Авто ответственность

Безопасность находящихся в автомобиле людей зависит не только от искусства управления водителя. Важно, чтобы их перевозка на любом виде транспорта осуществлялась по правилам. Машина или мотоцикл должны быть приспособлены для этого, водитель – иметь нужную категорию прав и другие необходимые документы. Иначе его ждет наказание, а те, кого он везет, не могут рассчитывать на безопасность.

Содержание

Правила перевозки пассажиров

Требования, касающиеся перемещения людей, перечислены в пункте 22 ПДД. Они охватывают все аспекты перевозки:

  • сжать пассажиров в кузов грузового авто можно, только если оно приспособлено для этого;
  • его водитель должен иметь права категории C или C1, а также стаж езды на такой машине от 3 лет;
  • сиденья в кузове грузовика следует располагать на расстоянии минимум 30 см от бортов;
  • если людей в нем от 8 до 16, водительское удостоверение должно быть типа D;
  • пассажиров не может быть больше, чем мест в транспорте (в том числе стоячих, если речь об автобусе);

  • в кузове запрещено перевозить детей;
  • сажать людей на мотоцикл позади себя или в коляску разрешено только водителям с категорией A или A1 (в зависимости от объема двигателя ТС) и со стажем от 2 лет;
  • нельзя перевозить на заднем сиденье этого вида транспорта детей до 12 лет;
  • все едущие на мотоцикле должны иметь на головах соответствующие размерам защитные шлемы;
  • водители автобусов, маршруток и такси не имеют права во время езды отвлекаться беседой с пассажирами, курением, приемом пищи;
  • в автомобиле взрослые должны быть пристегнуты ремнями, а для тех, кому нет 12 лет, следует иметь специальные удерживающие устройства (кресла, бустеры и др.);
  • при перемещении организованной группы детей на транспортном средстве обязателен соответствующий знак.

Рекомендуем прочитать статью о штрафе за перегруз автомобиля. Вы узнаете о том, чем опасен перегруз на дороге, расчете максимальной нагрузки по осям, наказании для водителей грузовых авто.

А подробнее о штрафе за езду без детского кресла.

При каких условиях перевозка пассажиров запрещена

О том, когда перевозка пассажиров автотранспортом запрещена, сказано в подразделе 22.8 ПДД РФ:

  • нельзя сажать людей вне кабины машины, если это не оборудованный грузовик с бортовой платформой или кузов-фургон;
  • недопустимо размещать их для поездки за пределами кабины трактора или иной самоходной техники, на прицепе, предназначенном для груза;
  • нельзя сажать пассажиров вне сидений байка, в кузов грузового мотоцикла;
  • не разрешается везти их стоя, если технические параметры транспорта таковы, что не позволяют этого.

Условия, при которых нельзя везти пассажиров, есть и в других пунктах ПДД:

  • запрещается сажать их в кузов грузовика водителю без категории прав C или C1 или с нею, но полученной меньше 3 лет назад;
  • нельзя брать 8-16 пассажиров в кузов грузовой машины, если нет отметки D или D1;
  • недопустимо брать пассажиров мотоциклисту или на мопед, если он получил ВУ менее 2 лет назад;
  • нельзя везти ребенка младше 12 лет без соответствующего возрасту дополнительного удерживающего устройства;
  • перевозка стоящих людей запрещена, если конструкцией машины это не предусмотрено (маршрутки и т. п.);
  • недопустимо сажать на заднее сиденье мотоцикла пассажира до 12 лет.

Смотрите в этом видео о правилах перевозки людей:

«Газель» для перевозки людей

«Газель» должна быть специально оборудована для перевозки людей:

  • иметь сиденья, расположенные в соответствии с условиями комфорта и безопасности;
  • у каждого кресла должен быть удерживающий человека на месте ремень;
  • иметь открывающиеся форточки и люки, а также запасные выходы.

Аналогичны правила перевозки пассажиров микроавтобусом. Транспорт должен быть для этого приспособлен.

Если речь о грузовом автомобиле типа «Газель», в нем может ехать, помимо водителя, только человек, сопровождающий содержимое. Но и для него должно быть установлено кресло с ремнем безопасности.

Легковой автомобиль для перевозки пассажиров

Легковой автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров, может использоваться в личных целях или в качестве такси, но правила эксплуатации машины во многом схожи:

  • количество людей не должно быть больше, чем число кресел;
  • для детей до 12 лет обязательно специальное удерживающее устройство, соответствующее габаритам юного пассажира;
  • каждый человек должен быть пристегнут ремнем, за это отвечает в том числе и водитель;
  • для багажа существует специальный отсек, нельзя брать громоздкое содержимое в салон;
  • предыдущее требование не касается ручной клади;
  • багажник, несмотря на наличие в нем содержимого, должен быть закрыт;
  • можно брать в салон такси переноску с животным, но устанавливают ее так, чтобы не мешать водителю обозревать дорогу в зеркала заднего вида.

В легковом такси на видном месте необходимо закреплять правила транспортировки людей, а также контактные данные водителя, фирмы.

Требования к автобусам для перевозки пассажиров

Требования к автобусам, предназначенным для перевозки пассажиров, заключаются в следующем:

  • в салоне около передней двери фиксируют наклейку с числом пассажирских мест и общим количеством людей, на транспортировку которого рассчитано ТС;
  • вместимость определяется с учетом веса одного человека в 68 кг плюс 3 кг его вещей;
  • если в транспорте запрещено везти стоящих пассажиров, масса одного принимается за 71 кг;
  • обязательно наличие освещения во всем салоне в темное время суток;
  • должны быть работающие динамики для оповещения людей;
  • в холодное время года включают отопление;
  • механизмы окон и дверей должны быть исправны;
  • правила перевозки пассажиров в пригородных автобусах позволяют им ехать стоя;
  • в этом случае нужны поручни и ремни, за которые можно держаться;
  • обязательно наличие 2-х огнетушителей и аптечки;
  • для междугороднего транспорта необходима нумерация сидений;
  • в маломестном ТС должно быть две двери для входа и выхода, при большем числе пассажиров – от трех.

Требования к туристическим автобусам еще жестче, в них предусматриваются:

  • объемный багажный отсек;
  • мягкие сиденья, которые можно отклонять назад или двигать в сторону;
  • столики для каждого человека, сетки для вещей, подставки для ног;
  • полки над креслами для сумок;
  • кондиционер и система обогрева;
  • индивидуальное освещение, динамики, микрофоны;
  • кофеварка или бойлер минимум на 10 л;
  • биотуалет;
  • количество мест от 48;
  • автоматизированная система навигации.

Правила перевозки пассажиров в автобусах междугороднего сообщения

Правила перевозки пассажиров в любого типа автобусах междугороднего сообщения предполагают выполнение следующих условий:

  • полную исправность технического состояния;
  • наличие сертификата соответствия, путевого листа у водителя;
  • возможность для людей знать маршрут, купить билет в кассе или оплатить проезд водителю во время остановки;
  • сиденья должны быть повышенной комфортности;
  • обеспечивается доступ для людей к запасному и аварийному выходам (они обозначаются надписью);
  • должен быть вместительный багажный отсек;
  • использование символа с указанием точки выезда и конечного пункта в нижней части лобового стекла;
  • наличие у водителя регистратора и навигатора;
  • помощь пассажирам в размещении багажа;
  • объявление промежуточных остановок, если они есть в пути;
  • помощь со стороны водителя пассажирам с ограниченными возможностями;
  • посадка и высадка только после того, как ТС остановится;
  • движение с закрытыми дверьми и после того, как люди разместятся в креслах;
  • оповещение их в случае опасности.

Обязанности есть не только у человека, управляющего автобусом. Пассажиры тоже выполняют правила:

  • заблаговременно покупают билет;
  • размещают свои вещи в салоне так, чтобы не мешать другим;
  • занимают место, указанное в билете;
  • не курят, не пьют спиртное в салоне, не мешают водителю;
  • не перевозят несущее угрозу, плохо пахнущее содержимое;
  • тоже заботятся о собственной безопасности (пристегиваются, не высовываются в окно и т. д.).

Что означает «нарушение правил перевозки пассажиров в автобусе»

Нарушение установленных правил перевозки пассажиров в автобусе – это прежде всего игнорирование любого из приведенных выше условий, но также:

  • отсутствие лицензии на данный вид деятельности, прав нужной категории и стажа у водителя;
  • непрохождение им предрейсового медосмотра;
  • несоответствие транспорта цели использования;
  • неоправданное отклонение от установленного маршрута;
  • несоответствие количества пассажиров техническим возможностям автобуса.

За это наказывают не только водителя, но руководителя фирмы, организующей перевозку, или владельца.

Смотрите в этом видео о том, кто должен иметь лицензию на перевозку пассажиров:

Если у автомобилиста категория B, сколько человек можно перевозить

При наличии у водителя категории прав B можно перевозить 8 человек пассажиров или меньше. Это разрешено, если число посадочных мест в транспорте соответствует количеству людей. Когда кресел больше, пассажиров все равно должно быть до 8. При меньшем числе сидений можно взять столько же людей, сколько мест.

Разрешается ли перевозить людей на грузовом прицепе

Перевозить людей на грузовом прицепе вне зависимости от категории ТС не разрешается. Ограничение есть в п.22.8 ПДД:

Запрещается перевозить людей: …на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения…

Разрешается ли перевозка людей в буксирующем автомобиле

Перевозка людей в буксирующем автомобиле никакими правилами не запрещена, а значит, разрешается (если речь не о методе частичной погрузки). Но они должны находиться в кабине машины, не в кузове. Это действие при верном исполнении не несет опасности пассажирам. Буксирующая другое ТС техника остается управляемой, а водитель будет еще осторожнее, как этого требует ситуация.

Можно ли перевозить людей в буксируемом автомобиле

Перевозить людей в буксируемом автомобиле правилами запрещено. Есть п.20.2 ПДД:

При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки — нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

Исключений из него не бывает.

Разрешается ли перевозка рабочих на платформах автоэлектрокаров

Перевозка рабочих предприятия на платформах автоэлектрокаров не разрешается. Это приспособление существует только для грузов, не имеет бортов. Значит, транспортировка пассажиров может быть опасна для них, на скорости оттуда легко упасть. Размещение людей на этой необорудованной площадке нарушает п.22.8 ПДД.

Нарушение правил перевозки людей в соответствии с КоАП РФ

Нарушение правил перевозки людей наказывается по КоАП РФ статьей 12.23, то есть в 500 руб. Есть санкции и за другие проступки по этой части, налагаемые не только на водителей:

Нарушение Штраф
За отсутствие лицензии по ст.14.1.2

50 тыс. р. штрафа для частника

100 тыс. р. для ИП

400 тыс. р. для юрлица

За невыдачу пассажиру билета по ст.14.5

1500-2000 р. с водителя

3000-4000 р. с должностного лица

30-40 тыс. р. с организации

За провоз ребенка без детского кресла по ст.12.23

3 тыс. р. с водителя

25 тыс. р. с должностного лица

100 тыс. р. – с юридического

За нарушения при организованной транспортировке детей ст.12.23 ч.4

3 тыс. р. с водителя

25 тыс. р. с должностного лица

100 тыс. р. – с юридического

За перевозку детей ночью

водителю — штраф в 5000 р. либо лишение ВУ на 4-6 месяцев

должностному лицу – 50 тыс. р.

организации – 100 тыс. р. по ч.5 ст.12.23

За все прочие нарушения, допущенные при транспортировке детей

ответственное лицо заплатит 25 тыс. р

юридическое – 100 тыс. р. по ч.6 той же статьи

За разрешение на использование неисправного автобуса или машины по ст.12.31

штраф от 5 тыс. р. до 8 тыс. р. с должностного лица

За отсутствие у водителя нужной категории прав по ч.1 ст.12.3.1

25 тыс. р. с ответственного лица

100 тыс. р. с юридического

За отправку на работу автомобилиста без прохождение медосмотра по ч.2 ст.12.3.1

3 тыс. р. с физлица

5 тыс. р. с должностного

30 тыс. р. с юридического

За транспортировку на автобусе без предрейсового ТО по ч. 3 ст.12.31.1

штраф 3 тыс. р. с водителя

5 тыс. р. с должностного лица

30 тыс. р. с организации

Как накажет инспектор ГИБДД за лишнего пассажира

Необходимость перевезти всех желающих ехать часто толкает водителей на то, чтобы сажать в авто больше людей, чем можно уместить. Их ожидает наказание вне зависимости от того, какой транспорт при этом используется. Оно налагается по статье 12.23 КоАП.

На машине

Санкции за лишних пассажиров могут применяться в двух случаях:

  • В салоне их больше, чем положено по характеристикам ТС. Здесь работает раздел 1 указанной выше статьи, то есть инспектором будет выписан штраф 500 р.
  • Один или несколько человек находятся за пределами салона в нарушение правил. Иногда сотрудники ДПС обнаруживают их в багажнике или иных местах, где нет соответствующих условий. В этом случае работает раздел 2 статьи 12.23:

Перевозка людей вне кабины автомобиля (за исключением случаев, разрешенных Правилами дорожного движения), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Если нарушены обе части закона, то штрафы не поглощаются, а суммируются. То есть водитель заплатит 1500 р. В ситуации есть один положительный момент – размер штрафа не увеличивается в зависимости от количества лишних пассажиров.

На мотоцикле

Если перевозку лишнего человека в комфортабельном авто хоть как-то можно понять, то в ситуации с мотоциклом все серьезнее и опаснее. Поэтому наказание за этот проступок налагается по части 2 статьи 12.23. Это штраф 1000 р.

То же самое грозит водителям, посадившим человека в кузов грузового мотоцикла. Если пассажиров несколько, сумма выплаты остается фиксированной.

На маршрутке

Чрезмерное количество людей в маршрутке наказывается по той же статье 12.23. Но здесь могут быть нюансы:

  • если в салоне оказались один или несколько взрослых лишних человек, водитель заплатит 500 р. по части 1 статьи;
  • если это ребенок, штраф для него вырастает до 3000 р., для должностного лица – до 25000 р., юридическое отдаст 100000 р. в соответствии с разделом 3 статьи 12.23 КоАП.

Последний пункт применяется вполне оправданно. Ведь если ребенку не хватило места в маршрутке, для него нет и положенного при перевозке удерживающего устройства. А это прямое нарушение правил, подвергающее жизнь маленького человека повышенной опасности.

Если везут детей

К перевозке юных граждан требования еще более жесткие, чем в отношении взрослых. Поэтому и наказание намного строже:

  • штраф 3000 р. для водителя, 25000 р. для должностного лица, до 100000 р. для юридического, если детей перевозят вопреки правилам (часть 3 статьи 12.23);
  • те же санкции при нарушениях во время организованной поездки (раздел 4 статьи 12.23);
  • 5000 р. с водителя или лишение ВУ на 4 — 6 месяцев, 50000 р. с должностного лица, 200000 р. с юридического (часть 5 статьи 12.23).

Солидные суммы выплат предусматривает и последний раздел закона:

Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

Штраф за перевозку 5 пассажиров

Штраф за перевозку в автомобиле 5 пассажиров налагается, если техника рассчитана на 4-х и меньшее число людей, по ч.1 ст.12.23:

Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

И еще санкция может ждать за то, что лишний пассажир не пристегнут. Это 1000 р. по ст.12.6 КоАП.

Штраф за перегруз пассажиров

Штраф за перегруз в машине пассажиров тоже могут выписать только по ст.12.23 – 500 руб., если среди них есть лишние. Но при общем количестве людей, соответствующем числу посадочных мест, наказания быть не должно. Тем более неприменима здесь ст.12.21. Ведь она касается только груза, но не людей.

Штраф за перевозку людей в грузовом фургоне

Штраф за перевозку людей в неприспособленном для этого грузовом фургоне налагается по ч.2 ст.12.23:

Перевозка людей вне кабины автомобиля (за исключением случаев, разрешенных Правилами дорожного движения), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Но если речь о сопровождающих имущество, для которых оборудованы сиденья, санкцию не применяют. Людей в этом случае должно быть не больше двух, столько же и кресел.

Штраф за перевозку людей в багажнике

Штраф за перевозку людей в предназначенном для другой цели багажнике налагают тоже по ч.2 ст.12.23, то есть водитель отдаст 1000 р. Его ждет также разбирательство по поводу того, по своей ли воле человек оказался в этом отсеке. И если выяснится, что нет, применяется еще и уголовная статья.

Штраф за стоячих пассажиров в маршрутном такси

Штраф с водителя за стоячих пассажиров, обнаруженных в маршрутном такси, составит 500 р. Здесь применяется ч.1 ст.12.23, а не ч.2, ведь люди находятся в салоне машины, не за его пределами. Но это все равно является нарушением, так как по правилам в маршрутке не предусмотрены стоячие места. Это невозможно из-за ее технических характеристик.

Штраф за перевозку людей в кузове «Газели»

Штраф за перевозку людей в кузове не оборудованной для этого «Газели» составляет 500 р. Здесь работает ч.2 ст.12.23 КоАП. Если в кузове есть сиденья для сопровождающих груз, они могут там находиться. Водителя наказывать за присутствие сотрудников не должны. Избежать санкции удастся также, если машина полностью переделана под пассажиров, а у водителя категория прав C или D. Но везти можно только взрослых, не детей.

Штраф за нелегальную перевозку пассажиров

Для тех, кто профессионально занимается транспортировкой людей, возможны и более строгие санкции при допущенных нарушениях. Одно из них – нелегальная перевозка, то есть отсутствие разрешения на этот вид деятельности. Наказание за нее регламентируется разделом 2.1 статьи 12.3 КоАП. Водителю за отсутствие документа придется заплатить 5000 р.

Штраф за неправильную перевозку пассажиров

Штраф на водителя за неправильную перевозку пассажиров налагается в соответствии

со ст.12.23 КоАП. При общих нарушениях применяют ч.1, это 500 р. в пользу государства.

Данный раздел закона работает в подавляющем большинстве случаев, когда речь идет о личных легковых автомобилях. Например, если количество людей в салоне превышает число предназначенных для них кресел. То есть штраф за перевозку пассажиров без сиденья – 500 р.

Неправильная транспортировка людей – это также отказ от использования ими ремней безопасности. За то, что пассажир не пристегнулся, накажут не только его по ч.1 ст.12.29 КоАП штрафом в 500 р., но и водителя. Последнему грозит применение ст.12.6 Кодекса, то есть выплата 1000 р. Аналогичным будет штраф за неправильную перевозку пассажиров на мотоцикле. Санкцию применят к водителю байка, если на них нет защитных шлемов.

Существует и штраф за пассажира в багажнике – 1000 р. Его налагают по ч.2 ст.12.23 КоАП.

Наказание за перевозку людей в кузове

Сажать пассажиров в кузов автомобиля, если он для этого не приспособлен, еще опаснее, чем набивать ими кабину или салон. И потому наказание за это предусмотрено по части 2 статьи 12.23. Это штраф 1000 р. Он не растет из-за количества людей в кузове. Но это не отменяет необходимости устанавливать там сиденья.

Перевозка людей в кузове пикапа

Перевозка людей в кузове предназначенного для грузов пикапа тоже является нарушением и закончится для водителя наказанием по ч.2 ст.12.23 Кодекса. Она возможна, если:

  • установить и прочно зафиксировать кресла или скамьи на расстоянии 30-50 см от пола;
  • сделать бортики высотой не менее 30 см от сидений;
  • обеспечить связь пассажиров с водителем с помощью кнопки, подающей звуковой сигнал;
  • устроить тент и освещение для перевозимых людей.

Управлять таким транспортом разрешается только с категорией C или D. Все технические изменения должны быть одобрены экспертами и зарегистрированы в ГИБДД.

Изменения, которые могут ждать водителей

Штрафы за чрезмерное количество людей в авто и помещение их для перевозки туда,

где человеку ехать неудобно и опасно, невелики. А случаев, когда они из-за этого получали ранения или гибли, попадая в ДТП, немало.

Поэтому законодатели все чаще говорят о необходимости увеличения штрафных санкций по упоминавшимся статьям КоАП. Уже выдвинуто предложение о росте принудительных выплат с тех, кто замечен на нелегальных перевозках (много аварий с участием таких автомобилистов).

Не исключено, что статья 12.3 подвергнется изменениям, и таксист без разрешения заплатит уже не 5000 р., а 20000 — 30000 р. С юридических лиц предлагается брать штраф в 300000 — 500000 р.

Пока эти изменения только в планах. Но автомобилистам необходимо следить за законодательством. В последнее время по многим статьям КоАП наказания ужесточены. Не исключено, что штрафы повысят и за лишних пассажиров, и за иные, касающиеся перевозки людей, нарушения.

Рекомендуем прочитать о штрафе за такси. Вы узнаете об общих требованиях к такси, штрафах за шашку, за езду без детского кресла, езду без страховки, за парковку и другие нарушения.

А подробнее о штрафе за езду без документов.

Иногда человек готов потерпеть неудобства в машине или автобусе, лишь бы быстрее добраться до нужного места. Но водителю не стоит этим пользоваться. Беря лишнего пассажира, он не только рискует нарваться на штраф, но и взваливает на себя дополнительную ответственность за человеческую жизнь, подвергает ее неоправданной опасности.

Полезное видео

О правилах перевозки людей с изменениями от 07.2017 г. смотрите в этом видео:

Теперь за угон автомобилей в Украине будут сажать в тюрьму

Верховная Рада Украины во втором чтении поддержала законопроект № 3301 «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины относительно усовершенствования законодательства в сфере противодействия незаконному завладению транспортным средством». За документ проголосовали 309 народных депутатов.

Данный проект закона предусматривает введение учета стоимости угнанного автомобиля при определении ответственности для злоумышленника за его хищение. Теперь за основу будут брать фактическую цену транспортного средства, а не исходить из стоимости нанесенных повреждений угнанному авто. Правки будут внесены в ст. 289 и 290 Уголовного кодекса Украины, а также ст. 250 Уголовно-процессуального кодекса. Отныне, речь о штрафах за похищение авто идти не будет. Только лишение свободы сроком от 3 до 5 лет, а при совершении кражи группой лиц – от 8 до 12 лет с конфискацией имущества или без таковой.

Также в тексте законопроекта предусмотрена ответственность за замену или уничтожение серийных номеров кузовов и двигателей автомобилей, которые были угнаны. За данный проступок будут наказывать штрафом в размере 1000 или 1200 необлагаемых минимумов доходов граждан (17 000-20 400 гривен) или лишением свободы на срок до пяти лет. За разукомплектовку и переоборудование угнанных авто – от 5 до 7 лет лишения свободы.

Истории, когда таксисты в ходе конфликтов нападают на пассажиров (и наоборот), или когда пассажиры такси в результате ДТП получают тяжёлые травмы, в сводке происшествий мелькают регулярно.

Один из самых громких последних случаев произошёл в ноябре 2018 года, когда воронежский таксист в Москве избил пассажирку, сломав ей нос и руку, якобы за высказанное ей предположение, что мужчина купил права.

Регулярно в редакцию поступают жалобы от читателей на хамство и неадекватное поведение водителей, грязные автомобили и прочие реалии «сервиса» современных такси. Несёт ли кто-то реальную ответственность за безопасность пассажиров, вызывающих такси в диспетчерских службах или через интернет-приложения?

Рынок такси серьёзно изменился несколько лет назад с появлением множества диспетчерских служб и так называемых агрегаторов (когда машину можно заказать через интернет-приложение).

Юридически большинство этих служб никакого отношения к такси не имеют. Они лишь выступают посредниками между водителем-частником и пассажиром. Данные компании лишь предоставляют информационные услуги: передавая водителю заказы клиентов, а клиентам – информацию о водителе.

Если клиент пожалуется на хамское поведение такого водителя или грязный салон, максимум, что может сделать диспетчерская служба: снять этого водителя с заказов на некоторое время (как правило, на сутки). А кто понесёт ответственность, если произойдёт какое-то реальное ЧП: избиение клиента или ДТП?

— По гражданскому кодексу ответственность за причинение вреда несёт непосредственный виновник, то есть водитель (ст. 1064 и 1079 ГК РФ), — комментирует юрист Михаил Петров. – Если, скажем, произошло ДТП не по вине водителя такси, то ущерб здоровью пассажира выплатит страховая компания.

Лимит выплат по ущербу жизни и здоровью по договору ОСАГО сейчас составляет 500 тыс. рублей. Правда, если будет доказано, что водитель занимался услугами извоза, а в полисе ОСАГО не было отметки, что автомобиль используется в качестве такси, то страховщики могут отказать в выплатах.

В 2018 году Верховный суд России после громкого случая с гибелью в ДТП пассажирки одного из московских такси, постановил, что хотя компании-агрегаторы и работают как диспетчерские службы, они всё равно должны отвечать вместе с водителями.

— Постановление Верховного суда особо указывает, что перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные, — комментируетпредседатель правления Ассоциации юристов России Владимир ГРУЗДЕВ.

Когда клиент звонит по телефону службы такси или заказывает машину на сайте, он не должен задумываться, перед ним настоящая служба такси или некие посредники, только связывающие его с настоящими таксистами. Агрегатор должен отвечать за свой бренд. А значит, нести ответственность и за таксистов, которых привлёк к сотрудничеству.

Но постановление Верховного суда – это лишь руководство к действию судей, которые будут рассматривать подобные дела. Чёткой нормы закона, вносящей ответственность для диспетчерских служб такси и агрегаторов, в России по-прежнему нет.

Новый законопроект, который возможно поможет навести порядок в сфере перевозок, в Госдуме планируют рассмотреть в ближайшую весеннюю сессию. Предполагается, что агрегаторам такси запретят передавать заказы водителям, не имеющим необходимое разрешение. И если сейчас штраф для нелегалов составляет 5 тыс. рублей, то в случае принятия закона этот штраф будет поднят в 6 раз – до 30 тыс. рублей.

Обязанностей у пассажиров немного, все они просты и понятны, хотя небольшой комментарий всё же будет уместен.

Обязанность №1.

Правила. Раздел 5. Пункт 5.1. Пассажиры обязаны…

… при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутыми ими,…

… а при поездке на мотоцикле – быть в застёгнутом мотошлеме.

Обязанность №2.

Правила. Раздел 5. Пункт 5.1. Пассажиры обязаны…

… посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Обязанность №3.

Правила. Раздел 5. Пункт 5.1. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины,…

… она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Тут следует сделать одно уточнение – те, кто находятся вне трамвая, это не пассажиры, это пешеходы. И они могут не заботиться о том, создают ли они помехи движению. Правила в данной ситуации наделили их преимуществом (обязали водителей уступать им дорогу).

Ну, хорошо, применительно к маршрутному автобусу или троллейбусу, или к трамваю это понятно и безо всяких Правил. В автобус или троллейбус мы всегда садимся с тротуара (у них и двери-то только с одной стороны – с правой), а в трамвай садимся с проезжей части, что тоже не противоречит Правилам.

А как прикажете садиться в легковой автомобиль, у него двери со всех сторон?!

За пределами дороги нет ни тротуаров, ни обочин, поэтому можете садиться с любой стороны.

А на дороге садиться и выходить предписано только в сторону тротуара (или обочины).

Посадка-высадка со стороны проезжей части разрешается только если по какой-то причине это невозможно сделать со стороны тротуара и только при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Обязанность №4.

Правила. Раздел 5. Пункт 5.2. Пассажирам запрещается…

… отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения.

Обязанность №5.

Правила. Раздел 5. Пункт 5.2. Пассажирам запрещается…

… при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов.

Авто ответственность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *