Юридическая заинтересованность

Францифоров А., заместитель Марксовского межрайонного прокурора (Саратовская область).

Основанием для отнесения участника судопроизводства по гражданскому делу к числу лиц, участвующих в деле, является наличие у него заинтересованности в исходе дела <*>. В связи с этим лица, участвующие в деле, имеют наибольший объем прав в гражданском судопроизводстве. В зависимости от того, является заинтересованность лица личной или она носит общественный, государственный характер, лиц, участвующих в делах особого производства, можно разделить на две группы: лица, защищающие личный интерес, и лица, защищающие интерес других лиц, либо защищающие государственный, общественный интерес.

<*> См.: Маслова Т.Н. Правовая природа участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Актуальные проблемы процессуальной цивилистической науки (Материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора М.А. Викут). Саратов, 2003. С. 41.

Ст. 34 ГПК определяет состав лиц, участвующих в судопроизводстве по гражданским делам. Исходя из имеющегося в ней перечня, а также из правил, установленных гл. 27 — 38, и норм, содержащихся в других главах ГПК, можно сделать вывод о том, что в особом производстве существуют следующие виды лиц, участвующих в деле: заявитель и другие заинтересованные лица; прокурор; лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, а также государственные органы и органы местного самоуправления, вступающие в процесс в целях дачи заключения по делу.

Заявитель в делах особого производства имеет много общих черт с истцом в делах искового производства. По инициативе указанных лиц и в их интересах возбуждается и рассматривается производство по делу, они являются носителями определенного требования, основывающегося на нормах материального права. При этом такое требование истца связано со спором о праве, а требование заявителя в производстве по делу особого производства со спором о праве не связано. Эта особенность порождает отличия в правовом статусе истца и заявителя.

Кроме того, между истцом и заявителем имеется еще одно отличие. При подаче искового заявления истцом считается лицо, в интересах которого подано это заявление; лица, подавшие такое заявление в чужих интересах, обладают процессуальным статусом согласно ст. ст. 45 и 46 ГПК. Иные лица, удовлетворению интересов которых также будет служить принятие положительного решения по заявлению, должны быть привлечены в качестве других заинтересованных лиц. Для привлечения к участию в производстве по делу подача указанными лицами заявления об установлении соответствующего факта или состояния не требуется.

Действующее законодательство не дает определения того, кто является иным заинтересованным лицом по делам особого производства.

На основе буквального толкования нормы, которую содержит ч. 2 ст. 263 ГПК, можно сделать вывод о том, что вся разница между заявителем и другим заинтересованным лицом в том, что заявитель — это лицо, по инициативе которого возбуждается производство по делу. То есть оба указанных участника гражданского производства являются заинтересованными лицами. Если характер заинтересованности заявителя состоит в том, чтобы установить определенный юридический факт или состояние, у другого заинтересованного лица заинтересованность может быть какой угодно: тождественной, противоположной или находиться совсем в другой плоскости (например, орган власти, привлеченный к участию в деле особого производства не в порядке ст. 47 ГПК, заинтересован в вынесении законного решения по делу). Так, Ломанова Н.П. по степени заинтересованности других заинтересованных лиц делит на две группы: а) лица, на которых непосредственно распространяется законная сила судебного решения; б) лица, на которых законная сила судебного решения распространяется косвенно <*>. У такого лица «субъективные права или охраняемые законом интересы зависят от исхода дела, возбужденного в порядке особого производства» <**>.

<*> См.: Ломанова Н.П. Субъекты гражданских процессуальных правоотношений в особом производстве.: Автореф. дис. к.ю.н. Л., 1987. С. 5.
<**> Михайлова И.А. Комментарий к ГПК РФ / Под ред. М.А. Викут. М., 2003. С. 511.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что иные заинтересованные лица в делах особого производства в своем правовом статусе имеют много общего с третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора в исковом производстве. Так, обе группы лиц, участвующих в деле, не заявляют ни к кому никаких материально-правовых требований, и никто к ним, в свою очередь, в деле таких требований не предъявляет, они пользуются всеми правами лиц, участвующих в деле, привлекаются к участию в деле для защиты своих прав и законных интересов, так как принятое судом по делу решение может оказать влияние на их права и законные интересы. По этой причине Шакарян М.С. называет других заинтересованных лиц по делам особого производства «третьими лицами» в связи с оказанием влияния решения суда на их права и обязанности, имея в виду тождественность их правового положения с правовым статусом третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора <*>.

<*> См.: Шакарян М.С. Субъекты советского гражданского процессуального права. М., 1970. С. 172 — 174.

При этом следует заметить, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований в делах искового производства, являются второстепенными участниками дела по отношению к сторонам, так как если бы не было сторон и их рассматриваемого по соответствующему делу спора, не было бы третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, которые находятся в материально-правовых отношениях с одной из сторон. Не случайно они называются третьими лицами, так как в процессе уже имеется как минимум два участвующих лица — истец и ответчик. Другие заинтересованные лица в делах особого производства могут находиться в материально-правовых отношениях с заявителем либо могут вступить в такие отношения в соответствии с вынесенным судом решением по делу. При этом указанное решение оказывает на их права и обязанности непосредственное влияние. На третьих лиц по делам искового производства судебное решение оказывает влияние опосредованно, например, через возможность предъявления к ним одной из сторон регрессного иска. Другие заинтересованные лица могут находиться в материально-правовых отношениях с заявителем на момент рассмотрения дела, до этого момента либо вступить в них в соответствии с вынесенным решением. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора в материально-правовых отношениях, являющихся предметом рассмотрения, с противоположной стороной не находятся, судебное решение на их права и обязанности непосредственного влияния не оказывает. Поэтому других заинтересованных лиц и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, нельзя смешивать между собой, так как они между собой отличаются не только по той причине, что являются участниками разных видов гражданского судопроизводства, но и потому, что они также имеют существенные различия в своем процессуальном статусе.

В законе отсутствует указание на то, на какой стадии к участию в деле могут быть привлечены другие заинтересованные лица, каким образом они допускаются для участия в деле и каковы процессуальные последствия их вступления в дело.

Представляется, что наиболее целесообразным является привлечение в процесс других заинтересованных лиц до принятия судом первой инстанции решения по делу с целью наиболее полного учета интересов всех заинтересованных лиц и уменьшения возможной отмены таких решений по причине неполноты учета указанных интересов. Для допуска других заинтересованных лиц целесообразнее выносить отдельные определения суда по этому процессуальному вопросу. Это связано с тем, что другие заинтересованные лица входят в состав лиц, участвующих в деле, имеют тот же объем прав и обязанностей, что и заявитель, результаты судебного процесса могут оказать непосредственное влияние на их права, обязанности и законные интересы. Поэтому после их допуска, как и в случае с третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, рассмотрение дела в суде должно производиться с самого начала. При этом следует учесть то, что результат процесса может повлиять в будущем на их права, обязанности и законные интересы, но это не означает, что этот результат обязательно повлияет на их права, обязанности и законные интересы. Кроме того, возможно, что для обеспечения полноценной защиты своих прав и интересов другому заинтересованному лицу будет достаточно ознакомиться с результатами рассмотрения дела, имеющимися на момент вступления в дело указанного заинтересованного лица. Поэтому в целях процессуальной экономии в таких случаях не всегда следует повторять все процессуальные действия с самого начала.

Для устранения вышеуказанных пробелов относительно участия в делах особого производства иных заинтересованных лиц необходимо законодательное урегулирование указанных моментов. Так, ч. 2 ст. 263 ГПК необходимо дополнить следующими нормами: заинтересованные лица привлекаются для участия в производстве по делу до вынесения решения судом первой инстанции, о чем судом выносится определение. При привлечении к участию в производстве по делу заинтересованного лица суд должен ознакомить его с результатами рассмотрения дела, имеющимися на указанный момент, выяснив у него, желает ли оно, чтобы рассмотрение такого дела было начато с самого начала. При положительном ответе на указанный вопрос рассмотрение дела производится с самого начала, при отрицательном ответе — продолжается дальше.

Кроме того, следует закрепить правило о том, что они пользуются равными правами и несут равные обязанности, как это сделано в ст. 38 ГПК.

М.С. Шакарян высказана мысль о том, что понятие сторон кроме искового производства может применяться еще и в делах, возникающих из публичных правоотношений <*>, а также в делах особого производства. Вопрос о том, применимо ли данное понятие в делах, вытекающих из публичных правоотношений, находится за рамками настоящей статьи. Что касается возможности использования понятия сторон в особом производстве, то это представляется некорректным. М.С. Шакарян свое мнение обосновывает тем, что в делах особого производства возможен спор о факте между участвующими в деле лицами. Например, по делам об ограничении дееспособности гражданина, о признании недееспособным возможен спор между заявителем и гражданином, о дееспособности которого рассматривается соответствующее дело, что является актуальным в случае недобросовестных действий заявителя при возбуждении таких дел в целях заведомо необоснованного ограничения или лишения дееспособности гражданина. Кроме того, спор о факте в делах особого производства может в дальнейшем перерасти в спор о праве, в связи с чем М.С. Шакарян приводит слова И. Жеруолиса, назвавшего других заинтересованных лиц «потенциальными ответчиками» <**>. Также она приводит довод о том, что дела особого производства рассматриваются по общим правилам искового производства, если нет иных специальных правил. Так как лица, участвующие в делах особого производства, пользуются правами и несут обязанности сторон, и нет запрета в том, чтобы именовать их сторонами, то в отношении них, по мнению М.С. Шакарян, может применяться понятие сторон <***>.

<*> На тот момент, т.е. в 1970 году на момент действия ГПК 1964 года, указанный вид гражданского судопроизводства имел название «Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений».
<**> Жеруолис И. Сущность советского гражданского процесса. С. 188 — 189, 198.
<***> См.: Шакарян М.С. Указ. соч. С. 124 — 129.

При этом следует учесть, что законодатель считает сторонами участников процесса, интересы которых противостоят друг другу, когда один из них выдвигает в отношении другого определенное материально-правовое требование. В делах особого производства интересы заявителя и других заинтересованных лиц не обязательно должны противостоять друг другу. В связи с недопустимостью спора о праве, материально-правовых требований они друг к другу не предъявляют. Что касается дел об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, то их цель — охрана интересов таких граждан. Поэтому даже в случае спора между этими гражданами и заявителями подразумевается, что действия заявителей должны принести пользу, в том числе и интересам лиц, о дееспособности которых рассматривается соответствующее дело. Поэтому считается, что интересы указанных лиц — не противоположные, пока не доказано обратное, то есть, что заявитель действовал при подаче заявления о возбуждении такого дела, руководствуясь недобросовестными побуждениями. В делах особого производства никто из лиц, участвующих в деле, в отношении друг друга материально-правовых требований не выдвигает. В случае же возникновения спора о праве, что связано с выдвижением одним из таких лиц требования материально-правового характера к другому участвующему лицу, указанные лица станут сторонами в гражданском деле, но уже в порядке искового производства, а не особого, при условии того, что одним из них будет подано исковое заявление.

В действующем законодательстве не решен вопрос о том, как быть в случае, когда в суд первой инстанции до вынесения им решения по делу, возбужденному по заявлению лица об установлении определенных факта или состояния, другим лицом подается заявление об установлении тех же самых факта или состояния. Очевидно, что в целях процессуальной экономии в подобных ситуациях следует рассматривать указанные требования в рамках одного гражданского дела. Например, в случае, когда в суд обращается родственник гражданина, о местонахождении которого в месте его жительства нет сведений более одного года, с заявлением о признании такого гражданина безвестно отсутствующим, и при этом до вынесения решения судом по такому делу в суд обращается кредитор гражданина, о безвестном отсутствии которого рассматривается соответствующее дело, с заявлением, содержащим тождественную просьбу. Для объединения указанных требований в одном производстве нет оснований, так как они являются одним требованием, которое только содержится в разных заявлениях разных лиц, при этом удовлетворение одного из этих требований не влечет за собой отказа в удовлетворении другого.

Поэтому представляется, что наиболее правильным будет привлечение второго заявителя в первый процесс в качестве другого заинтересованного лица, которое обладает тем же объемом прав, что и заявитель.

Кроме того, в действующем законодательстве не решен вопрос о процессуальном правопреемстве в особом производстве. Указанный вопрос является актуальным в связи с тем, что лица, участвующие в делах особого производства, в ходе рассмотрения таких дел могут быть заменены в соответствующих материальных правоотношениях в порядке общего или частного правопреемства. При этом правопреемники указанных лиц, участвующих в деле, которое рассматривается в порядке особого производства, могут быть заинтересованы в исходе дела: в установлении определенных факта или состояния либо в связи с тем, что судебное решение по делу может оказать влияние на их права и обязанности. В случае, когда в соответствующем материальном правоотношении заменяется лицо, участвующее в качестве другого заинтересованного лица, этот вопрос решается просто, так как суд в любом случае должен привлечь к участию в деле всех лиц, на права, обязанности и законные интересы которых может повлиять решение. Поэтому с момента, когда у правопреемника другого заинтересованного лица появляются права и обязанности, на которые судебное решение может оказать влияние, суд обязан их привлечь к участию в деле в качестве других заинтересованных лиц. При этом неясно, необходимо ли производить рассмотрение указанного дела с самого начала или этого не требуется. При принятии соответствующей нормы в отношении сторон в исковом производстве законодатель руководствовался мотивами о том, что правопреемник в материальных правоотношениях должен становиться правопреемником и в процессуальных правоотношениях. Это применяется в случаях, если указанные отношения не связаны неразрывно с личностью правопредшественника. Поэтому все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для правопреемника в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое он заменил. Если в делах особого производства руководствоваться указанными мотивами, относящимися к делам искового производства, то соответствующее производство по делу особого производства можно продолжить с той стадии, на которой правопредшественник другого заинтересованного лица выбыл из дела.

Сложнее обстоит дело со случаями, когда в соответствующем материальном правоотношении происходит смена лица, являющегося заявителем. В законе нет какого-либо упоминания о том, возможна ли замена в порядке процессуального правопреемства заявителей по делам особого производства. В связи с этим необходимо, используя аналогию права, руководствоваться правилами, установленными ст. 44 ГПК, регулирующей порядок замены стороны в делах искового производства. В целях же избежания возможных казусов на практике и для единообразного применения законодательства необходимо внести соответствующие дополнения в ч. 1 ст. 44 ГПК, изложив ее первое предложение следующим образом: «В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении, а также заявителя или другого заинтересованного лица по делам особого производства (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка права требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником». В связи с этим абзац второй ст. 215 ГПК необходимо изложить в следующем виде: «смерти гражданина, если спорное правоотношение допускает правопреемство, или реорганизации юридического лица, которые являются сторонами в деле, третьими лицами с самостоятельными требованиями, заявителями или другими заинтересованными лицами по делам особого производства».

Следующий вид лиц, участвующих в делах особого производства, призван защищать общественный интерес в случаях, предусмотренных законом. Это органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане.

Форма участия данного вида лиц возможна по делам об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 281 ГПК) и о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании (ст. 302 ГПК).

Что касается подачи заявления психиатрическим стационаром по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании, то в указанной категории дел психиатрический стационар не имеет процессуального статуса заявителя, а относится к лицам, участвующим в деле в порядке ст. 46 ГПК. Целью подачи его представителем заявления о возбуждении производства по делу является защита личных интересов госпитализируемого или освидетельствуемого лица, которое не осознает необходимость этих процедур и сопротивляется их проведению. Психиатрический же стационар действует исходя из обязанностей, возложенных на него специальным законодательством, регулирующим его деятельность, а также ст. 302 ГПК, предусматривающей возможность подачи его представителем подобного заявления. В данном случае им защищаются не свои собственные интересы, а интересы другого лица. Аналогичным образом можно высказаться и об органах опеки и попечительства, подающих заявления по делам об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

Указанные лица также участвуют в делах: об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 273 ГПК); об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК); об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации) (ст. 288 ГПК); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании (ст. 304 ГПК). Также целесообразно привлекать органы власти (органы ЗАГСа) по делам о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, которые также должны быть привлечены в эти дела в качестве иных заинтересованных лиц, так как судебное решение связано с возложением на них обязанностей по внесению определенных изменений в актовые записи. Кроме того, органы ЗАГСа, которые ведут актовые записи, могут дать заключение в порядке ст. 47 ГПК, которое поможет суду правильно разрешить соответствующее дело.

То, что суд имеет право привлекать к участию в деле государственные органы и органы местного самоуправления в иных необходимых случаях по своей инициативе, служит защите интересов социально незащищенных граждан, так как в настоящее время не получили распространения другие формы бесплатной юридической помощи, например, социальная адвокатура <*>. Это компенсирует то, что прокурор, являвшийся до недавнего времени основным защитником прав и интересов социально незащищенных граждан, которым требовалась квалифицированная юридическая помощь в гражданском судопроизводстве, в настоящее время может участвовать исключительно в делах, категории которых специально определены для этого федеральными законами.

<*> См.: Горлачева М.И. О формах участия государственных органов в гражданском и арбитражном процессе // Правоведение. 2002. N 1. С. 39 — 40.

Павлушина А.А. отмечает, что в делах особого производства материально-правовой спор отсутствует, а присутствует спор в процессуально-правовом смысле с «незаинтересованным лицом», как правило, государственным органом <*>. С подобным утверждением согласиться нельзя. В делах особого производства отсутствует спор о субъективных материальных правах. Но в случае наличия спора о факте он может быть основан на нормах материального права. Поэтому в подобных случаях присутствуют как процессуальная, так и материальная составляющие гражданско-процессуального спора. Что касается незаинтересованности государственных органов или других, привлеченных к участию в деле лиц, то с этим еще труднее согласиться, так как суд привлекает в процесс в качестве других заинтересованных лиц тех, на чьи права, обязанности и законные интересы судебное решение может оказать влияние. Не обязательно, чтобы этот интерес основывался на нормах цивильных отраслей материального права. Органы власти в силу их положения обязаны защищать государственные и общественные интересы, а также интересы отдельных граждан в случаях установленных законом. В этом плане справедливо замечание Рождественской Л.А. о том, что «если процесс сводится к одной только бессодержательной форме, то такая пустая формальность не имеет никакой самостоятельной ценности» <**>. При участии органов власти в делах особого производства в порядке ст. 47 ГПК их интерес, основанный на нормах публичных отраслей материального права, состоит в защите публичных и общественных интересов. Отсутствие личной заинтересованности в исходе дела должностных лиц, представляющих указанные органы в суде, и часто, как следствие этой и других причин, имеющаяся их пассивность в гражданском судопроизводстве не означают, что органы власти не заинтересованы в исходе дел особого производства.

<*> См.: Павлушина А.А. Спор — как базовая категория теории юрисдикционного процесса // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. N 7. С. 5.
<**> Рождественская Л.А. Процессуальная защита интересов других лиц в суде первой инстанции: Автореф. дис. к.ю.н. Свердловск., 1982. С. 110.

По мнению Ломановой Н.П., лицо, привлеченное к участию в деле особого производства, исходя из своего интереса к делу, основанного на административных правоотношениях (орган власти или организация), не может быть другим заинтересованным лицом в таких делах <*>. Другими словами, такое лицо участвовать в деле особого производства может только в порядке ст. ст. 46 или 47 ГПК. При этом если такое лицо не подавало заявления о возбуждении производства по делу, не привлечено к участию в деле в обязательном порядке либо по усмотрению суда для дачи заключения по делу, то к участвующим в деле лицам, названным в ст. ст. 46 и 47 ГПК, оно отнесено быть не может. Например, такая ситуация возможна, когда к участию в деле привлекается орган социальной защиты населения, на который, в связи с установлением определенных факта или состояния, может быть возложена обязанность по производству соответствующих выплат заявителю. К какому виду лиц, участвующих в деле необходимо отнести такие орган власти или организацию? Сам собой напрашивается ответ, что к другим заинтересованным лицам, что вполне соответствует ч. 2 ст. 263 ГПК. При этом Ломанова Н.П. говорит о необходимости привлечения к участию в делах особого производства лиц, интерес которых основывается на нормах административного и других публичных отраслей права, в качестве других заинтересованных лиц (органы социального обеспечения, финансовые органы, военкоматы) <**>.

<*> Ломанова Н.П. Указ. соч. С. 5, 17.
<**> Ломанова Н.П. Указ. соч. С. 16, 17.

При анализе правового положения прокурора и лиц, участвующих в гражданских делах в порядке ст. ст. 46 и 47 ГПК, трудно не заметить, что они очень похожи. Разница состоит лишь в том, что лица, указанные в ст. 46 ГПК, могут обратиться с заявлением в защиту других лиц только в случаях, определенных законом, а прокурор может обратиться во всех случаях, когда требуется защита прав, свобод и законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд, а также неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор участвует в гражданских делах для дачи заключения по делу только в случаях, предусмотренных федеральным законом, а лица, участвующие в порядке ст. 47 ГПК, еще и в иных необходимых случаях, когда суд сочтет это целесообразным. Таким образом, прокурор и лица, участвующие в гражданских делах в порядке ст. ст. 46 и 47 ГПК, по своему правовому статусу практически не отличаются друг от друга. Поэтому указанных лиц, участвующих в гражданских делах, можно было объединить в рамках одного вида лиц, участвующих в деле, разграничив только основания их вступления в дело, исходя из их различной роли в соответствующих материальных правоотношениях, регулируемых нормами публичных отраслей права.

ТЕМА 3. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ДЕЛЕ

3.1. Понятие лиц, участвующих в деле

Можно дать следующее определение категории лиц, участвующих в деле – это участники процесса, обладающие юридической заинтересованностью в исходе дела, выступающие в процессе от своего имени и в силу этого наделенные определенным комплексом прав и обязанностей, влияющих на развитие процесса и движение дела.

Статья 34 ГПК РФ среди лиц, участвующих в деле называет стороны, третьих лиц, прокурора, лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающих в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. 4, 46 и 47 ГПК РФ, заявителей и других заинтересованных лиц по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Несмотря на кажущуюся разнородность, указанные субъекты обладают некоторыми общими свойствами. Основным критерием отнесения субъекта гражданского процесса к лицам, участвующим в деле является юридическая заинтересованность в деле. Под юридической заинтересованностью понимается основанный на законе ожидаемый правовой результат, который должен наступить для заинтересованного лица в связи с рассмотрением и разрешением дела.

В зависимости от цели участия субъекта в процессе можно выделить личную (субъективную) заинтересованность и государственную или общественную заинтересованность. Под личной заинтересованностью понимается важность вынесенного судебного решения для защиты интересов непосредственно лица участвующего в деле.

Фактическая заинтересованность участников дела в судебном решении проявляется в том, что в результате вынесения судебного решения они либо приобретают какие-либо имущественные или неимущественные блага, либо теряют их.

Государственная и общественная заинтересованность в деле является основанием для участия в деле прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления, а также организаций и граждан, выступающих в процессе для защиты прав, свобод и законных интересов других лиц. То есть, вступая в процесс на основании ч. 2 ст. 4, ст. 45, 46, 47 ГПК РФ указанные субъекты защищают не свои интересы, а интересы других граждан или неопределенного круга лиц.

Под юридической заинтересованностью понимается ожидание определенного правового результата. При вступлении в процесс юридическая заинтересованность конкретизируется в процессуальной (то есть ожидании определенного результата рассмотрения дела): удовлетворении иска или отказе в таковом для сторон, вынесении правильного, справедливого, законного и обоснованного решения для субъектов участвующих в процессе в силу ч. 2 ст. 4, ст. 45, 46, 47 ГПК РФ.

Таким образом, стороны, третьи лица, заявители по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений, относятся к субъектам, обладающим личной, фактической и юридической заинтересованностью в исходе дела.

Для прокурора, органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций и граждан, обращающихся в суд для защиты прав, свобод и законных интересов других лиц характерна общественная или государственная юридическая заинтересованность.

Именно личный интерес или общественная или государственная заинтересованность, выступая обязательным и неотъемлемым признаком сторон, выступает критерием отграничения лиц, участвующих в деле от остальных субъектов гражданского процесса.

Таким образом, для лиц, участвующих в деле характерны следующие признаки:

1. Все они являются участниками гражданского процесса.

2. Они обладают юридической заинтересованностью в исходе дела.

3. Выступая в процессе, они защищают либо непосредственно свои интересы, либо интересы других лиц, либо неопределенного круга лиц.

4. Лица, участвующие в деле выступают от своего имени.

5. Лица, участвующие в деле обладают правами и обязанностями, предусмотренными ст. 35 ГПК РФ. Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Содержание

Вопрос 167. Лица, участвующие в деле. Понятие, состав, признаки, процессуальные права и обязанности по ГПК РФ.

Вопрос 167. Лица, участвующие в деле. Понятие, состав, признаки, процессуальные права и обязанности по ГПК РФ. Участников гражданского процесса можно разделить на следующие группы.1) Лица, участвующие в деле, – стороны, третьи лица, прокурор и другие участники гражданского

Глава IV. Лица, участвующие в деле

Глава IV. Лица, участвующие в деле §1. Понятие лиц, участвующих в делеСреди субъектов гражданского процессуального отношения мы прежде всего выделяем суд — орган, осуществляющий правосудие, а также всех иных субъектов процесса, которые участвуют в рассмотрении

Глава 5. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ДЕЛЕ, И ИНЫЕ УЧАСТНИКИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА

Глава 5. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ДЕЛЕ, И ИНЫЕ УЧАСТНИКИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА Статья 40. Состав лиц, участвующих в деле Лицами, участвующими в деле, являются:стороны;заявители и заинтересованные лица – по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и

Глава 4 Лица, участвующие в деле

Глава 4 Лица, участвующие в деле Вопросы к теме1. Состав лиц, участвующих в деле.2. Понятие лиц, участвующих в деле, и характеризующие их черты.§ 1. Состав лиц, участвующих в делеКруг лиц, участвующих в деле, не совпадает с кругом участников гражданского процесса (участников

Статья 34. Лица, участвующие в деле о банкротстве

Статья 34. Лица, участвующие в деле о банкротстве 1. Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:должник;арбитражный управляющий;конкурсные кредиторы;уполномоченные органы;федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов

Статья 35. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве

Статья 35. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве 1. В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:представитель работников должника;представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия;представитель учредителей

Статья 192. Лица, участвующие в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации

Статья 192. Лица, участвующие в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации В числе лиц, предусмотренных статьей 34 настоящего Федерального закона, лицом, участвующим в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации, признается

Глава 4. Лица, участвующие в деле

Глава 4. Лица, участвующие в деле Статья 34. Состав лиц, участвующих в деле Лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения

Глава 4 Лица, участвующие в деле § 1 Состав лиц, участвующих в деле В гражданском процессе круг лиц, участвующих в деле, не совпадает с кругом участников процесса (участников судопроизводства).К лицам, участвующим в деле, гражданское процессуальное законодательство

Какие права и обязанности имеют лица, участвующие в деле?

Какие права и обязанности имеют лица, участвующие в деле? Лицам, участвующим в деле, принадлежит широкий круг процессуальных прав, общие из которых закреплены в ст. 35 ГПК.Для проверки, подтверждения либо опровержения данных о нарушении гражданских прав, свобод и законных

Лекция № 4. Лица, участвующие в деле

Лекция № 4. Лица, участвующие в деле 1. Понятие лиц, участвующих в деле В состав лиц, участвующих в деле, входят лица, обратившиеся в суд за защитой своих прав и законных интересов. В соответствии со ст. 34 ГПК РФ лицами, участвующими в деле, признаются стороны (истец и

Глава 4. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ДЕЛЕ

Глава 4. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ДЕЛЕ СТАТЬЯ 34. Состав лиц, участвующих в деле Лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения

Глава 5. Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса

Глава 5. Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса Статья 40. Состав лиц, участвующих в деле 1. Лица, участвующие в деле, — это те участники арбитражного процесса, которых объединяют следующие основные признаки. Во-первых, они выступают в арбитражном

Глава 4. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ДЕЛЕ СТАТЬЯ 34. Состав лиц, участвующих в деле Лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения

Глава 5. Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса Статья 40. Состав лиц, участвующих в деле Лицами, участвующими в деле, являются:стороны;заявители и заинтересованные лица – по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и

Статья 19. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, подлежащие правовой и социальной защите

Статья 19. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, подлежащие правовой и социальной защите 1. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства. Правовой и социальной защите подлежат:1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных

Предыдущая

Тема 16. Производство по делам об административных правонарушениях

Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях.

Производство по делу об административном правонарушении ведут субъекты процесса: лицо, уполномоченное возбуждать дело об административном правонарушении (статьи 27.2, 27.3, 28.3, 28.4 КоАП); лицо, уполномоченное рассматривать дело (ст. 22.1, глава 23 КоАП); лицо, уполномоченное пересматривать постановление по делу (ст.30.1 КоАП). Это те уполномоченные лица, которые наделены правом принятия решений в производстве по делу (решений о возбуждении дела или отказе в возбуждении дела, о назначении наказания или прекращения производства и т.д.).

Кроме субъектов процесса в производстве участвуют и другие лица, статус которых определяется нормами главы 25 КоАП.

Классификация.

Все лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, могут быть разделены на две группы.

1. Лица, участвующие в производстве. Это те лица, которые имеют собственный или представляемый интерес в отношении исхода дела, чьи права затрагиваются принятым постановлением. Это лицо, в отношении которого производство ведется, потерпевший, их законные представители, защитник и представитель.

2. Лица, содействующие производству. Эти лица не имеют своего интереса в исходе производства, они содействуют его осуществлению в силу своих профессиональных обязанностей или в процессе выполнения гражданского долга. Это эксперты, специалисты, переводчики и свидетели и понятые.

Лица, участвующие в производстве.

Права лица, в отношении которого ведется производство по делу, указаны в статье 25.1 КоАП РФ. Важнейшим правом является право знать о том, что в отношении этого лица возбуждено дело об административном правонарушении и о времени и месте его рассмотрения. Присутствие лица на рассмотрении дела является его обязанностью. В случае неявки лицо может быть подвергнуто приводу.

Потерпевший – это лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Его права перечислены в ст. 25.2 КоАП. Они совпадают с правами лица, в отношении которого ведется производство. Основным материальным (не процессуальным) правом потерпевшего является право требовать возмещения имущественного вреда в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

КоАП Российской Федерации разделяет представительство, основанное на законе, и представительство, основанное на договоре.

О законных представителях речь идет в статьях 25.3 и 25.4 КоАП. В зависимости от того, чьи интересы надо представлять – физического или юридического лица, законными представителями могут быть разные лица. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. На практике в качестве законного представителя юридических лиц выступают их руководители.

Большое внимание в деятельности органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, уделяется вопросам подтверждения полномочий лица, выступающего представителем.

Говоря о защитнике и представителе, мы ведем речь о договорном представительстве. Защитник оказывает помощь лицу, привлекаемому к ответственности, а представитель – потерпевшему. В этих качествах могут выступать любые лица, не только адвокаты. Права и обязанности защитника и представителя являются равными, в этом воплощается принцип равноправия сторон.

Лица, содействующие производству.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Основной обязанностью свидетеля является обязанность явиться по вызову и дать правдивые показания, а главным правом – право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Свидетель предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний.

В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Понятой обязан засвидетельствовать своей подписью факт совершения процессуальных действий, при которых он присутствует. В некоторых случаях понятой может быть вызван на рассмотрение дела об административном правонарушении и опрошен в качестве свидетеля.

В качестве специалиста может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В отличие от эксперта, специалист не дает заключения (заключение эксперта является источником доказательств), а поясняет все устно, или письменно, но вне рамок проведения экспертизы.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Эксперт проводит экспертизу, после чего составляет заключение. Эксперт несет ответственность за отказ от проведения экспертизы или дачу ложного заключения. Работа эксперта, как и работа специалиста, оплачивается.

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик обязан переводить полно и точно, в противном случае он несет ответственность.

Потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Возмещение расходов производится в соответствии с правилами, содержащимися в постановлении Правительства РФ от 4 марта 2003 г. «О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных нарушениях и оплате их труда».

Прокурор.

Отдельного внимания заслуживает статус прокурора в производстве по делу об административном правонарушении. Прокурор обладает широкими полномочиями:

1) он вправе возбудить дело об административном правонарушении;

2) он обязательно извещается о времени и месте рассмотрения дела о привлечении к ответственности несовершеннолетнего;

3) он осуществляет надзор за соблюдением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда. Для этого прокурор наделяется правом участвовать в этих делах;

4) он вправе приносить протесты на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях (ст. 30.11 КоАП), то есть уже после того, как участники производства утратили право на обжалование.

Предыдущая

Участники гражданского судопроизводства, не имеющие юридической заинтересованности в исходе дела

1. В соответствии со ст. 54 ГПК к участникам процесса, не имеющим юридической заинтересованности в исходе дела, относятся: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, хранители арестованного или спорного имущества. По сравнению с другими участниками процесса они обладают иным правовым статусом. Это связано с тем. что указанные лица (свидетели, эксперты и др.) не имеют ни материально-правового, ни процессуального интереса в исходе дела. По общему правилу они призваны оказывать содействие суду в правильном и быстром разрешении гражданского дела.

Свидетели

1. Свидетелем в гражданском процессе является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела (ст. 91 ГПК).

Основу свидетельских показаний составляют сведения о фактах, которые восприняты свидетелем лично или почерпнуты из другого известного источника (например, от другого лица).

Свидетель — это гражданин. юридически не заинтересованный в исходе дела. Гражданин, у которого заинтересованность носит юридический характер (имеет материально-правовой или процессуальный интерес), участвует в процессе в качестве истца, ответчика, третьего лица и т.д.. но не как свидетель. Так. по делу о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности, водитель не может быть допрошен в качестве свидетеля, поскольку в данном процессе он должен быть третьим лицом на стороне ответчика (к нему возможно в дальнейшем предъявление регрессного иска).

Иная (неюридическая) заинтересованность гражданина в исходе дела не препятствует его допросу в суде в качестве свидетеля. Например, свидетелями по гражданскому делу могут быть граждане. находящиеся в родственных, дружественных или неприязненных отношениях с лицами, участвующими в деле.

2. Закон не устанавливает возраста, с достижением которого лицо может быть допрошено в суде в качестве свидетеля. Суд вправе допросить по гражданскому делу и малолетнего, если он по своему физическому и психическому развитию способен правильно воспринимать факты и давать о них правильные показания. Если у суда возникают сомнения, может ли данное лицо быть свидетелем, назначается экспертиза (медицинская или психиатрическая).

Согласно ст. 92 ГИК. свидетелями не могут быть: лица, которые в силу физических либо психических недостатков неспособны правильно воспринимать факты и давать о них правильные показания:

представители по гражданскому делу и защитники по уголовному делу — относительно обстоятельств, которые им стали известны в связи с исполнением обязанностей представителя или защитника;

священнослужители — об обстоятельствах, сведения о которых они получили во время исповеди;

судьи — о вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств при вынесении судебного постановления по гражданскому или уголовному делу.

  • 3. Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи и близких родственников (ст. 27 Конституции Республики Беларусь). В развитие этой конституционной нормы ст. 94 ГПК установила правило, согласно которому «свидетель вправе отказаться отдачи показаний против самого себя, членов своей семьи, близких родственников».
  • 4. Свидетель имеет право давать показания в суде на родном языке. Для свидетеля, не знающего языка, на котором ведется судопроизводство, суд обязан пригласить переводчика. Свидетель может заявить отвод переводчику.

В гражданском процессе свидетель вправе собственноручно изложить свои показания письменно Д1я приобщения их к протоколу. Он вправе также использовать во время допроса документы и письменные заметки, если его показания связаны с какими-либо цифровыми или другими данными, которые трудно удержать в памяти. Эти материалы предъявляются суду по его требованию и могут быть приобщены к делу (п. 2-3 ст. 95 ГПК).

Свидетель имеет право просить суд о его допросе в месте своего пребывания (на дому, в больнице и т.д.). если он вследствие болезни, старости, инвалидности или других уважительных причин не может явиться в суд.

По действующему законодательству свидетелю компенсируются все необходимые затраты, связанные с явкой в суд для дачи показаний: расходы по проезду и найму жилого помещения, суточные, а также утраченный заработок. По просьбе свидетеля суд может дать распоряжение о выплате свидетелю аванса на указанные выше расходы.

5. Добросовестное выполнение обязанностей свидетеля — долг каждого гражданина. Свидетель обязан по вызову явиться в суд в указанное время, правдиво и полно рассказать обо всем, что ему известно поделу. и ответить на поставленные вопросы (ч. I ст. 93 ГПК).

За отказ либо уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний свидетель несет ответственность, установленную ст. 401 и 402 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 93 ГПК лица, препятствующие явке свидетеля в суд либо даче им показаний, а также принуждающие свидетеля отказаться от дачи показаний либо дать ложные показания, привлекаются к уголовной ответственности.

При неявке в суд без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу (ст. 169 ГПК), судебному штрафу (ст. 170 ГПК) или привлечен к административной ответственности (ст. 282 ГП К).

Зеленская Людмила Анатольевна

кандидат юридических наук, доцент Кубанского государственного аграрного университета

(e-mail: lz10108@rambler.ru)

Витохина Дарья Михайловна

студентка юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета

(e-mail: vitokhina95@mail.ru)

Прокурор как лицо, участвующее в деле в административном судопроизводстве

В статье анализируются вопросы процессуального положения прокурора как лица, участвующего в деле, по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства. Рассматривается характер заинтересованности прокурора в случаях его обращения в суд в защиту интересов других лиц и по делам, по которым прокурор является административным истцом.

Ключевые слова: прокурор, лица, участвующие в деле, юридический интерес, истец, административный истец.

L.A. Zelenskaya, Master of Law, Assistant Professor of the Kuban State Agrarian University; e-mail: lz10108@rambler.ru;

D.M. Vitokhina, Student of Facultyof Law of the Kuban State Agrarian University; e-mail: vitokhina95@mail.ru

Prosecutor as a person involved in the case in administrative justice

Key words: prosecutor, persons involved in the case, legal interest, claimant, administrative claimant.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее -КАС РФ), вступивший в силу с 15 сентября 2015 г., регулирует порядок осуществления административного судопроизводства по административным делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с целью защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, а также по делам, непосредственно связанным с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ч. 1 ст. 1 КАС РФ).

Категории дел, отнесенные законодателем к рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, ранее разрешавшиеся по правилам ГПК РФ, в большинстве своем рассматривались с обязательным участием прокурора, исходя из специфики самих дел (дела, возникающие из публичных правоотношений) и целей и задач, поставленных перед органами прокуратуры.

Поскольку среди процессуалистов нет единого мнения в определении процессуального

положения прокурора в гражданском процессе, то, на наш взгляд, весьма небезынтересной представляется проблема исследования особенностей правового и процессуального положения прокурора в административном судопроизводстве.

В КАС РФ в соответствии со ст. 37 прокурор является лицом, участвующим в деле, обладающим, как и все лица, участвующие в деле, юридической заинтересованностью в его исходе.

Институт лиц, участвующих в деле, занимает особое место среди других субъектов процессуальных отношений и является одним из основных в процессуальном праве, как в административном, так и в гражданском и арбитражном процессуальном праве. Лица, участвующие в деле, являются основными участниками административного судопроизводства, поскольку их деятельность активно влияет на ход и развитие процессуальных отношений, возникновение, изменение и прекращение в целом. Данный институт не является новым, но вопросы, связанные с ним, по-прежнему не разрешены.

До сих пор в действующем процессуальном законодательстве (гражданское, арбитражное, административное процессуальное право) не раскрывается понятие «лиц, участвующих в деле». И поэтому возникает вопрос о том, что же объединяет всех субъектов в рамках одной группы.

Анализируя ст. 3 и ст. 4 ГПК РФ, ч. 1 ст. 4 АПК РФ, ч. 1 ст. 4 КАС РФ, можно сделать вывод, что критерием отнесения кого-либо из участников процесса к лицам, участвующим в деле, является юридическая заинтересованность в деле. Однако в теории процессуального права толкование данной категории далеко неоднозначно, что приводит к трудностям при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ч. 1 ст. 4 АПК РФ, ч. 1 ст. 4 КАС РФ закреплено, что всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В ч. 1 ст. 4 ГПК РФ закреплено, что суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Отсутствие интереса является основанием для отказа в приеме искового заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ). В соответствии с вышеприведенными нормами действующего процессуального законодательства можно сделать вывод, что наличие интереса является необходимой предпосылкой для реализации гарантированного ст. 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту.

Интерес («объективный интерес») как явление общественного бытия людей и интерес («субъективный интерес») как явление сознания — это два различных, но взаимосвязанных явления, для обозначения которых употребляется термин «интерес».

Понятия «интерес» и «потребность» тесно взаимосвязаны, поскольку объективный интерес отражает существование определенных потребностей.

Интерес в настоящее время принято называть общенаучным, поскольку само понятие интереса используется в различных областях науки: права, психологии, философии, социологии.

Интерес как философская категория отражает осознание потребностей индивидом, социальной группой, обществом, является выражением направления ценностных ориен-таций .

Вместе с тем, термин «интерес» не имеет единого общепризнанного или официального определения. Более того, практика свидетельствует, что в некоторых отраслях знаний и даже законодательной базе (ГК, ГПК РФ) интерес используется без формулирования его определения.

Лица, участвующие в деле, являются основными участниками судопроизводства, поскольку именно при наличии их инициативы суд возбуждает дело (гражданское, административное) и рассматривает его.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессуальной науке традиционно принято подразделять юридический интерес на процессуальный и материальный, как интерес к возбуждению дела в суде и оказанию судебной защиты в целом, так и интерес на удовлетворение заявленных требований. По данному вопросу в науке сложилось множество мнений. Например, А. Вильховик считает, что юридический интерес — это интерес к судебной защите права, т.е. к рассмотрению и разрешению дела в установленной процессуальной форме с вынесением судебного решения . Можно заметить, что юридический интерес есть у лица, когда оно очевидно является участником спорного материального правоотношения.

Юридическая заинтересованность лица, участвующего в деле, порождает для него определенный процессуальный интерес, имеется в виду результат рассмотрения и разрешения дела, наступления которого ожидает и добивается участник судопроизводства, вступая в процесс. Например, у истца процессуальный интерес заключается в ожидании судебного решения об удовлетворении иска. По данному вопросу имеется множество мнений.

М.А. Гурвич полагает, что юридический интерес в процессе состоит в том, что судебное решение создает для заинтересованной стороны известный выгодный процессуальный результат: оно подтверждает спорное право, превращая его в бесспорное и создавая тем самым основу для его принудительного исполнения или внося определенность в правовые отношения, либо преобразует правоотношение в соответствии с законом .

Что касается ответчика, он ни на что не претендует, он только защищается против материально-правового требования истца. Поэтому первостепенным для ответчика представляется именно процессуальный интерес, который заключается в ожидании решения об отказе в иске.

Среди лиц, участвующих в деле, в ст. 37 КАС РФ закреплены: стороны, заинтересованные

лица, прокурор, органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

В ст. 38 закреплено, что сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик (ч. 1 ст. 38 КАС РФ).

Следует отметить, что в КАС РФ сделан определенный «шаг вперед» в вопросе определения понятий «истец» и «ответчик» (применительно к административному судопроизводству — «административный истец», «административный ответчик») по сравнению с ГПК РФ и АПК РФ.

ГПК РФ не содержит никакого определения понятий «истец» и «ответчик». В соответствии с ч. 1 ст. 38 ГПК РФ сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик. Лицо, не являющееся инициатором возбуждения дела, в интересах которого дело возбуждено уполномоченными на то субъектами, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца (ч. 2 ст. 38 ГПК РФ).

В АПК РФ закреплено, что истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов (ч. 2 ст. 44 АПК РФ), а ответчиками являются организации и граждане, к которым предъявлен иск (ч. 3 ст. 44 АПК РФ).

В отличие от ГПК РФ и АПК РФ, в КАС РФ под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином (ч. 2 ст. 38 КАС РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 38 КАС РФ административным истцом является и сам прокурор, а также орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо в случаях, когда обозначенные лица обращаются в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Следуя логике законодателя, дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства, можно подразделить на 2 группы:

1) дела, по которым прокурор наделен правом подачи административного искового заявления в защиту интересов лица, которое и будет в процессе административным истцом;

2) дела, по которым сам прокурор является административным истцом.

По своему процессуальному положению к прокурору также приравнены органы, осущест-

вляющие публичные полномочия, и должностные лица, которые, наряду с прокурором, наделены правом обращения в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Если прокурор — административный истец, то, на наш взгляд, в подобных случаях закономерными представляются вопросы о том:

каков характер заинтересованности прокурора?

по каким конкретно категориям дел прокурор может быть административным истцом?

чьи интересы он в подобных случаях защищает?

Очевидно, что характер юридической заинтересованности отличается у разных субъектов, даже если все эти субъекты отнесены к группе лиц, участвующих в деле.

Юридический интерес может иметь субъект спорного материального правоотношения, а также лицо, которое не является субъектом спорного материального правоотношения, но на права и обязанности которого может повлиять судебное решение. Юридическим интересом должен обладать и прокурор, как лицо, участвующее в деле.

В научной литературе встречаются разные подходы к определению заинтересованности прокурора — чаще всего указывается о защите прокурором государственного, публичного, общественного, интереса публичных образований.

О защите прокурором прав граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства указывается и в ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В целом же интерес прокурора как лица, участвующего в деле, характеризуется не как личный, а как «служебный», поскольку, участвуя в любой форме в процессе (гражданском, арбитражном, административном), прокурор, реализуя полномочия, возложенные на него Конституцией РФ и законодательством, выполняет свои служебные функции.

Исходя из основной цели органов прокуратуры — деятельности по обеспечению законности -даже в случаях, когда прокурор обращается в суд в защиту интересов конкретного гражданина, можно предположить, что он не защищает права и интересы гражданина, а действует именно в интересах государства, общества, как субъектов, заинтересованных в укреплении законности и правопорядка в обществе в целом и во всем государстве.

Прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ наделен правом на обращение в суд с адми-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нистративным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов следующих субъектов:

1) граждан;

2) неопределенного круга лиц;

3) интересов Российской Федерации;

4) интересов субъектов Российской Федерации;

5) муниципальных образований.

Право на обращение прокурора в защиту интересов гражданина ограничено законодателем случаями, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В КАС РФ не указаны конкретные категории дел, по которым прокурор может обратиться в суд в защиту интересов гражданина, а действует общее правило обращения в суд, закрепленное в ч. 1 ст. 39 КАС РФ. Поэтому можно сделать вывод о том, что в принципе это может быть любая категория дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства.

При этом заметим, что уважительность причины, как и примерный перечень причин, как это и было прежде закреплено в ГПК РФ, -весьма оценочное понятие и в целом вопрос о возможности возбуждения дела в силу наличия уважительной причины напрямую зависит от усмотрения суда в каждом конкретном случае.

В судебной практике нередкими были случаи отказа суда в возбуждении дела прокурором (когда дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматривались по правилам ГПК РФ), при этом мотивировался отказ отсутствием уважительной причины, по которой гражданин сам не может обратиться в суд. Эта проблема осталась нерешенной и с введением Кодекса административного судопроизводства РФ.

Полагаем, что прокурор, обращающийся в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов гражданина, не может

1. URL: http://www.onlinedics.ru/

2. Вильховик А. Юридический интерес как предпосылка доступности судебной защиты. Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс»: комментарии законодательства.

3. Гурвич М.А. Право на иск. 1949.

быть административным истцом, поскольку это процессуальное положение занимает гражданин, в интересах которого возбуждено дело.

Обращение в суд и возможность выступления по делам о защите общественного, публичного, государственного интереса не ограничены для прокурора никакими дополнительными условиями. По таким категориям дел, поскольку субъекты (общество, государство, публичные образования), в защиту прав и интересов которых прокурор обращается в суд, не привлекаются к участию в деле, сам прокурор является административным истцом.

Это, пожалуй, одно из возможных объяснений причины, почему прокурора так поименовали в КАС РФ и он занимает процессуальное положение административного истца.

Дело без административного истца возбуждаться и рассматриваться не может, субъект (общество, государство и т.п.) к участию в деле не привлекается, поэтому именно прокурор, по мнению законодателя, является административным истцом.

С другой стороны, истец, административный истец — это лицо, которое либо само обращается в суд за защитой своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого начато дело. Главным признаком истца является то, что он предположительно является субъектом спорного материального правоотношения и предположительно его право нарушено.

Очевидно, что прокурор никогда не может являться субъектом спорного материального правоотношения, о защите которого просит. Поэтому полагаем, что вопрос об определении процессуального и правового положения прокурора в административном судопроизводстве как административного истца, на наш взгляд, представляется весьма дискуссионным и требует дальнейшего теоретического обоснования.

Юридическая заинтересованность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *