Кадастровый учет, что это?

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон) с 01.01.2017 значительно сокращены сроки постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Уменьшения сроков постановки на кадастровый учет и регистрации прав удалось добиться, прежде всего, благодаря тому, что в соответствии с Законом с 01.01.2017 создана единая учетно — регистрационная система, основной особенностью которой является то, что решения о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав принимает единый орган – Росреестр и его территориальные органы.

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и регистрации при подаче документов в Росреестр составил:

— 5 рабочих дней — для кадастрового учета (ранее – 10 рабочих дней);

— 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения кадастрового учета и государственной регистрации (принцип «одного окна») (ранее регистрация прав проводилась в срок десять рабочих дней с момента постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, т.е. общий срок постановки на кадастровый учет и регистрацию прав составлял двадцать рабочих дней);

— 7 рабочих дней — для регистрации прав (ранее – 10 рабочих дней).

Следует иметь в виду, что в случае обращения в Многофункциональный центр «Мои документы» сроки оказаниягосударственной услуги по постановке на кадастровый учет и регистрации прав увеличивается на 2 рабочих дня.

В случае, если осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов производится на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае поступления таких заявления и документов, срок регистрации составляет три рабочих дня со дня приема, а если указанные документы поступили в электронной форме — в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов.

Кроме того, Законом увеличены сроки приостановления кадастрового учета и регистрации прав: по решению государственного регистратора – до трех месяцев (ранее – до одного месяца), по заявлению сторон (правообладателя) – до шести месяцев (ранее – до трех месяцев).

Более подробную информацию о сроках постановки на кадастровый учет и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним можно узнать на информационных стендах, расположенных в офисах приема документов.

Новая редакция Ст. 70 ЗК РФ

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Комментарий к Статье 70 ЗК РФ

Комментируемая статья имеет бланкетный характер и изящно отсылает нас к Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости». Однако применительно к земельному участку как объекту недвижимости следует учитывать нормы и Федерального закона «О землеустройстве». Земельный участок как объект недвижимости имеет свои особенности, и при организации государственного учета они должны учитываться. Однако общий процедурный порядок установлен Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В целях комментируемой статьи под кадастровым учетом земельных участков следует понимать постановку на учет земельных участков в связи с образованием земельных участков, в т.ч. путем раздела, выдела, объединения и перераспределения земельных участков, а также прекращением его существования.

Процедура кадастрового учета земельных участков (общий порядок).

1. Постановка на учет и снятие с учета земельных участков осуществляются на основании заявления о кадастровом учете. Форма заявления установлена Приказом Минэкономразвития РФ от 30 сентября 2011 г. N 529 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества».

2. Постановка на учет земельных участков, учет его изменений, учет части земельного участка или снятие его с учета осуществляется в течение восемнадцати календарных дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя — в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя. Срок осуществления кадастрового учета не изменяется в случае, если необходимые для кадастрового учета документы запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В случае представления заявления о кадастровом учете либо заявления об учете адреса правообладателя через многофункциональный центр срок исчисляется со дня передачи многофункциональным центром соответствующего заявления в орган кадастрового учета.

3. Датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости:

1) сведений о присвоенном кадастровом номере соответствующему земельному участку (при постановке на учет объекта недвижимости);

2) новых сведений о соответствующем земельном участке (при учете изменений земельного участка, учете части земельного участка или учете адреса правообладателя);

3) сведений о прекращении существования земельного участка (при снятии с учета объекта недвижимости).

4. С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться собственники земельных участков (далее также — заявители) или их представители, с некоторыми исключениями, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

5. Заявление о кадастровом учете (далее также — заявление) и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр заявителем или его представителем лично либо направляются в орган кадастрового учета посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. Заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа.

В случае расположения объекта недвижимости в нескольких кадастровых округах заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр в любом из таких кадастровых округов. В случае представления заявления и необходимых для кадастрового учета документов через многофункциональный центр работник многофункционального центра, принявший заявление и указанные документы, должен удостовериться в личности заявителя, засвидетельствовать подлинность его подписи на заявлении, а также составить и заверить своей подписью с указанием фамилии, имени, отчества опись принятых заявления и указанных документов.

В случае личного обращения в орган кадастрового учета непосредственно или через многофункциональный центр физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность (паспорт), а представитель физического лица также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Заявление, которое представляется через многофункциональный центр, подписывается заявителем или его представителем в присутствии работника многофункционального центра. Заявление и необходимые для кадастрового учета документы также могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в Порядке, установленном Минэкономразвития РФ (см. Приказ Минэкономразвития РФ от 28.12.2009 N 555 «О порядке представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявления и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости»).

6. Межевой план, технический план и подтверждающий прекращение существования земельного участка объекта акт обследования направляются в орган кадастрового учета в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

7. Необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка являются:

а) межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке <604>;
———————————
<604> См. Приказ Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (вместе с Требованиями к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости).

б) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

в) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий земельный участок;

г) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на земельный участок либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя;

д) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель;

е) копия документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка;

ж) заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);

з) копии документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков).

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости и учета частей объектов недвижимости.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные ч. 4 ст. 24 Закона N 221-ФЗ.

Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 Закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Орган кадастрового учета снимает с учета часть земельного участка, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с ч. 9 ст. 47 Закона N 221-ФЗ, в случае снятия с учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования.

3. Кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона N 221-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее — уточнение границ земельного участка).

Если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее — смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В случае, если площадь земельного участка, границы которого уточняются в ходе кадастровых работ, соответствует утвержденным в соответствии с земельным законодательством нормам отвода земель и на этом земельном участке находятся здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие правообладателю этого земельного участка, местоположение границ земельных участков считается согласованным в случаях, указанных в ст. 40 Закона N 221-ФЗ.

Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка.

1. Для постановки на учет искусственно созданного земельного участка в орган кадастрового учета представляются заявление о кадастровом учете искусственного земельного участка и следующие необходимые для кадастрового учета документы:

1) межевой план искусственного земельного участка;

2) документация по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка;

3) копия разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию;

4) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя лица, имеющего право на обращение с заявлением о кадастровом учете (если с данным заявлением обращается представитель такого лица);

5) копия решения о создании искусственного земельного участка.

Для постановки на учет искусственно созданного земельного участка требовать иные документы, за исключением вышеуказанных документов, не допускается. В срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета искусственно созданного земельного участка орган кадастрового учета предоставляет кадастровую выписку об искусственно созданном земельном участке в орган, выдавший разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте.

Случаи приостановления осуществления кадастрового учета земельного участка.

В первом случае, если одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Во втором случае, если одна из границ земельного участка пересекает границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования и (или) границ населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Отказ в осуществлении кадастрового учета. Законодатель устанавливает несколько случаев, когда возможен отказ в осуществлении кадастрового учета, а именно:

1) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

2) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

3) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;

4) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

3. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:

1) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

2) такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;

3) в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;

4) площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, больше площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на пять процентов;

5) граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено Законом N 221-ФЗ.

При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом N 221-ФЗ требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

2) при уточнении указанных границ нарушен установленный Законом N 221-ФЗ порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с Законом N 221-ФЗ не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 Закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Другой комментарий к Ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе. Такие сведения, должны подтверждать существование недвижимого имущества, которое обладает признаками индивидуально-определенной вещи, т.е. это имущество должно иметь «уникальные характеристики» как объект недвижимости. Эти сведения должны подтверждать прекращение существования недвижимого имущества.

Кадастровой деятельностью признается выполнение кадастровым инженером в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными названным Законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы).

Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, т.е. объектов недвижимости.

Органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Действует Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 456, согласно которому это агентство (Роснедвижимость) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства и государственного мониторинга земель, а также функции по государственному земельному контролю. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости находится в ведении Минэкономразвития России.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы.

Основания осуществления кадастрового учета указаны в ст. 16 названного Закона. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.

Согласно ст. 18 названного Закона по общему правилу кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости в кадастровом округе, в границах которого расположен данный объект недвижимости. За постановку на учет объекта недвижимости уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Круг лиц, имеющих право на обращение с заявлениями о кадастровом учете, определен в ст. 20 названного Закона. С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться обладатели прав на недвижимость или их представители. Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Состав необходимых для кадастрового учета документов определен в ст. 22 названного Закона.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляются в случае принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета.

В соответствии со ст. 26 названного Закона возможно приостановление кадастрового учета. Кадастровый учет приостанавливается в случаях, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных документах, и кадастровыми сведениями об этом объекте недвижимости; одна из границ земельного участка пересекает границу другого земельного участка и др. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.

Определены основания отказа в осуществлении кадастрового учета. Это случаи, когда имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости; заявление или необходимые для кадастрового учета документы не соответствуют установленным требованиям и др. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случаях, если размер земельного участка не соответствует установленным требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков; доступ к земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен и др.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Зарегистрировать право можно только в отношении объекта недвижимости, поставленного на кадастровый учет, то есть сведения о котором содержатся в ЕГРН.

Постановка на государственный кадастровый учет подтверждает существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально- определенной вещи. Снятие с государственного кадастрового учета подтверждает прекращение существования объекта недвижимости. Государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя.

В случае создания нового объекта недвижимости действующим законодательством предусмотрена единая процедура, в соответствии с которой кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость осуществляются одновременно по одному заявлению.

Подать заявление на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав можно через МФЦ (многофункциональный центр) или посредством электронного сервиса на официальном сайте Росреестра www. rosreestr.ru.

За государственную регистрацию прав уплачивается государственная пошлина: для физических лиц в размере — 2000 рублей, для юридических лиц — 22000 рублей, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков (ст.7, 19.21 Федеральный закон
«О государственном земельном кадастре»)

Органы государственной власти, органы местного самоуправление, заинтересованные правообладатели земельных участков, уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают документы: заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки, документы о межевании земельных участков, в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Государственный кадастровый учет земельных участков проводится:
— в течение месяца со дня подачи заявки о проведении ГКУ определенного земельного участка;
— по месту нахождения земельных участков в обязательном порядке на всей территории РФ по единой методике, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков;
— плата за проведение ГКУ земельных участков с заявителей не взимается;
— ГКУ земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории РФ до вступления в силу настоящего ФЗ, является юридически действительным.
ГКУ земельных участков проходит в следующем порядке:
1. проверка предоставленных заявителем документов (не подлежат приему документы, имеющие подчистки, приписки, зачеркнутые слова или иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, с серьезными повреждениям, не позволяющими однозначно истолковать их содержание);
2. присвоение кадастровых номеров земельным участкам (учет и систематизация кадастровых номеров, присваиваемых на территории кадастрового района, в журнале учета кадастровых номеров);
3. выполнение учетных кадастровых записей (внесение описания земельного участка, позволяющего однозначно выделить его из других, в формы ГРЗ КР);
4. изготовление и утверждение кадастровых карт (планов) земельных участков (утвержденные КПЗУ выдаются заявителям в установленном порядке);
5. формирование кадастровых дел (в дело помещаются все документы, на основании которых, в форме ГРЗ КР занесены сведения о земельных участках, а также копии документов, подготовленных по заявкам о выдаче информации);
6. организация архивного хранения документов ГЗК.

Слова «кадастровый учет» кажутся чем-то далеким от повседневной жизни, но в определенный момент многим приходится столкнуться с этим понятием. Почти у каждой семьи есть квартира, земельный участок, частный дом или дача. И если хозяину небезразлична судьба имущества, приходится задуматься о его постановке на кадастровый учет. Тем, кто мало осведомлен о тонкостях процедуры, эта задача может показаться сложной. Мы расскажем об этапах процесса, документах, которые потребуются, и о том, что нового появилось в законодательстве относительно кадастрового учета.

Кадастровый учет объектов недвижимости: что надо знать

Владеть квартирой, участком земли, дачей или домом теперь недостаточно для того, чтобы полноправно распоряжаться ими. До тех пор, пока недвижимость не зарегистрирована в государственном кадастре, на бумаге она не существует. Следовательно, с ней нельзя совершать никаких действий. Только после того, как сведения об имуществе появятся в Росреестре, законный хозяин сможет его продать, подарить, совершить иные юридические действия с недвижимостью.

Кадастровый учет осуществляет Управление Росреестра. Порядок этой деятельности утверждают кодексы (гражданский, земельный, жилищный, градостроительный), Конституция РФ, а также федеральные законы. Еще в прошлом году основным правовым документом, регулирующим кадастровые отношения, был Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Но с начала 2018 года он недействителен. 1 января вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В нем есть новые положения, которые всерьез встревожили владельцев земельных участков.

Так, в Сети стали появляться рассуждения о том, что из-за нового закона у некоторых граждан могут отнять право собственности на принадлежащую им землю . Это якобы должно коснуться тех, кто своевременно не провел межевание, то есть не установил границы участка официально, а также не зарегистрировал недвижимость в ЕГРН.

На сайте Росреестра опубликована статья с опровержением этих слухов и разъяснением истинного положения дел . В частности, в ней указано, что запрет касается только сделок с участками, границы которых не уточнены официально. Из-за отсутствия межевого плана владелец, конечно, не перестает быть хозяином земли. Но с 1 января настоящего года граждане, не предоставившие сведения о границах участка в Росреестр, не могут распоряжаться этим правом. Иными словами, такой земельный надел нельзя ни продать, ни обменять, ни подарить, ни передать в наследство.

К сведению
С 2006 по 2018 годы процесс регистрации земельных участков был очень простым. В то время действовал закон о «дачной амнистии», который разрешал совершать сделки с землей без межевания. Но у этого положительного момента была и обратная сторона: из-за неопределенных границ между соседями довольно часто возникали споры.

Что касается ЕГРН, то это самый полный источник информации обо всей недвижимости, зарегистрированной на территории России, и о правах на нее. Если раньше такие сведения хранились отдельно в государственном кадастре и реестре прав, то с начала 2017 года для этого предназначен единый ресурс. Выписка из ЕГРН подтверждает, что имущество поставлено на кадастровый учет и что у владельца есть право собственности на него. Этот документ обязателен для любых сделок и прочих операций с недвижимостью, без него нельзя обойтись при разрешении судебных споров .

Этапы, особенности и порядок процедуры

Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости производится по результатам геодезических, землеустроительных и других работ. По полученным данным выполняются расчеты, составляются документы. Специалист, который этим занимается, — кадастровый инженер. Он осуществляет межевание, определяет точную площадь участка, утверждает статус и цель использования объекта недвижимости. В его обязанности входит разработка межевого и технического планов, карты-плана территории и прочих документов для постановки на кадастровый учет. Если имущество уничтожено и его нужно снять с учета, кадастровый инженер составляет акт обследования.

К компетенции кадастрового инженера предъявляются высокие требования. Он должен быть юридически грамотным, уметь пользоваться сложными геодезическими приборами и компьютерными программами, обладать обширными теоретическими знаниями и аналитическими способностями. Если при работе инженер допустит ошибку, это может дорого стоить заказчикам. Поэтому первый и главный шаг при постановке на учет квартиры, участка, дома или другого объекта — выбор надежного и компетентного специалиста.

Как удостовериться в том, что перед вами действительно профессионал, а не лицо сомнительной квалификации? Прежде всего нужно знать, что кадастровый инженер вправе заниматься данной деятельностью, только если состоит в СРО. Когда специалист, сдав экзамен, вступает в саморегулируемую организацию, он получает квалификационный аттестат. Сведения о нем вносятся в Росреестр. В соответствующем разделе официального сайта вы можете найти данные о дате вступления в СРО (то есть о профессиональном стаже), номере аттестата и, что самое главное, о результатах работы. По количеству выполненных проектов, допущенных ошибок и отказов, полученных от органа кадастрового учета, легко понять, достаточно ли инженер компетентен и хотите ли вы с ним сотрудничать.

После того как решение о выборе принято, можно переходить к самой процедуре. Постановка на кадастровый учет объектов недвижимости — лишь одна из возможных услуг. В процессе владения квартирой, домом, участком случается всякое: продажа, перепланировка, капитальный ремонт. Эти изменения необходимо официально регистрировать. А если имущество разрушается от времени или гибнет из-за стихийного бедствия, его необходимо снять с учета. Для всех этих процедур установлен определенный порядок.

Постановка на учет объектов недвижимости

Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, здания и сооружения (частные и многоквартирные жилые дома, коттеджи, дачные домики, хозяйственные постройки и пр.). Обязательно нужно регистрировать в том числе и незавершенные строения (!).

  • Первый этап при постановке на учет любого из этих объектов — заключение договора с кадастровым бюро или инженером. В документе прописываются объемы, сроки выполнения работ, условия сотрудничества. Обязательно составляется смета.
  • Второй этап — сбор документов о предмете учета. За большей частью кадастровый инженер обращается в соответствующие инстанции, но ряд бумаг предоставляет клиент. Это документы, подтверждающие право собственности, копия доверенности (если заказчик и владелец недвижимости — разные лица), судебные акты (если они имеются). Для кадастрового учета квартиры или дома понадобятся разрешение на ввод в эксплуатацию, техпаспорт и проектная документация.
  • Затем инженер выезжает на объект, где прежде всего проводит геодезическую съемку. При постановке на кадастровый учет земельного участка предварительно составляется схема его расположения, границы согласуются с соседями.
  • Далее наступает очередь обработки результатов геодезических изысканий. Инженер высчитывает координаты границ объекта, поворотные точки, строит чертежи.
  • Когда подготовка завершена, специалист переходит к главной работе — составляет межевой или технический план. Первый необходим при кадастровом учете земельных участков, второй нужен для регистрации зданий. Иногда требуются оба плана — например, если на участке построен дачный дом или коттедж.
  • Следующий шаг — подача документов в службу Росреестра. Список включает заявление о постановке недвижимости на учет, межевой или технический план, правоустанавливающую документацию, а также паспорт владельца (или документы юридического лица, если работы заказывает организация).
  • Наконец, заключительный этап — положительное решение Управления Росреестра и получение выписки из ЕГРН при успешном результате.

Внесение изменений в характеристики объекта недвижимости

При продаже, дарении, наследовании у недвижимости меняется собственник. Этот факт обязательно должен быть отмечен в ЕГРН. То же касается любых других изменений, будь то перепланировка квартиры, перестройка здания, капитальный ремонт, разделение или, наоборот, объединение участков.

На заметку
В процедуре внесения изменений нет ничего сложного, если меняется только владелец, а физические характеристики остаются прежними. Участники события, в результате которого состоялся переход права собственности, должны передать в службу Росреестра договор о сделке и правоустанавливающие документы. Кроме того, потребуется внести пошлину. В результате в ЕГРН появятся новые сведения об объекте недвижимости.

При перестройке или перепланировке изменения затрагивают технические характеристики. Даже если перемены совсем незначительные, без кадастрового инженера не обойтись. Эта процедура почти не отличается от первичной регистрации. Первым делом заказчик должен выдать инженеру документы, которые подтверждают, что изменения законны. Это, например:

  • утвержденный проект перепланировки помещения,
  • разрешение на проведение капитального ремонта,
  • заключение приемочной комиссии о том, что при реконструкции, перепланировке или других изменениях соблюдены строительные нормативы.

После этого инженер снова готовит межевой или технический план, в котором отражены изменившиеся свойства объекта. Весь комплект бумаг подается в службу Росреестра, и новые данные вносятся в ЕГРН.

Снятие с учета объектов недвижимости

Если недвижимость приходит в негодность (вследствие разрушения, порчи, гибели), ее снимают с кадастрового учета. Главный документ, который для этого нужен, — акт обследования. Его готовит кадастровый инженер после того, как осмотрит место расположения объекта.

Кроме акта обследования требуются правоустанавливающие документы на недвижимость и паспорт собственника. К комплекту бумаг прилагается заявление о снятии с учета. Дальнейшие действия такие же, как при описанных выше процедурах.

Сроки оформления и стоимость

Сроки регистрации объектов недвижимости, внесения изменений в их характеристики и снятия с учета жестко регламентированы. Согласно закону о кадастровом учете № 218-ФЗ, с момента подачи полного комплекта документов до принятия решения о регистрации должно пройти не больше:

  • 7 рабочих дней — с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 9 рабочих дней — с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 5 рабочих дней — с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
  • 7 рабочих дней — с даты приема в МФЦ заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
  • 10 рабочих дней — с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 12 рабочих дней — с даты приема в МФЦ заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 5 рабочих дней — с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и/или государственную регистрацию прав.

Как видно, закон регулирует только период рассмотрения документов регистрирующими органами. Сроки исполнения самих кадастровых работ никак не регламентированы. Заказчик и кадастровый инженер устанавливают их по взаимному соглашению и прописывают в договоре подряда.

Факторы, влияющие на длительность проведения кадастровых работ:

  • объем мероприятий, который зависит от специфики объекта (расположение, площадь, конфигурация и т. д.),
  • наличие у клиента полного комплекта документов (если нужных бумаг не хватает, их приходится оформлять отдельно, а это затягивает процесс),
  • разногласия с соседями по поводу границ участка или невозможность своевременно известить их о предстоящем межевании.

В среднем срок проведения работ по постановке на кадастровый учет земельного участка, здания, квартиры составляет от двух недель до месяца. Чтобы подготовить акт обследования, кадастровому инженеру потребуется меньше времени — около недели.

Стоимость постановки на кадастровый учет тоже зависит от ряда условий:

  • площади объекта и его технических характеристик (например, неправильная форма участка или нестандартное расположение инженерных коммуникаций в здании усложняют кадастровые работы, а значит, удорожают их),
  • типа и цели использования объекта недвижимости,
  • расположения (чем сильнее участок удален от центра города, тем выше транспортные расходы и стоимость услуг),
  • ценовой политики кадастрового бюро (у каждой фирмы свои тарифы).

Исходя из разнообразия ценообразующих факторов, говорить об общей стоимости услуг не совсем целесообразно. Диапазон средних цен можно указать лишь приблизительно: от 10 до 50 тысяч рублей.

Изменения в законодательстве 2017–2018 гг. закономерно привели к росту популярности кадастровых услуг. Ставить недвижимость на учет в Росреестре теперь обязательно, если владелец планирует в полной мере реализовать свое право собственности. Чтобы подготовить документы для регистрации участка, дома или квартиры, необходима помощь кадастрового инженера.

Кадастровый учет, что это?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *