УДК 82.085
В.В.КУДРЯШОВА
Факультет фундаментальных и гуманитарных дисциплин, доцент кафедры русского языка и литературы
М.А.ПЕТРОВ Горно-электромеханический факультет,
группа ЭР-04-1
МАСТЕР СУДЕБНОГО КРАСНОРЕЧИЯ А.Ф.КОНИ
Статья посвящена изучению особенностей русского судебного красноречия. Объектом внимания является деятельность выдающегося русского юриста А.Ф.Кони. Сущность ораторского мастерства А.Ф.Кони исследуется в контексте его судебной практики. Подчеркивается вклад А.Ф.Кони в создание школы русского судебного красноречия.
Русское судебное красноречие последней трети XIX в. — начала XX в. по глубине мысли, тщательности и детализированности разработки всех его сторон достигло высочайшего уровня. Это замечательное наследие было материализовано как во многих трудах по теории русского судебного красноречия, так и в речевой деятельности отдельных судебных ораторов «гигантов и чародеев слова», таких, как Ф.Н.Плевако, С.А.Андреевский, В.Д.Спасович, Н.П.Караб-чевский. Особая роль отводится А.Ф.Кони: он признан создателем школы судебного красноречия в России.
Анатолий Федорович Кони — свидетель и участник событий, ознаменовавших собою смену нескольких эпох в русской истории.
Окончив в 1865 г. Московский университет со степенью кандидата права, А.Ф.Кони начинает свою карьеру товарищем прокурора Харьковского окружного суда. Потом он служит прокурором, а с 1878 г. — председатель Петербургского окружного суда.
Известно, что с появлением суда присяжных, введены новые принципы судоустройства и судопроизводства, после реформы 1864 г. суд стал тем местом, куда шли слу-
шать своих национальных ораторов. Характерной особенностью русского судебного красноречия этого времени были высокие нравственные требования, предъявляемые к судебным ораторам. В устах судебных ораторов этого поколения гордо звучали слова: человек, честь, справедливость .
Во время службы в Харькове товарищем прокурора А.Ф. Кони получил прозвище «свирепый прокурор» за свои требования точно исполнять законы. Об этом периоде своей деятельности Кони пишет следующим образом: «Новая деятельность совершенно затянула меня в свои недра и заставила посвятить ей все свои силы и время <…>. Стоит побывать в глухих уездах <…>, стоит посмотреть на массу невежества и грубости <…>, чтобы понять, сколько пользы может принести добросовестный деятель и в особенности юрист своею работой в этих захолустьях» .
После введения присяжных заседателей в судебный процесс участились случаи оправдания виновных, особенно в ситуациях, когда было трудно доказать вину обвиняемого. Кони предусматривает это. Он старается построить свою речь так, чтобы она была понятна и принята присяжными засе-
дателями. В каждой строчке речей Кони можно обнаружить то удачное выражение свидетеля, то неожиданный афоризм, то остроумное соображение работают в направлении главного вывода . Этим он добивается не только того, что присяжные выносят справедливый обвинительный приговор, но и того, что сами обвиняемые принимают наказание как должное и заслуженное и не держат зла на прокурора. Например, так случилось с супругами Непениными, виновными в убийстве. В деле об убийстве коллежского асессора Чихачева Кони дал блестящий юридический и психологический анализ человеческих страстей. Речь Анатолия Федоровича была настолько аналитической и аргументированной, что даже супруги Непенины прониклись глубоким уважением к прокурору и в период отбывания наказания (а осужден был супруг) и в последующие годы переписывались с Кони .
Особое внимание русские юристы этого времени уделяли искусству судебного красноречия. Стремление к точности слога, умение правильно формулировать свои мысли также считалось важнейшим долгом оратора. А.Ф. Кони утверждал, что главное в работе юриста — осторожное и осмотрительное обращение со словами. Необходимо знать цену словам и уметь произнести в нужное время нужное слово, чтобы не навредить ходу судебного процесса.
В апреле 1878 г. все газеты информируют своих читателей о процессе в отношении Веры Засулич, которая, как известно, покушалась на жизнь Петербургского губернатора Трепова. Еще ни один процесс не привлекал в залы суда столько публики. Председателем этого процесса назначен Анатолий Федорович Кони. Для правительства это дело уже решенное, граф Пален сказал ему: «Ну, Анатолий Федорович, теперь все зависит от Вас, от Вашего умения и красноречия». На это Кони ему ответил: «Граф, умение председателя состоит в беспристрастном соблюдении закона, а красноречивым он быть не должен, ибо существенные признаки резюме — беспристрастие и спокойствие…» . В своем резюме по этому делу Кони разъясняет присяжным,
как следует относиться к Засулич, не считать ее убийцей, расценивая ее поступок только как покушение. Он напутствует присяжных: «.Обсудите дело спокойно и внимательно, и пусть в приговоре вашем скажется «дух правды …» . Когда настало время огласить приговор, староста присяжных сказал только: «Нет! Не вин.», — и все потонуло в громе оваций и восторга.
Следует обратить внимание на отношение русских судебных ораторов к выразительности речи и к средствам ее украшения. Хороший судебный оратор знает, что люди не столько слушают его большую речь, сколько ее видят и чувствуют. Чтобы достичь наивысшей выразительности, необходимо, чтобы речь кроме рассуждений содержала эффектные картины, запоминающиеся образы, характерные эпизоды. Речь, состоящая лишь из одних сухих рассуждений, плохо слушается и совсем не запоминается. Образцом использования языковых средств выразительности служат речи А.Ф. Кони: «Всякий скупец страдает своего рода ослеплением. Он меряет одним масштабом и свое золото, и свои дни. Ему обыкновенно кажется, что по мере того, как растет это золото, растет и количество дней, отсчитанных ему судьбой». В речи по делу Янсенова обвинитель А.Ф.Кони сравнивал фальшивые бумажки со сказочным клубком змей: «Бросил его кто-нибудь в одном месте, а поползли змейки повсюду. Одна заползет в карман вернувшегося с базара крестьянина и вытащит оттуда последние трудовые копейки; другая отнимет 50 руб. из суммы, назначенной на покупку рекрутской квитанции . -Ужели мы должны проследить путь каждой такой змейки и иначе не можем обвинить тех, кто их распустил?» . Убедительное и красивое сравнение может повлиять на ход мыслей присяжных и предопределить их окончательное решение по судебному иску.
В своей судебной практике Анатолий Федорович был, по собственному его выражению, «слугою правосудия, а не лакеем правительства». Он имел право так думать и говорить. Страж чистой и неустрашимой
278 —
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.167. Часть 1
правды — такова была его репутация. Своему делу он посвятил всю жизнь.
Таким образом, блестящие деятели пореформенного суда XIX в. сумели поднять русское судопроизводство, а в связи с этим также и искусство речи на суде на недосягаемую высоту. Судебные речи таких талантливых русских юристов, как А.Ф.Кони, были признаны в обществе
прекрасными образцами судебного ораторского искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Граудина Л.К. Русская риторика / Л.К.Граудина, Г.И.Кочеткова. М.: Центрполиграф, 2001.
2. Кони А.Ф. Собрание сочинений. В 8 т. М.: Юрид. лит-ра, 1966-1969. Т.3.
3. Смолярчук В.И. Анатолий Федорович Кони. М.: Наука, 1982.