Экологическая экспертиза основывается на принципах

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 3. Принципы экологической экспертизы

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза — это экологическое исследование, анализ и оценка результатов намечаемой или существующей хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать отрицательное воздействие на окружающую природную среду. Экологическая экспертиза направлена на предотвращение появления новых, ограничение или ликвидацию существующих негативных источников воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения.

В части решения экологических проблем города экологической экспертизе подлежат:

  1. проекты генеральных планов населенных пунктов и промышленных узлов, схем районной планировки;
  2. технико-экономические обоснования (ТЭО) и расчеты (ТЭР), проекты на строительство и реконструкцию, расширение, техническое перевооружение предприятий и других объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды;
  3. действующие предприятия, другие объекты и комплексы, представляющие опасность для окружающей природной среды.

В последнем случае, если инициатором проверки природоохранной деятельности предприятия является администрация самого предприятия, такая деятельность носит название экологический аудит.

Необходимость и процедура проведения экологической экспертизы определены природоохранным законодательством Украины. Осуществляются государственная и общественная экологические экспертизы. По инициативе заинтересованных лиц и организаций, а также по решению центральных или местных органов власти может производиться дополнительная независимая экологическая экспертиза.

Государственную экологическую экспертизу объектов общегосударственного и межобластного значения проводит управление экологической экспертизы Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, объектов местного значения — отделы экологической экспертизы областных управлений экологической безопасности. В проведении государственной экологической экспертизы принимают участие органы государственного санитарного надзора и другие заинтересованные государственные органы.

На государственную экологическую экспертизу представляется раздел проектной документации, который называется «Оценка воздействия (проектируемого объекта) на окружающую среду», сокращенно — ОВОС. Раздел ОВОС включает всю, посвященную природопользованию и воздействию на окружающую природную среду, информацию, которая содержится в проектной документации.

Заключение государственной экологической экспертизы содержит оценку экологической допустимости и возможности реализации представленных на экспертизу проектов. Подготовка заключения государственной экологической экспертизы и принятие решений относительно реализации рассмотренного проекта осуществляется с учетом общественного мнения.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является основанием для открытия финансирования по реализации рассмотренного проекта.

Для учета общественного мнения относительно реализации намечаемой проектом хозяйственной деятельности, ее социально-экологических последствий проводится общественная экологическая экспертиза. Она может осуществляться в любой сфере деятельности, которая нуждается в экологическом обосновании. Ее проводят по инициативе общественных организаций создаваемые на добровольных началах эколого-экспертные коллективы из представителей общественности, независимых специалистов, представителей прессы.

Заключение общественной экологической экспертизы освещается в средствах массовой информации, направляется в органы, проводящие государственную экологическую экспертизу, местные и центральные органы власти, заказчику проекта.

Всесторонний комплексный анализ и оценка деятельности предприятий или любого другого вида деятельности в области природопользования, оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды и здоровье населения, получили название экологического аудита.

Экологический аудит организуется по инициативе руководителя или владельца объекта или вида деятельности и носит характер экологического самоконтроля или экологической самооценки. Экологический аудит выполняется независимо от государственной экологической экспертизы. Он проводится специализированными аудиторскими организациями, имеющими соответствующий квалификационный сертификат (лицензию).

Выводы (результаты) экологического аудита являются основой для разработки перспективных экологических программ, планов природоохранных мероприятий, формирования направлений экологической политики.

В обязательном порядке экологический аудит проводится в процессе приватизации государственных предприятий, при экологическом страховании, в случаях подачи предприятиями заявок на получение знака высокого экологического стандарта продукции («зеленая метка»), при предоставлении предприятиям финансовой поддержки из экологических фондов и в других случаях, связанных с определением экологических затрат.

Поделиться: Скопировать ссылку

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342

Н.А. Илларионова

Магистр 2 курса Институт государства и права ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

г. Тюмень, РФ E-mail: illarionova-nadezhda@mail. ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Аннотация

В последнее время в России все больше говорят о повышении гражданской активности при решении важных социальных проблем, задач, стоящих перед государством. Общественные палаты, как институты гражданского общества, уполномочены федеральным законодателем на проведение общественной экспертизы. В данной статье будут рассмотрены вопросы законодательного определения общественной экспертизы, объекты экспертизы, а также закрепление порядка проведения общественной экспертизы на уровне субъектов РФ.

Ключевые слова:

Общественная экспертиза, положение, действия (бездействие), общественная палата,

Нормативные правовые акты.

В 2014 г. был принят Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» , который дает гражданам право осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Одной из форм такого контроля служит общественная экспертиза.

В ч. 1 ст. 22 закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» приведено определение общественной экспертизы, которое является довольно объемным. Как минус данного понятия можно отметить попытку законодателя объединить разные объекты экспертизы в рамках одной дефиниции. В данном случае необходимо сформулировать три самостоятельных определения, каждое из которых соответствует своему направлению:

1) общественная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;

2) общественная экспертиза решений, проектов решений, документов и других материалов;

3) общественная экспертиза действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Это позволит определить цели, сущность экспертизы в отношении определенной группы объектов экспертного исследования. Из определения общественной экспертизы не ясно, что понимать под действиями (бездействием), подлежащими экспертизе, и каким образом проводить их экспертизу? В других нормативных правовых актах также отсутствуют определения данных понятий. Ранее, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 было дано разъяснение понятий «решение», «действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц». Но данный документ утратил силу в связи с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 , которое в свою очередь не содержит разъяснения данных понятий, хотя и оперирует ими.

При определении понятий «решение», «действия (бездействие)» суд указывал, что они могут быть приняты в устной форме. Это еще больше осложняет процедуру проведения экспертного исследования,

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019

поскольку эксперт исследует представленные ему материалы. В таком случае можно предположить, что проведение экспертизы возможно если представить общественному эксперту аудиовизуальные средства, с помощью которых были зафиксированы устное решение, действие (бездействие) органа, организации или должностных лиц. Это может быть видео запись, фотоснимки, запись на диктофон и т.д. Также не стоит исключать показания очевидцев произошедшего, которые могут подтвердить или опровергнуть те или иные события. К тому же 212 — ФЗ не содержит запрета на их использование в рамках проведения экспертного исследования.

Говоря о процедуре проведения общественной экспертизы, в том числе набор экспертов и предъявляемые к ним требования, законодатель оставил этот вопрос на усмотрение общественных палат субъектов РФ. Анализ актов общественных палат 85 субъектов РФ показал, что не все общественные палаты разработали положения о проведении общественной экспертизы. К субъектам, в которых не регламентирован порядок проведения общественной экспертизы специальными положениями, относятся Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область, Камчатский край (ни в законе «Об Общественной палате Камчатского края», ни в регламенте не говорится об общественной экспертизе вовсе), Республика Калмыкия, Республика Мордовия и многие другие.

Практически все имеющиеся положения общественных палат субъектов РФ о порядке проведения общественной экспертизы содержат указание на то, что экспертизы проводятся именно в отношении лишь одного объекта — нормативных правовых актов и их проектов. В законе «Об Общественной палате города Москвы» и положении «О порядке проведения общественной экспертизы законопроектов и иных нормативных правовых актов на территории Брянской области» дается определение не просто общественной экспертизы, а экспертизы именно нормативных правовых актов. При этом лишь немногие субъекты РФ (Удмуртская Республика, Карачаево — Черкесская Республика, Кемеровская область, Ростовская область и др.) закрепили в качестве объектов экспертизы проекты федеральных законов, действующие федеральные законы, в том числе по предметам совместного ведения.

Ни одно положение (в том числе положение Общественной палаты РФ), закон или регламент не содержат в рамках определения понятия экспертизы, указания на экспертизу действий (бездействия) (за исключением случаев, когда определение продублировано из ст. 22 закона об основах общественного контроля). На официальных сайтах общественных палат субъектов также отсутствуют заключения общественной экспертизы действий (бездействия).

Таким образом, законодателю необходимо на федеральном уровне закрепить определения таких понятий как «решение», «действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия», а также закрепить три самостоятельных направления общественной экспертизы, с указанием особенностей их проведения. Есть необходимость в разработке и принятии Общественной палатой РФ положения о порядке проведения общественной экспертизы действий (бездействия), поскольку в отсутствие такого порядка общественные палаты субъектов не могут в полной мере реализовать предоставленные им 212 — ФЗ возможности в сфере общественного контроля.

Список использованной литературы:

2. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2// Гарант: сайт. — URL: http://base.garant.ru/1789977/ (дата обращения 19.02.2019).

-( » )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. О порядке проведения общественной экспертизы законопроектов и иных нормативных правовых актов на территории Брянской области: положение//Общественная палата Брянской области: сайт. — URL: http://www.opbryansk.ru/ (дата обращения 18.02.2019).

8. Дементьев А.Н. Проблемы реализации Общественной палатой РФ федерального законодательства об основах общественного контроля в Российской Федерации//Гражданин и право. — 2016. — №11. — С. 62 — 70.

© Илларионова Н.А., 2019

УДК 347.637

Д.М. Круглова

студентка 2 курса магистратуры кафедры гражданского права ПГНИУ

darya.likhacheva.95@mail.ru г. Пермь, РФ

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация

Автором предложен перечень возможных способов защиты прав и законных интересов детей. Отмечается, что ряд способов защиты имеют двойственный характер, что позволяет отнести их и к мерам семейно-правовой ответственности, и к мерам защиты прав.

Ключевые слова:

способы защиты, меры защиты, меры семейно-правовой ответственности.

В отличие от гражданского законодательства РФ в семейном законодательстве РФ систематизированный перечень способов защиты прав отсутствует.

Исходя из буквального толкования ст. 4 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ), правоприменитель может воспользоваться при регулировании семейных отношений положениями ст. 12 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

Применение способов, перечисленных в ст. 12 ГК РФ, при охране семейных отношений периодически является «неоправданным», в виду особенностей предмета и метода правового регулирования семейного права. В виду этого необходимо закрепить в СК РФ перечень способов защиты прав субъектов семейных отношений.

В доктрине способы защиты прав подразделяют на меры защиты прав и меры ответственности.

Вместо понятия «меры защиты прав» авторы нередко используют собирательное понятие «способы защиты».

К числу признаков мер защиты прав относятся: применение мер защиты осуществляется исключительно в интересах субъекта права, в обеспечение его прав и свобод; применение меры защиты прав осуществляется при отсутствии вины обязанного лица; при применении меры защиты на обязанное лицо не возлагаются «новые» дополнительные обременения.

Экологическая экспертиза основывается на принципах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *