Услуги зависят от типа вагона (купе, плацкарт и т.д.) и обозначаются сочетанием цифры и буквы. Называется это «класс обслуживания». Услуги указаны для государственных перевозчиков АО «ФПК» и «ДОСС» (скоростные поезда с сидячими местами). Это дочерние компании ОАО «РЖД».
Дополнительные услуги, которые могут предоставляться в вагоне, закодированы в билете (как читать билет).
Типы вагонов
Купейный вагон — 2Э, 2Т, 2Б, 2К, 2У, 2Ф, 2Х, 2Ц, 2Н, 2Л, 2Д.
Плацкартный вагон — 3Э, 3Б, 3Т, 3Д, 3У, 3Л, 3П.
Вагон с сидячими местами — 1Р, 1Ж, 2Р, 2С, 2Ж, 2В, 2Е, 3Ж, 3С.
Вагон с сидячими местами (электропоезда) — 1C, 2С, 2Ж, 2В, 2М, 3Ж, 3С.
Вагон люкс (СВ) и РИЦ (2-местные купе) — 1Б, 1Э, 1У, 1Т, 1Л, 1Д, 1Х, 1Ф.
Мягкий вагон — 1А, 1И, 1М.
Общий вагон — 3О, 3В.
«Сапсан» — 1Р, 1В, 1С, 2Е, 2В, 2С.
«Стриж» — 1Р, 2С, 1Э, 1Е.
Вагоны перевозчика «ТКС» — СВ+, СВ, 2У, 2Т, 2Л, 3У.
Вагоны перевозчика «Гранд Сервис Экспресс» — 3Э, 2Л, 2Э, 2К, 1У, 1Э, 1Б, 1Л, 1Е, 1Г, 1М, 1А, 1И.
Вагоны перевозчика «Тверской экспресс» — 1Б, 1Л, 1У, 2Э, 2Т, 2Л, 2К, 2У, 2Н.
Краткое описание типов вагонов
характеристики | Купейный | Плацкартный | Сидячий | Люкс (СВ) | Мягкий |
купе в вагоне | 9 (16) | 54 места | 40–68 (60–102) мест | 9 (16) | 4–6 |
мест в купе | 4 | − | − | 2 | 2 |
санузел | 2 (3) туалета в вагоне | 2 туалета в вагоне | 2 туалета в вагоне | 2 (3) туалета в вагоне | туалет и душ в купе |
кондиционер | общий | общий | общий | общий | в купе |
Характеристики в скобках относятся к двухэтажным вагонам.
Подробное описание всех типов вагонов
В каких вагонах разрешена перевозка животных?
Перевозка животных в поезде связана с соблюдением множества условий: нужны справки, мелкое животное разрешено перевозить только в клетке, для крупной собаки придется выкупать все купе. Подробнее о перевозке животных:
- в поездах дальнего следования
- в «Сапсане»
Содержание
- Купейный вагон
- Плацкартный вагон
- Вагон с сидячими местами
- Вагон с сидячими местами (электропоезда)
- Вагон люкс (СВ) и РИЦ (2-местные купе)
- Мягкий
- Общий вагон
- «Сапсан»
- «Стриж»
- Вагоны перевозчика «ТКС»
- Вагоны перевозчика «Гранд Сервис Экспресс»
- Вагоны перевозчика «Тверской экспресс» (поезд «Мегаполис»)
- Электровагоны типов В1, В2, В3 и В4
Купейный вагон
В таком вагоне обычно 32 или 36 мест. В купе нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В одноэтажном вагоне на верхней полке в купе можно свободно сидеть, в двухэтажном же неудобно, так как низкий потолок. Для багажа предусмотрена ниша под потолком (есть только в одноэтажном вагоне).
обозначение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
2 Э | кондиционер биотуалет |
питание и напитки набор путешественника (кроме двухэтажных вагонов) пресса (кроме двухэтажных вагонов) постельное белье |
да |
2 Т | кондиционер биотуалет |
питание и напитки набор путешественника (кроме двухэтажных вагонов) пресса (кроме двухэтажных вагонов) постельное белье |
нет |
2 Б | кондиционер может не быть биотуалета |
питание и напитки набор путешественника пресса постельное белье |
да |
2 К | кондиционер биотуалет |
постельное белье | да |
2 У | кондиционер может не быть биотуалета |
постельное белье | да |
2 Ф | кондиционер биотуалет |
набор путешественника (кроме двухэтажных вагонов) пресса (кроме двухэтажных вагонов) постельное белье |
да |
2 Х | кондиционер биотуалет |
набор путешественника (кроме двухэтажных вагонов) пресса (кроме двухэтажных вагонов) постельное белье |
нет |
2 Ц | кондиционер биотуалет |
набор путешественника (кроме двухэтажных вагонов) пресса (кроме двухэтажных вагонов) постельное белье |
да |
2 Н | может не быть кондиционера биотуалет |
постельное белье | да |
2 Л | может не быть кондиционера и биотуалета | постельное белье | да |
2 Д (турист) — вагон идет за рубеж |
может не быть кондиционера и биотуалета | постельное белье | нет |
Плацкартный вагон
В вагоне 9 купе по 6 спальных мест: два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными. Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по четыре. Места с 33 по 38 находятся около туалета, на них может быть некомфортно. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки. Из-за наличия третьей полки на верхнем месте в плацкарте сидеть неудобно.
обозначение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
3 Э | кондиционер биотуалет |
− | нет |
3 Б | кондиционер биотуалет |
− | да |
3 Т | кондиционер может не быть биотуалета |
− | нет |
3 Д | кондиционер может не быть биотуалета |
− | да |
3 У | может не быть кондиционера и биотуалета | − | да |
3 Л | может не быть кондиционера и биотуалета | − | нет |
3 П (для перевозки организованных групп детей на базе купейного вагона) | кондиционер биотуалет |
− | нет |
Вагон с сидячими местами
Первый класс. Здесь довольно просторно — обычно стоят три ряда сидений. Всего в таком вагоне до 48 мест. Каждое кресло раскладывается в положение «полулежа». Под потолком в проходе часто установлен жк-телевизор. В вагоне есть кондиционер.
обозначение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
1 Р | кондиционер биотуалет |
холодные закуски и напитки набор путешественника плед |
нет |
1 Р (двухэтажные поезда) | кондиционер биотуалет |
холодные закуски и напитки набор путешественника пресса плед |
нет |
1 Ж | кондиционер биотуалет |
холодные закуски и напитки набор путешественника пресса плед |
да |
Второй и третий класс. До 68 мест в вагоне — до четырех рядов кресел, меньше места для ног. Может быть небольшой откидной столик на спинке переднего сиденья. Кондиционер не гарантируется.
обозначение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
2 Р | кондиционер биотуалет |
набор путешественника | нет |
2 С | кондиционер биотуалет |
− | нет |
2 Ж | кондиционер биотуалет |
− | да |
2 В | кондиционер может не быть биотуалета |
− | да |
2 Е | кондиционер может не быть биотуалета |
− | нет |
3 Ж | может не быть кондиционера и биотуалета | − | да |
3 С | может не быть кондиционера и биотуалета | − | нет |
Вагон с сидячими местами (электропоезда)
К таким поездам относятся «Ласточки» и некоторые экспресс-электрички. Первый класс комфортнее остальных — меньше мест в вагоне, больше расстояние между рядами.
обозначение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
1 С | кондиционер биотуалет |
− | нет |
2 С | кондиционер биотуалет |
− | нет |
2 Ж | кондиционер биотуалет |
− | да |
2 В | кондиционер может не быть биотуалета |
− | да |
2 М | может не быть кондиционера и биотуалета | − | нет |
3 Ж | может не быть кондиционера и биотуалета | − | да |
3 С | может не быть кондиционера и биотуалета | − | нет |
Вагон люкс (СВ) и РИЦ (2-местные купе)
Старое обозначение вагона люкс — СВ, что значит «спальный вагон». В нем 8-10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Иногда бывают люксы с вертикальным расположением мест. Каждая полка напоминает мягкий диван — есть удобная спинка для сидения. По уровню обслуживания люкс лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор.
РИЦ — вагоны международного сообщения. Обычно они немного лучше, чем курсирующие по стране, так как за рубеж ходят новые вагоны.
обозначение | пояснение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
1 Б | когда 2 места выкуплены одним пассажиром | кондиционер биотуалет |
питание и напитки набор путешественника пресса улучшенное постельное белье |
да |
1 Э | − | |||
1 У | − | кондиционер биотуалет |
постельное белье | да |
1 Т | − | кондиционер биотуалет |
питание и напитки набор путешественника пресса постельное белье |
нет |
1 Л | − | кондиционер может не быть биотуалета |
постельное белье | да |
1 Д (турист) | вагон идет за рубеж | кондиционер может не быть биотуалета |
постельное белье | нет |
1 Х | − | кондиционер биотуалет |
постельное белье | нет |
1 Ф | − | кондиционер биотуалет |
постельное белье | да |
Мягкий
Мягкий вагон напоминает номер в отеле. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это мягкий диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Верхнее место шириной 90 см. В купе также есть столик и кресло, могут быть телевизор и мини-бар. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце.
обозначение | пояснение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
1 А | 4 купе и бар | личный кондиционер биотуалет умывальник душ |
горячее питание и напитки 2 набора путешественника пресса улучшенное постельное белье |
да |
1 И | 5 купе | |||
1 М | 6 купе |
Общий вагон
Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке. Боковые полки также используются как сидячие места.
обозначение | пояснение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
3 О | − | может не быть кондиционера и биотуалета | − | да |
3 В | без номеров мест | нет |
«Сапсан»
Этот популярный высокоскоростной поезд курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом. На отдельных участках он разгоняется до 250 км/ч и проходит свой маршрут за 4 часа, на что обычному поезду нужно около 8 часов. Сапсан также отличается повышенным уровнем комфорта. Во всех вагонах «Сапсана» есть кондиционер и биотуалеты.
обозначение | пояснение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
1 Р | купе-переговорная | купе на 4 сидячих места есть стол два телевизора мини-бар |
горячее питание и напитки набор путешественника пресса Wi-Fi |
да |
1 В | первый класс | кожаные кресла с пультом регулировки положения спинки розетка и лампа для чтения у каждого кресла индивидуальная система развлечений |
||
1 С | бизнес-класс | кожаные кресла розетки между креслами видеотрансляция для всех пассажиров |
||
2 В | эконом-плюс | кресла с регулируемой спинкой и увеличенным пространством для ног розетки между креслами |
набор питания | нет |
2 С | эконом-класс | кресла с регулируемой спинкой и подставкой для ног | − | да (только вагон № 3 и № 13) |
2 Е | вагон-бистро | 10 приоконных столов на 4 места каждый бар |
напитки и питание из меню на 2000 рублей | нет |
«Стриж»
Это высокоскоростной поезд, адаптированная для России версия испанского Talgo 250. Курсирует между Москвой и Нижним Новгородом. Вагоны отличаются повышенным уровнем комфорта.
17 декабря 2016 года в первый рейс отправился «Стриж» Москва — Берлин. В нем, кроме сидячих вагонов 1-го класса и мягких, есть купейные вагоны.
обозначение | пояснение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
1 Р | сидячий, 1 класс, 20 мест | кондиционер биотуалет |
холодные закуски и напитки набор путешественника |
нет |
2 С | сидячий, 2 класс, 36 мест | кондиционер биотуалет |
− | нет |
1 Э | мягкий — 2 спальных места одно над другим | кондиционер в вагоне биотуалет, душ и умывальник в купе сейф, розетки в купе |
горячее питание и напитки 2 набора путешественника пресса улучшенное постельное белье |
да |
1 Е | мягкий — 2 спальных места одно над другим (с обязательным выкупом всех мест в купе 1 или 2 пассажирами) |
Вагоны перевозчика «ТКС»
«ТКС» (АО «ТрансКлассСервис») — самый крупный частный перевозчик. У него нет собственных составов, по договору с ОАО «РЖД» он добавляет вагоны к фирменным поездам АО «ФПК». Сегодня более ста сорока вагонов компании курсируют из Москвы по шестнадцати направлениям. Это купейные вагоны, люкс (СВ) и несколько плацкартных. У АО «ТКС» только новые вагоны, и он предлагает много приятных мелочей, которые отсутствуют у государственного перевозчика.
Обозначение | Пояснение | Комфорт | Бесплатные услуги | Перевозка животных |
СВ+ (поезда 001 Волгоград-Москва-Волгоград; 009 Саратов-Москва-Саратов) |
Вагон люкс с 2-местными купе. В поезде есть комната матери и ребенка. |
В вагоне: кондиционер, биотуалет, гигиенический душ, душевое купе, бесплатный Wi-Fi, в купе: персональный сейф, телевизор,розетки 220 В. |
Питание (ужин и завтрак), напитки, постельные принадлежности, ежедневная уборка купе и застил белья, дорожный набор, пресса. | Да |
CB | Вагон люкс с 2-местными купе. | В вагоне: кондиционер, биотуалет, гигиенический душ, бесплатный Wi-Fi, в купе: персональный сейф, телевизор, розетки 220 В. |
Питание (ужин и завтрак), напитки, постельные принадлежности, ежедневная уборка купе и застил белья, дорожный набор, пресса. | Да |
2У | Купейный вагон, 4-местные купе |
В вагоне: кондиционер, биотуалет, гигиенический душ, в купе: персональный сейф, телевизор, розетки 220 В. |
Питание (ужин или завтрак), постельные принадлежности, ежедневная уборка купе и застил белья, дорожный набор, пресса. | Да |
2T | Купейный вагон, 4-местные купе |
В вагоне: кондиционер, биотуалет, гигиенический душ, в купе: персональный сейф, телевизор, розетки 220 В |
Питание (ужин или завтрак), постельные принадлежности, ежедневная уборка купе и застил белья, дорожный набор, пресса. | Нет |
2Л | Купейный вагон, 4-местные купе |
В вагоне: кондиционер, биотуалет, гигиенический душ, в купе: персональный сейф, телевизор, розетки 220 В |
Постельные принадлежности, ежедневная уборка купе и застил белья, дорожный набор, пресса. | Да |
3У | Плацкартный вагон, 6-местные купе |
В вагоне: кондиционер, биотуалет, гигиенический душ, в купе: розетки 220 В |
Постельные принадлежности, дорожный набор. | Нет |
Вагоны перевозчика «Гранд Сервис Экспресс»
ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс» была образована в 2002 году и стала первой в России частной транспортной компанией, получившей лицензию на право перевозки пассажиров железнодорожным транспортом. Ей принадлежит поезд «Гранд Экспресс», ежедневно курсирующий на направлении Москва — Санкт-Петербург. Помимо этого, перевозчик организует рейсы из Москвы в Адлер, Казань и Самару, а также прямые поезда в Крым из обеих столиц.
обозначение | пояснение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
3Э «Плацкарт» |
плацкартный вагон, 4-местные купе |
кондиционер, биотуалет | — | нет |
2Л «Купейный дополнительный» |
купейный вагон, 4-местные купе |
кондиционер, биотуалет | постельное белье и полотенце | да |
2Э «Эконом» |
купейный вагон, 4-местные купе |
кондиционер, биотуалет, в купе телевизор, розетки 220В для каждого пассажира, кнопка вызова проводника | горячий завтрак, десерт, минеральная вода, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье и полотенце, пресса, Wi-Fi | да |
2К «Купе» |
купейный вагон, 4-местные купе |
кондиционер, биотуалет, в купе розетки 220В для каждого пассажира, индивидуальное освещение | постельное белье | да |
2К «Купе для маломобильных пассажиров» |
купейный вагон, 2-местные купе |
кондиционер, в купе розетки 220В для каждого пассажира, индивидуальное освещение | постельное белье | да, можно бесплатно провезти собаку-проводника |
1Э «СВ» |
вагон СВ, 2-местные купе | биотуалет, в купе розетки 220В для каждого пассажира, индивидуальное освещение | завтрак и/или ужин, постельное белье, санитарно-гигиенический набор | да |
1У «1 класс Стандарт» |
вагон СВ, 2-местные купе | кондиционер, биотуалет, в купе телевизор, шкаф для одежды, розетки 220В для каждого пассажира, кнопка вызова проводника, электронный замок | горячий завтрак, десерт, минеральная вода, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье и комплект полотенец, пресса, Wi-Fi | да |
1Б «1 класс Бизнес» |
вагон СВ, 2-местные купе | кондиционер, биотуалет, в купе телевизор, сейф, шкаф для одежды, розетки 220В для каждого пассажира, кнопка вызова проводника, электронный замок | горячий завтрак, десерт, минеральная вода, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье и комплект полотенец, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия | да |
1Л «Премиум Сингл» |
вагон СВ, одноместное размещение | кондиционер, биотуалет, в купе раковина, телевизор, сейф, шкаф для одежды, розетки 220В, кнопка вызова проводника, электронный замок, трансформируемый диван (шириной 100 см в разобранном состоянии), верхняя полка шириной 80 см (складывается) | горячий завтрак, десерт, минеральная вода, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье и комплект полотенец, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия | да |
1Е «Премиум» |
вагон СВ, 2-местные купе (купе покупается целиком) | кондиционер, биотуалет, в купе раковина, телевизор, сейф, шкаф для одежды, розетки 220В, кнопка вызова проводника, электронный замок, трансформируемый диван (шириной 100 см в разобранном состоянии), верхняя полка шириной 80 см (складывается) | горячий завтрак, десерт, минеральная вода, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье и комплект полотенец, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия | да |
1Г «Гранд Сингл» |
вагон Люкс, одноместное размещение, купе занимает площадь 1,5 обычных | в купе: TV, DVD, ванная комната (душ, раковина, туалет), индивидуальный кондиционер, сейф, фен, розетка 220В, кнопка вызова проводника, электронный замок, трансформируемый диван (шириной 110 см в разложенном состоянии), верхняя полка шириной 80 см (складывается) | горячий завтрак, фруктовая тарелка, шоколад, минеральная вода, свежевыжатый сок, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье, комплект полотенец и махровый халат, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия а/м бизнес-класса | да |
1М «Гранд» |
вагон Люкс, 2-местные купе (купе покупается целиком), купе занимает площадь 1,5 обычных | в купе: TV, DVD, ванная комната (душ, раковина, туалет), индивидуальный кондиционер, сейф, фен, розетка 220В, кнопка вызова проводника, электронный замок, трансформируемый диван (шириной 110 см в разложенном состоянии), верхняя полка шириной 80 см (складывается) | горячий завтрак, фруктовая тарелка, шоколад, минеральная вода, свежевыжатый сок, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье, комплект полотенец и махровый халат, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия а/м бизнес-класса | да |
1А «Гранд де Люкс» |
вагон Люкс, 2-местные купе (купе покупается целиком), купе занимает площадь 2-х обычных | в купе: TV, DVD, ванная комната (душевая кабина, раковина, туалет), индивидуальный кондиционер, сейф, фен, розетка 220В, кнопка вызова проводника, электронный замок, трансформируемый диван (шириной 110 см в разложенном состоянии), верхняя полка шириной 80 см (складывается) | горячий завтрак, фруктовая тарелка, шоколад, минеральная вода, свежевыжатый сок, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье, комплект полотенец и махровый халат, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия а/м бизнес-класса | да |
1И «Гранд Империал» |
вагон Люкс, 2-местные купе (купе покупается целиком), купе занимает площадь 2-х обычных | в купе: 2 TV, беспроводные наушники, DVD, ванная комната (душевая кабина, раковина, туалет), индивидуальный кондиционер, сейф, фен, розетка 220В, кнопка вызова проводника, электронный замок, трансформируемый диван (шириной 110 см в разложенном состоянии), верхняя полка шириной 80 см (складывается), VIP-бар в вагоне | ужин, горячий завтрак, фруктовая тарелка «Гранд Империал», шоколад, минеральная вода, свежевыжатый сок, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье, комплект полотенец и махровый халат, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия а/м бизнес-класса | да |
Вагоны перевозчика «Тверской экспресс» (поезд «Мегаполис»)
ООО «Тверской экспресс» — частная пассажирская компания, основанная в 2003 году. Ей принадлежит поезд «Мегаполис» — он следует между Санкт-Петербургом и Москвой и по пути делает остановку в Твери. По уровню комфорта «Мегаполис» сравним с фирменными поездами «ФПК». Все вагоны поезда новые, а интерьеры оформлены в оранжевых и синих цветах.
обозначение | пояснение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
1 Б | СВ с услугами бизнес-класса, 2-местные купе |
биотуалет, кондиционер | набор питания, горячий завтрак, чай-кофе, санитарно-гигиенический набор путешественника, тапочки, пресса, постельное белье, розетка, Wi-Fi, обслуживание в зале ожидания повышенной комфортности на Ленинградском и Московском вокзалах | нет |
1 Л | СВ с услугами питания, 2-местные купе |
биотуалет, кондиционер | горячий завтрак или набор питания, постельное белье, бутилированная вода, мягкие тапочки, розетка, Wi-Fi | да |
1 У | СВ без услуг, 2-местные купе |
биотуалет, кондиционер | постельное белье, бутилированная вода, мягкие тапочки, розетка, Wi-Fi | да |
2 Э | Купейный с услугами экономического класса, 4-местные купе |
биотуалет, кондиционер | набор питания, бутилированная вода, столовый набор, санитарно-гигиенический набор путешественника, постельное белье, тапочки, розетки и USB-разъемы, Wi-Fi | нет |
2 Т | Купейный с услугами питания, 4-местные купе |
биотуалет | горячее питание, холодные закуски и напитки на выбор по меню вагона-ресторана на общую сумму 1000 руб., бутилированная вода, постельное белье, тапочки, розетки и USB-разъемы, Wi-Fi | нет |
2 Л | Купейный без услуг, 4-местные купе |
биотуалет, кондиционер |
постельное белье, бутилированная вода, тапочки, розетки и USB-разъемы, Wi-Fi | да |
2 К | Купейный-Стандарт, 4-местные купе |
биотуалет, кондиционер | постельное белье, бутилированная вода, тапочки, розетки и USB-разъемы, Wi-Fi | да |
2 У | Купейный-Универсал, 4-местные купе |
биотуалет, кондиционер | постельное белье, бутилированная вода, тапочки, розетки и USB-разъемы, Wi-Fi | да |
2 Н | Купейный 4-местные купе |
биотуалет | постельное белье, бутилированная вода, тапочки, розетки и USB-разъемы, Wi-Fi | да |
Электровагоны типов В1, В2, В3 и В4
Электровагон типа В2 №228, фото из книги В.А. Ракова «Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955 гг.»
Уже в первые послевоенные годы в связи с увеличением протяженности линий Московского метрополитена и ростом пассажиропотока потребовалось пополнение парка подвижного состава. Поэтому параллельно с организацией постройки новых моторных вагонов типа Г на Мытищинском заводе из вагоноремонтных мастерских Московского метрополитена в 1946 году проводилась модернизация четырехосных электровагонов типов С1 и С2, полученных в 1945 году в количестве 120 единиц с Берлинского метрополитена. Электровагоны типа С1 выпускал в 1927 году завод «Оренштейн-Коппель» в Берлине, типа С2 — в 1930 году завод «Вегманн и Ко» в Касселе; оборудование для вагонов изготовлялось другими заводами («Сименс», «Кнорр» и др.).
Электровагоны типа С1 строились по трем проектам (4,6,7) и отличались между собой формой крыши (фонарная, арочная и полуарочная). По проекту 4 были изготовлены моторные вагоны №99-106, прицепные третьего класса №250-253 и прицепные второго класса — №350-353; по проекту 6 — моторные №107-110 и прицепные №264, 265; по проекту 7 — прицепные №266-267. Все эти электровагоны на Московском метрополитене получили обозначение типа В1 и номера с 1146 по 1169; с моторных электровагонов были сняты тяговые электродвигатели, то есть электровагоны типа В1 использовались только как прицепные.
Электровагоны типа С2 строились по проектам 10 (114 вагонов) и 11 (30 вагонов), то есть всего было построено 144 электровагона этого типа (№501-526, 540-657). На Московский метрополитен поступило 69 электровагонов, выполненных по проекту 10, и 27 по проекту 11. Электровагоны, выполненные по проекту 10 и имевшие каждый два тяговых электродвигателя SL-104n мощностью по 100 кВт, получили обозначение типа В2 и номера со 170 по 238; электровагоны, выполненные по проекту 11 и имевшие каждый четыре тяговых электродвигателя USL-421 мощностью по 70 кВт, — обозначение типа В3 и номера с 250 по 276. Совместная работа электровагонов типов В2 и В3 в одном поезде была невозможна. При необходимости составы могли формироваться из пяти вагонов типа В2 и одного типе В1 или четырех вагонов типа В3 и двух типа В1.
При смене типа моторных электровагонов в составе с прицепными вагонами типе В1 приходилось менять межвагонные электрические соединения.
Основные размеры электровагонов типов В2 и В3.
Рисунок из книги В.А. Ракова «Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955 гг.»
Прицепные электровагоны типа В1 и моторные вагоны типов В2 и В3 имели кузова клепаной конструкции и по две двухосные тележки с листовыми рамами также клепаной конструкции. Тележки электровагонов типов В2 и В3 были одинаковыми и несколько отличались от тележек электровагонов типа В1. При модернизации электровагонов, поступивших с Берлинского метрополитена, на советских заводах, для них формировались новые колесные пары с осями из легированной стали с использованием колесных центров и бандажей электровагонов типов А и Б.
На электровагонах типов В ставились одинаковые с электровагонами типа Б системы автостопа, дверные воздухораспределители, дверная сигнализация и некоторое другое электрическое оборудование. Все конструктивные изменения, предусматривавшиеся данной модернизацией, которая проводилась до середины 50-х годов, вначале были опробованы на опытном электровагоне типа В2 №193.
Электровагоны типов В имели с каждой стороны по три двухстворчатые двери для входа и выхода пассажиров (по четыре двери было только у электровагонов типа В1 №1154 и 1162, переоборудованных в дальнейшем в вагоны типа В4 №166 и 147. Часть электровагонов типа В1, ранее использовавшихся как моторные, была оборудована кабинами машиниста.
Состав из вагонов типов В2 и В4 на оборотных тупиках станции «Фили», 1959 год. Фото А.С. Бернштейна.
Тяговые электродвигатели моторных вагонов типа В2 могли соединяться последовательно с включением в цепь всех пусковых резисторов (первое положение главной рукоятки контроллера машиниста — маневровое), последовательно без резисторов (второе положение), параллельно при полном возбуждении (третье положение) и параллельно при ослабленном возбуждении 67% (четвёрое положение).
Кроме перечисленных, главная рукоятка имела нулевое и подготовительное положения. Переход с последовательного на параллельное соединение осуществлялся по мостовой схеме, ослабление возбуждения происходило в результате подключения параллельно обмотке главных полюсов тяговых электродвигателей индуктивных шунтов. Вал группового контактора, имевшего 12 основных позиций и 1 промежуточную, приводился во вращение специальным электрическим двигателем. Частота вращения якоря тяговых электродвигателей SL-104n при напряжении на зажимах 750 В и токе часового режима 145 А составляла 930 об/мин (полное возбуждение), что при передаточном числе тягового редуктора 5,34 и диаметре колес 900 мм. соответствовало скорости движения 29,5 км/ч.
Тяговые электродвигатели моторных вагонов типа В3 были постоянно попарно соединены последовательно, т. е. работали при напряжении на зажимах 375 В. Как и у вагонов типа В2, контроллер машиниста имел четыре рабочих положения, но вместо группового контактора были применены индивидуальные контакторы. ослабление возбуждения у вагонов типа В3 осуществлялось путем выключения части витков обмоток главных полюсов электродвигателей и составляло 50%. Частота вращения якоря тяговых электродвигателей USL-421 при напряжении на зажимах 375 В и токе часового режима 206 А при полном возбуждении равнялась 900 об/мин, при ослабленном — 1190 об/мин, что при передаточном числе тягового редуктора 5,91 и диаметре колес 900 мм. соответствовало скоростям 26 и 34 км/ч.
Схема пуска и перегруппировки тяговых электродвигателей на электровагонах типов В2 и В3 была аналогична схемам моторных электровагонов серии Св и типов А и Б.
В последние годы эксплуатации вагонов типа В3 с некоторых из них снимали тяговые двигатели, после чего вагоны использовали как прицепные.
Цепи управления вагонов питались от токоприемников через демпферные резисторы и потенциометры. Цепь тяговых электродвигателей защищал силовой автомат.
Электровагоны типов В были оборудованы автоматическими тормозами системы Кнорра, отличавшимися от тормозов Вестингауза пассажирских локомотивов и вагонов наличием ступенчатого отпуска. Для управления воздухораспределителями Кнорре на некоторых электровагонах вместо иностранных кранов машиниста были установлены краны №334. На вагонах применялись дисковые тормоза — тормозные колодки прижимались к специальным дискам, укрепленным на осях колесных пар.
Электровагоны типов В оборудовались автосцепками жесткого типа Шарфенберга, позволявшими одновременно с механическим сцеплением вагонов производить соединение воздухопроводов и электрических цепей. Буксы вагонов типов В, как и вагонов типов А, Б и Г, имели роликовые подшипники.
Масса тары моторного вагона типа В2 равнялась 33,5 тонн, а типа В3 — 35,5 тонн, диаметр колес у вагонов был 900 мм., конструкционная скорость составляла 60 км/ч.
Составы из вагонов типов В2 и В4 на станции «Фили» в день открытия (7 ноября 1959 года). Фото А.С. Бернштейна.
Первоначально электровагоны типов В были приписаны к депо «Северное» Московского метрополитена и работали на линии «Сокольники» — «Центральный парк культуры и отдыхе им. Горького». Затем по мере поступления новых электровагонов в конце 50-х годов вагоны типа В3 и частично типа В2 были исключены из инвентаря; часть же вагонов типа В2 после утепления пассажирских помещений работала в 1961-1963 годах на линии «Калининская» — «Киевская» — «Фили», на которой пути от «Киевской» до «Фили» были проложены по поверхности.
В 1948-1949 годах вагоноремонтный завод Московского метрополитена оборудовал 12 прицепных электровагонов типа В1 тяговыми электродвигателями ДК-104А троллейбусного типа. Эти электродвигатели имели якоря с волновой обмоткой, по четыре главных и добавочных полюса, смонтированных в цилиндрическом остове. в часовом режиме при напряжении на коллекторе 750 В электродвигатель развивал мощность около 80 кВт (ток 220 А, частота вращения якоря 1300 об/мин).
По проекту, разработанному инженерами Б.Н. Тихменевым (завод «Динамо» им. С.М. Кирова) и Г.В. Федоровым (Московский метрополитен), передача от тяговых электродвигателей к колесным парам была выполнена с помощью специальных кулачковых муфт, соединявших валы тяговых электродвигателей с малыми шестернями зубчатых передач. При такой системе тяговые электродвигатели не имели жесткого соединения с колесными парами и подвешивались полностью на двух продольных балках рамы тележки. Это значительно улучшало условия работы электродвигателей и уменьшало воздействие вагона на путь. Передача посредством кулачковых муфт получила наименование карданной.
Составы из вагонов типов В2 и В4 на станции «Студенческая», 1959 год. Фото А.С. Бернштейна.
Поскольку в 1947-1948 годах Мытищинский машиностроительный завод в связи с организацией серийного производства вагонов типа Г не мог вплотную заниматься созданием вагонов типа М5 с новой облегченной механической частью, то электроаппаратура, предназначавшаяся для установки на этих вагонах и содержавшая реостатные контроллеры с приводом системы Л.Н. Решетова, была установлена вагоноремонтными мастерскими Московского метрополитена на электровагонах типа В1 с карданной передачей. После переделки эти вагоны получили обозначение типа В4; их масса составила 36,5 тонн. В 1950 году было переоборудовано в электровагоны типа В4 еще 12 электровагонов типа В1. Электровагоны типа В4 получили номера с 146 по 169.
Эксплуатация поездов, составленных из электровагонов типа В4, проводилась на участке «Сокол» — «Завод имени Сталина». После внесения ряда улучшений в конструкцию кулачковых муфт карданный привод стал работать надежно.
В 1953 году вагон типа В4 №146, как и вагоны типа М5, был оборудован более совершенной и компактной электроаппаратурой, предназначавшейся для вагонов типов УМ5 и Д.
В 1959-1960 годах электровагоны типа В4 были исключены из инвентаря или после снятия электрооборудования использовались для хозяйственных нужд метрополитенов.
В.А. Раков. Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955 гг.
Некоторые характеристики вагонов типов В
Эксплуатация первого шестивагонного состава из вагонов типа В2 началась 23 июня 1947 года на линии «Сокольники» — «ЦПКиО». К концу того же года началась работа и вагонов типа В3.
После 5-6 лет работы в основном из-за отсутствия запасных частей почти треть вагонов типа В по техническому состоянию не могла эксплуатироваться и была выставлена на закрытом в то время для движения поездов участке Арбатского (мелкого заложения) радиуса. Была сделана попытка использовать 8 вагонов типа В2 и 5 В3 в качестве прицепных.
Вагоны типа В на Филёвской линии. Фотография из книги И. Мячина «Москва. Краткий путеводитель» (Москва, 1964 г.)
В связи с поступлением новых вагонов и невозможностью дальнейшего хранения неиспользуемых, в мае 1958 года были списаны и переданы для хозяйственных нужд Минтрансстрою 35 единиц инвентарного парка — вся серия В3 (27 вагонов) и часть В2 (8 вагонов). В 1956-58 годах на ЗРЭПСе и в электродепо «Измайлово» вагоны В2 и В4 были подготовлены для работы в наземных условиях на открывшейся в 1958 году Филёвской линии. В 1961 году все вагоны типа В были переданы из депо «Измайлово» в новое электродепо «Фили».
Начиная с 1960 года 3 вагона В4 (№№151-152, 155) по заявке Службы пути были переоборудованы под контактно-аккумуляторные электровозы, причём №155 имел укороченный на 6 метров кузов. Часть вагонов типа В также была передана на Ленинградский метрополитен, где из них было изготовлено 2 электровоза ЭД-01 и ЭД-02, вагон-дефектоскоп и вагон-пылесос. Из вагона №163 в Киеве был изготовлен вагон-путеизмеритель, который впоследствии был передан в Тбилиси, где и работает до сих пор.
Павел Пузанов. Вагоны метро типа В. Альманах «Железнодорожное дело», №1 за 1995 г.
К оглавлению раздела