Судебные приставы: это кто?

Судебный пристав – это должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных решений и постановлений.

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на:

  • судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (судебных приставов по ОУПДС);

  • судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Деятельность судебных приставов — государственных гражданских служащих Российской Федерации, регламентируется Федеральным законом «О судебных приставах».

Кто может быть судебным приставом

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава.

Для начальника отдела — старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,

С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,

Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы,

  • защищать права граждан и государства,

  • достойно переносить трудности профессии,

  • соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по:

  • по обеспечению установленного порядка деятельности судов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

  • по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; а также

  • по осуществлению правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Полномочия судебных приставов

Судебные приставы наделены достаточно широкими полномочиями, которые позволяют более эффективно реализовывать поставленные цели и контролировать исполнение должником судебного решения.

Судебный пристав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

— осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

— обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;

— применяет меры принудительного исполнения и иные меры на основании соответствующего исполнительного документа;

— организует:

  • розыск должника, его имущества, розыск ребёнка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;

  • участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

  • хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

— формирует и ведёт банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

— осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

— осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Права судебных приставов

Судебный пристав имеет право:

  • Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;

  • Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;

  • Входить в помещения, которые принадлежат должникам, осматривать их, при необходимости вскрывать эти помещения. Кроме того, на основании решения суда, пристав может совершить эти действия и по отношению к помещениям, которые принадлежат другим лицам, но в которых по мнению пристава, может находиться (укрываться) имущество должника;

  • Давать физическим лицам и организациям, участвующим в исполнительном производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;

  • Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.

  • Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;

  • Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;

  • Обращаться в суд с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.

  • Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;

  • Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам;

  • Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;

  • Совершать другие действия, предусмотренные законодательством о судебных приставах.

Обязанности судебных приставов

Обязанности приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

  • Обеспечивать безопасность всех участников судебного процесса и доставки материалов в суд;

  • Поддерживать общественный порядок в суде.

  • Охранять здания суда;

  • Осуществлять привод лиц, которые не ходят добровольно посетить судебное заседание;

  • Проходить специальную подготовку и проверку на пригодность к действиям с применением оружия или физической силы.

Главная обязанность пристава-исполнителя — принять все меры для исполнения решения суда.

Ответственность судебных приставов

В соответствии с законодательством РФ, судебный пристав-исполнитель отвечает за правонарушения и проступки.

Законодательство устанавливает следующий перечень дисциплинарных взысканий:

  • замечание,

  • выговор,

  • предупреждение о неполном служебном соответствии,

  • увольнение.

При этом применение других взысканий не допускается.

Взыскания на судебного пристава могут наложить вышестоящие должностные лица.

До момента вынесения решения о дисциплинарном взыскании, судебный пристав исполнитель может быть временно, но не более чем на 1 месяц, отстранен от выполнения своих обязанностей. Денежное содержание (зарплата) при этом сохраняется.

Оказаться должником проще простого: невовремя оплаченная «коммуналка», транспортный или земельный налог, алименты, просрочка по возврату ипотечного или другого банковского кредита. Если не удалось погасить задолженность добровольно после ее признания судом, нужно готовиться к общению с судебными приставами-исполнителями. В том числе к их приходу «в гости» на дом.

Что позволяет предпринимать приставам закон, и какие права и гарантии есть у должников? Разберем самые частые вопросы, возникающие на практике.

«Разойдемся мирно»

Строго говоря, даже если ваше «дело» попало в руки судебных приставов-исполнителей, еще есть шанс разойтись мирно, без применения мер принудительного исполнения решения суда. По закону, в случаях взыскания задолженности, пристав первым делом устанавливает срок добровольного исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе. Такой срок указывается в постановлении о возбуждении исполнительного производства и не может превышать пять дней (статья 30 закона «Об исполнительном производстве»). Отсчет начинается со дня, когда должник получил постановление.

На практике часто встречаются жалобы: никакой «повестки» нам на руки не выдавали, документов о получении постановления мы не подписывали… Имейте в виду: на самом деле закон и не требует, чтобы постановление о возбуждении исполнительного производства было непременно вручено должнику лично под роспись. В соответствии с частью 17 статьи 30 закона «Об исполнительном производстве» копия постановления направляется должнику по адресу, указанному в исполнительном документе. Как правило, речь идет об адресе регистрации по месту жительства («прописки»). «Если гражданин не известил орган регистрационного учета о смене адреса места жительства или места пребывания, то корреспонденция направляется по последнему известному адресу, и должник также считается извещенным», — поясняет первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Сергей Сазанов.
Тех, кто не успел (не смог) добровольно погасить задолженность в указанный приставом срок, ждет финансовая санкция. А именно: вдобавок к сумме долга придется платить исполнительский сбор в размере 7% от суммы, подлежащей взысканию.

«Откройте дверь!»

По общему правилу приставы могут совершать исполнительные действия в рабочие дни с 6 часов утра до 22 часов (статья 35 закона «Об исполнительном производстве»). «Терзать» должника ночью и в выходные разрешается лишь в исключительных случаях, не терпящих отлагательства: когда исполняется решение суда, связанное с проведением выборов, выдворением иностранцев за пределы РФ и проч. (часть 3 статьи 35). Ситуации с взысканием денежной задолженности к таким случаям не относятся.

«Больной» вопрос о визите приставов на дом решается следующим образом. Согласно статье 12 закона «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель вправе «входить в помещения, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и… при необходимости вскрывать их». Иными словами, закон разрешает приставу взломать дверь, если должник отказывается открывать ее. А также пристав может посетить и «вскрыть» жилье в отсутствие должника.

Для входа в квартиру (дом) без согласия должника судебному приставу-исполнителю достаточно иметь письменное разрешение старшего пристава (пункт 6 части 1 статьи 64 закона «Об исполнительном производстве»). А при аресте имущества, которое должно быть изъято и реализовано для погашения задолженности, требуется присутствие понятых (часть 5 статьи 80 того же закона). Акт о наложении ареста подписывается приставом, понятыми и иными лицами, присутствовавшими при аресте, в том числе должником (если он был дома) либо другими домочадцами. Отказ расписываться «в знак протеста» особой роли не сыграет: в акте попросту будет сделана соответствующая отметка, не умаляющая его силу.

Что могут забрать?

В Федеральной службе судебных приставов поясняют: предполагается, что в квартире, где проживает должник, ему могут принадлежать любые вещи. Исходя из этого, приставы начинают описывать всякое находящееся в жилье имущество, на которое разрешается налагать взыскание. В такой ситуации родственникам должника и другим жильцам, чтобы отстоять права на собственные вещи, нужно обращаться в суд с иском об освобождении имущества от наложения ареста или исключении его из описи (статья 119 закона «Об исполнительном производстве»). При этом придется доказывать принадлежность вещей: с помощью квитанций, договоров, свидетельских показаний и т.д.

Что касается перечня имущества, на которое не может быть обращено взыскание, то он перечислен в статье 446 Гражданского процессуального кодекса РФ. К «неприкасаемым» вещам ГПК относит, в частности, продукты питания и деньги «на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении»; «предметы обычной домашней обстановки и обихода», вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши.

У должников часто возникают вопросы: могут ли изъять холодильник, кухонную плиту, стиральную машину, компьютер? В ФССП отвечают, что первые два «агрегата» признаются необходимыми для поддержания нормальной жизнедеятельности, поэтому их обычно не вносят в опись имущества для ареста. Стиральную машину могут посчитать «жизненной необходимостью», если в семье есть маленькие дети и (или) должник является инвалидом. Компьютер, увы, скорее всего, арестуют. Шанс добиться его сохранения есть, если ПК служит для должника «орудием производства»: то есть когда гражданин официально имеет работу, связанную с выполнением заданий на компьютере на дому (дизайнер, программист, работающий «на удаленке» и т. п.).

Что касается самого жилья, то по общему правилу оно не может быть арестовано и изъято, если является единственным пригодным для постоянного проживания должника и членов его семьи. Однако помните об исключении: если квартира или дом приобретены по ипотеке, то они запросто арестовываются и передаются на реализацию в случае задолженности по ипотечному кредиту.

Анна Добрюха

В настоящее время система принудительного исполнения судебных решений признается одним из наиболее проблемных правовых институтов в России. Все чаще как в юридическом сообществе, так и в более широкой аудитории звучат голоса о том, что судебная система (в части гражданского и арбитражного судопроизводства) работает вхолостую, поскольку отсутствуют действенные механизмы реализации судебного решения. Организации и граждан, обратившихся с иском и прошедших через все судебные процедуры, в конечном итоге интересует реальное восстановление нарушенного права, а не само судебное решение в их пользу.

Принудительным исполнением решений в России занимается Федеральная служба судебных приставов, поэтому неудивительно, что основная критика направлена в адрес данной службы.

Однако в большинстве случаев подобная критика носит поверхностный характер, не идет дальше аргументов о плохих кадрах или коррупции, не затрагивает системные предпосылки низкой эффективности исполнения решений по тем или иным категориям дел. Для более взвешенного анализа существующих проблем необходим социологический подход, который с помощью количественных и качественных методов способен показать влияние ведомственных стимулов и статистических показателей на работу судебных приставов. Кроме того, критики склонны рассматривать исполнительное производство изолированно, без учета всех предшествующих стадий, на которых и могут возникать причины низкой исполняемости судебных актов.

Для анализа результативности службы и выработки рекомендаций по ее повышению коллективом Института проблем правоприменения при ЕУСПб было проведено количественное (анализ ведомственной статистики) и качественное (экспертные интервью с сотрудниками ведомства) социологическое исследование деятельности ФССП. Смешанная методология позволила дать адекватную интерпретацию статистическим данным, объяснить обнаруженные закономерности, а также установить роль статистических показателей в повседневной работе сотрудников. При работе с количественными данными использовалась агрегированная ведомственная статистическая отчетность.

Качественные данные собирались методом полуструктурированного экспертного интервью с сотрудниками ведомства разного уровня и профиля: судебные приставы-исполнители, заместители начальника отдела, начальники отдела, специалисты регионального управления, начальники отделов исполнительных производств в управлениях, IT-специалисты, розыскники, дознаватели. Доступ к данным был обеспечен центральным управлением, однако перед интервью исследователи четко позиционировали себя в качестве независимых экспертов, предоставляя гарантии анонимности. В ходе исследования были охвачены пять регионов Северо-Западного федерального округа, где было взято в общей сложности 41 интервью. В итоге полученные данные позволили локализовать проблемы и показать, какие из них действительно обусловлены несовершенством работы ФССП, а за какие ответственны другие ведомства и организации.

Подготовленный Минюстом шесть лет назад проект Долгосрочной программы повышения эффективности исполнения судебных решений (2011–2020 гг.) выделяет в качестве основных проблем правовой нигилизм, коррупцию, недостаточный уровень информатизации, нехватку репрессивных мер воздействия на должника, отсутствие регуляции рынка коллекторских услуг. Хотя в целом программа не была принята, многие ее пункты тем или иным образом были воплощены. Так, появилось ограничение права управления транспортным средством в качестве меры воздействия, уровень информатизации ведомства сильно повысился, надзор за коллекторскими агентствами и ведение их реестра были переданы ФССП.

Однако все эти меры не сильно изменили ситуацию: исполняемость судебных решений по-прежнему находится на довольно низком уровне.

Поэтому в данном исследовании представлен принципиально иной подход. Социология организаций и эмпирический анализ правоприменения позволили взглянуть на проблемы ведомства под новым углом, сделав акцент на системе ведомственной отчетности и показателей, рейтинговых оценках, распределении нагрузки, кадровых проблемах, сбоях в межведомственном взаимодействии. Как показывают предыдущие исследования ИПП ЕУСПб, основные проблемы большинства правоприменительных ведомств связаны, прежде всего, с так называемой палочной системой, когда содержательная работа подменяется гонкой за показателями. В этом смысле ФССП не только мало отличается от других ведомств, но и превосходит их по количеству отчетных показателей и степени их влияния на практику рядовых сотрудников.

Одно из наиболее важных отличий ФССП от других правоприменительных ведомств связано не столько с содержанием и количеством показателей, сколько со способами их формирования. Специфика ФССП обусловлена довольно высоким уровнем информатизации, которого удалось достичь ведомству за относительно короткий промежуток времени. Основой для формирования отчетности является не отдельная статистическая карточка, куда вносится информация о деле (как, например, карточка уголовного дела Судебного департамента), а та первичная информация, которую генерирует судебный пристав, производя действия в рамках своих должностных обязанностей. Большинство процессуальных актов пристав-исполнитель совершает в автоматизированной информационной системе (далее — АИС) Федеральной службы судебных приставов, поэтому сбои и недостатки в ее работе прямым образом отражаются на продуктивности действий. В связи с этим одним из важных объектов исследования был процесс форсированной информатизации в ФССП, анализ накопленного положительного и отрицательного опыта по ее итогам и выдвижение предложений по ее дальнейшему развитию в рамках ведомства.

«Записаться на личный прием можно с помощью сервиса «Запись на прием», который работает в режиме онлайн и осуществляет запись посредством авторизации по ЕСИА лиц, зарегистрированных на Едином портале государственных услуг, — рассказали в ведомстве. — Предварительная запись осуществляется на период не более 30 дней со дня, следующего за текущим».

В целях безопасности сотрудников и посетителей прием сторон исполнительного производства и их официальных представителей осуществляется только при наличии средств индивидуальной защиты: маска, перчатки.

Аналогичные правила действуют и во многих других регионах. В Москве за время возобновления личного приема такой возможностью воспользовались несколько тысяч человек. Но число желающих лично переговорить с кем-то из представителей службы гораздо выше. Поэтому, чтобы вписаться в электронную очередь, иногда надо буквально поработать электронными локтями. А между тем, вопросы у людей неотложные и действующие на нервы. Например, надо срочно снять запрет на продажу автомобиля, долг погашен, однако «стоп-сигнал» от пристава еще висит в базе ГАИ. Что делать?

После того, как долг погашен, надо быть готовым подождать некоторое время: электронные базы обновляются не сию секунду, иногда на это уходит несколько дней. Но система сработает

«ГУФССП России по г. Москве рекомендует гражданам и представителям юридических лиц для получения информации о задолженностях пользоваться сервисом «Банк данных исполнительных производств» на официальном сайте ведомства, а также обращаться в письменной форме или посредством сервиса «Интернет-приемная», — рассказывают в ведомстве. — Зарегистрировавшись в «Личном кабинете стороны исполнительного производства» на официальном сайте ГУФССП России по г. Москве или на Едином портале государственных услуг, граждане смогут не только узнать о ходе исполнительного производства, но и обратиться к представителям службы судебных приставов с заявлением или ходатайством в электронном виде, а также получить информацию о наличии задолженностей и тут же их оплатить».

Видеоинструкция по использованию сервисов «Банк данных исполнительных производств» и «Личный кабинет стороны исполнительного производства» размещена на сайте ГУФССП России по г. Москве в разделе Пресс-служба / Медиаматериалы / Видеоматериалы.

Впрочем, воспользоваться электронными сервисами Федеральной службы судебных приставов может любой гражданин. Подробности можно узнать на сайте управления ФССП своего региона или на сайте Федеральной службы судебных приставов. После электронной оплаты надо быть готовым подождать какое-то время: базы обновляются не сию секунду.

Судебные приставы: это кто?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *