Построил без разрешения на строительство

Когда не обязательно получение разрешения на строительство?

Прежде всего, необходимо определить назначение земельного участка. От его категории зависит возможность возведения сооружений определенного типа.

ВАЖНО! Земельный участок может не только пребывать в собственности, но и быть арендованным.

Затем определяется тип возводимого сооружения: индивидуальный жилой или дачный дом, сооружение подсобного, технического или вспомогательного характера, капитальное или не капитальное.

Выяснив эти два параметра, открываем Градостроительный кодекс РФ статья 51, где законодательно установлен перечень сооружений, для возведения которых не нужна разрешительная документация. Вот, что можно построить без разрешения на строительство:

  1. Возведение дома для проживания, бани, сарая, гаража, мастерской, складских помещений на дачных и садоводческих участках.
  2. Если земля пребывает в частной собственности или законном пользовании допускается возведение технических помещений для некоммерческого использования: гаража, склада, сарая и других.
  3. Капитальный ремонт и реконструкция сооружений, относящихся к объектам капитального фонда вплоть до полной перепланировки. Это относится как к объектам индивидуальной застройки, так и к многоквартирным жилым домам и сооружениям производственного и коммерческого назначения.
  4. Возведение сооружений вспомогательного назначения на участки коммерческого использования. К примеру, отдельно расположенный домик для вахты, проходной, смотровой площадки и т.п. При условии, что назначение этого строения связано с основным сооружением, а его перенос на другую часть земельного участка не позволит выполнять возложенные функции.

С разрешением на строительство тесно связано понятие «дачной амнистии». Смысл данной законодательной инициативы заключается в возможности зарегистрировать право на собственность частного жилого дома, получить технический паспорт объекта и поставить его на учет без получения разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию. Для такого разрешения нужен пакет документов, куда входит и разрешение на строительство. Данное послабление закреплено в федеральном законе №191 последняя редакция от 28.02.2018г. и действует до 1.03.2020 года.

Последствия незаконной застройки

Что будет если построить дом без разрешения на строительство и соответствующей технической документации, прописано в статье 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Из наиболее распространённых последствий необходимо упомянуть следующие:

В двух последних случаях возможна приостановка деятельности организации на срок до 3 месяцев (90 дней).

В соответствии с налоговым кодексом РФ (ст. 396) может наступить следующая ответственность за использование незарегистрированной недвижимости:

  • если сооружение не зарегистрировано менее 10 лет с момента вступления в собственность земельного участка, то производится выплата налога за 3 года и штраф в 20% от начисленной суммы;
  • если 10 лет и более – налог выплачивается за всё время пользования в двойном размере.

В соответствии с гражданским кодексом РФ (ст. 222) в случае если объект признан судом самовольной постройкой, он может быть снесен за счёт владельца.

ВАЖНО! Если раньше решение о сносе самостроя выносилось нечасто, то начиная с 2016 года снос незаконно возведенной недвижимости, особенно коммерческой, приобрёл массовый характер.

Без разрешения на строительство дом невозможно сдать в эксплуатацию, то есть получить права на собственность и поставить на кадастровый учет. Соответственно, с недвижимостью нельзя будет выполнить следующие действия:

  • продать, завещать, получить под него кредит;
  • подключить к основным инженерным сетям: водоснабжение, канализация, газоснабжение, электричество;
  • зарегистрироваться по месту жительства и получить прописку.

Как узаконить незаконную постройку?

Существует ряд случаев, когда владелец земельного участка, осуществлявший незаконное строительство, может получить незаконно возведенный объект в собственность.

Получение права собственности в добровольном порядке

Основным действием, без которого невозможно признание прав собственности, является самостоятельная постановка сооружения на учет. Это происходит в следующем порядке:

  1. У кадастрового инженера, имеющего действующий квалификационный аттестат, заказывается технический план участка.
  2. Оплачивается госпошлина.
  3. Заявление с приложенным техническим планом подается в многофункциональный центр предоставления государственных и коммунальных услуг (МФЦ).

Решение выносится через 12 рабочих дней. В случае положительного решения за владельцем земельного участка признается право собственности, и выдаются соответствующее документы. В случае отказа заявитель имеет право требовать признания права собственности в суде.

Получение права собственности в судебном порядке

Для легализации сооружения через суд необходимо подать иск, основанием для которого является письменный отказ МФЦ и/или ГПЗУ. Также в иске необходимо указать владельца земельного участка (выписка из ЕГРН) и предоставить кадастровый план на сооружение, технический паспорт объекта, копию договора подряда строительной организации, в крайнем случае, копию чеков строительных материалов. Заказывается оценка стоимости сооружения (отчет прилагается к иску) для определения госпошлины, которую необходимо оплатить до подачи иска.

В случае положительного решения суда на объект строительства регистрируется право собственности. Для этого в МФЦ подаются следующие документы:

  1. Чек об оплате госпошлины за регистрацию.
  2. Копия паспорта.
  3. Решение суда о признании права собственности на сооружение. Обязательно с отметкой о вступлении решения в законную силу.
  4. Техпаспорт строения.
  5. Заявление владельца в МФЦ.

Представители МФЦ обязаны зарегистрировать сооружение на протяжении 12 рабочих дней.

Читайте также: Новый участок: шаг за шагом

Как избежать проблем?

Чтобы избежать штрафных санкций и других проблем настоятельно рекомендуется заранее получить разрешение на строительство. Оно выдаётся в администрации муниципального образования, а именно в управлении градостроительных разрешений (УГР) при предоставлении следующей документации:

  • выписка ЕГРН;
  • выписка из кадастра (паспорт участка);
  • ГПЗУ – градостроительный план земельного участка;
  • схема размещения сооружений;
  • описание фасадной части строения.

В процессе хождения по инстанциям можно столкнуться со следующими сокращениями:

  • ИСЖ – индивидуальное жилищное строительство;
  • ЛПХ – личное подсобное хозяйство;
  • ОНТ – огородническое товарищество;
  • СНТ – садовое некоммерческое товарищество;
  • ДНТ – дачное некоммерческое товарищество.

Каждая из перечисленных категорий земель имеет особенности касательно возможности возведения того или иного сооружения (жилое, вспомогательное, капитальное, без фундамента и т.п.), а также специфику регистрации.

Выводы

Отвечая на главный вопрос статьи, подытоживаем, что построить на участке дом без разрешения на строительство вполне возможно, также как и узаконить его в дальнейшем. Однако стоимость легализации незаконного сооружения, а главное, время, затраченное на это несопоставимы с трудностями оформления документации необходимой для начала строительных работ.

В правоприменительной практике часто встречаются ситуации, когда жилой дом принадлежит разным собственникам. Однако долевая собственность создает неудобства и споры между собственниками жилого дома относительно использования отдельных жилых помещений и земельного участка, на котором находится дом.

Кроме того каждый собственник не может свободно распоряжаться той частью, которой пользуется и которую считает своей, без согласия иных собственников.

Раньше, если подобные жилищные конфликты возникали, то у них имелся вполне понятный, хотя и сложный путь решения – обращение в суд одного из собственников с исковым заявлением о выделе в натуре части жилого дома и земельного участка.

Если же спор о выделяемых частях дома отсутствовал, собственники составляли соглашение и обращались с заявлением о государственной регистрации права собственности на отдельные части жилого дома.

С 1 января 2017 года все изменилось. В связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» собственники индивидуального жилого дома, принадлежащего им на праве общей долевой собственности, сталкиваются с проблемой раздела такого жилого дома в натуре либо выдела доли в натуре из общего имущества.

Частью 7 статьи 41 данного закона был введен запрет на кадастровый учет и государственную регистрацию жилого помещения или жилых помещений в жилом доме.

Принятие данного закона быстро отразилось на судебной практике, и суды начали принимать решения об отказе в удовлетворении требований истцов о выделе в натуре долей в жилом доме (например, Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 17.11.2017 по делу N 33-1998/2017).

Однако, несмотря на ч. 7 ст. 41 ФЗ № 218 на данный момент судебная практика идет по пути возможности раздела жилых домов. При этом истцы заявляют исковые требования о признании жилого дома домом блокированной застройки и выделе в натуре жилого блока (например, решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 04 апреля 2017 года по делу № 2-566/2017).

Связано это с тем, что формально части жилого дома подпадают под требования, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ для домов блокированной застройки.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома:

— с количеством этажей не более чем три;

— состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять;

— каждый из которых предназначен для проживания одной семьи;

— имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками;

— расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Однако, хотя суды и признают возможным подобный выдел в натуре «жилых блоков», это вариант раздела жилого дома не является единственным.

Проблема заключается в том, что при принятии Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» был нарушен предмет его регулирования. Данный нормативный акт должен определять порядок оформления прав на недвижимое имущество, он не может определять какие объекты не могут быть недвижимыми вещами.

В части оснований возникновения прав собственности федеральные законы не могут противоречить Гражданскому кодексу РФ.

Гражданский кодекс РФ не содержит запрета на раздел жилого дома на части. Кроме того, в статье 558 ГК РФ прямо указана часть жилого дома в качестве предмета договора продажи недвижимости.

Кроме того ст. 16 Жилищного кодекса РФ предусматривает часть жилого дома как самостоятельный объект жилищных прав.

Таким образом, в настоящее время по решению суда возможен выдел в натуре доли жилого дома в виде его части (см. например, апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Московского областного суда по делу № 33а-12979/2017).

Кроме того в отдельных случаях Росреестр регистрирует право собственности на части жилого дома при его разделе по соглашению сторон.

Адвокат

Прокопьев С. Н.

Порядок сноса самовольных строений

Снос самовольных строений является способом правовой защиты собственника от неправомерных действий третьих лиц, а также средством наказания нарушителя правопорядка в сфере строительной деятельности путем применения санкции в виде сноса строения.

Решение о сносе самовольных строений принимается в судебном порядке, а также государственным органом, уполномоченным принимать решения о сносе незаконно возведенных строений.

Административные органы для реализации полномочий по сносу незаконно возведенных строений создают уполномоченные комиссии, на которые возлагаются разработка и осуществление комплексных мер, обеспечивающих профилактику и пресечение самовольного строительства в городах, а также принятие решений и определение порядка их исполнения в отношении объектов самовольного строительства.

Комиссия по сносу самовольно возведенных строений создается, как правило, администрацией города и является коллегиальным органом, способствующим осуществлению политики в области градостроительства. Контроль за деятельностью комиссии возлагается на департамент градостроительства и земельных отношений администрации города. Подобные административные комиссии создаются с целью осуществления контроля за использованием земель, находящихся в ведении и собственности органов местного самоуправления, в соответствии с их целевым назначением и недопущения самовольного строительства на территории городов.

В пределах своей компетенции комиссия рассматривает представленные материалы о выявленных самовольных строениях и принимает решения:

  • о сносе или демонтаже самовольно возведенных объектов и освобождении незаконно занятых под строительство земельных участков;
  • о возможности сохранения самовольной постройки в установленном законодательными актами РФ порядке, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы юридических и физических лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан;
  • о назначении (определении) уполномоченной организации (органа местного самоуправления) для обращения в судебные органы в случаях неисполнения физическим (юридическим) лицом — нарушителем решений комиссии о сносе или демонтаже самовольно возведенных объектов;
  • о запрещении соответствующим городским организациям рассмотрения и согласования предпроектной и проектной документации по объектам самовольного строительства до решения комиссии

Кроме того, комиссии также имеют право:

  • требовать объяснений от должностных лиц, согласовавших самовольную постройку;
  • запрашивать и получать от физических и юридических лиц различных форм собственности информацию и документацию, подтверждающую право на проведение проектных и строительных работ по рассматриваемому объекту (в первую очередь правоустанавливающих юридических документов, подтверждающих право собственности), договоров аренды, в случае необходимости договоров об установлении порядка пользования земельным участком, планов БТИ этажей и участка, технического заключения лицензионной организации о несущей способности конструкций объекта и других документов, а также пояснений о причинах допущенных нарушений.

Комиссии направляют:

  • в уполномоченные органы предложения о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц органов местного самоуправления по фактам систематического непринятия ими мер по пресечению строительства, ведущегося с нарушением установленного порядка;
  • в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, департамент градостроительства и земельных отношений администрации города, департамент муниципальной собственности информацию о фактах самовольного строительства с рекомендациями о недопущении государственной регистрации прав на объект самовольного строительства. В том числе и права собственности на объект незавершенного строительства для приостановки (отказа) оформления имущественных и земельных отношений физическим и юридическим лицам (независимо от форм собственности), допустившим нарушения установленного порядка проведения строительных работ и использования территории;
  • лицу, осуществившему самовольное строительство, письменное требование о добровольном сносе самовольно возведенного строения и освобождении земельного участка.

Комиссии поручают:

  • органам городской администрации в случае регистрации права собственности и иных прав на объект самовольного строительства обратиться в суд с иском о признании недействительными зарегистрированных прав и (или) сделок с ними; — комитету по земельным отношениям администрации города обратиться в суд с иском об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения (об освобождении самовольно занятых земельных участков);
  • администрациям районов города проведение комплексных проверок по фактам нарушения установленного порядка исполнения строительных работ.

Кроме того, комиссии имеют право:

  • организовывать комиссионные (в том числе комплексные) проверки объектов самовольного строительства с проведением фото- и видеосъемки и оформлением акта проверки;
  • регулярно информировать заинтересованные структуры администрации города о фактах самовольного строительства.

Снос самовольно возведенных построек на территории города в случае, когда лицо, осуществившее такую постройку, известно, осуществляется в следующем порядке:

  • 1. Лицам, осуществившим самовольное строительство на территории города, комиссией направляется заказное письмо с уведомлением письменного требования о прекращении строительства и приведении в первоначальное состояние земельного участка в установленный комиссией срок.
  • 2. При необходимости лица, осуществившие самовольное строительство, приглашаются на заседание комиссии. Письменное требование о прекращении строительства и приведении земельного участка в первоначальное состояние таким лицам вручается под роспись на заседании комиссии.
  • 3. При отказе лица осуществить снос самовольно возведенного строения в добровольном порядке в установленный срок снос может осуществляться привлекаемыми техническими средствами и силами.

В числе таких технических средств могут быть использованы средства и силы управления капитального строительства (субъектами могут быть привлечены и иные государственные органы и учреждения) на основании соответствующего решения департамента градостроительства и земельных отношений администрации города. Снос производится в присутствии членов комиссии.

По завершении сноса самовольно возведенного строения составляется акт, подписываемый лицами, присутствующими при сносе.

В акте указываются:

  • — время и место сноса;
  • — данные лица, осуществившего самовольное строительство;
  • — состояние строительного материала, оставшегося после сноса, и его пригодность к дальнейшему использованию.

Строительные материалы, оставшиеся после сноса самовольно возведенного строения и пригодные к дальнейшему использованию, передаются комитету по управлению имуществом администрации города для обеспечения их сохранности. В случае отказа собственника строительных материалов произвести возмещение понесенных администрацией города затрат в связи со сносом самовольного строения и хранением строительных материалов департамент муниципальной собственности администрации города принимает меры к взысканию понесенных администрацией города расходов в судебном порядке.

Лицо, осуществившее самовольное строительство, после возмещения расходов, понесенных администрацией города в связи со сносом самовольного строения и хранением оставшихся после сноса строительных материалов, вправе получить принадлежащие ему строительные материалы.

При невозможности установить лицо, осуществившее самовольное строительство, снос самовольно возведенных строений осуществляется в следующем порядке.

Требование о прекращении строительства и приведении земельного участка в первоначальное состояние либо о сносе самовольно возведенного оконченного строительством объекта в виде надписи, нанесенной специальными средствами, устойчивыми к воздействию окружающей среды, выполняется на самом объекте строительства.

При непринятии мер к добровольному сносу в течение 14 дней с момента нанесения надписи снос самовольно возведенного строения осуществляется на основании распоряжения департамента градостроительства и земельных отношений администрации города силами и средствами управления капитального строительства (субъектами могут быть привлечены и иные государственные органы и учреждения).

Следует отметить, что комиссия создается администрацией города в составе председателя, его заместителей, членов и ответственного секретаря. Повестку заседания комиссии формирует ответственный секретарь по предложениям председателя, его заместителей и членов комиссии с учетом рекомендаций департамента градостроительства и земельных отношений администрации города, органов местного самоуправления города и других организаций.

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, определяемой председателем по докладу ответственного секретаря, но не реже одного раза в квартал. Материалы для рассмотрения на комиссии готовятся и представляются департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города. На заседании комиссии могут быть рассмотрены материалы по выявленным самовольным постройкам, представленные членами комиссии и другими органами и организациями.

Рассылка материалов членам комиссии и заинтересованным лицам осуществляется ответственным секретарем не менее чем за 3 дня до проведения заседания. Члены комиссии и приглашаемые лица оповещаются о дате заседания не позднее чем за 3 дня до его проведения. В заседаниях кроме членов комиссии принимают участие представители отраслевых и функциональных органов власти города, районных администраций, контролирующих органов.

Список приглашаемых лиц формирует ответственный секретарь комиссии. Заседание комиссии правомочно для принятия решений при наличии не менее половины от общего числа ее членов. Решения комиссии принимаются большинством голосов. При равенстве голосов решающим является мнение председательствующего. Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим в заседании, ответственным секретарем и утверждается председателем комиссии.

Решения, принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех органов исполнительной власти города. Также и для предприятий, организаций и учреждений, действующих в сфере ведения рассматриваемых вопросов, физических и юридических лиц (независимо от форм собственности) в части, их касающейся. По вопросам, требующим решения администрации города, комиссия вносит соответствующие предложения.

Копии протокола заседания после соответствующего оформления и утверждения направляются секретарем членам комиссии, департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города и заинтересованным лицам в течение недели с момента утверждения. Подлинники протоколов заседаний, материалы к ним, стенограммы, а также информация о выполнении решений комиссии хранятся у ответственного секретаря в течение трех лет. Копии решений о сносе вместе с соответствующими материалами направляются в уполномоченные организации (государственные органы) для обращения в судебные органы в случае неисполнения физическими (юридическими) лицами — нарушителями решений комиссии о сносе или демонтаже самовольно возведенных объектов. Контроль выполнения решений комиссии осуществляется председателем и его заместителями, а в части сроков исполнения — ее ответственным секретарем.

Как уже отмечалось, снос самовольных строений производится в порядке ст. 222 ГК РФ.

В соответствии с ч. 2 данной нормы создание самовольного строения порождает следующие правовые последствия.

1. Лицо, создавшее самовольное строение, должно произвести снос самовольной постройки. Таким образом, часть 2 ст. 222 ГК РФ устанавливает категоричную формулировку, соответственно в данном случае снос самовольной постройки должен быть произведен в полном объеме. Хотя закон не устанавливает определенный срок сноса, но четко говорит о том, что если лицо, осуществившее самовольную постройку, не исполняет этой своей обязанности, в качестве альтернативной меры предусмотрена возможность сноса самовольной постройки за счет лица, осуществившего постройку.

Следующим немаловажным обстоятельством является то, что ГК РФ не устанавливает, кто конкретно принимает решение об использовании альтернативной схемы сноса. В данном случае норма ГК РФ является отсылочной, исходя из которой можно сделать вывод о том, что правом альтернативного сноса обладает субъект права частной собственности на земельный участок.

В данном случае также не стоит забывать и о ст. 14 ГК РФ, которая допускает самозащиту гражданских прав, в соответствии с которой способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Данный вывод основан на ст. 218 ГК РФ, в соответствии с которой необходимо, чтобы для приобретения права собственности на новую вещь при ее создании был соблюден закон и иные правовые акты. Исходя из данной нормы права, так как лицу, создавшему самовольное строение, не принадлежит право собственности на нее, соответственно ему не принадлежат и права, составляющие содержание права собственности (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Включая разъяснения о том, что лицо, создавшее самовольную постройку, не вправе распоряжаться ей, то есть совершать определенные сделки (продавать, дарить, сдавать в аренду). Следовательно, лицо, не являющееся собственником, не имеет права владеть самовольной постройкой и пользоваться ею.

Следует отметить, что данная норма не затрагивает вопроса о праве собственности на материалы, использованные при возведении самовольной постройки. Он решается общими правилами ГК о праве собственности.

Лицо, создавшее самовольную постройку и осуществившее ее снос, сохраняет право собственности на использованные материалы. Если снос осуществлен другим лицом за его счет, он вправе истребовать материалы из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ).

Для выявления вновь возводимых, а также существующих самовольных построек главами муниципальных образований могут создаваться специальные организации и комиссии. При выявлении самовольной постройки уполномоченными на то органами оформляется соответствующий акт или протокол. Решение о сносе самовольных построек принимается органами и должностными лицами местного самоуправления.

Приложение N 1
к приказу Министерства
строительства
и жилищно-коммунального
хозяйства
Российской Федерации
от 19 марта 2019 г.
N 169/пр

Форма

N________________ «__»__________ 20_ г. Уведомление о выявлении самовольной постройки _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ (исполнительный орган государственной власти, должностное лицо, государственное учреждение или орган местного самоуправления, указанные в части 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2018, N 32, ст. 5133, ст. 5135) _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ (почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи) уведомляет_______________________________________________________________ ________________________________________________________________________, (орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района) что по результатам проведенной__________________________________ проверки (дата проведения проверки) на земельном участке____________________________________________________, (кадастровый номер (при наличии) расположенном___________________________________________________________, _________________________________________________________________________ (адрес или местоположение земельного участка) выявлен: 1. Факт возведения (создания) здания, сооружения или другого строения____ _________________________________________________________________________ (назначение здания, сооружения или другого строения, кадастровый номер (при наличии) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, что подтверждается актом проверки____________________________________________ _______________________________________________________________________. (сведения об акте проверки) 2. Факт возведения (создания) здания, сооружения или другого строения____ ________________________________________________________________________, (назначение здания, сооружения или другого строения, кадастровый номер (при наличии) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, что подтверждается актом проверки__ _______________________________________________________________________. (сведения об акте проверки) 3. Факт возведения (создания) здания, сооружения или другого строения____ _________________________________________________________________________ (назначение здания, сооружения или другого строения, кадастровый номер (при наличии) без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений, что подтверждается актом проверки____________________________________________ _______________________________________________________________________. (сведения об акте проверки) 4. Факт возведения (создания) здания, сооружения или другого строения____ _________________________________________________________________________ (назначение здания, сооружения или другого строения, кадастровый номер (при наличии) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, что подтверждается актом проверки____________________________________________ _______________________________________________________________________. (сведения об акте проверки) Приложение:______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ (документы, подтверждающие наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2006, N 27, ст. 2881; 2015, N 29, ст. 4384; 2018, N 32, ст. 5132)

Закон дает четкое определение самовольной постройки в ст. 222 Гражданского кодекса РФ. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимого уведомления о соответствии планируемого дома градостроительным нормам и правилам. Конечно необходимо оформить построенный жилой дом.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Иными словами, самовольная постройка в соответствии с действующим законом — любое строение вплоть до беседки, веранды, навеса, не говоря уже о сарае, бане, дачном домике и прочих.

Стоимость услуги оформления в собственность построенного дома — 50 000 руб. Срок исполнения 6 месяцев.

В услугу входят:

  • подготовка технического плана на дом (дополнительно 15 000 руб.)
  • подача уведомления об окончании строительства жилого дома
  • подготовка строительно-технического заключения эксперта для суда (дополнительно 20 000 руб.)
  • представление интересов заказчика в суде (дополнительно гос.пошлина 3 500 руб.)
  • подача документов на постановку жилого дома на кадастровый учет и регистрацию права собственности (дополнительно гос.пошлина 2 000 руб.)
  • присвоение дому почтового адреса
  • внесения адреса в Единый государственный реестр недвижимости

Когда можно признать право в суде

Как же оформить построенный жилой дом? Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
  • если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
  • если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Последствия неузаконенной постройки

В 2020 году рейды представителей местных администраций в Московской области по обнаружению незарегистрированных построек жителей участились. Оно и понятно, кризис, бюджет нужно пополнять любыми возможными способами, среди которых подача исков о сносе, уведомления ИФНС о неуплате налога на незарегистрированный объект, начисление штрафов и т.д. Иными словами власти побуждают нас регистрировать свои дома, бани, гаражи, беседки, веранды, пристройки в Росреестре, чтобы из них исчислялся дополнительный налог на недвижимое имущество в целях пополнения бюджета. По понятным причинам многие собственники регистрировать свои постройки не хотят. Тем не менее каждый объект недвижимости подлежит государственной регистрации в Росреестре и является объектом налогообложения в соответствии с законом.

Жилой дом, построенный без уведомления о соответствии градостроительным параметрам (самострой) нельзя ни продать, ни подарить, такое строение не является объектом недвижимости и обладает признаками самовольной постройки, т.к. построено без необходимых документов.

Уже сейчас налоговики и представители Росреестра с администрацией ищут не только «утаенные от налоговой строения», но и вообще незарегистрированные объекты. Минимущество Московской области периодически запускает квадрокоптеры, и таким образом «находит» неузаконенные постройки. За два месяца с начала работы в Московской области нашли уже несколько тысяч неоформленных капитальных строений. В поиск попадают все объекты недвижимого имущества, такие как жилые дома, беседки, веранды, бани, гаражи, даже навесы. Поэтому становится обязательным оформить построенный без разрешения жилой дом.

Важно: На такие постройки как гараж, сарай, баня, т.е. хозяйственные строения на сегодняшний момент в соответствии с законом не требуется получение разрешения на строительство. Оформить право собственности на них можно, заказав технический план у кадастрового инженера, затем поставить строение на кадастровый учет и одновременно зарегистрировать право собственности.

Как оформить построенный дом в собственность

Рассмотрим ситуацию, когда вы строите на земельном участке для ИЖС. Первым делом необходимо обратиться в администрацию с уведомлением о начале строительства жилого дома, который уже построен. Как бы парадоксально это не звучало, но нам потребуется получить письменный отказ от местного исполнительного органа (Администрации), который нам обязательно пригодится в суде. Без официального отказа администрации суд ваше дело рассматривать не станет, это стоит помнить, т.к. положительное решение судом может быть принято лишь только в том случае, когда исчерпаны все внесудебные рычаги решения вопроса.

После этого необходимо собирать документы для суда.

Вам потребуются правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство на землю, либо оригинал выписки из ЕГРН (с 2017 г).

Необходимо оформить технический паспорт нового дома в БТИ. Оформление технического паспорта потребуется для суда с целью определить площадь объекта, его технические характеристики, назначение и другую информацию. Без технического паспорта невозможно заказать у эксперта техническое заключение о соответствии дома строительным и противопожарным нормам. Технический паспорт БТИ можно заменить на техническое описание, которое составляет кадастровый инженер. Это значительно дешевле.

Проведение независимой экспертизы нового дома

Новый дом (пристройка) должна соответствовать всем параметрам, относящимся к жилым помещениям, предназначенным для круглогодичного проживания, удовлетворять всем требованиям безопасности граждан. Строение не должно представлять угрозу соседним строениям и инженерным сетям, обладать признаками малоэтажного строения (не более 3-х этажей, не выше 12 м), а так же не нарушать прав и интересов третьих лиц.

Об этом, а также о расположении нового дома, делаются отметки в независимом экспертном заключении, которое необходимо заказать для судебного разбирательства. От грамотного заключения эксперта зависит очень многое, а именно от сведений, содержащихся в заключении, судья будет делать вывод о возможности признания данного объекта соответствующим всем параметрам для постановки дома на кадастровый учет и регистрации на него права собственности. Поэтому, мы рекомендуем выбирать проверенную организацию, которая давно уже находится на рынке экспертных услуг.

До экспертизы нужно выяснить соответствует ли нормам жилое помещение, не нарушает ли оно прав третьих лиц, например, насколько близко строение располагается от соседнего участка, как настроены соседи (если менее 3х метров от границы забора) и т.д. Если найти компромисс не удается, то шансы признать право собственности на такой объект в судебном порядке очень малы.

Оформление искового заявления в суд

Основой для положительного судебного решения является грамотно составленное исковое заявление с приложением необходимых документов. Следует отметить, что если будет неверно выбран предмет либо основание иска, либо не соблюден порядок обращения в суд — дело будет возвращено заявителю. Кроме этого, в случае выбора неправильной стратегии решения вашего вопроса — в будущем обратиться с таким же иском будет невозможно. По этому, если вы хотите сами оформить исковое заявление, нужно подойти к этому вопросу с особой ответственностью. В интернете огромное количество образцов форм подобных документов. Наиболее успешный вариант, привлечь к участию в деле опытного юриста который анализируя судебную практику оформит иск в полном соответствии с нормами ГПК.

Исковое заявление, как правило, подается в суд по месту нахождения самовольного строения. Исковое заявление должно соответствовать всем требованиям норм ГПК РФ и содержать данные об истце, ответчике, объекте недвижимости, быть мотивированным и содержать все необходимые доказательства, на которых истец основывает свои требования (принадлежность собственности истцу, технический паспорт на объект, заключение эксперта, ответы исполнительных органов, согласие соседей и т.д.) Кроме этого, потребуется оплатить государственную пошлину, если истец не имеет льгот при ее оплате. В случае неполноты, либо сомнительности отдельных доказательств, суд вправе провести дополнительную экспертизу и оценку доказательств. Судебные экспертизы, как правило, стоят дороже внесудебных.

После подачи пакета документов остается запастись терпением и ждать назначения судебного заседания. В случае, если исковое заявление составлено в соответствии с нормами гражданского процесса, а также правильно собраны и приложены все документы, решение суд вынесет на первом же заседании.

На что нужно обратить особое внимание, чтобы оформить построенный без уведомления жилой дом и не потратить впустую время и деньги:

Важно: В случае оформления построенного без уведомления жилого дома стоит обратить внимание на 3 фактора:

1) категория земли, на которой построена самовольная постройка — не должна запрещать строительство подобных сооружений.

2) земля должна быть оформлена в собственность лица, построившего самовольную постройку.

3) должны отсутствовать обременения при строительстве (газопровод, ЛЭП и т.д.), жилье должно соответствовать всем нормам безопасности для проживания, не нарушать права третьих лиц.

После положительного решения суда не стоит расслабляться, т.к. оно должно вступить в законную силу. Ответчик всегда может обжаловать решение суда первой инстанции.

Постановка нового строения на кадастровый учет

Только после вступления решения суда в законную силу его можно использовать, но надо помнить, что ставить объект на кадастровый учет придется одновременно с регистрацией права. Для подготовки технического плана, кадастровый инженер может использовать технический паспорт или техническое описание строения. После постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности вы станете счастливым обладателем своей недвижимости.

В резолютивной части решения суда о признании права собственности на самовольную постройку должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать такой объект и его правообладателя. Отсутствие в решении суда подобного описания объекта затруднит государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и может повлечь необходимость разъяснения судом решения суда (ст. 202 ГПК РФ).

Росреестр передает данные в налоговую инспекцию, которая будет с момента регистрации права собственности исчислять имущественный налог на объект недвижимости, который с недавнего времени высчитывается по кадастровой стоимости объекта, и может быть даже выше рыночной стоимости.

Узаконить садовый дом,Узаконить дом без разрешения,Узаконить дом на дачном участке

Оформить построенный дом без разрешения в 2020 году в г.Раменское, Раменском районе, г.Жуковский, Люберецком районе, г.Бронницы

Построил без разрешения на строительство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *