Право законодательной инициативы не принадлежит министерству юстиции

П.В. Крашенинников,

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству,

сопредседатель Ассоциации юристов России

Право законодательной инициативы

В 2018 г. Россия отмечает 25 лет действующей Конституции. Мы увидели и еще увидим много воспоминаний о подготовке текста Основного Закона, а также исследований действия норм современной Конституции. для истории, в том числе истории права, 25 лет – это небольшой срок. Однако учитывая огромную цепь противоречивых политических, социальных, экономических и правовых решений, 25 лет не кажутся маленьким отрезком времени. Скорее наоборот, за четверть века положения Конституции показали свою актуальность и универсальность. Конституция стала символом стабильности, дающим возможность развития страны и защиты прав ее граждан. Верховенство закона, провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью, соответствие системы провозглашенных прав граждан всеобщей декларации прав человека – все это отличает современную Конституцию России от других основных законов нашей страны.

Далеко не все помнят, а некоторые и не знают, что во времена тектонических подвижек нашего общества на рубеже 80-х – 90-х годов прошлого века, приведших в итоге к изменению политико-экономического строя, одним из наиболее артикулированных требований граждан было построение правового государства в нашей стране. Многие люди, может быть, несколько наивно, полагали, что если разработать и принять «правильные» законы, то жизнь мгновенно наладится. исчезнут многочисленные привилегии «партократов», «позвоночное право», появятся дефицитные товары и всем будут платить «достойную» зарплату. Не случайно в те времена слово «юрист» звучало очень гордо, а обладатель этого «звания» имел очень высокие шансы быть избранным депутатом любого уровня.

Отнюдь не все 1068 народных депутатов РСФСР в итоге оказались юристами, но практически все они понимали в законодательстве так же хорошо, как в медицине, погоде и футболе. В итоге законотворческая активность представителей народа достигла невероятных масштабов и полностью разбалансировала систему законодательства страны. ведь даже поправки в Конституцию РСФСР принимались на съезде народных депутатов РСФСР, что называется, «с голоса». В результате законотворческого хаоса в стране было узаконено двоевластие, что неминуемо привело к драматическим событиям октября 1993 г.

Для многих стало очевидно, что, как и любая правовая процедура, процесс внесения и принятия законопроектов должен быть четко отрегулирован, дабы избежать законодательной вакханалии. Это и было сделано с принятием Конституции Российской Федерации (далее по тексту основной Закон или Конституция) в декабре 1993 г. именно ее принятие и положило начало построению правового государства в нашей стране. С тех пор закон все глубже проникает в повседневную жизнь наших граждан. Ведь именно в законах описаны не только законные права, но и обязанности граждан и их ответственность, налагаемые на них самим фактом существования в обществе. следствием этого является нарастающая политическая, социальная и экономическая активность людей. они все чаще обсуждают и порой критикуют те правила и нормы общественной и частной жизни, которые и определяют законы российской Федерации. Поэтому вопрос о том, что или кто является источником законов, для многих граждан отнюдь не праздный. Авторы тех или иных законопроектов нередко становятся, так сказать, героями дня.

В настоящей статье мы подробно рассмотрим количественный и качественный состав субъектов законодательной инициативы, а также процедуру внесения законопроектов. Четкая, понятная и публичная процедура принятия законодательных актов является гарантией от всяческих нормативных сюрпризов или законотворческих ошибок, ущемляющих права граждан и иных лиц. не менее важно, что принятые на основе такой процедуры законы лучше воспринимаются и понимаются гражданами.

Мы не рассматриваем причины возникновения законопроектов (общественная потребность, научно-теоретические предпосылки, какие-либо субъективные аспекты, конъюнктурные соображения). Здесь делается попытка рассмотреть, кто и как вносит законопроекты.

Конституция РФ содержит достаточно широкий перечень лиц, которые вправе вносить проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания. Основной Закон называет такое внесение законодательной инициативой.

В соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции право законодательной инициативы принадлежит президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Если произвести простое арифметическое действие в виде сложения всех указанных в данной норме субъектов, то получается, что в нашем государстве 727 субъектов права законодательной инициативы. Представляется, что это достаточно много. По количеству субъектов данного права Россия находится в ряду мировых лидеров. Однако, как известно, много – это не всегда хорошо. Да и равноправность таких субъектов весьма условна. Вряд ли кто будет оспаривать, что политический и – что гораздо важнее – профессиональный вес каждого субъекта данного права отнюдь не равнозначен. Достаточно сравнить Правительство и депутата Государственной Думы или Конституционный Суд и законодательный (представительный) орган какого-либо субъекта Федерации.

Отмеченная неравнозначность зачастую приводит к внесению непроработанных законопроектов, утяжелению и даже противоречивости плана законотворческой деятельности Государственной Думы и Совета Федерации. Более того, данное положение не дает государству выстраивать четкое, логичное и системное правовое поле, а без этого поля невозможно в полном объеме защищать права граждан, юридических лиц и самого государства.

Очевидно, что если когда-нибудь будет принято решение о внесении поправок в действующую Конституцию либо о подготовке нового Основного Закона, то следует более внимательно отнестись к праву законодательной инициативы и, соответственно, к количеству субъектов такого права.

Порядок осуществления права законодательной инициативы регулируется как регламентом Государственной Думы, так и актами коллегиальных субъектов права законодательной инициативы. например, ст. 136 регламента Московской областной думы предусматривает, что внесение в Государственную Думу законодательной инициативы в той или иной установленной форме с приложением необходимых обоснований, заключений и согласований осуществляется в соответствии с требованиями регламента Государственной Думы. Решение о рассмотрении в Государственной Думе законодательной инициативы Думы оформляется ее постановлением. В постановлении Думы о рассмотрении в Государственной Думе ее законодательной инициативы указывается представитель Думы при рассмотрении соответствующего вопроса на заседании Государственной Думы.

Иногда в науке высказываются предложения о включении в круг субъектов права законодательной инициативы и других лиц, в частности Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также объединений профессиональных юристов, общественной палаты.

Граждане не наделены правом законодательной инициативы, однако в соответствии со ст. 33 Конституции они обладают правом на обращение как лично, так и путем направления индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления. Государственная Дума не является исключением. нередко поводом для внесения депутатами и членами Совета Федерации законопроектов являются обращения, приходящие в адрес парламентариев. Примерами так называемых народных инициатив, на основании которых комитеты Государственной Думы, а затем и депутаты на пленарном заседании принимали соответствующие решения, являются многочисленные обращения граждан относительно продления сроков приватизации жилых помещений в 2010, 2013, 2015 гг., недопустимости признания несовершеннолетних бывшими членами семьи собственника и, соответственно, их выселения из жилых помещений и многие другие.

Право народной законодательной инициативы предусмотрено конституциями Киргизии (10 тыс. избирателей), Италии (50 тыс. избирателей), Швейцарии (100 тыс. избирателей) и др. в Европейском союзе граждане Союза в количестве не менее 1 млн человек из значительного числа государств-членов могут выступить с инициативой в адрес Европейской комиссии, в рамках ее полномочий внести соответствующее предложение по вопросам, в отношении которых, по мнению этих граждан, необходимо издание правового акта союза в целях применения договоров.

На основании указа Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»» Фонд информационной демократии при получении 100 тыс. подписей в течение года передает соответствующее положение в Правительство, которое принимает решение о внесении или невнесении конкретного законопроекта.

В практике работы Государственной Думы периодически возникают дискуссии о том, что делать с законопроектом, если депутат либо член Совета Федерации, использовавший свое право законодательной инициативы, не переизбрался на новый срок либо перестал быть членом Совета Федерации, а проект, кроме внесения, никаких стадий законотворческого процесса не прошел.

Полагаем, что законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Аппарате Государственной Думы. При этом следует иметь в виду, что, исходя из положений ст. 99 Конституции, полномочия Государственной Думы прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Поэтому к законопроектам, внесенным в Государственную Думу прежнего созыва, относятся только те, которые зарегистрированы до момента начала работы Государственной Думы нового созыва. в их число входят законопроекты, внесенные депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, которые после регистрации законопроектов не избраны депутатами Государственной Думы или уже не являются членами Совета Федерации, а также законопроекты, внесенные лицами, избранными депутатами Государственной Думы нового созыва. Законопроекты, зарегистрированные со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, рассматриваются в порядке, предусмотренном Конституцией и регламентом Государственной Думы.

Законопроекты, внесенные в Государственную Думу прежнего созыва, но не переданные Председателю Государственной Думы последующего (действующего) созыва, в соответствии с регламентом Государственной Думы должны быть переданы Председателю Государственной Думы нового созыва.

Достаточно часто право законодательной инициативы реализуется совместно несколькими субъектами, как правило, несколькими депутатами Государственной Думы и (или) членами Совета Федерации. Крайне редко совместная реализация права законодательной инициативы осуществляется другими субъектами. до объединения двух высших судов Верховный Суд и высший Арбитражный Суд периодически реализовали свое право в форме совместного постановления своих Пленумов.

Вместе с тем следует отметить крайне малую вероятность совместной реализации права законодательной инициативы субъектами, решения которых, с одной стороны, вырабатываются коллегиально (например, Правительством), а с другой – и единолично (например, депутатами Государственной Думы) в силу различных подходов и процедур по выработке и принятию решений. Хотя исключения все-таки бывают. Так, проект Жилищного кодекса был внесен совместно Правительством и группой депутатов Государственной Думы. Припоминаю, сколько времени и нервов это потребовало.

Иногда в документах, сопровождающих законодательную инициативу, в качестве субъекта такого права указывается депутатская фракция или комитет, что, конечно же, не соответствует ни регламенту Государственной Думы, ни тем более Конституции. В таких случаях субъектами являются депутаты – члены указанной фракции или члены комитета. История правового регулирования законодательного процесса в нашей стране знает примеры законодательной инициативы, принадлежащей постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета СССР (ст. 114 Конституции СССР), Верховного Совета Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ). Правом законодательной инициативы в соответствии с названными конституциями обладали также общественные организации в лице их общесоюзных органов и Академия наук СССР.

Наряду с содержанием законодательная инициатива имеет установленную Конституцией и регламентом форму. право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

− проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов;

− законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;

− поправок к законопроектам, находящимся на рассмотрении между первым и вторым чтением.

Регламент Государственной Думы содержит исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к вносимым законопроектам.

при внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:

  • пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
  • текст законопроекта с указанием на титульном листе в верхнем правом углу субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;
  • перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с вступлением в силу данного закона;
  • финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);
  • заключение Правительства РФ. При этом ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации указывает на то, что законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ, т.е. в таких случаях без заключения законопроект не считается внесенным и в лучшем случае возвращается субъекту законодательной инициативы либо остается без движения в Государственной думе. если все-таки проект проходит все парламентские процедуры, то он может быть возвращен Президентом РФ как рассмотренный с нарушением требований, установленных Конституцией;
  • документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации по проектам федерального закона о федеральном бюджете, а также об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;
  • документы, предусмотренные Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» (по законопроектам о ратификации, прекращении или приостановлении действия международных договоров российской Федерации);
  • официальные отзывы правительства РФ и верховного Суда РФ (по законопроектам о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ);
  • документы, предусмотренные Федеральным законом «О техническом регулировании» (по законопроектам о техническом регламенте);
  • заключение правительства РФ и решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены соответствующие участки недр (по законопроекту о соглашении о разделе продукции и по законопроекту о внесении изменений в соответствующий федеральный закон о соглашении о разделе продукции);
  • документ, подтверждающий согласование законопроекта о передаче перемещенной культурной ценности с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится региональное учреждение культуры, осуществляющее оперативное управление объектом культуры, представляющим собой культурную ценность (по законопроекту о передаче культурной ценности, перемещенной в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящейся на территории Российской Федерации);
  • документ, подтверждающий согласование законопроекта по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта Российской Федерации соответственно с Верховным Судом РФ и субъектом Российской Федерации (по законопроекту по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта Российской Федерации).

Важно подчеркнуть, что надлежащая форма и реквизиты законопроекта – это то, без чего субъект права законодательной инициативы не может войти в «горнило» законотворческой деятельности, однако вышеназванное важно, но недостаточно для того, чтобы проект стал законом.

Зачастую вносятся законопроекты без предмета правового регулирования, например, содержащие в основной своей части не нормы права, а некое подобие словаря (политического, экономического и т.п.). Между тем следует исходить из того, что норма права (при введении в действие закона) порождает правовые последствия.

По справедливому выражению Г.Ф. Шершеневича, нормы права не предлагают только, не советуют, не убеждают, не просят, не учат поступать известным образом, но требуют известного поведения.

В практике работы Совета Государственной Думы периодически встречаются законопроекты, вызывающие дискуссию: нужно ли финансово-экономическое обоснование и заключение Правительства.

Особенно часто подобные споры возникают, когда субъект права законодательной инициативы выступает единолично либо является депутатом Государственной Думы или членом Совета Федерации. Регламентом Правительства РФ (п. 100) было предусмотрено, что законопроект, поступивший на заключение в Правительство РФ без финансово-экономического обоснования и иных необходимых материалов, возвращается Аппаратом Правительства субъекту права законодательной инициативы с сообщением причин, по которым невозможно представить заключение. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 100 регламента Правительства Российской Федерации» данное положение было признано не соответствующим Конституции РФ, в связи с чем Постановлением Правительства от 31 июля 2007 г. № 492 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260» из регламента было исключено. очевидно, что внесение в Государственную Думу законопроекта не должно ставиться в зависимость от одностороннего усмотрения Правительства или его Аппарата. Это может повлечь лишение возможности принимать к рассмотрению законопроекты, подготовленные к внесению, и тем самым конституционной самостоятельности в осуществлении полномочий, принадлежащих Государственной Думе как палате Федерального Собрания при реализации законодательной функции, на что было обращено внимание Конституционного Суда. Окончательное решение в дискуссии по поводу наличия или отсутствия заключения Правительства по предложению ответственного за проект комитета и Правового управления при учете позиции полномочных представителей Правительства и Президента принимает Совет Государственной Думы. Теоретически решение может быть изменено на заседании Государственной Думы, однако пока таких случаев не было.

Отдельно следует сказать о тех субъектах права законодательной инициативы, которые вправе принимать решения только на коллегиальной основе. речь идет о Совете Федерации, Правительстве, законодательных (представительных) органах субъектов российской Федерации, а также о Конституционном Суде и Верховном Суде РФ.

Данные субъекты при реализации права законодательной инициативы наряду с вышеназванными документами должны представить решение соответствующего коллегиального органа (распоряжение или постановление Правительства, постановление Совета Федерации и т.д.) с указанием своего представителя в Государственной Думе по данному законопроекту. В связи со спецификой положений документов ряд законопроектов могут вносить только Президент или Правительство: проекты, посвященные ратификации международных договоров, – Президент или Правительство; проекты, посвященные бюджету или исполнению бюджета, – только Правительство.

Кстати сказать, субъекты права законодательной инициативы, которые вправе принимать решения на коллегиальной основе, в подавляющем числе случаев, реализуя свое право с помощью подачи поправок ко второму чтению, «забывают» о коллегиальности и направляют поправки за подписью руководителя либо заместителя руководителя органа – субъекта права законодательной инициативы.

Таким образом, перечень субъектов законодательной инициативы, их типология и особенности четко определены в действующем законодательстве. Четко определена и процедура внесения проектов законов в Государственную Думу, что позволяет нижней палате нашего парламента служить не только «машиной» по принятию новых законодательных актов, но и надежным фильтром для некачественных законопроектов. Значительная часть проектов, отклоненных Государственной Думой, отклонены по процедурным мотивам. то же самое относится и к поправкам к законопроектам в ходе подготовки ко второму чтению. Что же касается рассмотрения проектов законов по существу при их прохождении через Государственную Думу, Совет Федерации и законопроектную комиссию Президента РФ, то это, как говорится, совсем другая история.

Назовем все субъекты права законодательной инициативы. Президент, Правительство, Совет Федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд – итого пять. Далее 450 депутатов Государственной Думы, 85 субъектов Федерации, имеющих право законодательной инициативы через свои законодательные (представительные) органы. По два представителя от представительной и исполнительной ветвей власти субъектов Федерации – 170 и представители Президента, число которых составляет не более 10% от числа членов Совета Федерации, т.е. 17 (на момент написания статьи Президент РФ не воспользовался данным правом). Итого в России на основании Конституции РФ существует 727 субъектов права законодательной инициативы.

Постановление Мособлдумы от 9 июня 2011 г. № 7/160-П «О регламенте Московской областной думы».

Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: Монография. М.: Юстицинформ, 2015.

Авакьян С.А. общественный фактор в законотворчестве: некоторые проблемы и предложения // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3.

Проект федерального закона № 408494-4 «о внесении изменений в статью 31 Жилищного кодекса российской Федерации и статью 19 Федерального закона «о введении в действие Жилищного кодекса российской Федерации»», внесенный депутатом Государственной думы П.В. Крашенинниковым.

см. ст. 79 Конституции Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г.

см. ст. 71 Конституции Итальянской Республики от 27 декабря 1947 г.

см. п. 2 ст. 139 Конституции Швейцарии 1999 г.

см. п. 4 ст. 11 Договора о Европейском союзе (подписан в г. Маастрихте 7 февраля 1992 г.; с изм. и доп. от 13 декабря 2007 г.).

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие (по изд. 1910– 1912 гг.). т. 1. М., 1995. с. 237.

Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.

Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5371.

О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан

… внесения в Законодательную палату состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства. Статья 3. Субъекты права законодательной инициативы В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан право законодательной инициативы принадлежит: 1) Президенту Республики …

Изменен: 29.05.2011
Путь: Главная / Нормативно-правовая база / Принятые законы Центральная Азия — зона, свободная от ядерного оружия

12 июня 2014 года в Законодательной палате Олий Мажлиса состоялся «круглый стол», посвященный реализации инициативы о создании Центральноазиатской зоны, свободной от ядерного оружия (ЦАЗСЯО), выдвинутой Президентом Узбекистана Исламом Каримовым …

Изменен: 12.06.2014
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания комитетов и комиссий Отчет о деятельности Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан в 2005-2009 годах

… норм, которые учитывались при принятии законов. В целях совершенствования законотворческого процесса субъектами права законодательной инициативы был принят Закон «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан»….

Изменен: 13.02.2010
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания Палаты Какова позиция фракции ДП «Миллий тикланиш»?

… заседание руководитель фракции партии С.Отамуратов. В нем рассмотрены итоги встреч членов фракции с избирателями, работы, проведенные по инициативе фракции партии, а также ряд законопроектов, планируемых к внесению на обсуждение заседания Законодательной палаты. На состоявшемся …

Изменен: 01.04.2019
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания фракций О референдуме Республики Узбекистан (новая редакция)

… информационных), а также выплатой денежных средств. Агитация в день проведения референдума не допускается. II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА Статья 11. Инициатива проведения референдума Инициатива проведения референдума принадлежит: гражданам Республики Узбекистан; палатам Олий Мажлиса …

Изменен: 13.06.2011
Путь: Главная / Нормативно-правовая база / Принятые законы Шерзод ТУХТАШЕВ: К решению имеющихся проблем привлечется государственно-частное партнерство

— В Послании Президента Шавката Мирзиёева парламенту изложены важные идеи и инициативы в сфере реформирования государственного управления. Особенно, внимание всех участников мероприятия привлекла инициатива о передаче …

Изменен: 29.12.2018
Путь: Главная / Мероприятия / Мнение депутата Законотворчество – важное направление деятельности

… в целях практической реализации задач поставленных главой государства перед Олий Мажлисом и другими субъектами права законодательной инициативы направленных не только на безусловное обеспечение исполнения принятых законов и законодательных норм, но и механизмов их реализации …

Изменен: 25.12.2015
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания комитетов и комиссий Фракция информировала о приоритетных направлениях деятельности на 2018 год

В течение 2017 года члены фракции были инициаторами 15 законопроектов. А также, членами фракции, на основе права законодательной инициативы, разработаны 2 отдельные законопроекты, которые внесены к обсуждению и приняты Законодательной палатой. 1 февраля текущего года …

Изменен: 01.02.2018
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания фракций Студенты ознакомились с деятельностью фракции

3 января по инициативе фракции СДП «Адолат» в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан была проведена беседа «за круглым столом» …

Изменен: 06.01.2012
Путь: Главная / Мероприятия / Другие мероприятия Пополнятся ряды молодежи – ценителей искусства и книг

… высокодуховной, настолько у нее будет сильный иммунитет против различных чуждых идей. Известно, что глава нашего государства выдвинул 5 важных инициатив по налаживанию на основе новой системы работы в социальной, духовно-просветительской сферах. Первая инициатива служит приобщению …

Изменен: 26.03.2019
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания фракций Реализованная инициатива главы Узбекистана

… безопасности и устойчивого развития. В рамках проводимой внешнеполитической деятельности главой государства были выдвинуты целый ряд инициатив, которые пользуются заслуженной поддержкой международной общественности. Одной из крупных международных инициатив Узбекистана,…

Изменен: 13.06.2014
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания фракций О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

… совместных заседаниях руководителей депутатских объединений. Деятельность фракции и депутатской группы прекращается в случаях: собственной инициативы фракции или депутатской группы; истечения срока полномочий Законодательной палаты; уменьшения числа депутатов, входящих во фракцию …

Изменен: 09.06.2011
Путь: Главная / Нормативно-правовая база / Принятые законы Реализованная инициатива главы Узбекистана

… безопасности и устойчивого развития. В рамках проводимой внешнеполитической деятельности главой государства были выдвинуты целый ряд инициатив, которые пользуются заслуженной поддержкой международной общественности. Одной из крупных международных инициатив Узбекистана,…

Изменен: 28.05.2014
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания фракций Пути совершенствования судебно-правовой сферы

18 февраля 2011 года в Законодательной палате Олий Мажлиса состоялся «круглый стол», организованный по инициативе Комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам совместно с Центром повышения квалификации юристов Министерства юстиции …

Изменен: 22.02.2011
Путь: Главная / Мероприятия / Другие мероприятия Выдвинутые Президентом инициативы еще более повышают ответственность парламента

… государства, отметил: «Выступление Президента Республики Узбекистан, основанное на глубоком анализе, вобрало в себя ряд важных, ныне актуальных инициатив. 25 сентября 2020 года состоялось заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса, посвященное сути и значению инициатив и предложений …

Изменен: 25.09.2020
Путь: Главная / Мероприятия / Другие мероприятия О новых гранях законотворческой деятельности

… реформирования и демократизации всех сфер жизни особо отметил, что важнейшей задачей Олий Мажлиса, правительства, других субъектов законодательной инициативы является доведение уровня разработки законов до такой степени детализации, чтобы они реально регулировали широкую сферу конкретных …

Изменен: 30.12.2015
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания фракций Шерзод КУЛМАТОВ: Ради мира, благополучия и процветания Центральной Азии

По инициативе Президента нашей страны Шавката Мирзиёева в Узбекистане прошла международная конференция «Центральная Азия: одно прошлое и …

Изменен: 14.11.2017
Путь: Главная / Мероприятия / Мнение депутата Информация о деятельности Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан в 2012 году

… Концепцией. 28 законов уже подписаны Президентом Республики Узбекистан (приложение № 1) и вступили в силу. При этом в порядке законодательной инициативы внесены Президентом Республики Узбекистан – 6 законов, Кабинетом Министров – 19, Генеральным прокурором – 2, другими субъектами …

Изменен: 25.08.2016
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания Палаты О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности»

… – организации), на других местах работы, на которых осуществляются индивидуальное предпринимательство и иная трудовая деятельность, по инициативе не менее трех работников. Профессиональные союзы могут создаваться по производственно-отраслевому принципу на уровне отраслей …

Изменен: 01.12.2016
Путь: Главная / Нормативно-правовая база / Принятые законы Основа социальной активности

Создание новых рабочих мест, поддержка предпринимательской инициативы, обеспечение занятости населения являются приоритетными принципами государственной политики в нашей стране. Основная цель этого …

Изменен: 17.01.2012
Путь: Главная / Мероприятия / Другие мероприятия Фракцией ДПУз «Миллий тикланиш» организована пресс-конференция

… движения Узбекистана, а также Послания парламенту в деятельности партии и фракции произошли положительные изменения, выдвинуты и реализованы инициативы и идеи, наблюдается изменения в деятельности депутатов. За минувший период члены Фракции ДП «Миллий тикланиш» осуществили ряд …

Изменен: 11.01.2019
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания фракций Заседание «круглого стола»

2 марта 2011 года в Термезском государственном университете состоялся «круглый стол» на тему «Инициативы Узбекистана по разрешению трансграничных проблем», организованный Комитетом Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам …

Изменен: 14.03.2011
Путь: Главная / Мероприятия / Другие мероприятия В целях обеспечения мира и безопасности в регионе

… безопасности провел совместно с Военной прокуратурой Республики Узбекистан и Сырдарьинским областным хокимиятом «круглый стол» на тему «Инициативы Республики Узбекистан по обеспечению мира и безопасности в регионе». 14 июня 2013 года в г.Гулистане Комитет Законодательной палаты …

Изменен: 16.06.2013
Путь: Главная / Мероприятия / Другие мероприятия Опора в защите Отечества

10 января 2012 года по инициативе Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам обороны и безопасности состоялся семинар на тему «Вооруженные Силы …

Изменен: 10.01.2012
Путь: Главная / Мероприятия / Другие мероприятия Депутаты поддержали новые инициативы Президента Узбекистана

… выступления Президента нашей страны на заседаниях высокого уровня в городах Бишкек и Душанбе, а также выдвинутые им чрезвычайно важные идеи и инициативы с большим интересом были встречены не только участниками саммита, но и со стороны мировой общественности. Особенно привлекла …

Изменен: 19.06.2019
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания Палаты В проекте закона учитываются мнения промышленных предприятий и инвесторов

… Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О рациональном использовании энергии», внесенный по инициативе членов Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам промышленности, строительства и торговли,…

Изменен: 11.10.2019
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания комитетов и комиссий Законодательная палата Олий Мажлиса приняла важнейший закон о поправках к Конституции, инициированный главой государства

… Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)», внесенного на рассмотрение парламента Президентом Республики Узбекистан в порядке законодательной инициативы. Накануне состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Главным вопросом повестки …

Изменен: 25.08.2016
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания Палаты Каковы итоги 33 депутатских запроса отправленных членами фракции?

Отмечалось, что в отчетный период депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса на основе права законодательной инициативы внесены 19 проектов законов, в 15 из которых участвовали члены фракции ДП «Миллий тикланиш». 17 октября текущего года фракцией демократической …

Изменен: 17.10.2018
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания фракций Вопросы обеспечения мира и безопасности страны

5 августа 2011 года по инициативе Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам обороны и безопасности в Джизакском областном хокимияте проведен «круглый …

Изменен: 22.08.2011
Путь: Главная / Мероприятия / Другие мероприятия В поддержку инициатив главы государства

… институте состоялся «круглый стол», организованный Комитетом Законодательной палаты по вопросам обороны и безопасности на тему «Важные инициативы Узбекистана во имя укрепления безопасности и развития». 29 сентября 2010 года в Ташкентском Педиатрическом медицинском институте …

Изменен: 30.09.2010
Путь: Главная / Мероприятия / Другие мероприятия Инициаторы будут защищать свои законопроекты

… законодательный акты Республики Узбекистан» , который направлен на повышение инициативности и ответственности субъектов права законодательной инициативы в процессе законотворчества. Разработанным депутатами проектом закона будут внесены изменения в соответствующие статьи законов …

Изменен: 11.06.2020
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания Палаты Брифинг о деятельности Фракции УзЛиДеП

… основе данной программы мер осуществлена конкретная работа по каждому направлению Стратегии действий. Только в сфере законодательной инициативы в прошлом году фракция выступила с несколькими инициативами, работала над множеством законов, всесторонне их обсудила, активно …

Изменен: 31.01.2018
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания фракций Обсуждены важные инициативы главы государства

28 сентября 2010 года по инициативе парламентских фракций Народно-демократической партии Узбекистана и Демократической партии «Миллий тикланиш» при поддержке …

Изменен: 28.09.2010
Путь: Главная / Мероприятия / Другие мероприятия Узбекистан – ООН: плодотворное сотрудничество на пути мира

Нынешние инициативы Узбекистана в области внешней политики находят всестороннюю поддержку и дают свои позитивные результаты. Это способствует решению …

Изменен: 01.03.2019
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания комитетов и комиссий По пути коренного улучшения качества принимаемых законов

… участников мероприятия также было отмечено, что при осуществлении законотворческой деятельности для субъектов права законодательной инициативы, не указанных в статье 83 Конституции Республики Узбекистан, сенаторам, государственным органам, не обладающим правом законодательной …

Изменен: 26.10.2011
Путь: Главная / Мероприятия / Другие мероприятия О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан

… подотчетны ей. Статья 18. Полномочия комитетов Законодательной палаты Комитеты Законодательной палаты: 1) разрабатывают по собственной инициативе или по поручению Законодательной палаты проекты законов Республики Узбекистан и иных решений Законодательной палаты по вопросам,…

Изменен: 13.06.2011
Путь: Главная / Нормативно-правовая база / Принятые законы Законопроект придется защищать перед депутатами

Комитет Законодательной палаты Олий Мажлиса по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам, пользуясь правом законодательной инициативы, разработал новый проект закона и внес в нижнюю палату парламента. Комитет Законодательной палаты Олий Мажлиса по противодействию …

Изменен: 08.06.2020

Путь: Главная / Мероприятия / Заседания комитетов и комиссий Cостоялось парламентское слушание о ходе выполнения программы создания рабочих мест

В Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан по инициативе фракции Народно-демократической партии Узбекистана19 сентября 2012 года состоялись парламентские слушания информации министра …

Изменен: 25.08.2016
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания Палаты Важный фактор углубления демократических реформ

… заслушиванию информации руководителей министерств, государственных комитетов, ведомств и других исполнительных структур. В частности, по инициативе фракции в 2016 году на заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса была заслушана информация министра по развитию информационных …

Изменен: 11.01.2017
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания фракций Защищая права молодежи

… Азиатский форум «Итоги 70-летия Всеобщей декларации прав человека: вызовы времени и реальность». Данные мероприятия – результат реализации инициативы Президента нашей страны Шавката Мирзиёева, который в ходе 72-й Генеральной Ассамблеи ООН в 2017 году выразил необходимость уделить …

Изменен: 14.08.2020
Путь: Главная / Мероприятия / Другие мероприятия Предложения депутатов отражены в законопроекте

…, экономическим и уголовным делам, административных судов с учетом мнений сторон, а также с разрешения председательствующего или по его инициативе. Наряду с этим в проекте акцентировалось внимание на внесении соответствующих изменений и дополнений, направленных на обеспечение …

Изменен: 21.11.2019
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания Палаты Об исполнении судебных актов и актов иных органов

… разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний, судебный исполнитель по собственной инициативе или по просьбе сторон может своим постановлением назначить специалиста. В качестве специалиста может быть назначено лицо, обладающее …

Изменен: 13.06.2011
Путь: Главная / Нормативно-правовая база / Принятые законы Инициатива депутатов направлена на сдерживание роста цен на продукты питания

Согласно действующему законодательству, освобождение от НДС предусмотрено только в Налоговом кодексе. Благодаря этому, по инициативе группы депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса, пользуясь правом внесения законопроекта, внесен в парламент законопроект …

Изменен: 15.10.2020
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания Палаты Инициатива депутатов стала предметом дискуссии

… сферы в соответствии с нынешними изменениями. С этой точки зрения имеет особое значение недавно разработанный на основе законодательной инициативы Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам промышленности, строительства и торговли законопроект «О внесении …

Изменен: 10.04.2019
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания комитетов и комиссий Итоги контрольно-аналитической работы по исполнению Закона Республики Узбекистан «О пожарной безопасности»

По инициативе Комитета по вопросам обороны и безопасности, Хокимията и Управления пожарной безопасности Ферганской области были подведены …

Изменен: 21.01.2016
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания комитетов и комиссий Вопросы обеспечения региональной безопасности и стабильности

… Узбекистан состоялся «круглый стол» на тему: «Вопросы обеспечения региональной безопасности и стабильности в контексте мирных инициатив Республики Узбекистан по Афганистану». Мероприятие организовано Комитетом нижней палаты по международным делам и межпарламентским …

Изменен: 30.09.2013
Путь: Главная / Мероприятия / Другие мероприятия Улугбек ИНОЯТОВ: Демократический выбор наиболее оптимальных решений

… Государственной программы немало задач, отвечающих интересам и жизненным потребностям электората НДП Узбекистана. То, что эти задачи созвучны с инициативами, выдвинутыми в Предвыборной программе нашей партии, еще больше повышает ответственность партии и избранных от нее депутатов….

Изменен: 01.04.2020
Путь: Главная / Мероприятия / Мнение депутата Пенсионное обеспечение осужденных центре обсуждений

Данный проект, внесенный в Законодательную палату депутатами на основании конституционного права законодательной инициативы, предусматривает возможность выплаты пенсии лицам, осужденным к наказанию в виде лишения свободы и отбывающим наказание в колониях-поселениях….

Изменен: 24.06.2019
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания комитетов и комиссий Стать ближе к электорату

… министерствами и ведомствами необходимо вырабатывать практические решения возникающих проблем, в том числе выдвигая законодательные инициативы. Мы поддерживаем предложение главы государства внедрить действенную систему обсуждения законопроектов с участием населения….

Изменен: 14.07.2017
Путь: Главная / Мероприятия / Мнение депутата Депутаты нижней палаты парламента рассматривают законодательную инициативу Главы государства по дальнейшему политическому и конституционному развитию Узбекистана

… ответственности Кабинета Министров, в целом исполнительных органов, общественного и парламентского контроля. Как отметили депутаты, эта важнейшая инициатива стала закономерным и логическим продолжением демократических преобразований, осуществляемых в соответствии с Концепцией дальнейшего …

Изменен: 14.03.2014
Путь: Главная / Мероприятия / Заседания фракций

Отсортировано по релевантности | Сортировать по дате

Право законодательной инициативы не принадлежит министерству юстиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *