Алгоритм действий при травме на уроке физкультуры

Страницы ← предыдущая следующая → нале в графе «тема занятия» записывается «беседа по мерам безопасности» и ставится подпись учителя. 9. Порядок действий в случае, если учащийся во время учебного процесса получил травму: а) оказать первую медицинскую помощь; б) доставить пострадавшего в лечебное учреждение; в) немедленно сообщить о несчастном случае руководи- телю учреждения (дежурному администратору) и родителям пострадавшего; г) при необходимости, принять участие в расследовании несчастного случая. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ СПОРТИВНЫХ ТРАВМАХ, ВНЕЗАПНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ДРУГИХ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ Общие принципы оказания первой помощи Первая помощь — это совокупность простых, целесооб- разных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего от трав- мы или внезапно возникшего заболевания. Правильно оказан- ная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему заживлению ран и часто является решающим моментом при спасении жизни пострадавшего. Пер- вая помощь должна оказываться сразу на месте происшествия быстро и умело еще до прихода врача или до транспортировки пострадавшего в больницу. Каждый человек должен уметь оказать первую помощь по мере своих способностей и возможностей. Сущность первой помощи заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, проведе- нии простейших лечебных мероприятий и в обеспечении ско- рейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учрежде- ние, предупреждении опасных последствий травм, кровотече- ний, инфекций и шока. При оказании первой помощи необходимо: 1. Вынести пострадавшего с места происшествия. 2. Обработать поврежденные участки тела и остановить кровотечение. 3. Иммобилизовать переломы и предотвратить возможные осложнения (травматический шок, западение языка, аспира- ция и т. п.). 4. Доставить или же обеспечить транспортировку постра- давшего в ближайшее лечебное учреждение. При оказании первой помощи следует руководствоваться следующими принципами: 1. Правильность и целесообразность. 2. Быстрота. 3. Обдуманность, решительность и спокойствие. — 32 — При осмотре пострадавшего устанавливают: 1. Вид и тяжесть травмы. 2. Способ обработки раны, места повреждения. 3. Необходимые средства первой помощи в зависимости от данных возможностей и обстоятельств. При оказании первой помощи необходимо установить: 1. Обстоятельства, при которых произошла травма. 2. Время возникновения травмы. 3. Место возникновения травмы. Обращение с пострадавшим При оказании первой помощи необходимо уметь обра- щаться с пострадавшим, в частности уметь правильно снять одежду. Это особенно важно при переломах, сильных кровоте- чениях, при потере сознания. Переворачивать и тащить за вы- вихнутые и сломанные конечности — это значит усилить боль, вызвать серьезные осложнения и даже шок. Пострадавшего необходимо правильно приподнять, а в случае необходимости и перенести на другое место. Приподнимать раненого следует осторожно, поддержи- вая снизу. Для этого нередко требуется участие двух или трех человек. При повреждении верхней конечности одежду сначала снимают со здоровой руки. Затем с поврежденной руки стяги- вают рукав, поддерживая при этом всю руку снизу. Подобным образом снимают с нижних конечностей брюки. Если снять одежду с пострадавшего трудно, то ее распа- рывают по швам. Для снятия с пострадавшего одежды и обуви необходимо участие двух человек. При кровотечениях в большинстве случаев достаточно просто разрезать одежду выше места кровотечения. При ожогах, когда одежда прилипает или даже припекается к коже, мате- рию следует обрезать вокруг места ожога; ни в коем случае ее нельзя отрывать. Повязка накладывается поверх обожженных участков. Обращение с пострадавшим является весьма важным фак- тором в комплексе первой помощи. Неправильное обращение с раненым снижает ее эффективность. — 33 — Средства первой помощи При оказании первой помощи нельзя обойтись без пере- вязочного материала. В соответствии с требованиями первой помощи налажено производство средств первой помощи: ап- течек, шкафчиков, санитарных сумок — которые должны быть в каждой семье, в школах, в мастерских, в автомашинах. Àптечки (шкафчики) первой помощи оснащены стандар- тными фабричного производства средствами первой помощи: перевязочным материалом, лекарственными препаратами, де- зинфицирующими средствами и несложными инструментами. Однако бывают такие случаи, когда вместо этих стандар- тных средств приходится применять то, что имелось в распо- ряжении оказывающего помощь в данный момент. Речь идет о так называемых импровизированных подручных средствах. При срочном оказании первой помощи в быту, в поле, на автострадах приходится применять импровизированные, вре- менные средства. К ним можно отнести чистый носовой пла- ток, простыню, полотенце и различное белье. Для иммобили- зации переломанных конечностей могут служить палки, дос- ки, зонтики, линейки и т. д. Из лыж, санок и веток деревьев можно изготовить импровизированные носилки. Жив ли пострадавший? Этот вопрос весьма важен при тяжелых травмах, когда пострадавший не подает никаких видимых признаков жизни. Если нет времени для решения этого вопроса, то следует сра- зу же предпринять меры по оживлению, чтобы по небрежнос- ти не допустить смерти еще живого человека! Подобные слу- чаи часто наблюдаются при падении с больших высот, при транспортных и железнодорожных авариях, при обвалах, при удушении, утоплении, когда пострадавший находится в бес- сознательном состоянии (ранения черепа, при сдавлении груд- ной клетки или области живота). Пострадавший лежит без движений, иногда внешне на нем нельзя обнаружить никаких при- знаков травмы. Жив ли он еще или уже мертв? Сначала необхо- димо искать признаки жизни. — 34 — Признаки жизни 1. Определение сердцебиения рукой или же на слух слева, ниже соска является первым явным признаком того, что постра- давший еще жив. 2. Пульс определяется на шее, где проходит самая круп- ная сонная артерия, или же на внутренней части предплечья. 3. Дыхание устанавливается по движениям грудной клет- ки, по увлажнению зеркала, приложенного к носу пострадав- шего, или же по движению ваты, поднесенной к носовым от- верстиям. 4. При резком освещении глаз карманным фонариком на- блюдается сужение зрачков; подобную реакцию можно видеть и в том случае, если открытый глаз пострадавшего закрыть ру- кой, а затем руку быстро отвести в сторону. При глубокой поте- ре сознания реакция на свет может отсутствовать. Признаки жизни являются доказательством того, что не- медленное оказание помощи может принести успех! Признаки смерти При прекращении работы сердца и остановке дыхания наступает смерть. Организму не хватает кислорода; недостаток кислорода обуславливает отмирание мозговых клеток! В связи с этим при оживлении основное внимание следует сосредото- чить на деятельности сердца и обеспечении организма кисло- родом. Смерть состоит из двух фаз — клинической и биологи- ческой смерти. Во время клинической смерти, длящейся 5— 7 минут, человек уже не дышит, сердце перестает биться, од- нако необратимые явления в тканях еще отсутствуют. В этот период, пока еще не произошло тяжелых нарушений мозга и легких, организм еще можно оживить. По истечении 8—10 ми- нут наступает биологическая смерть: в этой фазе спасти жизнь уже невозможно. Признаки клинической смерти Пострадавший не дышит, биение сердца не определяет- ся, отсутствует реакция на уколы иглой, реакция зрачков на сильный свет отрицательна. — 35 — До тех пор, пока нет полной уверенности в смерти пост- радавшего, мы обязаны оказывать ему помощь в самом пол- ном объеме. Признаки биологической смерти Одним из первых главных признаков является помутнение роговицы и ее высыхание. При сдавливании глаза с боков паль- цами зрачок суживается и напоминает кошачий глаз. Трупное окоченение начинается с головы, через 2—4 часа после смерти. Охлаждение тела происходит постепенно: появля- ются трупные синеватые пятна, возникающие из-за отекания крови в нижерасположенной части тела. У трупа, лежащего на спине, трупные пятна наблюдаются на пояснице, ягодицах и на лопатках. При положении на животе пятна обнаруживаются на лице, груди и на соответствующих поверхностях конечностей! Кровотечение Кровотечение — это истечение крови из сосудов, наступа- ющее чаще всего в результате их повреждения (травматическое кровотечение). Кровотечение может также возникнуть при разъе- дании сосудов болезненным очагом (туберкулезным, раковым, язвенным) (нетравматическое кровотечение). Виды кровотечений. Кровотечения, при которых кровь вытекает из ран или же естественных отверстий тела наружу, принято называть наруж- ными кровотечениями. Кровотечения, при которых кровь скап- ливается в полостях тела, называются внутренними кровотече- ниями. Среди наружных кровотечений чаще всего наблюдаются кровотечения из paн, a именно: 1. Капиллярное — возникает при поверхностных травмах; кровь из раны вытекает по каплям. 2. Венозное — возникает при более глубоких ранах, как, например, резанных, колотых; при этом виде кровотечения наблюдается обильное вытекание крови темно-красного цвета. 3. Àртериальное — возникает при глубоких рубленных, колотых ранах; артериальная кровь ярко-красного цвета, бьет струей из поврежденных артерий, в которых она находится под большим давлением. — 36 — 4. Смешанное кровотечение — возникает в тех случаях, когда в ране кровоточат одновременно вены и артерии; чаще всего такое кровотечение наблюдается при достаточно глубо- ких ранах. Остановка кровотечения Первой задачей при обработке любой значительно крово- точащей раны является остановка кровотечения. Действовать при этом следует быстро и целенаправленно, так как значи- тельная потеря крови при травме обессиливает пострадавшего и даже представляет собой угрозу для его жизни. Если удастся предотвратить большую кровопотерю, это намного облегчит стационарное лечение пострадавшего, уменьшит последствия травмы и ранения. 1. Остановка капиллярного кровотечения. При капиллярном кровотечении нет выраженных призна- ков пульсации в ране, а потеря крови сравнительно небольшая. Такое кровотечение можно быстро остановить, наложив на кровоточащий участок чистую марлю (покровная повязка). Поверх марли кладут слой ваты и рану перевязывают. Если в распоряжении нет ни марли, ни бинта, то кровоточащее место можно перевязать чистым носовым платком. Накладывать пря- мо на рану мохнатую ткань нельзя, так как на ее ворсинках находится большое количество бактерий, которые вызывают заражение раны. По этой же причине непосредственно на от- крытую рану нецелесообразно накладывать и вату. 2. Остановка венозного кровотечения. Опасным моментом венозного кровотечения, наряду со значительным объемом потерянной крови, является то, что при ранениях крупных вен, особенно шейных, может про- изойти засасывание воздуха в сосуды через поврежденные места. Проникший в сосуды воздух может затем попасть в сердце. В таких случаях возникает смертельное состояние — воздушная эмболия! Венозное кровотечение лучше всего останавливается да- вящей повязкой. На кровоточащий участок накладывают чистую марлю, поверх нее неразвернутый бинт или сложенную несколь- ко раз марлю, в крайнем случае — сложенный чистый носовой — 37 — платок. Примененные подобным образом средства действуют в качестве давящего фактора, который прижимает зияющие кон- цы поврежденных сосудов. При прижатии бинтом такого давя- щего предмета к ране просвет сосудов сдавливается и кровоте- чение прекращается. В том случае, если у оказывающего помощь нет под рукой давящей повязки, причем пострадавший сильно кровоточит из поврежденной вены, то кровоточащее место надо сразу же при- жать пальцами ниже места повреждения, а затем туго перебин- товать. Наиболее удобными для этих целей являются карман- ная давящая повязка или индивидуальный пакет, которые про- даются в аптеках. 3. Остановка артериального кровотечения. Àртериальное кровотечение является самым опасным из всех видов кровотечений, так как при нем может быстро на- ступить «полное» обескровливание пострадавшего. При крово- течениях из сонной, бедренной или же подмышечной артерий пострадавший может погибнуть через три или даже две с поло- виной минуты. Àртериальное кровотечение можно остановить при помо- щи давящей повязки, но при кровотечении из крупной арте- рии следует немедленно остановить приток крови к раненому участку, придавив артерию пальцем выше места ранения. Од- нако эта мера является только временной. Àртерию прижима- ют пальцем до тех пор, пока не подготовят и не наложат давя- щую повязку. При кровотечении из крупных (бедренная) арте- рий наложение одной только давящей повязки иногда оказы- вается недостаточным. В таких случаях приходится накладывать «петлю» — жгут или же импровизированный жгут. Если у ока- зывающего помощь под рукой нет ни стандартного жгута, ни петли, то вместо них можно применить косынку, носовой пла- ток, галстук, подтяжки. Жгут или «петлю» на конечность на- кладывают сразу же выше места кровотечения. Для этих целей очень удобна карманная повязка (индивидуальный пакет), ис- полняющая одновременно роль как покровной, так и давящей повязок. Место наложения жгута или петли покрывают слоем марли для того, чтобы не повредить кожу и нервы. Наложен- ный жгут полностью прекращает приток крови в конечность, но если петлю или жгут на конечности оставить на длительное — 38 — время, то может даже произойти ее отмирание. Поэтому для остановки кровотечений их применяют только в исключитель- ных случаях, а именно на плече и бедре (при отрыве конечно- сти при ампутации). Сразу же после наложения жгута его сле- дует замаркировать: число, месяц, год, часы, минуты! Время безопасного действия жгута — не более 2 часов, после чего его на 3—5 минут нужно снять или ослабить во избежание некроза нижерасположенных тканей. При наложении петли или жгута пострадавшего в течение двух часов в обязательном порядке следует доставить в лечеб- ное учреждение для хирургической обработки. Кровотечение верхней конечности можно остановить при помощи пакетика бинта, вложенного в локтевой сгиб или в подмышечную впадину, при одновременном стягивании ко- нечности жгутом. Подобным образом поступают при кровоте- чениях из нижней конечности, вкладывая в подколенную ямку клин. Правда, такой метод остановки кровотечения в после- днее время применяется лишь изредка. При кровотечении из главной шейной артерии — сон- ной — следует немедленно сдавить рану пальцами или же ку- лаком; после этого рану «набивают» большим количеством чи- стой марли. Этот способ остановки кровотечения называется тампонированием. После «шинирования» кровоточащих сосудов пострадав- шего следует напоить каким-либо безалкогольным напитком и как можно скорее доставить в лечебное учреждение. Иные внешние кровотечения Первую помощь приходится оказывать не только при кровотечениях из ран, но и при иных видах наружных кровоте- чений, среди которых некоторые также относятся к числу трав- матических. Кровотечения из носа. Такое кровотечение возникает при ударе в нос, при сильном сморкании или же чихании, при тяжелых травмах черепа, а также при некоторых заболевани- ях, например гриппе, повышенном артериальном давлении. Пострадавшего укладывают на спину с несколько приподня- той головой, на переносицу кладут холодные компрессы или — 39 — же лед. При носовом кровотечении нельзя сморкаться и про- мывать нос водой. Кровь, стекающую в носоглотку, постра- давший должен выплевывать. Если кровь выделяется преиму- щественно через носовые ходы, их можно затомпонировать ватными тампонами, смочив их физиологическим раствором (мин. водой) или сосудосуживающими каплями (адреналин, глазолин и т. п.) Кровотечение после удаления зуба. При этом виде кровоте- чений достаточно положить на место удаленного зуба комочек марли или ваты, который больной затем зажимает зубами. Кровотечение из уха. Кровотечение из уха наблюдается при ранениях внешнего слухового прохода и при переломах черепа. На раненое ухо накладывают чистую марлю, а затем его пере- вязывают. Пострадавший лежит с несколько приподнятой го- ловой. Делать промывание уха нельзя. Кровотечение из легких. При сильных ударах в грудную клетку при переломах ребер, при туберкулезе, когда очаг забо- левания разъедает какой-либо легочный сосуд, возникает ле- гочное кровотечение. Пострадавшие откашливают ярко-крас- ную вспененную кровь; дыхание затруднено. Пострадавшего «укладывают» в полусидящем положении, под спину ему подкладывают валик, на который он может опе- реться. На открытую грудь кладут холодный компресс. Больно- му запрещают говорить и двигаться. Кровотечения из пищеварительного тракта. Кровотечение из пищевода возникает при его ранении или же при поврежде- нии его вен, при некоторых заболеваниях печени. Кровотече- ние из желудка наблюдается при желудочной язве или опухо- ли, которые разъедают сосуды, проходящие в стенках желуд- ка, а также при травмах желудка. Признаком является рвота, при которой рвотные массы представляют собой темно-крас- ную и даже свернувшуюся кровь. Пострадавшего «укладывают» в полусидящем положении с согнутыми в коленях ногами. На брюшную область кладут холодный компресс. Необходим полный покой. Пострадавшему нельзя давать ни пить, ни есть. Оба вида кровотечений требуют немедленного хирурги- ческого вмешательства (срочная госпитализация). — 40 — Страницы ← предыдущая следующая →

В редакцию GOROD48 обратилась мама 11-летнего Кирилла, ученика 5-го класса 51-й школы Липецка. Женщина рассказала, что ее ребенок стал жертвой травли со стороны одноклассников и в итоге попал в больницу.
— Во втором классе одноклассник вывернул ему ухо. В третьем ему проткнули спину металлической линейкой — у сына остался шрам от случившегося. И вот 25 сентября Кириллу сломали нос! — говорит Елена Акиньшина.
О том, что случилось на школьной перемене, родители Кирилла узнали не от директора школы и не от классного руководителя. Им об этом вечером рассказал сын. И это более всего их и расстроило.
— Если бы учитель не ушел из класса на перемене, то одноклассник сына, не ударил бы его в нос запястьем руки. Но учитель математики и классный руководитель сына, увидев по возвращению в класс плачущего Кирилла и узнав, что его ударили в лицо, почему-то не отправила его в медпункт и не позвонила ни мне, ни мужу! — делится своими переживаниями мама ученика.
Елену Акиньшину возмущает то, что после случившегося падагог посадила Кирилла за парту и велела ему вместе с классом писать контрольную работу по математике. А потом, после уроков, поставила ее сына рядом с мальчиком, который его ударил, и заставила их помириться:
— Моему сыну ни за что, ни про что сломали нос, а потом ему велели подать руку его обидчику!
По словам Елены Акиньшиной, Кирилла третируют потому, что он живет в другом районе Липецка. А те, кто живут неподалеку от школы, дружат против него.
— Я знаю, что после того случая, когда Кириллу вывернули ухо, его одноклассники решили мстить ему за то, что я по этому факту написала заявление в полицию. С тех пор сыну не дают покоя. Его оскорбляют, задирают, бьют. А все из-за того, что он — личность. У Кирилла есть характер. Например, он всегда вступается за того, кто слабее.
Мама Кирилла уже готова к тому, чтобы перевести сына в другую школу:
— Но мы уйдем, а другие останутся в школе, руководство которой сквозь пальцы смотрит «неуставные отношения» между детьми. Определенная группа одноклассников сына стала заявлять, что Кирилл — провокатор, будто он в чем-то виноват! А директор школы вдруг стала говорить о том, что сообщила нам, его родителям, об инциденте, хотя на самом деле это не так. Делается все, чтобы замять случившееся.
Медики диагностировали у Кирилла закрытый перелом носа со смещением. Полежав в травматологии, мальчик переместился в неврологическое отделение областной детской больницы.
— Сын перенес сильнейший стресс. У него — перепады настроения, расстройство сна. И еще не понятно, как случившееся скажется на его здоровье впоследствии, — говорит мама Кирилла.
А что думает о случившимся директор 51-й школы Светлана Бедрова?
— Мама Кирилла была у меня уже три раза. Она написала несколько жалоб на школьную администрацию в разные инстанции, требуя наказать и меня, и классного руководителя. Скажу, что сразу же после конфликта, в ходе которого Кириллу сломали нос, мы составили акт формы «Н-2» о несчастном случае, своевременно информировали о ЧП городской департамент образования. Мы созвали школьный Совет по профилактике, на который пригласили родителей пострадавшего ребенка и его обидчика. Мы вынесли дисциплинарное взыскание классному руководителю за то, что она ушла из класса во время перемены. Но, кажется, мама Кирилла по-прежнему остается недовольной, — говорит директор.
Светлана Бедрова попыталась объяснить GOROD48 то, почему Кириллу не оказали медицинской помощи в стенах школы:
— Когда учитель вернулась в класс, она увидела плачущего Кирилла. Он сказал, что его ударили, и все. Никто из его одноклассников не стал ничего объяснять. Кирилл не жаловался на ухудшение здоровья, он просто попросился в туалет. Крови на его лице не было. Нос у него нем распух. Небольшое покраснение в области носа учитель не сочла тревожным сигналом. Ребенок написал вместе со всеми контрольную работу. А после уроков учитель провела воспитательную беседу о том, как решать конфликты без применения кулаков, а после мальчики помирились, пожали друг другу руки.
В конце разговора директор школы дала понять GOROD48, что в любом конфликте виноваты две стороны, и что родителям надо учить детей не решать их силой. А также сказала то, чего корреспондент GOROD48 и не думал услышать от педагога, награжденной Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, а также лауреат областной премии имени Г. И. Горской:
— Вы знаете, Кирилл не живет рядом со школой. Его к нам возят из другого района города. Может, ему было бы лучше учиться по месту жительства?
Фотография Кирилла и его личные данные опубликованы с разрешения мамы мальчика.

Алгоритм действий при травме на уроке физкультуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *