Порядок поступления на службу в следственный комитет

Прием на службу в Следственный комитет

(Извлечение из Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»)

Статья 15. Служба в Следственном комитете

1. Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

4. Порядок прохождения службы военнослужащими военных следственных органов Следственного комитета регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

5. Отдельные должности в Следственном комитете могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Председатель Следственного комитета, заместители Председателя Следственного комитета, руководители главных следственных управлений, следственных управлений по субъектам Российской Федерации, их первые заместители и заместители, приравненные к ним руководители и их заместители, иные должностные лица, для должностей которых перечнем предусмотрены высшие специальные звания, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности, указанной в части 6 настоящей статьи, осуществляется Председателем Следственного комитета с разрешения Президента Российской Федерации. Срок исполнения обязанностей по указанной должности не может превышать шесть месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Председателем Следственного комитета.

Статья 16. Требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, принимаемым на службу в Следственный комитет

1. Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации (далее — граждане), получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2. На должности следователей, помощников следователей и помощников следователей-криминалистов следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных подразделений Следственного комитета в исключительных случаях в порядке, определяемом Председателем Следственного комитета, могут назначаться граждане, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования, относящейся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Юриспруденция», не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 504-ФЗ)

3. На отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете могут назначаться граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего образования, полученного по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и соответствующего замещаемой должности.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4. Гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он:

1) признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

3) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких сведений;

4) имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета, перечень таких заболеваний и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

5) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета и если замещение должности федеральной государственной службы или федеральной государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

6) вышел из гражданства Российской Федерации;

7) имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в Следственный комитет;

9) не представил установленные сведения или представил заведомо ложные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

10) не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

5. Граждане, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Следственным комитетом, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны пройти службу в следственных органах или учреждениях Следственного комитета не менее пяти лет. В случае увольнения из следственных органов или учреждений Следственного комитета до истечения указанного срока (за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета или упразднением (ликвидацией) учреждения Следственного комитета, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета) указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

6. На должности руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

7. На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

8. Председатель Следственного комитета вправе в исключительных случаях назначать на должности руководителей следственных органов Следственного комитета, указанных в части 7 настоящей статьи, лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти.

9. Требования, установленные частью 4 настоящей статьи, распространяются также при принятии на должности федеральной государственной гражданской службы и на работу в Следственный комитет по трудовому договору.

Статья 17. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в Следственном комитете

На сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также соответственно Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

Статья 18. Испытание при приеме на службу в Следственный комитет

1. Для граждан, впервые принимаемых на службу в Следственный комитет, за исключением граждан, окончивших образовательные организации высшего образования Следственного комитета, в целях проверки их соответствия замещаемой должности может предусматриваться испытание. Срок испытания устанавливается продолжительностью до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем следственного органа или учреждения Следственного комитета, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда гражданин, проходящий испытание, отсутствовал на службе по уважительным причинам.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2. Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, назначаются на соответствующую должность без присвоения специального звания.

3. При неудовлетворительном результате испытания гражданин может быть уволен со службы в Следственном комитете или по согласованию с ним переведен на другую должность.

4. Если срок испытания истек, а гражданин продолжает исполнять возложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание и дополнительное решение о его назначении на должность не принимается.

Отношения следователя со своими коллегами по службе имеют много общего с отношениями, выстраиваемыми по линии «субъект — коллектив» в любом другом социальном институте.

Если субъект — начинающий следователь, то он должен с уважением относиться к более опытным своим товарищам и в случае необходимости обращаться к ним за советом; если субъект — опытный следователь, то его служебный и нравственный долг оказывать помощь менее опытным своим коллегам по их просьбе или по собственной инициативе, когда этого требует ситуация. Так, с целью упорядочивания организации передачи опыта следственной работы опытными следователями более молодым, приказом Председателя Следственного комитета РФ № 42 от 29.03.2011 утверждено Положение об организации наставничества в системе Следственного комитета РФ.

Вместе с этими общими элементами внутри коллективных взаимоотношений, присущих всем социально здоровым коллективам, в коллективах следователей есть и некоторые особенности. В среде следователей, например, есть одна норма взаимоотношений, обусловленная спецификой следственной деятельности, которая среди людей других профессий могла бы вызвать в лучшем случае непонимание.

Речь идет, в частности, о такой специфической норме как взаимное сокрытие следователями друг от друга определенной информации, касающейся дела, которое они ведут. Среди следователей не принято проявлять интерес к действиям, совершаемым их коллегами, к документам, с которыми они работают, к людям с которыми они контактируют в процессе следственных действий и тем более к планам их действий по следственному делу. Эта специфическая норма есть условие сохранения нормальных взаимоотношений в коллективе следователей. В противном случае, при обнаружении утечки информации, информированность членов коллектива о деле, к которому они не имели отношения, может осложнить отношения между ними.

Эта норма является так же, при ее строгом соблюдении всеми следователями, надежным условием сохранения профессиональной тайны и тем самым препятствует «оборотням в погонах» информировать подозреваемых в совершении преступления о том, какие меры они могли бы предпринять, чтобы затруднить следствие или даже сорвать его.

Именно по этой причине герой романа братьев А. А. и Г. А. Вайнеров «Эра милосердия» капитан Жеглов был так суров к своему новому сотруднику Шарапову, за то, что тот ушел из кабинета, не убрав дело в сейф, а оставил его на столе.

«Ты, — наставлял Жеглов подчиненного, — когда-нибудь у меня на столе документы видел? Вот так, чтобы меня за столом не было, а дело лежало? Ты, к примеру, прочитал у меня на столе хоть один документ, с которым я работаю?»

Шарапов вспомнил давно удивившую его привычку Жеглова — если кто-нибудь подходил к его столу, он переворачивал бумагу, которую читал в это время, или накрывал ее каким-нибудь другим листом, газетой, пустой папкой.

  • — Нет, не читал, ты их всегда переворачиваешь, — буркнул Шарапов, еще не понимая, куда он клонит.
  • — А вот почему — над этим ты не задумывался? Я тебе объясню. За иную бумажку на моем столе или на твоем — это безразлично — жулик подчас готов полжизни отдать, понял? Никогда никакого документа постороннему глазу!»

Эта норма тем не менее не отменяет активного сотрудничества следователей в их борьбе с преступниками. Обмен информацией объективно необходим, когда, например, одно лицо проходит по двум делам, расследуемым разными следователями.

  • Вайнер А. А., Вайнер Г. А. Эра милосердия. М. : Московский рабочий, 1988.С. 207—208.

В Сургуте 23-летний парень решил уклониться от административной ответственности за нарушение ПДД необычным способом. Молодой человек купил в интернете поддельное удостоверение следователя Сургутского следственного отдела СУ СК России по ХМАО-Югре. В документе было прописано, что призывнику присвоено звание лейтенанта юстиции и право на ношение и хранение боевого оружия. Когда 12 мая 2020 года его остановили сотрудники ДПС, он предъявил им это удостоверение, чтобы избежать наказания.
Кроме того, следственный комитет установил, что обвиняемый с сентября 2018 по май 2020 года уклонялся от призыва в армию. Он получал повестки в военкомат, но не приходил.
В итоге против 23-летнего сургутянина возбуждено два уголовных дела: «Приобретение, хранение, перевозка в целях использования, использование заведомо поддельного удостоверения» и «Уклонение от призыва на военную службу».
Обвиняемый вину в совершенных преступлениях не признал. Прокуратура уже утвердила обвинительное заключение и передала материалы уголовных дел в суд. Молодому человеку грозит до двух лет лишения свободы.

Для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев.

При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается.

На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.

Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора.

Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя.

В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера.

Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).

В некоторых случаях испытание может не устанавливаться для граждан, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий.

В период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор, на стажера распространяется действие трудового законодательства.

Трудовой договор со стажером может быть расторгнут:

а) по инициативе органа внутренних дел, если обнаруживается несоответствие стажера предъявляемым требованиям;

б) по инициативе стажера, если органом внутренних дел нарушаются предусмотренные контрактом обязательства.

Если в период испытания стажер придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию.

Не позднее чем за 14 дней до окончания срока испытания непосредственный руководитель стажера подготавливает заключение в письменной форме о выполнении стажером служебных обязанностей в период испытания, которое должно содержать одну из следующих рекомендаций:

— о признании стажера выдержавшим испытание;

— о признании стажера не выдержавшим испытание.

Порядок поступления на службу в следственный комитет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *