— инициатива начала исполнительного производства по исполнению постановления по делу об административном правонарушении исходит от судебного пристава-исполнителя Федеральной службы судебных приставов (ФССП России);

— правовой статус сторон административных правоотношений, возникающих по поводу исполнения постановления по делу об административном правонарушении принудительно, — судебного пристава-исполнителя и физического или юридического лица, принудительно исполняющего указанное постановление, — установлен административными правовыми нормами;

— принудительное исполнение сопровождается изданием актов судебного пристава-исполнителя, «направленных на практическую реализацию юрисдикцион-ных решений, в них реально претворяется в жизнь властный приказ, содержащийся в юрисдикционном акте, реально обеспечивается применение государственного принуждения к конкретному лицу»3;

— осуществляется на основе норм КоАП РФ, Федерального закона «Об исполнительном производстве», иных правовых актов;

— ограничено временными рамками — должно быть исполнено в установленный законом срок, в течение которого исполнительный документ должен быть исполнен, санкция реализована;

— позволяет применить (реализовать) государственное принуждение;

— может рассматриваться как самостоятельный вид правоохранительной деятельности в целом или как заключительная стадия административного юрисдикци-онного производства в узком смысле;

— представляет собой юрисдикционную деятельность, поскольку в ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вправе применять меры принудительного исполнения — вид мер государственного принуждения: обратить взыскание на имущество; осуществлять розыск должника, его имущества; временно ограничить выезд должника из Российской Федерации и т.п.;

— за совершенное в ходе принудительного исполнения постановления по

делу об административном правонарушении нового административного правонару- в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шения, относящегося к компетенции ФССП России, уполномоченные должностные К

лица органа вправе привлечь лицо, совершившее административное правонаруше- О

ние, к административной ответственности; «О

Й

«О

2 Цуканов Н. Н. О границах производства по делам об административных правонарушениях // Д

Перспективы оптимизации административного процесса : материалы Междунар. науч.-практ. И

конф. М. : ВНИИ МВД России. 2011. С. 225 ; Он же. О соотношении производства по делам

об административных правонарушениях и деятельности по исполнению постановлений о на- С

значении административных наказаний // Административное право и процесс. 2013. № 10. К

Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М. : й

Юридическая литература, 1966. С. 171. НАУКИ

ВВСВДПЕЕ ШИВВРЭО’О’З™

имени D.E. Кутафина (МГЮА)

— в процессе принудительного исполнения постановления о назначении административного наказания в установленных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» случаях к должнику применяется специфический вид государственного принуждения — исполнительский сбор.

Судебные приставы исполняют постановления о наложении административного штрафа; о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения; об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; об административном приостановлении деятельности; о назначении обязательных работ.

Ежегодно для принудительного исполнения в ФССП России поступают тысячи исполнительных документов, каждый четвертый из которых — это постановление должностного лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения о назначении административного штрафа4.

Хотелось бы отметить, что в странах Европейского Союза добровольно оплачивается 90 % подобного рода административных штрафов5.

Административное законодательство Российской Федерации в этой сфере постоянно совершенствуется, оптимизируется, однако меры, которые принимаются на разных этапах развития института исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, недостаточны для повсеместного и полного исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Так, в 2011 г. не удалось взыскать 16 млрд руб. административных штрафов по делам об административных правонарушениях. По словам Председателя Верховного Суда РФ, «сегодня плохая работа приставов снижает доверие граждан к суду, подрывает авторитет страны в мире и оставляет казну без доходов в виде невзысканных штрафов»6.

До 2011 г. срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания составлял 1 год. В 2011 г. это правило было изменено. В настоящее время постановление по делу об административном правонарушении не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение 2 лет со дня его вступления в законную силу7. Постановления о назначении административных штрафов, поступающие в ФССП России по истечении указанного срока, не могут быть исполнены. Увеличение срока давности позволяет исполнять постановления по делам об административных правонарушениях в большем числе случаев.

Позднее был увеличен вдвое и срок добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа. До 2013 г. КоАП РФ устанавливал, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В настоящее время у лица, совершившего административное правонарушение и привлеченного к административной ответственности в виде административного штрафа, есть 60 дней, чтобы исполнить административное наказание добровольно, и только после истечения этого срока постановление поступает в ФССП России для принудительного исполнения со всеми вытекающими для должника в исполнительном производстве последствиями.

6 Процент пристава // Московские новости. 19.07.2012. № 323. URL: http://www.mn.ru.

7 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 21.04.2011 № 71-ФЗ). Ст. 31.9.

ВВОИПЕШ Бакурова Н. Н.

Исполнение постановлений о назначении отдельных видов административных наказаний: общая характеристика имени О.Е. Кутафина (МГКИА] исполнительного производства

Административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении. Для принудительного исполнения судебному приставу постановление об этом поступает соответственно раньше, чем по иным видам административных штрафов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока добровольного исполнения судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение 10 суток, а в случае административного штрафа, назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, — в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, за неуплату административного штрафа в отношении лица, не уплатившего административный штраф, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ: неуплата административного штрафа в установленный КоАП РФ срок. По делам об административных правонарушениях, рассмотренных судьей, по которым административный штраф не уплачен вовремя, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, составляет судебный пристав-исполнитель. Исключение составляют случаи неуплаты административного штрафа иностранными лицами и лицами без гражданства, если он был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, поскольку за неуплату административного штрафа в срок не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ к административной ответственности эти лица не привлекаются.

Предполагалось, что увеличение срока добровольного исполнения административного наказания сократит число соответствующих постановлений, поступающих в ФССП России. Однако приходится констатировать, что система так называемого добровольного исполнения по-прежнему не работает8. Лишь 20 % постановлений о назначении административных наказаний исполняется добровольно, 80 % поступает в

в ФССП России для принудительного исполнения. К

Общеизвестно, что механизм принудительного исполнения является сложным, О

трудоемким, затратным в организационном, финансовом и временном смыслах. о

Одной из проблем в сфере исполнения постановлений о назначении админи- й

стративных наказаний является незнание лица, совершившего административное И

правонарушение, о том, что оно привлечено к административной ответственности. На Д

первый взгляд в XXI, информационном, веке эта проблема представляется надуман- Ч

Е

П

8 Из выступления директора ФССП России в Государственной Думе ФС РФ на заседании кру- °

глого стола по теме «Законодательство об административных правонарушениях: проблемы й

и перспективы развития» 3 марта 2014 г. НАУКИ

ввоинин ШИВВРЭО’П’З™

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ной. Но зачастую в ситуации, когда судебный пристав-исполнитель после возбуждения исполнительного производства оповещает должника о необходимости исполнить постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа, должник впервые об этом узнает и незамедлительно его исполняет.

Также следует сказать о том, что КоАП РФ не содержит положений, касающихся надлежащего уведомления лиц, совершивших административное правонарушение, равно как не апеллирует понятием факта надлежащего уведомления. Отсутствие нормативных установлений порождает проблемы в правоприменительной практике, нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Еще одной проблемой исполнительного производства является невозможность принудительно исполнить постановление о назначении административного наказания в случае заочного рассмотрения дел в судах (это 60 % всех рассматриваемых дел). Нередко юридические лица, привлеченные к административной ответственности, на момент исполнения постановления о назначении им административного наказания являются уже недействующими. В ФССП России из судов для принудительного исполнения приходит 15 % исполнительных документов в отношении фирм-однодневок или умерших граждан, в отношении которых вынесены постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа или обязательных работ.

Представляется, что в административном законодательстве должна быть четко прописана процедура надлежащего уведомления лица, совершившего административное правонарушение. Возможно, система электронного уведомления лица, совершившего административное правонарушение, а также уведомление посредством системы мобильной связи могли бы быть отнесены к надлежащим формам уведомления наравне с письменной формой (на бумажном носителе) и закреплены в КоАП РФ в качестве таковых.

Кроме того, одним из возможных решений проблем, связанных с исполнением постановлений о назначении административных наказаний, является дифференциация размеров административных штрафов в зависимости от сроков их уплаты. Зарубежный опыт показывает успешность такого механизма. Не исключено, что если бы в законе появилось правило, согласно которому административный штраф, уплаченный в сокращенный по сравнению с общим сроком временной период (например, в 10-или 14-дневный срок из 60 дней, предоставленных для добровольного исполнения), был бы снижен наполовину, оно применялось бы результативнее. Однако внедряя такой дифференцированный подход, следует более взвешенно подходить к увеличению и без того больших административных штрафов в так называемые увеличенные, более длительные, сроки их уплаты.

Характеристика…

1 вид ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

Мера административного наказания, которое выражается в официальном порицании ФЛ или ЮЛ.

Хар-ки

Основное наказание

За незначительные правонаруш, и как правило впервые

Выносится в письменной форме. (3.4 КоАП)

Не является наказанием (устное предупреждение о недопустимости правонарушения, письменные предупреждения, однако не в порядке производства по делам О=об админ правонарушений

2вид АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ это межотраслевая категория, поэтому Административный штраф (Не уголовный, гражданско-правовой)

Характеристики:

Основная ассоциация с КоАПом.

Наиболее часто испльзуемая мера Административного производства 90% нарушений предусматривают штраф. (не применяется к военнослужащим проходящим военную службу по призыву 2.5)

Порядок исчисления штрафов, штраф исчисляется кратном:

МРОТу, наиболее популярен 100 рублей

Кратно стоимости предмета административного правонарушения (гл.16) применяется редко, а также гл14

Сумме неуплаченных налогов и таможенных пошлин, сумме незаконной валютной операции и иным суммам ст. 3.5 п.3 части 1 (подобная сумма и стоимость определяется на момент окончания или пресечения правонаруш)

«ВИЛКА» min. &max.min. 10 рублейmax. ФЛ – 25 ДЛ – 50 ЮЛ – 1000, однако есть специфические абзац 2 части 3 ст. 3.5 на ДЛ – 200 ЮЛ – 5000, Если кратностью, то не более 3х кратного размера стоимости имущества

Сумма штрафа подлежит зачислению в бюджет

Применяется как в судебном порядке, так и в несудебном порядке.

Возмездное изъятие – возмездное изъятие с передачей ден ср-в за искл средств по реализации. Рудимент

  1. Применяется исключительно в отношении предмета совершения или орудия совершеия Админ правонарушения.

  2. В КоАПе эта мера используется крайне редко 20.11

  3. Применяет только суд.

Конфискация

специальная только в отношении орудий совершения правонарушений.

Хар-ка применяется только в судебном порядке.

Универсальность (может применяться к любому субъекту)

Не установленное может быть только собственность нарушителя (в прежнем КоАпе – конфискации только личная собственность) в нынешнем мы можем наазать лицо не являющимся нарушителем.

Надо отграничивать от смежных мер. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего админитративное правонарушение орудия или предмета:

Подлежащие возврату законному собственнику.

Изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении нарушителя по иным причинам (имущества) и на этом основании подлежащих обращению государству.

Лишение специального права

За грубое или систематическое нарушение этого права.

Характеристика:

Только в отношении ФЛ

Управление транспортным средством и правао охоты. Иных видов лишение специального права КоАП не предусматривает.

Данное наказание относится к числу длящихся, конкретный срок определяется судьей. Субъектные ограничения (не может применяться в отношении некоторых лиц)

Это мера наказания к имеющим специальный статус

Необходимо отграничивать от смежных мер….

Не являются администратинвным наказанием (лишение квалификац. Аттестатов…)

Административный арест.

Заключается содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества (до 15 суток) за искл. За нарушение требований ЧП или в зоне проведения контртеррористических операций до

Характеристика:

Применяется только к гражданам и только в исключительных случаях.

Исключительность – ориентация для законодателя – только за особо злостные это ориентир и для правоприменителя для суда.

Первое не применяется к беременным женщинам.

Детям не достигшим 18 лет.

Инвалиды 1 и 2 группы

Срок исчисляется сутками. Срок задержания включается в срок административного ареста

Распространяется не на всех субъектов.

Арест используется законодателем либо в качестве альтернативной санкции. Арест и только арест 20.25

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в контролируемом и принудительном перемещении указанных гражданина за пределы гос. Границы России. Или контролируемом самостоятельном выезде

Характеристика:

1.Специальный субъект

2.Назначаются судьей по общему правилу, взыскание расходов не предусмотрено, либо если правонарушение совершено при въезде на территорию России, то соответствующим должностным лицом.

Необходимо отграничивать от смежных мер:

Мера пресечения в виде устранения с территории лиц незаконно проникших.

Нельзя путать с депортацией.

3.В случае этой меры, можно вернуться обратно только через 5 лет.

Дисквалификация.

Лишение гражданина права занимать руководящие органы в исполнит органе, входить в совет директоров, осуществлять предпринимат деятельность по упр юрлицом в 3 случаях.

Применяется только к должностным лицам, которые осущ административно – распорядит функции в юрлице, и вход в совет директоров.

От 6 мес до трех лет.

Назначается судьей только.

Является только основным.

М.б. назначена в течение года после обнаружения.

Административное приостановление деят-ти – временное прекращение деятельности юрлица, а также прекращение эксплуатации агрегатов, зданий, сооружений,…

Устанавливается за грубые нарушения.

Характеристика:

Такой судебный порядок.

Если многие наказания не обеспечат все цели наказания.

Срок до 90 суток.

Если устранены обстоятельства, исчезла причина.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЙ.

Законность включает ряд моментов:

  1. только за противоправное деяние

  2. правильная квалификация

  3. Соблюдение установленного порядка.

Эффективность:

1.Индивидуализация наказания

Ряд обстоятельств: Обстоятельства при которых совершено деяние

Наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Оперативность: ст 4.5

Наказание за множественность административных правонарушений: ст 4.4 (самостоятельно)

Цели административного наказания

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные наказания — это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены ст. 3.2-3.12 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами данного Кодекса.

Не являются административными наказаниями, например, такие меры административного принуждения, как запрещение эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не отвечает установленным требованиям; отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей; отзыв лицензии и ряд иных принудительных действий, предусмотренных различными федеральными законами и применяемых в административном порядке. Порядок применения этих мер как наказаний не регулируется нормами КоАП РФ.

Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права. Их назначение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права и возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение одного года не совершило нового административного правонарушения. К тому же административное наказание всегда выражает официально и гласно данную государством отрицательную оценку совершенного правонарушения.

Кара не самоцель назначения административного наказания. Последнее необходимо и для того, чтобы воспитать субъекта, которому назначено наказание, в духе уважения к закону и правопорядку, чтобы предупредить совершение новых проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами. Конечной целью практики применения административных наказаний является частная и общая превенция административных и иных правонарушений. В определенной мере административные санкции предупреждают преступления.

Следует отметить, что КоАП РФ — первый нормативный акт, который назвал административно-карательные санкции наказаниями. До этого они во всех официальных документах, в том числе в ранее действовавшем КоАП РСФСР, а также в научной и учебной литературе именовались административными взысканиями. Новое название мер административной ответственности, во-первых, точнее раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает обшие черты этих видов ответственности.

Административное наказание не может иметь целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Виды административных наказаний

В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего относится установление перечня видов административных наказаний и правил их применения. Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных данным Кодексом, не может быть расширен законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем утверждена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Предупреждение — это наиболее мягкий вид наказания и применяется в отношении лиц, совершивших незначительные правонарушения. Предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического липа, которое выносится только в письменной форме.

Административный штраф — денежное взыскание, размер которого определяется на момент окончания или пресечения административного правонарушения и может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченною административного штрафа и др. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Следует иметь в виду, что взимаемый с нарушителей штраф зачисляется в соответствующий бюджет.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации орудия совершения или предмета правонарушения.

Возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения могут применяться только по отношению к собственнику, права которого подтверждены соответствующими документами.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования таким правом (права на охоту, управление транспортным средством, управление воздушным судном, управление судном, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств). Срок лишения специального права может быть от одного месяца до трех лет.

Административный арест — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества. Устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Административный арест — самое серьезное административное наказание и назначается в исключительных случаях.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства — принудительное и контролируемое их перемещение через Государственную границу Российской Федерации за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством, — контролируемый самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации. В большинстве случаев административное выдворение назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

Дисквалификация. Лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Срок дисквалификации устанавливается от шести месяцев до трех лет.

Административное приостановление деятельности. Временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств и структурных подразделений. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии (то есть эпидемия у животных), заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения некоторых иных административных правонарушений.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели общей и частной превенции.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток. В случае изменения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления деятельности, судья на основании ходатайства заинтересованного лица может прекратить исполнение данного вида административного наказания.

Обязательные работы. Этот вид административного наказания может устанавливаться и применяться только к физическим лицам в качестве основного административного наказания, т.е. обязательные работы применяются только к специальному субъекту — гражданину.

Суть данного административного наказания, назначаемого судьей, состоит в том, что обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, бесплатных общественно полезных работ; отбываются в свободное от основной работы, службы или учебы время.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания за административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.31 КоАП РФ. Применяется только к специальному субъекту — гражданину, нарушившему правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Назначается судьей; заключается во временном запрете гражданину на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Характеристика административных наказаний

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *