Орлеанская дева, кто это?

Роль личности в истории

ВКЛАД ЖАННЫ Д’АРК В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ НАЦИИ

© Мельниченко П.В.*

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Столетняя война 1337-1453 гг. является одной из наиболее значимых страниц в истории средневековой Европы. Именно события этого военного противостояния между Францией и Англией положили начало складыванию французской и английской наций и способствовали формированию первых европейских национальных централизованных государств. Столетняя война изобилует великими именами: Бертран Дю-геклен — талантливый полководец и предводитель французской армии,

Карл V Мудрый, получивший свое прозвище благодаря незаурядным умственным способностям и одержавший ряд блистательных побед над английскими войсками, Карл VII — король, на чье правление пришлась окончательная победа над врагом французского государства. Одной из наиболее выдающихся личностей этого временного периода является Орлеанская Дева — Жанна д’Арк, юная девушка, сумевшая окончательно вывести Францию на путь победы и ставшая национальной гордостью и символом патриотизма в глазах как своих современников, так и последующих поколений французов. Данная статья посвящена исследованию жизни этой девушки и ее вкладу в формирование национального самосознания французов.

Ключевые слова Жанна д’Арк, нация, Столетняя война, Франция, Орлеанская Дева.

Столетняя война 1337-1453 гг. — крупнейший и длительнейший военный конфликт Средневековой Европы. Начавшись как военное столкновение из-за территориальных притязаний двух феодалов, война переросла в противостояние народов. Как писал Ж. Фавье: «… конфликт из-за наследства сменялся столкновением наций, феодальная война — монархической» . Англия, обладавшая безусловным военным и политическим преимуществом на начало военных действий, к концу войны потерпела сокрушительное поражение. Франция же, сумевшая решить, хотя и не полностью, свои внутригосударственные проблемы, сумела объединить своих людей перед лицом общей опасности и преодолеть врага. И одной из главных причин победы Франции стало зарождение национального самосознания и патриотических чувств французского народа.

Как показывает человеческая история, в ходе любой войны национальное самосознание народа пробуждается и крепнет. Происходит сближение знати и простых людей, возникает партизанская война — как способ альтер-

Студент.

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

нативной борьбы с врагом, когда королевская армия не в силах самостоятельно справиться с противником. Появляется активный человек, пассионарий, могущий повести за собой людей и поднять национальный дух. Во Франции таким человеком стала Жанна д’Арк. Именно с именем этой юной девушки традиционно связывают освобождение и триумф Франции. Она стала воплощением французского народа, его многолетних страданий и стойкости.

Принципиальное отличие Столетней войны от всех предшествующих феодальных войн состоит в том, что в ней впервые, наравне с королевскими рыцарями, приняли участие простые крестьяне и горожане. Изначально начавшись, как война королей, позднее война превратилась в войну народов. С ухудшением положения родной страны происходит зарождение патриотических чувств французского народа, широкое распространение получает партизанское движение. Люди, видя бедствия своей страны, не могут воспринимать их равнодушно. Война спускается в народ. Французы начинают ненавидеть своих захватчиков, именно с этой ненавистью, с осознанием уникальности своего народа и нежеланием его порабощения начинается зарождение национального самосознания. Крестьяне и горожане формируют собственные отряды и отправляют их на помощь королевской армии. Поначалу отказываясь от помощи непрофессиональных воинов, не желая воевать с простолюдинами, короли отказываются от их поддержки. Но с течением времени феодалы идут на сближение со своими подданными, а прекрасно скоординированные действия воинов-непрофессионалов и отрядов кресть-ян-горожан помогают одерживать блестящие победы над вражеской армией.

В 1428 г. на историческую сцену выходит Жанна д’Арк. Именно с именем этой великой девушки обычно связывают освобождение Франции. Безусловно, Орлеанская Дева, как позднее прозвали Жанну, сыграла решающую роль в освобождении французского народа, однако нельзя сказать, что народная борьба с врагом началась только с ее приходом. Народное сопротивление существовало на протяжении всех военных действий. Другое дело, что оно было несколько стихийно и неорганизованно, отсутствовал яркий лидер. Райцес В.И. писал: «Еще до появления Жанны д’Арк на исторической сцене замысел грандиозной мистерии был в общих чертах ясен, и главная роль ждала свою гениальную исполнительницу» . Ни Дю-геклен, ни Карл V Мудрый, ни дофин Карл VII не могли сплотить вокруг себя народные массы в полной мере. Народу был нужен выходец из его среды. И, как показало дальнейшее развитие событий, именно Жанне — юной крестьянке из Лотарингии — суждено было стать спасительницей Франции.

В некоторой степени можно говорить о том, что народ сам создал Жанну д’Арк. За несколько лет до ее появления к отцу Карла VII пришла некая Мария из Авиньона. Девушка рассказала королю о явленных ей видениях о разорениях и бедах Франции. Один из очевидцев реабилитационного про-

Роль личности в истории

цесса Жанны д’Арк, адвокат Жан Барбен, говорил: «Среди прочего она видела, как ей предлагались различные доспехи. Испытывая ужас , названная Мария боялась, что ее заставят их надеть, но ей было сказано, чтобы она не боялась, ибо эти доспехи будет носить не она, а некая Дева, которая явится после нее и избавит королевство Французское от его недругов» . Франции был нужен человек, который смог бы повести народ за собой. В общественном сознании зародилась и все сильнее крепла мысль и вера в то, что страну спасет не генерал, не рыцарь, не король, а простой человек.

К сожалению, большинство ученых-приверженцев марксистского подхода к изучению истории сознательно преуменьшают или вовсе упускают из вида факт общения Жанны со святыми. Но для средневековых людей Бог и святость занимали центральное место в жизни, общение человека со святыми и способность слышать их голоса указывали на божественную благодать и избранность этого человека. Особое значение имеют святые, которые являлись Жанне. Это были архангел Михаил и две святые девы — Екатерина и Маргарита.

Почему девушке являлись именно эти личности? Подробный ответ на этот вопрос дает нам В.И. Райцес в своей работе «Жанна д’Арк. Факты, легенды, гипотезы». Архангел Михаил — главный архангел, один из самых почитаемых святых в христианстве и глава небесного воинства — издавна весьма почитался во Франции, а с приходом к власти династии Валуа стал покровителем королевской семьи и главным французским святым. В представлении французов святой сражался на их стороне (именно его заступничеством объясняли, например, многолетнюю оборону монастыря Мон-Сен-Мишель, названного в его честь). Святой Михаил «как бы символизировал «национальное начало» и дух сопротивления» . Этим легко объясняется, почему святой так часто являлся Орлеанской Деве, напротив, было бы странным и неправдоподобным, если бы в своих поступках Жанна не ссылалась на советы архангела Михаила, ведь предводитель святого воинства и «покровитель» Франции был, безусловно, заинтересован в победе последней.

Святая Екатерина — девушка, принявшая мучительную смерть в период правления императора Максимина в начале IV в. — считается покровительницей девушек и женской судьбы. Во времена жизни Жанны д’Арк культ этой святой получил необычайную популярность во всей Франции. Существует несколько пересечений жизни святой Екатерины с жизнью самой Жанны: Екатериной звали рано умершую и горячо любимую сестру девушки, именно в аббатстве Сент-Катрин-де-Фьербуа Жанна нашла свой знаменитый меч, а после успешно выдержанного «экзамена» перед лицом мудрейших и образованнейших теологов и юристов того времени в Пуатье (дабы удостовериться в истинности слов девушки, искренности ее веры и доб-

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

роте намерений) Жанну и вовсе стали сравнивать с этой святой, которая, по преданию, с легкостью одержала победу над философами императора Мак-симина .

Определить, почему Жанне являлась святая Маргарита, оказалось гораздо сложнее. Долгое время считалось, что это была раннехристианская мученица Маргарита Антиохийская, казненная при императоре Диоклетиане и считавшаяся покровительницей рожениц. Однако было совершенно непонятно, почему именно эта святая являлась Жанне, отсутствовали какие-либо связи между их жизнями. В своих исследованиях В.И. Райцес пришел к выводу, что этой святой оказалась абсолютно другая девушка, сведения о которой представлены в «Золотой легенде» Якова Ворагинского — сборнике житий святых, составленном в конце XIII в. монахом-доминиканцем. Согласно преданию Маргарита — юная, красивая девушка из знатного и богатого рода — была выдана замуж, но, воспитанная в строгом благонравии и целомудрии, не захотела расстаться со своим девичеством и после свадебного пира сбежала от мужа. Она остригла волосы, надела мужской костюм и поселилась в мужском монастыре под именем брата Пелагия. Сама Жан -на, как мы знаем, также избрала своим постоянным одеянием мужскую одежду, была строго целомудренна и благонравна в своих помыслах и поступках, поэтому неудивительно, что святая Маргарита так часто приходила девушке в ее видениях, поддерживая дух и стойкость Орлеанской Девы .

Таким образом, общение со святыми, имевшими огромную популярность и уважение во Франции, а также некоторые личные качества самой Жанны (необыкновенная отважность, прямота, искренность, выносливость и житейская мудрость), легко объясняют ее необычайно быстро возросший авторитет среди простого народа и знатных людей. Жанна оказалась не просто человеком, способным повести за собой людей, но и представлялась свои современникам Божьей избранницей, посланной Всевышним для спасения Франции.

Осада с Орлеана снята, дофин коронован и миропомазан, и вера в Жанну и ее высокое предназначение окончательно поселяются в народной среде. В какой бы город не пришла Жанна, везде ее встречают с почестями и ликованием, девушка становится подлинной национальной героиней. Любопытно узнать, что в английском войске девушка воспринималась не иначе как «личная колдунья французского короля». Англичане недоумевали, как эта хрупкая юная крестьянка смогла объединить вокруг себя всю страну и начать победоносное шествие по оккупированной территории («She was nothing more than a pleasant girl, but it suited the purposes of the Dauphin to listen to her story, and, from her joining the people of Orleans, success sat on the helm of the French» ), они грозились судить и сжечь ее на костре как ведьму и еретичку, как только она попадется им в руки.

Роль личности в истории

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Случай довольно скоро представился. Весной 1430 г. Жанна попадает в плен к бургундцам. Карл VII, который, казалось бы, был стольким обязан своей спасительнице, не предпринимает решительно никаких действий по ее спасению. Вероятнее всего, в этом виновато нежелание делить лавры победителя и освободителя Франции с кем-либо еще, а также его личные характеристики («непостоянство, недоверчивость, а главное, зависть» — как отзывался о нем бургундский летописец Жорж Шателлен). Вскоре Жанну перекупают англичане и исполняют свои давние угрозы. Недостаточно было просто убить пленную, необходимо было еще и убедить народ в том, что она была неправа. Спешно организуется церковный процесс, и крестьянке из Домреми предъявляются обвинения в ереси, колдовстве, связях с дьяволом и распутном поведении. Истина в этом деле не важна. Главной целью инквизиционного процесса послужило желание англичан сломить боевой дух французского народа и убедить людей в отсутствии «святости» войны со стороны Франции. Жанна д’Арк приговорена к смерти как колдунья и еретичка, а для Средневекового общества не могло быть ничего страшнее человека, действия которого направлены против Бога и церкви, какие бы благородные цели они не преследовали.

Однако расчет англичан оказался ошибочным. Девушка сжигается на костре, но оставленный ею след в противостоянии двух стран неизгладим. В вековом военном конфликте побеждает Франция, и не последнюю роль в этой победе занимает Орлеанская Дева.

Кристина Пизанская, перу которой принадлежит первое литературное упоминание о Жанне д’Арк, писала: «Вот невиданная вещь, достойная памяти в любом краю: Франция, о которой уже шла молва, будто она повержена в прах, вдруг так изменилась божественной волей к великому благу» . Появление Жанны ознаменовало великий перелом в истории Столетней войны, снятие осады с Орлеана стало поворотной точкой, поднялся боевой дух французского народа, французы окончательно уверовали, что с их стороны война — справедливое сражение за целостность и независимость французской нации и королевства. Национальное самосознание французского народа стало формироваться задолго до появления юной крестьянки из Домреми, однако именно эта девушка стала воплощением патриотических чувств французов, олицетворением национальной гордости. Смерть Орлеанской Девы не повлияла на веру в нее, Жанна стала символом борьбы за независимость. Реабилитационный процесс 1455-1456 гг. и причисление девушки католической церковью к лику святых в 1920 г. окончательно превратили Жанну д’Арк в национальную французскую героиню.

Список литературы:

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2. Перну Р., Клэн М.-В. Жанна д’Арк. — М.: Прогресс, 1992. — 523 с.

3. Райцес В.И. Жанна д’Арк. Факты, легенды, гипотезы. — Л.: Наука, 1982. — 198 с.

4. Тогоева О.И. Ересь или колдовство? Демонология XV в. на процессе Жанны д’Арк // Средние Века. Вып. 69. — М., 2008. — С. 160-182.

Колдовство – религиозное преступление, каравшееся смертной казнью. Согласно эдикту Генриха II – наказание сожжение. Пытка являлась правомерным способом получения доказательств.

После смерти Люси Клеман, последовавшей 3 сентября 1823 года, было обнаружено завещание, по которому она оставила своему внебрачному сыну наследство. Бедет ли действительно это завещание?

Согласно статье 908 Гражданского кодекса Франции: внебрачные дети не могут получать посредством завещания ничего сверх того, что им предоставляется по закону. Таким образом, завещание действительно, но внебрачный сын получит не более чем предусмотрено статьями 756 – 762 Кодекса, а именно: Если есть законные наследники – половина доли от той, которую он бы получил, если бы был законным; Если есть восходящие, нонет нисходящих наследников – ¾; Если нет законных наследников – целиком.

Список Литературы

1. Аристотель. Афинская полития. – М.;Л., 1936

2. Плутарх. Сравнительные жизнеописания-М. 1964

3. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М.,1996. – Ч.1,2

4. Хрестоматия по истории Халифата/ Сост. Л.И. Надирадзе М., 1968

5. Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории -1952 №3

6. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции.-М.,1963

7. Соколова А.М. Вараварские правды. – Чита 1969

8. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье. –М, 1966

9. История фашизма в Западной Европе.-М. 1978

10. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран Новое и новейшее время./ Сост. Н.А. Крашенникова.,-М, 1999

ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА (La Pucelle d’Orléans), так называлась мол. девушка, по имени Жанна д’Арк (или Дарк), ставшая во главе француз. войск и избавившая Францию от англ. владычества (см. Англо-франц. войны, Столетняя война). Дочь кр-на дер. Домреми, близ Вокулера, небольшого городка, расположенного на границе Лотарингии и Шампани, Жанна род. 6 янв. 1412 г. и выросла в обычн. условиях сельск. жизни, занимаясь вместе со своими братьями и сестрой работами в поле и дома. Её мать, крайне религиозн. женщина, научила ее вере и молитвам, и Жанна, нервная и впечатлит-ная, еще девочкой любила молиться и испытывала глубок. волнение при звоне колоколов. Деревушка, где жила семья Жанны, стояла на пути, соединявшем Францию с Бельгией, Бургундией, Рейнск. провинциями и Италией. Поэтому она с ранних лет слышала разговоры о войне и о бедствиях, постигших Францию. Живя в эпоху, когда кончались средн. века, ломалась прежн. жизнь и создавались нов. идеи, в эпоху страстей по преимущ-ву, общего суеверия, религиозн. экстаза и мистицизма, в век исключит. проявлений человеч. духа, наивная, чистая и верующая Жанна оказалась истин. дочерью своего века. Когда ей было 13 л., она стала слышать какие-то таинств. голоса, принявшие скоро в её воображении образ ангелов и святых. Голоса эти настойчиво призывали ее отправиться к королю и освободить Орлеан. Долго колебалась Жанна, не смея верить в то, что она способна на совершение такого подвига. Но после того, как летом 1428 г. д. Домреми подверглась нападению англо-бургундцев, Жанна решила последовать указаниям голосов. К-дант гор. Вокулера, Бодрикур, видя её непреклон. решимость и какую-то исключит. убежд-сть, дал ей письмо к королю, шпагу, верх. лошадь и небольш. конвой. В сопровождении родн. брата и 4 вооруж. людей, верхом, в мужском костюме, отправилась Жанна в Шинон, где тогда находился Карл VII, сделав в 11 дн. переход в 600 вер. по стране, занятой непр-лем, бродягами и грабителями. Прибыв на место в начале мрт. 1429 г., Жанна неск. дней тщетно добивалась свидания с королем. Только новые тревожн. известия из Орлеана заставили короля принять ее. В присутствии всего двора она объявила Карлу VII, что послана Царем Небесным освободить Орлеан, короновать короля и изгнать из Франции англ-н, для чего просила дать ей отряд солдат. Прежде чем исполнить эту просьбу, король, по совету своих приближенных, назначил к-сию из духовн. лиц и законников, которая, «испытав ее касат-но её жизни, нравов и намерений», нашла, что в Жанне, «именующей себя Девственницей, не обнаружено ничего, кроме всего доброго, беспорочности, простоты и смирения, почему ее нельзя отвергнуть, но должно вести под Орлеан, да явит божествен. знамение, как обещала». После такой резолюции Жанна отправилась в Блуа и принялась за пригот-ние армии к воен. действиям. Как и всё, что предпринимала Жанна, это пригот-ние носило своеобразн. харектер. Она начала с того, что, изгнав из лагеря всех женщин, запретила солдатам не только грабежи, но и сквернословие, заставив их часто бывать у исповеди и причастия. Не знавшие дисц-ны, грубые и разнуздан. солдаты того времени, привыкшие смотреть на воен. дело, как на способ легк. наживы, беспрекословно повиновались Жанне, в действиях к-рой видели проявление Божьей воли. На совете военач-ков Жанна настаивала на том, чтобы вести войска кратч. путем к Орлеану, т. е. сев. берегом Луары. Этот план, являвшийся, по мнению ген. Драгомирова, единственно правильным и отвечавшим всем стратегич. требованиям, б., однако, признан остал. ком-рами слишком рискованным, и наст-ние б. решено вести с ю. 27 апр. 1429 г., с пением церковн. гимнов, во главе с дух-ством, за к-рым следовала верхом, в рыцарск. доспехах сама Жанна, франц. армия выступила в поход. Скоро стало ясным, что напр-ние, выбранное больш-вом, было крупн. ошибкой. Переправа через Луару под Орлеаном оказалась невозможной как по местн. условиям, так и по недостатку судов, вследствие чего, погрузив на суда лишь продов-вие для осажденных и небольш. отряд, с к-рым осталась Жанна, вся остал. армия б. возвращена назад в Блуа, откуда д. б. идти к Орлеану прав. берегом, т. е. путем, указанным на совете Жанной. Т. обр., б. потеряно 5 дн. Англ. войска, знач-но превосходившие фр-зов числом, б. расположены в укр-ниях, к-рые тесн. кольцом окружали со всех сторон осажден. Орлеан. 5 мая утр. фр-зы начали атаку неприят. фортов. Увлеченные личн. примером Жанны, к-рая с беззаветн. муж-вом вела их за собою в бой, воодушевленные солдаты шли на штурм так, «как будто они были бессмертны». После 3-дн. упорн. сопр-ления, потеряв неск. наиболее сильн. укр-ний на в. и ю. от Орлеана, англ-не б. вынуждены отступить, очистив остал. форты, где они побросали не только припасы, но и больных. 8 мая осада Орлеана б. снята, и франц. армия с торжеством вступила в освобожденный город. Сама Жанна б. ран. стрелою в последнем бою. Тем не менее, на след. же день она отправилась к королю умолять его немедленно идти в Реймс для коронования. Однако, король только через месяц решился дать свое согласие на продолжение воен. действий. С отрядом герцога Алансонского Жанна выступила в новый поход и в течение неск. дней нанесла англ-нам ряд жесток. поражений при Жаржо, Божанси и Патэ. Англ-не б. атакованы с такой стремит-стью и яростью, что в панич. ужасе бежали с поля битвы. Командовавший резервом Дж. Фальстаф положил оружие, не вступая в бой. Лучшие ген-лы, в том числе знам. Тальбот, попали в плен. 16 июля король прибыл в Реймс, где, в присутствии Жанны, б. совершено торжеств. коронование. С освобождением Орлеана и коронованием Карла миссия Жанны б. окончена, и она хотела вернуться на родину, но почему-то осталась при дворе. В течение почти 2 мес. она тщетно настаивала на немедл. походе на Париж, находившийся в руках непр-ля. Под влиянием партии, вступившей в тайн. переговоры с герц. Бургундским о сдаче Парижа и о заключении мира с Англией, король не мог ни на что решиться. Вынужденная к бездействию, Жанна чувствовала себя лишней среди придворных. Положение её при дворе ухудшалось с кажд. днем. Своим беспокойным и настойч. характером, своей прямотой и резкостью, своими напом-ниями, что «нечего рассуждать, когда надо действовать», она всем мешала. В то же время она создавала вокруг себя врагов тем, что не стеснялась в выражениях, когда отзывалась о высш. нач-ках и о приближенных короля. Её огромн. популярность среди солдат и громкая слава, проникшая во все уголки Франции, вызывали зависть в свите короля. Мудрая и находчивая на войне и в бою, Жанна часто терялась в кругу светск. людей, к-рые почти открыто издевались над её мужск. платьем, над её манерами и груб. языком. В конце авг. Жанне удалось уговорить герц. Алансонского начать поход на Париж без разрешения короля. Но эта кампания успеха не имела: в первом же бою Жанна б. ранена, и отряд, по приказу короля, отступил за Луару. Более полугода после этого Жанна провела при короле, не смея его ослушаться. Между тем, пока шли тайн. переговоры о мире, англ. армия получила подкрепдения, б. приведена в порядок и предприняла осаду кр-сти Компьень. Жанна понимала всю важность удержания за собою этой кр-сти, служившей связью Парижа с Бургундией, и 15 апр. 1430 г., во главе отряда из 32 вооруж. людей, самовольно пошла на выручку Компьеня, но попала в засаду, б. окружена врагами и, сбитая с коня, захвачена в плен. Бургундцы отвезли ее в кр-сть Боревуар, принадлежавшую Жану Люксембургскому, к-рый продал ее англ-нам за 10 т. экю (400.000 руб. на наши деньги). Под сильным конвоем Жанна б. отправлена в Руан, где, закованная в кандалы и посаженная в желез. клетку, ок. года ожидала судебн. приговора. Составленный исключит-но из фр-зов, представ-лей высш. дух-ства и париж. унив-та, суд над Жанной признал ее виновной в колдовстве, ереси, богохульстве и мятеже и присудил ее к сожжению, что и б. совершено 30 мая 1431 г. на Руанской площади. Весть о том, что Жанна взята в плен, произвела ошеломляющее впечатление по всей Франции: в городах начались всенародн. моления за её освобождение, всюду раздавались жалобы, причитания и плач. Народ открыто обвинял прав-ство в измене «святой деве, к-рая поддерживала бедных и преследовала сильных мира». Насколько было сильно горе франц. народа, настолько была велика радость англ-н, к-рые все свои поражения объясняли тем, что во главе фр-зов стояла посланница Бога или дьявола. Спустя ¼ века, когда, наконец, б. сломлено владыч-во англ-н во Франции, кор. Карл VII, с согласия папы, учредил ревизион. комиссию для проверки руанск. процесса. К-сия эта пришла к заключению, что обвинит. приговор над Жанной, как «лживый и пристрастный», лишен закон. силы, и что миссия Жанны д. б. признана божественной. Семья Жанны б. возведена в дворянск. достоинство, а католич. церковь причислила Жанну к лику своих святых. Независимо от множ-ва легенд и преданий о Жанне д’Арк, на основании лишь бесспорно установленных историч. фактов, нельзя отрицать ни той огромн. роли, к-рую сыграла она в истории Франции, ни того, что в жизни и деят-сти этой удивит. девушки было много странного и необычайного. «Освобождение Орлеана, поход на Реймс и борьба на смерть за Компьень, — говорит изв. историк Габр. Ганото, — были теми идеями, к-рых не понимали советники короля, но от осущ-ления коих зависела тогда судьба всей монархии. Эти три цели были прямо и определенно указаны Жанной д’Арк и выполнены только благодаря её энергии и настойч-сти. Неграмотная и невежественная «коровница», едва вышедшая из детск. возраста, Жанна соединяла в себе наивность ребенка с мудростью военач-ка, слабость женщины с твердостью закаленного в боях солдата. Нерешительная и застенчивая в обычн. время, она в минуты опасности совершенно преображалась, проявляя поразит. находч-сть, дальновидность и рассудит-сть». «Во всём, кроме войны, — пишет о ней её соврем-к, герц. Алансонский, — она была проста и невежественна. Но в воен. деле она была искусна во всём: верхом ли, в обращении ли с пикой, в том ли, чтобы сосредоточить войска, распорядиться боем, расположить арт-рию. Было удивит-но видеть в ней иск-во и предусмотрит-сть опытн. полк-дца. Особенно же поражало всех её умение пользоваться арт-рией». По словам ген. Драгомирова, Жанна «глубоко понимала воен. истины: что надо идти прямо к цели, что, начав бить, нужно бить до конца, не давая врагу опомниться, что ничего еще не сделано, если хоть что-нибудь остается сделать, что потеря времени иногда ведет к потере дела». В бою она оказывала чудеса храбрости: бросаясь всегда в атаку первой, она своим примером и верой в успех умела так воодушевить войска, что добивалась победы даже тогда, когда сражение казалось проигранным. Однако, не этими боев. кач-вами приобрела Жанна д’Арк любовь к себе франц. народа и всеообщее удивление. С именем О. Девы будет всегда неразрывно связана память о той светлой, чистой и беззаветн. любви её к своей родине, служению к-рой она отдала все свои силы и самую жизнь. Никаких друг. интересов, кроме спасения и блага своего народа и короля, Жанна д’Арк не знала. (М. И. Драгомиров, Жанна д’Арк, 1898; Gabriel Hanotaux, Jeanne d’Arc, 1911; Anatole France, L’histoire de Jeanne d’Arc; J. Gincherat, Procès de condamnation et de rehabilitation de Jeanne d’Arc, dite la Pucelle, 1846—49).

Примечания редакторов Викитеки

  1. Указанной статьи нет в данном издании.

Орлеанская дева, кто это?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *