Подарки государственным служащим

22 ноября 2017

14680

Большой резонанс в Бобруйске вызвала новость о том, что в отношении одного из чиновников Бобруйского горисполкома возбуждено уголовное дело за то, что (по версии следствия) он принимал «товарно-материальные ценности» в качестве взяток.

Вообще, в отношении этой и подобных новостей автор стоит на позиции ст. 26 Конституции Республики Беларусь, которая устанавливает, что никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда («презумпция невиновности»). Следствию, а затем и суду, предстоит выяснить все аспекты инкриминируемого деяния, а до тех пор Высший закон страны обязывает считать человека невиновным.

Тем не менее, обратило внимание непривычное обстоятельство – то, что в качестве незаконного предоставления использовались не деньги (как это обычно бывает при взятках), а некие вещи (товарно-материальные ценности).

В этой связи встал вопрос: можно ли вообще дарить какие-либо подарки чиновникам, медикам, учителям и другим работникам бюджетных учреждений, не будет ли это являться нарушением закона? А как же быть, если хочется от всей души отблагодарить человека, откликнувшегося на жизненное затруднение, неформально подошедшего к твоей проблеме, проявившего сердечное участие в беде? Что делать, если подарок – это не столько «материальная ценность», сколько символ человеческой благодарности на память отзывчивому и профессиональному «государеву служащему» (каковых немало)?

Давайте сначала проведем небольшую классификацию и разделим государственных служащих (лиц, замещающих властные государственные должности в государственном органе, их еще называют «чиновники») и работников государственных учреждений (медики, учителя и пр.), которые госслужащими не являются.

Закон по-разному относится к каждой категории:

— госслужащим от благодарных людей брать подарки категорически запрещено (ст.17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»), а если он все же получил подарок за свою службу, он должен будет письменно сообщить о факте получения подарка и его сдать по месту работы (ст.40 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»).

— работникам государственных учреждений (врачам, медсестрам, учителям, воспитателям, работникам учреждений соцзащиты и т.д.) закон разрешает дарить подарки, но только при двух условиях (ст.546 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Во-первых, это должны быть обычные подарки (подарки, которые обычно принято дарить в обществе в таких случаях, например, цветы, вкусные конфеты к чаю, необычный чай или кофе). Во-вторых, общая стоимость подарков от благодарного человека не должна превышать пятикратный размер базовой величины.

Автор повторно обращает внимание, что в данном случае речь идет сугубо о подарках – символах сердечной благодарности от человека за отзывчивое отношение к беде или проблеме этого человека или его близких. Речь не идет о «подарках», которые изначально называются в качестве «стоимости» «благоприятного решения вопроса» просителя. Такие «подарки» являются взятками и квалифицируются по ст. 430 УК РБ.

Однако, даже принятие подарка от благодарного человека может подпасть под уголовную ответственность, если оно нарушает вышеприведенные ограничения. Так, ст. 433 УК РБ устанавливает уголовную ответственность за принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что государство очень щепетильно относится к отношениям дарения между населением и работниками государственных бюджетных учреждений, которым они оказывают социальные услуги. Да, испытывать человеческую благодарность – не запретишь, она естественна, но подарки не должны служить искушением получать их вновь и вновь, потому что материальные возможности людей разные.

Как же выразить свою благодарность и сделать приятное «государственному работнику», который, по-Вашему мнению, оказался достойным профессионалом своего дела и отзывчивым человеком, при этом, не доставив ему проблем, не поставив в неловкое положение, не навредив ему и не подставив под подозрения в коррупции?

Исполните вышеуказанные требования. Покупайте только обычные подарки, к подарку приложите поздравительную открытку, в которой прямо укажите, что указанные вещи являются подарком за то, что уже сделал для Вас человек, приложите к ней чек со стоимостью подарков.

А лучше – напишите в адрес руководства государственной организации благодарственное письмо-заявление, опишите эффективную и качественную деятельность работника или служащего, которого Вы хотите отметить и попросите руководство организации поощрить своего работника – внесением благодарственной записи в трудовую книжку и премией. Этот способ, как сейчас говорят, «не токсичен», безопасен для обоих сторон и уж точно будет приятен, как работнику, так и руководству госорганизации, которое должно будет ответить на заявление и известить о мерах поощрения.

Могут ли госслужащие получать подарки?

Госслужащие могут получать подарки стоимостью не более 3 000 руб. О подарке в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями необходимо уведомить госорган, в котором служит госслужащий. Подарки стоимостью свыше 3 000 руб. госслужащий может выкупить.

Определение подарка и ограничения госслужащих в получении подарков

Понятие подарка законодательно не определено. В то же время из определения договора дарения следует, что подарок — это прежде всего вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

По общему правилу государственным гражданским служащим (далее — госслужащим) запрещено получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей. Подарки, полученные госслужащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и подлежат сдаче в орган, в котором госслужащий проходит службу (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; п. 7 ч. 3 ст. 12.1 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).

Подарок в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями — это подарок, полученный госслужащим от физических или юридических лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей. Не относятся к таким подаркам канцелярские принадлежности, которые предоставлялись каждому участнику официальных мероприятий в целях исполнения обязанностей, цветы и ценные подарки, которые вручены в качестве поощрения (награды) (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10).

Также установлен запрет на дарение подарков госслужащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Исключением являются обычные подарки, стоимость которых не превышает 3 000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).

Отметим, что законодательство не содержит явного запрета на получение подарков госслужащими в случаях, не связанных с их должностным положением (в семейных, дружественных отношениях).

Вместе с тем должностным лицам не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, если они одновременно являются лицами, в отношении которых должностные лица непосредственно осуществляют функции управления или контроля. Прием таких подарков может их скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в их честности, беспристрастности и объективности (Письмо Минтруда России от 11.10.2017 N 18-4/10/В-7931).

Действия госслужащего при получении подарка

Госслужащие обязаны уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями государственный орган, фонд или иную организацию, в которых они проходят государственную службу или осуществляют трудовую деятельность (далее — госорган) (п. 4 Положения N 10).

При получении подарка подтвержденной стоимостью до 3 000 руб. госслужащему необходимо представить в уполномоченное структурное подразделение госоргана уведомление о получении подарка в двух экземплярах. К нему нужно приложить документы, подтверждающие стоимость подарка (кассовый или товарный чеки, иной документ об оплате (приобретении) подарка). Уведомление представляется в течение трех рабочих дней со дня получения подарка или возвращения из командировки. Подарок при этом госслужащий вправе оставить себе (п. п. 5, 6 Положения N 10).

Если подтвержденная стоимость полученного подарка превышает 3 000 руб. или неизвестна, одновременно с уведомлением необходимо сдать подарок в уполномоченное структурное подразделение госоргана в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления. До передачи подарка по акту приема-передачи госслужащий несет ответственность за утрату или повреждение подарка.

Если стоимость подарка неизвестна, она определяется экспертным путем. Подарок стоимостью не более 3 000 руб. должен быть возвращен госслужащему. При стоимости подарка свыше 3 000 руб. госслужащий вправе его выкупить. Для этого нужно не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка направить на имя представителя госоргана заявление (п. п. 7 — 9, 12 Положения N 10).

Отличие подарка от взятки

За нарушение установленных ограничений, в том числе в отношении получения подарков, госслужащий может быть привлечен к дисциплинарной (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия), а также к административной ответственности (ст. 19.28 КоАП РФ; п. 1.1 ч. 1 ст. 37, ст. ст. 59.1, 59.2 Закона N 79-ФЗ).

Также возможно привлечение госслужащего к уголовной ответственности за взятку при наличии в его действиях состава преступления (ст. 290 УК РФ).

Подарок и взятка различаются по мотиву и характеру получения.

Мотивами для вручения подарка является уважение, симпатия, благодарность, чувство морального долга у дарителя к одаряемому. В связи с подарком у одаряемого не возникает встречных обязательств.

Мотивом для дачи взятки является корыстный умысел в виде достижения правовой, имущественной, коммерческой, иной цели для получения выгоды, обогащения либо освобождения от ответственности. У взяткополучателя также присутствует мотив обогащения.

Взятка носит возмездный характер, так как от взяткополучателя ожидается соответствующее поведение (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24):

· входящие в служебные полномочия действия либо бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

· способствование в силу должностного положения совершению указанных действий (бездействию);

· общее покровительство или попустительство по службе;

· совершение незаконных действий (бездействие).

Разъяснение законодательства на тему «Чем взятка отличается от подарка?»

Дальневосточная транспортная прокуратура

Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственным служащим запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) (пп. 6 п. 1 ст. 17).

Данный запрет не распространяется на подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными событиями. Они признаются государственной собственностью, передаются в орган, где замещает должность госслужащий, только после этого у должностного лица появляется возможность его выкупить.

Разделяя обычные подарки, получаемые гражданами в повседневной жизни, от подарков, неправомерно вручаемых госслужащим, и тем более взяток, необходимо обратить внимание на несколько важных критериев.

Вручая подарок, даритель не должен зависеть от одаряемого, в том числе от его должностного положения, исполнения им должностных обязанностей.

Подарок вручается гражданину и не связан с выполнением или невыполнением им какого-либо действия (бездействия) по работе, службе.

Получение подарка в связи с занимаемой должностью или служебным положением является неправомерным и влечет для государственного служащего дисциплинарную ответственность.

Основным отличием подарка от взятки является его безвозмездность ‒ передавая подарок, даритель ничего не пытается получить взамен, в том числе какие-либо ответные действия (бездействие) в его интересах со стороны должностного лица в связи с его служебным положением.

Взятка даётся за конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятное отношение в пользу дающего. Вопреки распространенному заблуждению у взятки фактически нет минимального размера.

Разграничение между подарком и взяткой следует проводить по мотивации дарения. При этом основным признаком выступает не стоимость вещи или материальная выгода, а то, за что она вручается и принимается.

Когда у одаряемого возникает обязанность выполнить в обмен на подарок определённые действия, связанные с его служебным положением, подарок будет расценён как взятка.

Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает получение взятки как преступление, которое состоит в получении должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за незаконные действия (бездействие), за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ).

Уголовная ответственность также установлена за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (ст. 291 УК РФ) и за посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

С 2016 года отдельно введена ответственность за мелкое взяточничество – дача, получение взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей (ст. 291.2 УК РФ).

«Благоприятное решение вопроса», — эту фразу часто приходится слышать на судебных процессах по коррупционным делам. За ней стоят возможности, которые кто-то решил монетизировать, хоть это и нелегально. Ничего удивительного. Бизнес балансирует между риском и прибылью. Как сделать риск разумным, чтобы не перейти ту грань, где подарок становится взяткой? Об этом — в интервью Office Life с партнером адвокатского бюро ARZINGER (белорусский офис) Еленой Машонской. Елена Машонская

— Есть расхожее мнение, что подарок дешевле пяти базовых величин не считается взяткой. Так ли это?

— Это основное заблуждение (бытует и среди юристов), что взятка от подарка отличается суммой. В действительности 5 базовых — не критерий для отличия взятки от подарка. Основной признак подарка — безвозмездность. А взятка всегда обусловлена поведением должностного лица.

Откуда же берется мнение, что до 5 базовых величин — это подарок, а все, что свыше, — взятка? В Гражданском кодексе есть глава «Дарение». Там есть норма, связанная с запретом дарения, «за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины». Есть и норма в законодательстве о госслужащих, согласно которой последние могут оставлять себе подарки стоимостью, не превышающей пяти базовых величин, если эти подарки получены на протокольных, официальных мероприятиях. Но все это не касается взяток.

Повторюсь, дарение подразумевает безвозмездность. То есть даритель не рассчитывает получить ничего взамен. Ни сегодня, ни в будущем. Вы «дарите» некое имущественное благо, обеспечивая лоббирование каких-то интересов, в надежде на получение каких-то преимуществ — это взятка. И даже неважно, будут ли это деньги либо другие имущественные ценности: билеты на концерт, ужин в ресторане, оплата путевки в санаторий, ценные бумаги, оказание каких-то услуг.

Положим, я приду к вам и бесплатно положу кафельную плитку на кухне. Материалы я не покупала — они ваши. Но я же вам предоставила услугу, которая оценивается в деньгах, деньги вы не заплатили, то есть «сэкономили». Вот это и есть выгода, которую вы приобрели. И дальше надо уже смотреть, получено ли что-то взамен. Если это дружеская помощь соседей — это одно дело. Если же мы как-то связаны в сфере бизнес-интересов и потом за эту услугу я быстрее получаю лицензию на строительные работы при вашей протекции, то уже можно говорить о взятке. Даже когда вы непосредственно не выдаете лицензию, но вхожи в нужные кабинеты и использовали эти связи для получения лицензии.

— Часто говорят, что дающий взятку (статья 431 УК) может избежать ответственности, если раскаялся. Это так?

— В статье 431 УК сразу же есть ответ. В примечании к ней написано, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.

Что такое вымогательство? Имело ли оно место или это версия задержанного взяткодателя? Это уже будут устанавливать следственные органы. Как правило, задержание по таким статьям производится на основании оперативно-розыскных мероприятий, и изучение оперативного материала ответит на вопрос, имело ли место вымогательство.

Что касается добровольного заявления о даче взятки, то необходимо сделать его до возбуждения уголовного дела — прийти в правоохранительные органы и обо всем чистосердечно рассказать. Тогда это основание для освобождения от ответственности. А вот когда взяткодателя задержали, то деятельное раскаяние и сотрудничество с правоохранительными органами может рассматриваться не более чем как смягчающее уголовную ответственность основание. Например, вместо лишения свободы может быть назначено наказание в виде штрафа. Но оснований для освобождения от уголовной ответственности не будет.

— То есть судимость останется?

— Конечно.

— Вернемся к подаркам. Крупные компании к каким-то праздникам или событиям могут преподносить что-то. Даже публично. Это не взятка?

— Чиновнику публично можно что-то подарить на официальном, протокольном мероприятии. Такие мероприятия организуются именно государственной службой протокола. Это не тот случай, когда частная компания создаст службу протокола, назовет свое мероприятие официальным…

— То есть если посольство определенной страны где-то организует прием, и на нем бизнесмены, которые связаны с этой страной, дарят подарки чиновникам, то это не взятка?

— Это ситуация, в которой исключена дача взятки, исходя из статуса мероприятия. Подарок преподносят не где-то в подсобке тайно, а публично, в связи с целью проводимого мероприятия. Просто в этой ситуации чиновник обязан сдать подарок дороже пяти базовых величин. Не сдаст — к нему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, но не уголовной.

Давайте еще не упускать очень важный момент: бизнес — это всегда предпринимательская деятельность, цель которой — получение прибыли. Это не безвозмездная деятельность. Для безвозмездности есть определенный порядок оказания спонсорской помощи, хотя и здесь много нюансов: в рамках спонсорской помощи также возможна дача взятки. Проще всего подарить что-то без уголовно-правовых последствий организациям, с которыми бизнес не связан, «не пересекается», например, детскому дому.

Подарок преподносят не где-то в подсобке тайно, а публично, в связи с целью проводимого мероприятия. Просто в этой ситуации чиновник обязан сдать подарок дороже пяти базовых величин.

Безвозмездный подарок чиновнику практически невозможен, бизнес преследует деловую цель, коммерческий интерес. Какая, например, может быть безвозмездность в подарке от фармкомпании для чиновника Минздрава?

Можно, конечно, рассказывать, что подарок вручен чиновнику как другу детства, а ваши общие профессиональные интересы — чистая случайность и никакого отношения к дару не имеют. Однако это несложно установить следственным органам. Вначале — подарок другу детства, председателю тендерной комиссии, а потом — протокол о признании друга победителем в закупке. Не должно быть никакой связи подарка с последовавшими до или после благами. Если люди «дружат» только на время проведения тендера, то все понятно. Органы проанализируют не только результаты тендера, но и всю цепочку исполнения договора до конца. Победил «друг» как предложивший самую низкую цену, а к концу исполнения договора цена без предусмотренных оснований изменилась и, конечно, в сторону увеличения.

Не нужно считать себя самым умным: часто складывается впечатление, что люди полагают, будто статьи о коррупционных делах и громкие заявления с высоких трибун их не касаются, они умнее, хитрее, они-то «все продумали».

Даже коробка конфет может привести к нежелательным последствиям. В практике нередко передача конфет, ужин становятся эпизодами, которые встраиваются в коррупционное дело, и «даритель» вынужден будет объяснять: по какому случаю платил за чиновника в ресторане, почему захаживал в кабинет с конфетами…

— Хорошо. Ну а если чиновник взял коробку конфет, а в ответ ничего не сделал?

— На нет и суда нет. Не будет доказано встречное предоставление — не будет уголовного дела. Но поведение получателя может быть признано неэтичным. Проблема в том, что у нас не разработаны четкие правила бизнес-этики. В США есть такие рекомендации: не предлагать даже чашку кофе проверяющему. Потому что если он примет эту чашку, его поведение будет рассматриваться как поведение, дающее надежду проверяемому, что принимая малое, примет и большое. В любом случае это признают неэтичным. Даже если от человека ничего не ожидают, он должен взять с собой свой ланч и отказываться от любых угощений. Иначе сработает такой сценарий: вначале — чашка кофе, потом — ресторан, а потом придут в кабинет «решать вопросы».

— Но через ресторан принято вести переговоры в таких странах, как, например, Китай.

— Это все-таки другой, восточный менталитет. Но даже в некоторых восточных странах постсоветского пространства установлены ограничения на подарки. До 50 долларов — не взятка. У нас в Беларуси такого нет.

— А ведь часто дарят корпоративную «сувенирку». И как с этим быть?

— К сожалению, у нас в законодательстве отсутствует определение, что такое сувенир.

Проще всего посмотреть на конкретный сувенир, раз нет понятия в законодательстве. Если дарят часы Rolex с логотипом компании — это сувенир? Понятно, что логотип не легализует взятку и не превращает ее в подарок. Все равно будут оценивать саму суть.

На мой взгляд, сувенир — это предмет, который не имеет никакой особой ценности, кроме как память о тебе как о хорошем человеке. Если бы я нарисовала кому-то рисунок, не умея особо рисовать, и человек повесил бы его на стену, вряд ли кто-то признает это взяткой, и найдется эксперт, который скажет, что эта вещь ценная. Сувенир в каком-то смысле — это бесполезная вещь, конечно, с точки зрения имущественного обогащения.

— Так сувениры действительно часто бесполезны.

— Это как посмотреть. Фарфоровая статуэтка вроде бы бесполезна, но может стоить дорого. Здесь мы становимся на очень скользкий лед. Нужно ориентироваться на дух закона. На суть. А она всегда понятна. Для чего ты даришь? Хочешь что-то получить взамен?

А с логотипами на «сувенирке» необходимо еще учесть законодательство о рекламе. Но это отдельный разговор, по крайней мере вне рамок уголовного права.

— Некоторых взяточников оправдывают. Есть ли какие-то типовые обстоятельства, в которых это возможно?

— Оправдательный приговор означает, что следствие не собрало достаточных доказательств, это признак некачественной работы. Я не хочу делать какие-то реверансы в сторону правоохранительных органов, но надо признать, что по таким делам, особенно в последние годы, стараются собрать исчерпывающие доказательства. Так что не надо питать иллюзий, когда говорят: «взяли ни за что». Человека за взятки просто так не берут. К этим делам привлечено повышенное внимание со стороны государства, и не только в Беларуси.

Конечно, и по такого рода делам выносятся оправдательные приговоры. Однако это не система, а исключения.

— Говорят, будто некоторые международные корпорации якобы закладывают в расходы взятки чиновникам. Так ли это?

— В западных странах к этим вопросам подходят еще серьезнее, чем у нас. Многие компании запрещают своим представителям лоббировать их интересы в государственных учреждениях, тем более через вознаграждения чиновникам. Это никак не может быть заложено в затраты. Просто иногда путают представительские расходы и взятки. Пожалуйста, угощайте и дарите подарки, но не чиновнику, от которого зависит что-то.

Были случаи, когда представители иностранных компаний уезжали из Беларуси, опасаясь последствий таких «подарков». Так как в международном понимании коррупции подкуп госчиновников никаким образом не считается законным.

Другое дело, что коррупция имеет место везде, и мы часто слышим о громких скандалах и в других странах. Нигде это не поощряется.

— А если передаешь подарок партнеру в честь праздника?

— Частое заблуждение, что взятка — подношение только госчиновнику. Нет. Взятка может даваться и должностному лицу частного бизнеса. Это ведь должностное преступление, а должностные лица есть везде, вне зависимости от формы собственности. Два топ-менеджера, конечно, могут обменяться подарками. Но есть особенности. Допустим, один руководит заводом, а другой производит окна. Завод объявляет торги на подряд — застеклить здание. И вот второй задаривает первого, выигрывает тендер. Но по сути итоговая цена оказывается намного больше заявленной изначально, и здесь возможно доказать, что подарок был взяткой, чтобы получить заказ. В действительности предложение взяткодателя дороже, чем у конкурентов. Просто это было завуалировано в самом начале.

Недолжностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за принятие незаконного вознаграждения, то есть имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его трудовых обязанностей действие.

Закон в данном случае логичен. Должна быть совокупность фактов, определенных действий, обстоятельств. Не может же быть так, что совершенно посторонний человек случайно попадает в какой-то офис и случайно начинает дарить подарки. Для этого, повторюсь, есть нуждающиеся люди, которым можно оказать спонсорскую помощь, пожертвование.

— Одно время в Беларуси очень бурно обсуждалась проблема провокаций. Мол, взятку человек не хотел брать, а его спровоцировали во время оперативного эксперимента…

— У нас в белорусском уголовном праве нет понятия провокации взятки. Такие действия в УК РБ именуются инсценировкой получения взятки, незаконного вознаграждения или коммерческого подкупа и представляют собой передачу денег, ценных бумаг, иного имущества либо оказание услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа. Но мне неизвестна судебная практика по таким делам.

Кузнецов, выпускник Академии правосудия Верховного суда России, взвесил «за» и «против». Сертификат укладывается в нормы законного подарка по указу президента России «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы». Однако Кузнецов уже в курсе того, что по закону, который скоро примет Госдума, госслужащие смогут получать подарки исключительно «по утвержденному перечню» — можно будет дарить только цветы (проект разрешает выходить за 3000 рублей) или книги с логотипом организации-дарителя. И подарок-катание на «Мерседесе» может закончиться аварией для карьеры.

Что-то подобное переживают врачи и учителя.

— У меня были случаи, когда пациенты, не ограничивались конфетами или коньяком, — говорит главный врач поликлиники N 121 Москвы Андрей Тяжельников, — а несли на дежурство домашние пирожки, носки-варежки и супчики. И что — гнать их?

В Тверской области люди скинулись и купили мотоцикл участковому — чтобы успевал к месту происшествий и… почту привозил

Тяжельников убежден, что закон, чтобы он работал на борьбу с коррупцией, а не приспосабливание к ней, надо менять с учетом культуры и менталитета людей.

— Для учителей, врачей, работников культуры ничего не изменится, — говорит в интервью «РГ» депутат Госдумы Анатолий Выборный. — Им можно дарить все.

Так же, по словам Выборного, законопроект смягчает санкции за получение подарков стоимостью более трех тысяч рублей (если это не цветы или канцтовары). Пока, если чиновник скрыл, что взял презент на 3001 рубль, его ждет увольнение в связи с утратой доверия. Проект закона предлагает: сначала выговор, затем предупреждение о неполном должностном соответствии и лишь затем — увольнение.

С такой трактовкой проекта закона солидарна глава муниципального округа Ясенево в Москве Ирина Гришина.

— Есть стандарт закона, а есть менталитет общества, — считает Гришина. — И перед традицией благодарности и человеческой солидарности с высоким профессионалом иногда даже стандарты закона отступают.

В пример она приводит историю, как в одном из сел в отдаленном районе Тверской области люди «незаконно» скинулись на недостающую сумму в подарок сельскому участковому — полицейскому — на мотоцикл. Затем, чтобы он оперативно успевал к месту происшествий, а заодно, когда «свободен», замещал упраздненных почтальонов в трех дальних селах.

Вывод Гришиной: стандарты законов, чтобы они работали, не должны опережать стандарты жизни.

— «Закон о подарках» неспроста решено доработать, — говорит преподаватель политологии Финансового университета правительства РФ Наталья Назарова. — Природа подарка — форма благодарности, а коррупционную составляющую надо купировать.

Искоренить бытовую коррупцию, по ее мнению, может помочь общественная экспертиза — народа и муниципальных депутатов. «Вспомните, — просит она, — 10-15 лет назад, чтобы получить обычную справку, надо было или нести чиновнику взятку, или томиться в очередях. МФЦ устранили проблему».

Может, и «Закон о подарках» сработает по этим лекалам? С его принятием необходимость выбирать подарок или ловчить с его ценообразованием просто отпадет. Тот, кто хочет дарить, сможет подарить чиновнику канцтовары или цветы, а он — принять дар без страха быть уволенным.

Подарки государственным служащим

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *