Зачисление на полное государственное обеспечение

Согласно ч. 5 ст. 322 Трудового кодекса РФ по просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка.

При реализации этой нормы нужно учитывать следующее.

1. Такое право предоставляется только лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (гл. 50 ТК РФ).

2. Воспользоваться им могут только работники, у которых есть дети до 18 лет. При этом не имеет значения, работает ли этот ребенок или состоит на учете в службе занятости.

3. Работник может требовать предоставления отпуска только в том случае, когда он уже имеет право на этот ежегодный отпуск, т.е. по истечении шести месяцев работы в соответствующем рабочем году (ст. 122 ТК РФ).

4. Основанием для предоставления такого отпуска является письменное заявление работника о необходимости сопровождения ребенка, поступающего на обучение в образовательные организации, расположенные в другой местности (т.е. в другом населенном пункте по существующему административно-территориальному делению), с приложением подтверждающих документов от образовательной организации.

5. Величина отпуска – не менее 14 неиспользованных календарных дней, предоставляемых вне графика отпусков (ст. 123 ТК РФ).

6. В ч. 5 ст. 322 ТК РФ речь идет о ежегодном оплачиваемом отпуске, без выделения основного и дополнительного. Статья 322 ТК РФ называется «Порядок предоставления и соединения ежегодных оплачиваемых отпусков».

Таким образом, можно сделать вывод, что при реализации требований ч. 5 ст. 322 ТК РФ могут быть использованы как основной, так и дополнительный ежегодные оплачиваемые отпуска, с соблюдением вышеуказанных условий.

В связи с вступлением в силу 15 июля 2016 г. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закона № 359-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон № 159-ФЗ), Минобрнауки России в целях единообразной правоприменительной практики относительно права на полное государственное обеспечение лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, сообщает.

Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 359-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя (далее — дети-сироты), обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.

В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.

Согласно статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель;

Внесенные Федеральным законом № 359-ФЗ изменения не являются нововведением. Положения Федерального закона № 159-ФЗ и в предыдущей редакции подразумевали, что лица, не относящиеся к категории детей-сирот, однако обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, также имели право на все дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования наравне с детьми-сиротами и на тех же условиях.

Рассматриваемые положения Федерального закона № 359-ФЗ носят редакционный характер, так как анализ и многочисленные обращения образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показал, что существовавшая ранее редакция Федерального закона № 159-ФЗ не позволяла однозначно применять норму закона на практике.

Учитывая изложенное лица, потерявшие в период обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих приравниваются в правах к детям-сиротам при зачислении на полное государственное обеспечение и предоставлении дополнительных гарантий по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения.

В.Ш. Каганов

Зачисление на полное государственное обеспечение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *