254 статья УК

Новая редакция Ст. 254 УК РФ

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Статье 254 УК РФ

1. Земля — охраняемый законом природный объект, поверхностный почвенный слой, являющийся связующим звеном между живой и неживой природой.

2. Общественная опасность отравления, загрязнения или иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или прочей деятельности заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении вреда окружающей среде, здоровью человека или его жизни.

Комментируемая статья раскрывает основной, квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления. Части 1 и 2 коммент. статьи содержат соответственно основной и квалифицированный составы, описывающие общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 3 — особо квалифицированный состав преступления, описывающий общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений средней тяжести.

3. Основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, рациональным использованием и воспроизводством земли. Факультативные объекты — здоровье человека, жизнеспособность и экологическое равновесие иных объектов охраны окружающей природной среды, как то: недр земли, подземных и поверхностных вод, растительности, животного мира, микроорганизмов, атмосферного воздуха и т.д. В особо квалифицированном составе преступления жизнь человека — дополнительный объект посягательства.

4. Основным предметом отравления, загрязнения или иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности выступают земная поверхность на глубину ее почвенного слоя, земля как органо-минералогическое, естественно-историческое природное образование (невозобновимый природный ресурс). Дополнительный предмет отражен в собственной биологической структуре иных объектов природной среды.

5. Объективная сторона составов преступления выражается в форме как действия, так и бездействия, например, поведение лица, использующего при обработке земли способы и вещества, приводящие к ее порче, является активным и считается преступным действием. Если же виновный не выполняет требований безопасности при хранении ядохимикатов, в результате чего происходит отравление почвы, то такое его пассивное поведение надлежит считать преступным бездействием.

6. Обязательным признаком объективной стороны составов преступления следует считать способ его осуществления, который может быть выражен в: а) отравлении; б) загрязнении; в) иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или прочей деятельности.

7. Отравление земель — заболевание почвы, возникающее в результате воздействия на нее токсических доз химических препаратов, ядов, бактерий и т.д.

8. Загрязнение земель — ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеров, каменистых поверхностей и т.д.), характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода). Загрязнение земель применяемыми в сельском и лесном хозяйстве средствами химизации характеризуется увеличением их содержания свыше предельно или ориентировочно допустимых концентраций в почве (п. 3 приложения N 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утв. Приказом Минприроды России от 25.05.1994 N 160 <1>). Подобное загрязнение может возникнуть вследствие производственных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, нарушения правил применения пестицидов, других агрохимикатов.
———————————
<1> РВ. 1994. N 123.

9. Иная порча земель — их захламление, эрозия (водная, ветровая), т.е. потеря почвенного плодородия вследствие разрушения почвы и выноса из нее питательных веществ, затопление, избыточное засоление, заболевание пахотных земель, полное или частичное их истощение и т.д. Указанные последствия, как правило, возникают ввиду нерационального использования земель.

9.1. Захламление земель — размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных остатков и др.). Порча (уничтожение) плодородного слоя почвы — частичное или полное ее разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами. Данное разрушение характеризуется утратой плодородного слоя почвы или ухудшением его физических и биологических свойств, а также снижением природно-хозяйственной ценности земель (п. 2, 4 приложения N 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России).

10. Поскольку отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности могут быть лишь следствием нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, постольку диспозиция статьи является ссылочно-бланкетной, т.е. для определения преступности деяния и его надлежащей квалификации отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам: правилам, ГОСТам, санитарным нормам, предельно допустимым концентрациям химических, бактериальных, паразитарно-бактериальных и радиоактивных веществ в почве и т.д. Таковыми являются, например, ЗК; Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды РФ; ГОСТ 17.4.3.04-85 (Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения); ГОСТ 17.5.3.05-84 (Охрана природы. Рекультивация земель. Общие требования к землепользованию); Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. СанПиН 2.1.7.1287-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 N 53 <1>.
———————————
<1> БНА. 2003. N 29.

11. Обязательным признаком объективной стороны составов преступления, связанного с порчей земли, является наличие средств его совершения, которые выступают в виде: а) удобрений; б) стимуляторов роста растений; в) ядохимикатов; г) иных опасных химических или биологических веществ.

11.1. Удобрения — вещества (органические, минеральные), предоставляемые растениям или вносимые в почву для снабжения их биогенами с целью повышения урожайности культурных растений. Как правило, это соединения азота, фосфора и калия.

11.3. Ядохимикаты — это химические препараты, используемые для борьбы с нежелательными для человека явлениями. Ядохимикаты, используемые для борьбы с вредителями растений, называются зооциды, акарициды, инсектициды, нематициды, вирусоциды; с сорняками — гербициды; с болезнями растений — фунгициды, бактерициды, арборициды и т.д. Способность ядохимикатов вызывать отравление организма называется токсичностью.

11.4. Иные опасные химические вещества — это не относящиеся к указанным химические препараты, способные причинить вред здоровью людей или природной среде.

11.5. Иные опасные биологические вещества — средства биологического происхождения, предназначенные для повышения плодородия и продуктивности почв, защиты растений от вредителей и болезней и т.д., например вирин ЭКС, вирин ЭНШ, нитрагин, трихотецин, фитобактериомицин, а также соединения, не относящиеся к данным биологическим препаратам (в том числе содержащиеся в семенах самих растений — госсинол).

12. Обязательным признаком объективной стороны квалифицированного состава преступления (ч. 2) является место его совершения — зона экологического бедствия или зона чрезвычайной экологической ситуации.

12.1. О зоне экологического бедствия см. п. 10.2 коммент. к ст. 247.

12.2. О зоне чрезвычайной экологической ситуации см. п. 10.3 коммент. к ст. 247.

13. Отравление, загрязнение, иная порча земли могут произойти в процессе хранения, использования, перевозки перечисленных вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности.

13.1. Хранение — любые умышленные действия, связанные с нахождением ядохимикатов, удобрений, стимуляторов роста растений, иных опасных химических или биологических веществ во владении виновного лица (независимо от их места расположения).

13.2. Использование — любые умышленные действия, связанные с применением ядохимикатов, удобрений, стимуляторов роста растений, иных опасных химических или биологических веществ.

13.3. Транспортировка — любые умышленные действия по перемещению ядохимикатов, удобрений, стимуляторов роста растений, иных опасных химических или биологических веществ (независимо от его способа).

14. По законодательной конструкции основной (ч. 1) и особо квалифицированный (ч. 3) составы преступления являются материальными. Преступление окончено (составами): а) в момент причинения вреда здоровью человека или окружающей его среде (применительно к ч. 1); б) в момент наступления по неосторожности смерти хотя бы одного человека (применительно к ч. 3).

14.1. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) также материален. Преступление окончено (составом) в момент осуществления отравления, загрязнения либо иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности в зоне экологического бедствия, а равно в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Фактически же любая порча земли в указанных зонах предполагает наступление вреда окружающей среде.

14.2. О вреде здоровью человека см. в п. 10.3 коммент. к ст. 246.

14.3. Вред окружающей среде — это любой (как несущественный, так и существенный) вред объектам природы, вызванный порчей земли и выраженный в материальной форме. Это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст. 1 Закона об охране окружающей среды). К несущественному вреду можно отнести гибель домашних или диких животных, растений, водных объектов, локальную деградацию земель. О существенном вреде окружающей среде см. п. 9.3 коммент. к ст. 247.

15. Материальный ущерб исчисляется с учетом всех вынужденных расходов по восстановлению плодородных качеств земли, а также доходов, которые были бы получены землепользователем до приведения этих земель в состояние, пригодное для использования по назначению.

Порядок определения размера ущерба от загрязнения земель, правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением земель (почв), предусматриваются соответствующими подзаконными нормативно-правовыми актами, например письмом Минприроды России N 04-25, Роскомзема N 61-5678 от 27.12.1993 «О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами».

16. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Умышленная форма вины имеет место, например, если лицо заведомо нарушает правила транспортировки ядохимикатов, предвидит возможность наступления материальных общественно опасных последствий в результате такой транспортировки и хотя не желает, но сознательно допускает наступление данных последствий либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Помимо неосторожного отношения виновного лица к наступившему последствию, предусмотренному ч. 3 коммент. статьи, при квалификации общественно опасного деяния как преступления можно говорить и о неосторожном отношении данного лица к нарушению правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами, иными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании или транспортировке, например, в том случае, если виновный в силу халатного отношения к своим обязанностям использует ненадлежащие ядохимикаты и не предвидит в связи с этим возможности наступления вреда окружающей среде, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности он должен был и мог использовать надлежащие ядохимикаты и соответственно предвидеть и предотвратить наступление общественно опасных последствий.

16.1. Неосторожностью, как правило, характеризуются деяния должностных и других лиц, ответственных за соблюдение соответствующих правил. Если должностное лицо не обеспечивает выполнения данных правил, то его деяние следует квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК, предусматривающей УО за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30).

16.2. Психическое отношение виновного лица к совершению данного преступления может характеризоваться двумя формами вины (сложной виной).

17. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста, нарушающее соответствующие правила.

Другой комментарий к Ст. 254 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления является земля как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. Смежным с термином «земля» является понятие «почва» как минерально-органическое образование, поверхностный слой земли, характеризующийся плодородием.

2. Объективная сторона преступления выражается в порче земли, которую законодатель определяет как отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Порча земли вследствие нарушения иных правил, не указанных в ч. 1 ст. 254 УК, образует административное правонарушение.

3. Обязательным признаком является последствие в виде причинения вреда здоровью человека или окружающей среде. Санкция ч. 1 ст. 254 УК РФ предполагает дополнительную квалификацию по нормам, предусматривающим ответственность за причинения вреда здоровью личности (ст. ст. 111, 112, 115, 118 УК РФ).

Вред окружающей среде может характеризоваться: возникновением заболеваний и гибелью животных и растений; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

4. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

30 сентября 2020

Несмотря на схожесть по наименованию, статьи «порча земель» (административно наказуемое деяние) и «порча земли» (уголовно наказуемое деяние) имеют существенные различия.
За порчу земли предусмотрена ст. 254 статьей Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
Порча земли заключается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Отравление – насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате чего земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и пользование ею может вызвать их гибель. Загрязнение заключается в физическом, химическом, биологическом изменении качества почвы, которое превышает установленные нормативы вредного воздействия и создает угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.
Иная порча земли (как и отравление или загрязнение) связывается только с нарушением правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами. Поэтому к иной порче земли не относится засорение земли отбросами или отходами, устройство без разрешения свалки, полигонов, порча земли сточными водами и механическим путем (снос плодородного слоя, нарушение правил рекультивации земель, рытье канав, отсыпка отвалов, затопление, способствование образованию оврагов и ветровой эрозии и т.д.). Эти деяния могут повлечь только административную ответственность. К иной порче можно отнести приведение земли в негодность вследствие возникновения в ней опасных химических соединений после применения удобрений или ядохимикатов с нарушением правил, размножение опасных организмов, вредителей или уничтожение полезных организмов.
Осуществляются вышеуказанные деяния с помощью перечисленных в законе средств: удобрений, стимуляторов роста растений, ядохимикатов и иных опасных химических или биологических веществ.
В качестве квалифицирующих признаков, влекущих применение более строгого вида и размера наказания, частями 2 и 3 статьи 254 статьей УК РФ предусмотрены факт совершения тех же деяний в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (часть 2) или же повлекшие по неосторожности смерть человека (часть 3).
Для привлечения лица к уголовной ответственности недостаточно только совершения вышеуказанных действий – обязательно должны наступить предусмотренные уголовным законом последствия. Они выражаются во вреде здоровью человека либо во вреде окружающей среде, т.е. гибели растительности, растительноядных и иных животных, приведении почвы в состояние, непригодное для использования в сельском хозяйстве или для выполнения экологических функций.
За порчу земель статьей 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. В отличие от схожей по названию статьи, регулируемой уголовным законом, в административном законодательстве ответственность за порчу земель предусмотрена за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы (часть 1) и за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (часть 2).
Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы – это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы. Уничтожение плодородного слоя почвы может быть следствием механического воздействия, например, сноса плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т.п.
Порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления — это ухудшение ее качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п. Объективная сторона представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов, поэтому в предмет доказывания по рассматриваемом делу входит факт наступления последствий в виде порчи земель.
Санкция по уголовному законодательству предусматривает уголовное наказание в границе от штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев (по части 1) до лишения свободы на срок до 5 лет (по части 3). Санкция по административному законодательству – наказание в виде административного штрафа (для юридических лиц возможно и административное приостановление деятельности).
Таким образом, главное отличие 254 статьи УК РФ от статьи 8.6 КоАП РФ заключается в перечне уголовно наказуемых деяний, входящих в объективную сторону преступления, и в наступлении более тяжких неблагоприятных последствий.
Подготовлено прокуратурой Пронского района

Вернуться к списку

УДК 502/504: 63:342.95:349.41 Л.А. БИТКОВА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева», г. Москва, Российская Федерация

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ДОКАЗЫВАНИЯ ПОРЧИ ЗЕМЕЛЬ

В современныхусловияхнеобходимостьрациональногоиэффективного использования земель сельскохозяйственного назначения предопределена особой ролью данного направления деятельности в рамках устойчивого социально-экономического развития нашей страны, что, в свою очередь, предполагает не только обеспечение продовольственной безопасности, но и повышение качества жизни населения. В процессе реализации государственной политики по охране и защите земельных правоотношений особое значение приобретает правильное, основанное на законе применение мер административной ответственности к физическим и юридическим лицам, нарушающим основополагающие принципы использования земли, основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В связи с имеющимися в правоприменительной практике проблемами выявления и доказывания порчи земель в статье на основе анализа нормативных правовых актов и теоретико-правовых позиций рассмотрены особенности объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Порча земель», определены квалифицирующие признаки противоправных деяний. Выявлены основные факторы, негативно влияющие на реализацию института административной ответственности за порчу земель.

Административная ответственность, порча земель, правоприменительная практика, доказательства по делу об административном правонарушении, законодательство.

Введение. Установленный ст. 9 Конституции РФ принцип использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, находит свою дальнейшую детализацию в различных отраслях права. Так, ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ)

закрепляет приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Одним из действенных механизмов защиты земельных правоотношений является институт административной ответственности, нормы которого содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)

, а также в принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановка проблемы,

её оценка в науке и в судебной практике

КоАП РФ предусматривает ст. 8.6 «Порча земель», целью которой является обеспечение административно-правовыми средствами охраны земли от ухудшения ее качественного состояния. В качестве административных наказаний предусмотрены административный штраф для физических и юридических лиц, а также административное приостановление деятельности до 90 суток для юридических лиц.

Следует отметить, что на основании ст. 6 ЗК РФ, как объект правовой охраны, земля охватывает все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей. Кроме того, составы в данной статье сформулированы таким образом, что предметом посягательства могут быть любые земли, а не только земли сельскохозяйственного назначения, поскольку нет указания именно на земли сельскохозяйственного назначения, а их порча наступает в результате нарушения правил обращения не только с пестицидами и агрохимикатами, но и с дру-

гими опасными веществами. Следовательно, это земли и других категорий, выделенных по целевому назначению по ст. 7 ЗК РФ: населенных пунктов; промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Однако и в теории права, и в правоприменительной и судебной практике возникает много вопросов, связанных с правильным выявлением и фиксацией доказательств по делам о порче земель как административном правонарушении и уголовном преступлении. Так, по данным Россельхознад-зора России , в 2015 г. по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ выявлено 2241 административное правонарушение (в 2013 г. — 1307, в 2014 г. -1649), а по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ выявлено 1344 административных правонарушения (в 2013 г. — 1038, в 2014 г. — 769). Однако представленные данные отражают ситуацию не в полной мере, поскольку выявлением этих правонарушений занимаются и другие органы исполнительной власти.

При решении возникающих вопросов мы сталкиваемся в первую очередь с проблемой отсутствия современной систематизированной нормативной базы, регламентирующей деятельность хозяйствующих субъектов по сохранению плодородия почв. Действующие ГОСТы СССР содержат ряд нормативных понятий — таких, как «плодородный слой почвы», «нарушение земель», «снятие плодородного слоя почвы» и т.п., но эти понятия не нашли отражения в законодательных актах Российской Федерации. Исключение составляет Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», который разъясняет содержание термина «плодородие земель сельскохозяйственного назначения» как способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений. Следовательно, предметом данного правонарушения является часть почвы, которая обладает, в том числе, указанной способностью.

Объективную сторону административного правонарушения по ст. 8.6 КоАП РФ следует оценивать, исходя из положений ст. 13 ЗК РФ, в соответствии с которыми в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия 1) по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Основными мероприятиями по предотвращению ухудшения качества земель выступают их рекультивация или консервация .

В соответствии с п. 11 Приказа Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525/67 внутрихозяйственные работы, связанные с нарушением почвенного покрова, осуществляются на основании разрешения в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации . Поэтому самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без соответствующего разрешения, а самовольное перемещение плодородного слоя почвы — это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует деяние в виде действий по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке, в целях облегчения доступа к запасам полезных, в том числе общераспространенных, ископаемых, в ходе строительства — для освобождения площадок и т.п. плодородного слоя почвы. При этом способы действий (вручную, транспортом и т.п.) для квалификации деяния значения не имеют. Таким образом, указанные составы административных правонарушений являются формальными, т.е. для реализации административного наказания важно установить факт снятия или

перемещения плодородного слоя почвы и отсутствие на это разрешений.

Актуальным остается нормативное установление и закрепление на федеральном уровне качественных характеристик понятия «уничтожение плодородного слоя почвы» (по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ), тогда как судебная практика исходит из того, что это деяние — в виде таких действий, как насыпка поверх плодородного слоя почвы другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы может быть следствием механического воздействия: например, сноса плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т.п. В данном случае для квалификации данного деяния имеют значение наступившие вредные последствия и способы уничтожения — это материальный состав.

Порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами или агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления — это материальный состав, являющийся специальным по отношению к составам ст.ст. 8.2 и 8.3 КоАП РФ. В этом случае порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному пли полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных пли неосторожных действий, так и к частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяй-ственной ценности земель.

В ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ указаны способы порчи земель в результате нарушения правил обращения: а) с пестицидами и агрохимикатами; б) с иными опасными веществами; в) с отходами производства и потребления.

Анализ положений КоАП РФ, а также правоприменительной практики позволяет говорить о необходимости и целесообразности использования криминалистических методов выявления доказательств о порче земель, т.к. это позволит разграничить смежные составы правонарушений, предусмотренных ст. 8.6 КоАП РФ и ст. 254 Уголовного кодекса РФ (УК РФ).

Подтверждением причиненного вреда земельным участкам может являться топо-

графическая съемка земельного участка, фото-, видеоматериалы, земельная экспертиза, акт обследования земельного участка, акт проверки и т.д.

Требования к отбору проб почвы предусмотрены ГОСТ 17.4.3.01-83 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб», ГОСТ 17.4.4.02-84 «Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа», ГОСТ 28168-89 «Почвы. Отбор проб». Ими активно руководствуются должностные лица органов, осуществляющих выявление административных правонарушений по ст. 8.6 (Росприроднадзор, Россель-хоз надзор и др.), однако процессуальные действия нередко обжалуются лицами, привлекаемыми к административной ответственности, в суд.

Интересным и перспективным представляется опыт выявления нарушенных нефтедобычей земель на основе спутниковых данных , однако здесь следует иметь в виду положения ст. 26.8 КоАП РФ, содержащие обязательное требование к специальным техническим средствам: наличие сертификата и прохождение метрологической поверки.

Выводы

Несмотря на тенденцию увеличения выявленных административных правонарушений по ст. 8.6 КоАП РФ, следует определить негативные факторы, влияющие на реализацию института административной ответственности в правоприменительной деятельности: а) отсутствие единого подхода к разработке понятийного аппарата о порче земель и современного, основанного на положениях международных правовых актов, систематизированного законодательства, регулирующего вопросы обеспечения плодородия всех категорий земель; б) низкую активность должностных лиц, осуществляющих государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль, вследствие недостаточной профессиональной, в том числе криминалистической, подготовки управленческих кадров; в) пренебрежение, а иногда и игнорирование юридической техники оформления процессуальных документов, сбора и фиксации доказательств по делу, что приводит к отмене принимаемых административных актов судами ; г) неоднозначную судебную прак-

тику, недостаточное применение судами административного приостановления в качестве административного наказания по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

4. ГОСТ 17.5.1.01-83 — Охрана природы (ССОП). Рекультивация земель. Термины и определения; ГОСТ 17.4.1.02-83 — Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения; ГОСТ 17.4.3.02-85 — Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ; ГОСТ 17.5.3.06-85 — Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ II СПС Консультант Плюс. Документы. Дата обращения — 14.04.2017 г.

5. Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;

Приказ Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» II СПС Консультант Плюс. Документы. Дата обращения — 15.04.2017 г.

6. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».

7. Постановление Совета Министров Республики Крым от 12 октября 2015 г. № 607 «Об утверждении Порядка проведения рекультивации нарушенных земель на территории Республики Крым» II СПС Консультант Плюс. Документы. Дата обращения — 15.04.2017 г.

8. Мячина К.В., Чибилёв A.A. Выявление нарушенных нефтедобычей степных земель Оренбургского Заволжья на основе спутниковых данных II География и природные ресурсы. 2015. № 4. С. 135-141.

Материал поступил в редакцию 15.04.2017 г.

Сведения об авторе

L.A. BITKOVA

SOME PROBLEMS OF IDENTIFICATION AND PROOF OF LAND SPOILING

80 № 3′ 2017

nPMPOAOOByCTPOÉCTBO

dorodnogo sloya pochvy» II SPS Konsul’tant Plyus. Dokumenty. Data obrashcheniya -15.04.2017 g.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

254 статья УК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *