Изменения в процессуальном законодательстве

Принят Государственной Думой 19 июля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года

Статья 1

1) в статье 112:

а) часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном заседании. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению поставленного перед судом вопроса.»;

б) части четвертую и пятую изложить в следующей редакции:

«4. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи кассационных жалобы, представления соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, установленного частью второй статьи 376 настоящего Кодекса, подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции.

Пропущенный процессуальный срок подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, установленный частью второй статьи 376 настоящего Кодекса, и пропущенный процессуальный срок, установленный соответственно частью второй статьи 3912 и частью второй статьи 39111 настоящего Кодекса, могут быть восстановлены судьей Верховного Суда Российской Федерации.

Пропущенный процессуальный срок, установленный соответственно частью второй статьи 376, частью второй статьи 3912 и частью второй статьи 39111 настоящего Кодекса, может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи кассационной или надзорной жалобы в установленный срок (тяжелая болезнь лица, подающего жалобу, его беспомощное состояние и другое), и эти обстоятельства имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу.

5. Определение суда о восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока может быть обжаловано.»;

2) в статье 157:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 157. Непосредственность и устность судебного разбирательства»;

б) часть третью изложить в следующей редакции:

«3. Во время перерыва, объявленного в судебном заседании по начатому делу, суд вправе рассматривать другие гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях.

После окончания перерыва судебное заседание продолжается, о чем объявляет председательствующий. Повторное рассмотрение исследованных до перерыва доказательств не производится.»;

3) в статье 169:

а) часть третью изложить в следующей редакции:

«3. Разбирательство дела после его отложения возобновляется с того момента, с которого оно было отложено. Повторное рассмотрение доказательств, исследованных до отложения разбирательства дела, не производится.»;

б) часть четвертую признать утратившей силу;

4) статью 376 дополнить частями второй1, второй2 и второй3 следующего содержания:

«21. Срок подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации по заявлению лица, обратившегося с такими жалобой, представлением.

22. Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации рассматривается судьей Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 112 настоящего Кодекса, без извещения лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения данного заявления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении.

23. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации, указанным в части второй2 настоящей статьи, и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или о его восстановлении.»;

5) пункт 3 части первой статьи 3791 изложить в следующей редакции:

«3) пропущен срок обжалования судебного постановления в кассационном порядке и к кассационным жалобе, представлению, поданным соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока либо в кассационных жалобе, представлении, поданных в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, не содержится просьба о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или в его восстановлении отказано;»;

6) статью 3912 дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

«3. Срок подачи надзорных жалобы, представления, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации по заявлению заинтересованного лица.

Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судьей Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 112 настоящего Кодекса, без извещения лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения данного заявления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении.

4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.»;

7) пункт 3 части первой статьи 3914 изложить в следующей редакции:

«3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;»;

8) статью 39111 дополнить частью второй1 следующего содержания:

«21. Пропущенный срок подачи жалобы или представления прокурора, указанных в части первой настоящей статьи, может быть восстановлен в порядке, предусмотренном частями третьей и четвертой статьи 3912 настоящего Кодекса.».

Президентом Российской Федерации 28 ноября 2018 года был подписан Федеральный закон № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 451-ФЗ), который, по мнению законодателя, должен был ознаменовать собой реформу процессуального законодательства. Данный Закон вступает в силу с момента начала работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, решение о начале деятельности которых должен принять Пленум Верховного Суда Российской Федерации и объявить об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Закон № 451-ФЗ внес изменения в целый ряд кодексов и федеральных законов, в том числе в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), федеральные законы «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об исполнительном производстве» и ряд других. Далее будут рассмотрены некоторые наиболее интересные изменения, которые вносятся в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ.

Изменение подхода к представительству в суде

Внесены изменения в положения о представительстве в судах. Теперь в арбитражном и гражданском процессе представителями в суде, за некоторыми исключениями, смогут быть только адвокаты, лица с высшим юридическим образованием или ученой степенью по юридической специальности.

В гражданском процессе данное изменение не коснется дел, которые рассматривают мировые судьи и районные суды. Также новое правило не действует в отношении законных представителей. Например, руководителю компании не потребуется получать юридическое образование или ученую степень по юридической специальности, чтобы представлять интересы своей компании в суде.

Упрощенное производство

В результате процессуальной реформы увеличены суммы исков для дел, которые суды рассматривают в упрощенном порядке.

В результате внесенных изменений ценовой порог упрощенного производства в ГПК РФ остался прежним — 100 тыс. рублей. В АПК РФ для индивидуальных предпринимателей устанавливается порог 400 тыс. рублей (вместо 250 тыс. рублей), а для юридических лиц — 800 тыс. рублей (вместо 500 тыс. рублей).

Новые требования к информации об ответчике

Как в арбитражном, так и в гражданском процессе в исковом заявлении должна быть указана следующая информация об ответчике—гражданине: фамилия, имя, отчество, место жительства, а также дата и место рождения, место работы и один из известных идентификаторов: СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта, основной государственный регистрационный номер ИП, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства. Очевидно, данное изменение усложнит процедуру предъявления иска к ответчикам—гражданам.

Изменение порядка выдачи исполнительного листа

В гражданском и арбитражном процессе исполнительный лист будет выдаваться только по заявлению/ходатайству взыскателя; это не касается исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Таким образом, законодатель закрепил существующую практику выдачи исполнительных листов.

Создание обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции

До 1 октября 2019 года должны появиться 5 апелляционных судов, 9 кассационных судов, 1 военный апелляционный суд и 1 военный кассационный суд. Суды будут действовать в пределах определенного судебного округа, включающего несколько регионов.

В связи с данными изменениями изменяются положения ГПК РФ, которые устанавливают полномочия новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции и порядок рассмотрения жалоб (представлений) на судебные акты, вынесенные по гражданским делам.

Перенаправление дел по подсудности

Если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

И наоборот: если при рассмотрении дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

Новые категории дел в административном судопроизводстве

КАС РФ был дополнен новыми категориями дел, в частности, административными делами о признании информации, размещенной в Интернете, информацией, рассмотрение которой в Российской Федерации запрещено, а также о признании информационных материалов экстремистскими.

Изменения процессуальных сроков

Изменен ряд процессуальных сроков, например:

  • на подачу заявления о взыскании судебных расходов в гражданском, арбитражном и административном судопроизводствах отводится 3 месяца со дня вступления в законную силу последнего судебного акта по итогам рассмотрения дела по существу;
  • на рассмотрение дела арбитражным судом первой инстанции дается не больше 6 месяцев (с возможностью продления до 9 месяцев);
  • срок подачи замечаний по протоколу арбитражного судебного заседания увеличен до 5 дней с момента его подписания.

Общий комментарий

В целом положения Закона № 451-ФЗ трудно признать процессуальной реформой в полном смысле слова, поскольку каких-то фундаментальных изменений в соответствующее процессуальное законодательство не вносится, а бóльшая часть изменений, по нашему мнению, носит технический характер.

* * *

Специалисты АО «БДО Юникон» всегда рады оказать вам необходимую помощь в части разъяснения новых положений законодательства, а также поддержку в их применении на практике.

Изменения в процессуальном законодательстве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *