Договорной способ регулирования трудовых отношений

Ключевые слова: социально-трудовые отношения |
Ссылка при цитировании:
Фролова Т.Л., Садовая Е.С. Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства. Учебно-методический комплекс. М.: Издательский дом «АТиСО», 2014, 54 с.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Трудовые отношения как фактор социально-экономической трансформации постсоциалистического общества. Социально-трудовые исследования. Вып. XV. Ред. кол.: Комаровский В.В., Клопов Э.В., Монусова Г.А. и др. М., ИМЭМО РАН, 2004, 143 с.
Клопов Э.В., Хохлова М.Г.
Социально-демографические аспекты российской безработицы конца ХХ — начала ХХI века / Трудовые отношения как фактор социально-экономической трансформации постсоциалистического общества. Социально-трудовые исследования. Выпуск ХV. М.: ИМЭМО РАН, 2004
Серия «Социально-трудовые исследования”. Вып. XIV. «VARIA”. Составитель — Андрукович Л.Н. М., ИМЭМО РАН, 2000, 147 с.
Система регулирования социально-трудовых отношений в условиях глобализации и социально-экономические риски (Социально-трудовые исследования. Вып. 22) / отв. ред. В.В. Комаровский. М.: ИМЭМО РАН, 2009, 118 с.
Комаровский В.В., Садовая Е.С.
Перспективы развития социально-трудовых отношений в России в современных условиях. «Социально-трудовые исследования», Вып. XVI. М., ИМЭМО РАН, 2003, 5 п.л.
Преодоление социально-экономических рисков в сфере социально-трудовых отношений как фактор национальной безопасности. Социально-трудовые исследования. Вып. XXIV. Ред. колл. – В.В. Комаровский, Е.С. Садовая и др. М., ИМЭМО РАН, 2011, 115 с.
Некоторые проблемы регулирования трудовых отношений в России и за рубежом. Социально-трудовые исследования. Вып. XIX. Ред. кол. Комаровский В.В. и др. М., ИМЭМО РАН, 2006, 107 с.
Садовая Е.С.
Современные механизмы регулирования социально-трудовых отношений: опыт развитых стран и Россия / Е.С. Садовая // Проблемы прогнозирования . – 2010. – № 5. – С. 107–123.
Социально-трудовые исследования. Выпуск XХ Ред. кол.: Садовая Е.С. и др . М., ИМЭМО РАН, 2007, 104 с.
Садовая Е.С.
Modern Mechanisms of Regulation of Social-Labor Relations: Experience of Developed Countries and Russia / E.S. Sadovaya // Studies on Russian Economic development. – 2010. – V. 21. – Issue 5. – С. 528-537.
Садовая Е.С.
Роль и место профсоюзов в процессе осуществления модернизации России / Е.С. Садовая // Труд и социальные отношения. – 2010. – № 4. – С. 4–11.
Садовая Е.С.
Международные стандарты в сфере труда: институты и механизмы реализации (опыт развитых стран и России). М.: ИМЭМО РАН, 2013, 205 с.
Хохлова М.Г.
Профессионально-возрастной состав неформально занятых / Современные проблемы трансформации российского рынка труда и связанных с ним социально-трудовых отношений. Социально-трудовые исследования. Выпуск ХХ. М.: ИМЭМО РАН, 2007, С. 29-41
Хохлова М.Г.
К вопросу о профессионально-производственных ресурсах безработных в 1992-2002 гг. / Безработица в постсоветской России (социальная компонента).Социально-трудовые исследования. Выпуск ХVII. М.: ИМЭМО РАН, 2005, С. 64-77
Клопов Э.В., Хохлова М.Г.

Основные тенденции изменения численности и состава российских безработных в начале ХХI века / Безработица в постсоветской России (социальная компонента).Социально-трудовые исследования. Выпуск ХVII. М.: ИМЭМО РАН, 2005, С.27-63
Комаровский В.В.
Социально-трудовые исследования. Выпуск X. Социальное партнерство в переходном обществе: опыт России. Под редакцией Комаровского В.В., М., ИМЭМО РАН, 1998, 92 с.
Сауткина В.А.
Проблемы эффективного управления результатами научной деятельности в России. Социально-трудовые исследования. Вып. XXIII. М., ИМЭМО РАН, 2010, 135 с.
Некоторые актуальные направления трансформации российского рынка труда в контексте глобализации (воздействие инновационных процессов). Социально-трудовые исследования. Выпуск ХХI. Ред. кол: Комаровский В.В., Садовая Е.С., Андрукович Л.Н., Веденеева В.Т. М., ИМЭМО РАН, 2008, 171 с.
Тимашова Т.Н.
Иммиграционная политика Канады. Отв. ред Шкундин М.З. М., ИМЭМО РАН, 2008, 86 c.
Социально-трудовые исследования. Выпуск XVI. Проблемы появления округов (кластеров) в российских регионах. Ред. кол.: В.В.Комаровский, Клопов Э.В., Монусова Г.А. и др. М., ИМЭМО РАН, 121 с.

В.Т. Батычко
Трудовое право в вопросах и ответах
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

Предыдущая

Как было указано выше, если предмет трудового права отвечает на вопрос, что или, иначе, какой круг общественных отношений регулирует указанная отрасль права, то в отличие от этого метод трудового права отвечает на вопрос, как, каким образом осуществляется это регулирование.

Метод трудового права – это совокупность приёмов, средств и методов, с помощью которых нормы трудового права воздействуют на общественные отношения в сфере реализации права на труд.

Современный метод трудового права России можно охарактеризовать четырьмя основными признаками: во-первых, сочетанием централизованного и локального регулирования общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права; во-вторых, сочетанием договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования; в-третьих, участием в регулировании общественных отношений трудовых коллективов и профсоюзных органов; в-четвертых, своеобразием способов защиты трудовых прав и обеспечения обязанностей.

Рассмотрим подробнее каждый из этих признаков.

Сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений в сфере труда. Этот признак отражает суть государственно-правового управления общественным трудом, ибо именно посредством такого сочетания достигается единство и дифференциация условий труда в зависимости от отраслевых и региональных особенностей производства, лучше учитываются общие и специфические условия труда в конкретных организациях.

Посредством централизованного регулирования в настоящее время устанавливается обычно минимум гарантий трудовых прав работников: определяется экстенсивная мера труда — продолжительность рабочего времени; вводится тарифная система для бюджетников; принимаются важнейшие нормативные акты по вопросам дисциплины и охраны труда работников. В этом регулировании принимают участие центральные (включая и отраслевые) органы государственной власти и государственного управления, а также высшие органы профсоюзной системы — на уровне страны, отрасли. Принятые в результате централизованного регулирования нормативные акты могут носить как директивный (обязательный), так и рекомендательный характер.

С помощью локального правового регулирования устанавливаются: режим рабочего времени на предприятиях, в учреждениях, организациях; льготы и преимущества работникам из фондов предприятия (сверх минимальных гарантий, установленных централизованными нормативными актами); графики отпусков; условия коллективного договора и др. Участниками локального регулирования выступают, с одной стороны, работодатель (организация, предприниматель), а с другой — трудовой коллектив (профком, совет трудового коллектива). Принятый в результате локального регулирования нормативный акт распространяет свое действие в пределах данной организации.

Сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования. Названный признак метода трудового права России наиболее наглядно проявляется в воздействии на главный предмет этой отрасли — трудовые отношения. В соответствии с действующим законодательством договор здесь выступает основным юридическим (правообразующим) фактом. Через его посредство устанавливаются, изменяются и прекращаются трудовые правоотношения, т.е. реализуется конституционное право граждан на труд. Договорная форма регулирования характерна в ряде случаев и для других общественных отношений, входящих в предмет трудового права. Так, например, организационно-управленческие отношения в сфере труда получают юридическое оформление в коллективных договорах и соглашениях, договорах арендного подряда, в соглашениях по охране труда и других совместных формах локального нормотворчества, в которых принимают участие работодатель (организация, предприниматель) и трудовой коллектив (либо от его имени — профком).

Главная особенность договорного способа регулирования общественных отношений состоит в том, что установленное на основе договора правовое отношение, как правило, не может быть изменено без взаимного согласия сторон. Например, без взаимного согласия сторон нельзя вносить изменения и дополнения в содержание коллективных договоров и соглашений, изменять и дополнять трудовые договоры (контракты).

Рекомендательный способ регулирования, получивший определенное распространение в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, предполагает принятие норм-рекомендаций, адресованных субъектам общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Этот способ характеризует «мягкое» регулирование путем указания на желательное для государства поведение субъектов общественных отношений.

Однако договорный и рекомендательный способы регулирования общественных отношений в сфере труда хотя и получили довольно широкое распространение за последние годы, полностью не исчерпывают характеристику метода трудового права. Дело в том, что оба указанных способа на практике нередко сочетаются с государственно-властным (императивным) способом регулирования. Такое сочетание диктуется необходимостью установления строгого порядка в трудовых отношениях, укрепления трудовой дисциплины, привлечения к ответственности лиц, допускающих правонарушения. Поэтому работодатель (предприниматель, администрация предприятия) наделяется правом применять меры дисциплинарного наказания, привлекать к материальной ответственности, увольнять по определенным в законе основаниям, давать обязательные для работника указания по вопросам качественного выполнения его трудовой функции.

Специфическим признаком метода трудового права является активное участие в регулировании общественных отношений в сфере труда трудовых коллективов и профсоюзных органов. В соответствии с действующим трудовым законодательством РФ трудовой коллектив организации решает вопрос о необходимости заключения с работодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект; рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом организации; согласовывает перечень и порядок предоставления работникам организации социальных льгот и поощрений; определяет и регулирует формы и условия деятельности общественных организаций; решает иные вопросы в соответствии с коллективным договором.

На государственных и муниципальных предприятиях, а также на предприятиях, в имуществе которых вклад государства или местного органа государственной власти составляет более 50 процентов, полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием (конференцией) и его выборным органом — советом трудового коллектива (СТК).

Взаимоотношения трудового коллектива с работодателем, охрана труда, социальное развитие, участие работников в прибыли регулируются, помимо законодательства РФ, также уставом организации и коллективным договором.

Статья 29 ТК РФ закрепила общее право профсоюзов представлять интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам. В связи с этим они, естественно, участвуют в различных общественных отношениях, регулируемых трудовым правом. Так, например, установление условий труда и заработной платы, применение законодательства о труде в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляются с участием профсоюзов. Профессиональные союзы осуществляют надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда, контролируют жилищно-бытовое обслуживание работников.

Метод трудового права России, наконец, характеризует такой признак, как своеобразие способов защиты трудовых прав работников. Это своеобразие проявляется, прежде всего, в том, что трудовые права работников — главный предмет деятельности профсоюзов, содержание их основной, защитной функции. Действующее законодательство (ст. 370-378 ТК РФ) предоставляет им большие права не только по установлению условий труда, но и по осуществлению контрольно-надзорной деятельности, участию в организации примирительных и согласительных комиссий по разрешению трудовых споров (конфликтов), трудовых арбитражей. Своеобразие заключается в существовании в организациях особых органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров — комиссии по трудовым спорам (КТС), избираемых самими трудовыми коллективами. Индивидуальный трудовой спор может быть рассмотрен в КТС, если работник самостоятельно или с помощью профкома не урегулировал свои разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Предыдущая

Договорной способ регулирования трудовых отношений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *