Следственный комитет прокуратура

от 17 января 1992 года № 2202–1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 № 31-ФЗ)

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 № 31-ФЗ, от 01.07.2010 № 132-ФЗ, от 22.12.2014 № 427-ФЗ)

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 № 31-ФЗ, от 01.07.2010 № 132-ФЗ, от 22.12.2014 № 427-ФЗ)

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 № 31-ФЗ)

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 № 31-ФЗ)

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Статья 2. Международное сотрудничество

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее — органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 233-ФЗ)

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

2.1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 № 205-ФЗ)

3. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 21.07.2014 № 233-ФЗ)

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

Статья 5. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора

1. Воздействие в какой‑либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой‑либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

2. Прокурор не обязан давать каких‑либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 02.07.2013 № 156-ФЗ)

3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

4. Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.

Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.

(п. 4 введен Федеральным законом от 02.07.2013 № 156-ФЗ)

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 171-ФЗ)

2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

3. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

1. Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.

3. Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью

1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ)

2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Статья 9. Участие в правотворческой деятельности

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Статья 9.1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

(введена Федеральным законом от 17.07.2009 № 171-ФЗ)

1. Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

2. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Статья 35. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

1. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

2. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

3. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

4. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

5. Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Статья 36. Опротестование судебных решений

1. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд — апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 10.02.1999 № 31-ФЗ)

2. Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

3. Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.

Статья 37. Отзыв протеста

Протест на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест.

Статья 38. Приостановление исполнения судебного приговора

Принесение Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

Статья 39. Представление о даче судам разъяснений

Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Основная функция прокуратуры РФ – это надзор за соблюдением российского законодательства на всей территории страны. Об этом говорится в статье 1 федерального закона «О прокуратуре РФ». При этом в документе подчеркивается, что прокуратура выполняет и другие функции, которые подробно описаны в этом законе.

Главная функция прокуратуры – надзор за исполнением законов – делится на несколько направлений. Среди них можно выделить следующие:

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и т.д.;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и т.д.;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

— вынесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Среди основных функций прокуратуры немалое место занимает разрешение заявлений, жалоб в прокуратуру и иных обращений физических и юридических лиц, содержащих сведения о нарушении законов.

Не менее важная самостоятельная функция прокуратуры — уголовное преследование за совершение преступлений. Эта функция заключается в праве прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, поручить соответствующему следователю или органу дознания проведение расследования, или же принять расследование по делу о любом преступлении к своему производству, а также выступать государственным обвинителем по уголовным делам в судах.

Еще одна функция прокуратуры – это координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В канун 1 Мая – праздника весны и труда в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Омской области состоялся брифинг, приуроченный к Всемирному дню охраны труда, по вопросам выявления, предупреждения и расследования преступлений, связанных с нарушением требований охраны труда и невыплатой заработной платы.

В брифинге приняли участие заместитель отдела процессуального контроля следственного управления Павленко Семен Аркадьевич, заместитель Главного государственного инспектора труда в Омской области (по охране труда) Писарев Сергей Михайлович, корреспонденты федеральных и региональных изданий.

Защита конституционных прав граждан России на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а также на вознаграждение за труд, является одним из приоритетных направлений деятельности следственных органов. В вопросах соблюдения законов о труде, выявлении и пресечении преступлений в трудовой сфере следственное управление активно взаимодействуют с Государственной инспекцией труда в Омской области.

В Омской области сократилось количество несчастных случаев на производстве. В 2014 году госинспекцией труда был зафиксирован 171 несчастный случай на производстве (в 2013 – 197), в том числе 5 групповых, погибло 24 работника (в 2013 – 40 человек), в 1 квартале 2015 г. произошло 24 несчастных случая, в т.ч. один групповой, погибло 3 работника. Следственным управлением в 2014 году было расследовано 5 уголовных дела о нарушениях требований охраны труда и правил безопасности при производстве различных видов работ, виновные должностные лица предстали перед судом. В текущем году уголовные дела по таким фактам не возбуждались.

Основными причинами несчастных случаев на производстве являются неудовлетворительная организация трудовых работ, пренебрежение со стороны работников инструктажами по технике безопасности и специальным снаряжением, в некоторых случаях – нахождение на работе в нетрезвом виде. Большинство несчастных случаев происходит на строительных объектах и на обрабатывающем производстве.

За допущенные нарушения требований закона об обеспечении безопасных условий труда было привлечено к административной ответственности 61 юридическое лицо и 100 должностных лиц, общая сумма наложенных на виновных лиц административных штрафов составила 2,5 миллиона рублей, работодателями в добровольном порядке было возмещено пострадавшим 1,6 миллионов рублей, фондом социального страхования выплачено более 20 миллионов рублей.

Принимались определенные меры к погашению задолженности предприятий по заработной плате перед работниками.

На 1 апреля т.г. числилось 30 предприятий-должников по заработной плате, включая банкротов, у которых общая сумма задолженности по заработной плате составила около 50 миллионов рублей (без учета задолженности по зарплате в ООО НПО «Мостовик»), в то же время в 1 квартале 2015 года было выплачено 1,5 тыс. работникам более 3 миллионов рублей задолженности.

В 2014 году в следственное управление поступило 20 сообщений о невыплате заработной платы свыше двух месяцев, возбуждено 7 уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ, два из которых направлено в суд, расследование остальных продолжается.

Отмечено, что госинспекцией труда совместно с органами прокуратуры проводится еженедельный мониторинг задолженности по заработной плате в целях принятия соответствующих мер реагирования по восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

Отличие дознания и предварительного следствия

Определение 1

Дознание и предварительное следствие — формы процессуальной деятельности, которые выстраиваются с помощью общих принципов и требований уголовно-процессуального законодательства РФ.

Единство между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что органы, которые их осуществляют, принимают к руководству единые принципы процесса, единое процессуальное законодательство, решая общие и единые задачи уголовного судопроизводства.

Предварительное следствие и дознание представляют собой виды одной и той же стадии процесса (предварительное расследование), но для них характерны определенные отличия:

  1. Предварительное следствие проводится следователем, то есть специальным лицом, для которого расследование преступления представляет собой единственную и основную обязанность. Дознание может производиться законодательно устанавливаемыми органами, включая их должностных лиц. Для них ведение дознания является одной из возложенных обязанностей при исполнении задач, которые относятся к управлению и обеспечению порядка в определенной области социальной жизни.
  2. Выполняя обязанности по расследованию преступления, следователь органов предварительного следствия должен использовать лишь следственные и процессуальные действия. Как дознаватели, так и дознавательные органы в своей работе могут сочетать следственные или прочие процессуальные действия с ОРМ, проводимые посредством специального вспомогательного аппарата, оперативной техники, научно-технических средств, а также с помощью личного сыска. Подобные действия способны дополнять друг друга, обеспечивая своевременное раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили, и лиц, которые уклоняются от дознания, суда и следствия, включая уголовное наказание.
  3. Еще одно различие состоит в органах, которые входят в соответствующие ведомственные системы. По количеству органов дознания намного больше, чем органов предварительного следствия. Именно они способны отражать разнообразие социальных сфер, которые требуют правовое вмешательство государственных силовых структур.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Признаки, по которым отличается дознание и предварительное следствие

Рассматривая вопрос, чем отличается следствие от дознания, нельзя не отметить, что для них характерна разная подследственность уголовных дел. В число компетенций органов дознания включены дела, касающиеся преступлений средней и небольшой тяжести. Чаще всего подобные типы преступлений совершаются в управленческой сфере и охране общественного порядка. Они могут являться менее сложными и опасными для расследований и вскрываться в случае обеспечения общественного порядка и осуществления административных функций.

Замечание 1

В компетенцию следователя включены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, которые представляют собой большую опасность для общества, трудоемки и сложны в расследовании.

Еще один признак отличия дознания от предварительного следствия заключается в процессуальном режиме. По делам, где производство предварительного следствия обязательно, неотложные следственные действия ведутся не больше десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок не может быть продлен (ч. 3 ст. 157 УПК РФ). Дела, по которым расследование исчерпывается только дознанием, неотложные следственные действия ведутся в течение тридцати суток с момента возбуждения уголовного дела. Этот срок может продлить надзирающий прокурор, но не больше, чем на 30 суток.

В случае производства предварительного следствия устанавливается срок в 2 месяца для расследования с момента возбуждения уголовного дела. По окончанию его потерпевший, ответчик и их представитель по ходатайству имеют право ознакомиться с материалами законченных расследований полностью или по частям, выписать нужную информацию и заявить различные ходатайства.

По окончанию дознания подобные права имеют только потерпевшие или их представители в соответствии с ходатайством. Определяя, чем отличается дознание от следствия, следует отметить, что по сравнению со вторым, первое более упрощено. Это обусловлено тем, что знакомство с материалами оконченного расследования осуществляют лишь обвиняемый, защитники, потерпевшие и их представители.

По делам, где обязательным является предварительное следствие, следователи имеют право давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении ОРМ, производстве соответствующих действий следствия, об исполнении постановлений в области задержания, привода, ареста, о производстве прочих процессуальных действий.

Замечание 2

Органы дознания не имеют право дать следователю определенное поручение или указание. Также они не могут без письменного указания со стороны следователя осуществлять определенные процессуальные, следственные действия по делу, которое находиться у следователя в производстве. Это отражает то, что в отношении к органу дознания следователи характеризуются особым положением, которое способно наделять их более широкими полномочиями.

Другие отличия предварительного следствия и дознания

Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу. Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий. Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др. Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.

Замечание 3

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Следственный комитет прокуратура

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *