Римляне времен упадка. Тома Кутюр, 1847 г. | Фото: artscroll.ru.
Как правило, для современного обывателя сведения о Римской империи ограничиваются информацией, известной со школьной скамьи, или навязанной кинематографом. Однако в то время все было не так однозначно, как принято думать. Эти малоизвестные факты о Древнем Риме смогут удивить даже знатоков истории.
Содержание
- Колизей был не самым популярным местом развлечений у римлян
- На римских галерах на веслах сидели вовсе не рабы
- Не всегда 1 час равнялся 60 минутам
- Не все римляне говорили на латыни
- Римляне недолюбливали философию
- Императоры каждый день пили отраву
- Римляне считали, что имеют полное право уничтожить всех христиан
- Не все римляне умирали молодыми
- Traditio (передача)
Колизей был не самым популярным местом развлечений у римлян
Циркус Максимус был самой популярной ареной для развлечений в Древнем Риме. | Фото: bubligum9000.livejournal.com.
Когда речь заходит о развлечениях в Риме, на ум тут же приходит Колизей и гладиаторские бои. Однако самым популярным местом была не эта арена, а гигантский ипподром Циркус Максимус («Большой Цирк»). Если Колизей вмещал в себя 50 тысяч человек, то на трибунах ипподрома хватало места 250 тысячам зрителей. Весь город стекался посмотреть на зрелищные гонки колесниц. Ни в каком другом месте невозможно было развлечь больше народа, чем в Циркус Максимус.
На римских галерах на веслах сидели вовсе не рабы
Кадр из к/ф «Бен-Гур» (1959). | Фото: norlab.ru.
Почти во всех фильмах о древних римлянах можно увидеть одну и ту картину. Когда действие разворачивается на галерах, на заднем плане слышен лязг цепей и свист кнута надсмотрщика и мелькают фигуры рабов на веслах. На самом деле это было не так. В Древнем Риме, равно как и в Древней Греции имела место идеология «гражданского милитаризма». Ее суть состояла в том, чтобы каждый, кто считал себя гражданином своей страны, обязан был бороться за свое государство. А государство, в свою очередь, обязано предоставить ему политические прав.
Эта позиция исключала участие рабов в военных действиях, даже в качестве гребцов. Когда случались исключения из правил, и рабов допускали к военной службе, то их предварительно или освобождали, или обещали вольную за смелость в бою.
Не всегда 1 час равнялся 60 минутам
Солнечные часы. | Фото: fb.ru.
24 часа в сутки (12 часов – день и 12 часов — ночь) римляне распределяли по-своему. Все зависело от времени года и насколько длинный световой день. Летом один дневной час мог длиться 80 минут, в то время как ночному часу отводилось всего 40 минут.
Не все римляне говорили на латыни
Убийство Гая Юлия Цезаря. | Фото: chuchotezvous.ru.
В свои лучшие времена Римская империя простиралась от Атлантики до берегов Тигра. В ее состав входило порядка 65 миллионов жителей. В то время как латынь была языком армии и римского права, народы, включенные в состав империи, продолжали разговаривать на своем родном языке. Им не навязывали язык завоевателей.
Римская элита была двуязычной. Знание греческого было показателем аристократического статуса. Когда сенаторы убивали Юлия Цезаря, он выкрикивали фразы не на латыни, а на греческом языке.
Римляне недолюбливали философию
В Древнем Риме не любили философию. | Фото: quotemaster.org.
Империя подарила миру таких выдающихся философов, как Сенека и Марк Аврелий. Тем не менее, многие римляне были настроены очень даже враждебно по отношению к философии. На то было две причины: во-первых, философия считалась греческим «изобретением», а во-вторых, философию вообще не считали за профессию. В понимании римлян, человек, который концентрировался на самопознании, становился неспособным принести реальную пользу обществу.
Императоры каждый день пили отраву
Римские императоры ежедневно пили яд. | Фото: fb.ru.
С конца I века н. э. среди римских императоров приобрела популярность практика приема яда. Ежедневно правители принимали крошечные дозы известных ядов в надежде на то, что организм выработает иммунитет. Такая «гремучая» смесь получила название «Митридатиум», в честь понтийского царя Митридата Великого, который первым начал принимать яды в профилактических целях.
Римляне считали, что имеют полное право уничтожить всех христиан
Христиане, отданные на растерзание диким зверям. | Фото: londonru.com.
Римская империя опиралась на принцип Pax Deorum («Благоволение богов»). Согласно этому, если римляне приносили жертвы и поклонялись своим богам , то те им взамен помогали. Христиане, напротив, были убеждены, что языческие боги — это злые демоны, либо вообще отрицали их существование. Поэтому римляне терпимо относились ко всем религиям, кроме христианства.
У последователей апостолов Иисуса Христа была возможность признать «традиционных» богов. Нужно было сжечь щепотку ладана перед идолом и произнести ритуальные слова. Тех, кто на это не соглашался, ожидала мучительная смерть.
Не все римляне умирали молодыми
Римляне жили достаточно долго. | Фото: hronika.info.
Согласно устоявшемуся мнению, большинство римлян не доживало и до 25 лет. Такое убеждение имеет несколько подтверждений. Во-первых, из-за постоянных войн молодые легионеры умирали на поле боя; во-вторых, большое количество женщин умирало во время родов; в-третьих, имела место большая смертность среди детей. Те же, кто не участвовал в войнах, нередко доживал до старости.
Семейная жизнь в Древнем Риме во многом похожа на современную, но находились и радикальные различия. Некоторые из этих 10 малоизвестных фактов и семье древних римлян могут сегодня повергнуть в шок.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Traditio (передача)
198. Traditio (передача). В качестве способа перенесения права собственности, традиция была усвоена правом народов — ius gentium — как составной частью римского права. Традиция состояла в передаче фактического владения вещью от отчуждатеяя приобретателю. Передача эта была выполнением предварительного соглашения обеих сторон о том, что собственность переносится одним лицом на другое. В классическом праве применение традиции к res mancipi приводило к приобретению не квиритской, а лишь преторской бонитарной собственности (п. 193). Возможно, что в древности традиция требовала дополнительно еще истечения годового давностного срока для перенесения права собственности. В послеклассическое время традиция вытеснила старые формальные способы и стала единственным способом передачи собственности.
Вероятно также, что первоначально традиция была реальной, торжественной сделкой. Отчуждатель — tradens, передающий — действительно и публично совершал передачу вещи приобретателю — accipiens. Введение в оборот недвижимых имуществ, а также тех способов передачи владения, которые ограничивались обозрением передаваемого участка, обменом заявлений сторон и передачей планов, — постепенно сгладили реальный характер передачи, как акта. В классическом праве были известны и несколько упрощенные формы традиции: traditio longa manu, traditio brevi manu, constitutum possessorium, которые были дополнены вручением документа в праве Юстиниана (п. 172). Они приравнивались к традиции в собственном смысле слова.
Для перенесения права собственности при помощи traditio имело значение основание (iusta causa possessionis), no которому передача совершалась. Этим основанием должна была быть взаимная воля сторон отчудить и приобрести вещь. Она должна была предшествовать передаче вещи и последняя была лишь заключающим актом. Но для римлян этот предшествующий целевой акт согласования всегда представлялся в форме одной из существующих сделок: продажи, дарения, отказа и др., объясняющих и мотивирующих волю и цель сторон перенести собственность. Наличия одной из таких сделок было достаточно для юридического действия традиции. Такая сделка, лежащая в основании приобретения владения, носила название iustus titulus (законный титул) (см. п. 203).
Itaque si tibi vestem vel aurum vel argentum tradidero sive ex venditionis causa sive ex donationis sive quavis alia ex causa, statim tua fit ea res, si modo ego eius dominus sim (Гай. 2.20). — Таким образом, если я передал тебе одежду, или золото, или серебро на основании продажи, или по дарению или по какому-либо другому основанию, эта вещь тотчас становится твоей, если только я ее собственник.
Павел и Ульпиан строго держались требования целевого назначения передачи и требовали, чтобы поставленная цель была достигнута.
(1) Nunquam nuda traditio transfert dominium, sed ita, si venditio aut aliqua iusta causa praecesserit propter quam traditio sequeretur (D. 41.1. 31. pr.). — (1) Никогда голая передача не переносит собственности, но только в тех случаях, если ей предшествует продажа или какое-либо законное основание, в силу которого последовала передача.
(2) Si ego pecuniam tibi quasi donaturus dedero, tu quasi mutuam accipias, lulianus scribit donationem non esse; sed an mutua sit, videndum, et puto necmutuam esse magisque nummos accipientis non fieri, cum alia opinione acceperit (D. 12.1.18. pr.). — (2) Если я передам тебе деньги, намереваясь как бы подарить их, а ты принимаешь их как бы в заем, Юлиан пишет, что не существует дарения, но относительно займа следует рассмотреть обстоятельства, а я полагаю, что нет и займа, и тем более монеты не становятся собственностью принявшего, так как он принял с другим намерением.
Восторжествовало, однако, мнение Юлиана, согласно которому традиция переносит право собственности на приобретателя и при недостаточности iusta causa. Правда, отчуждатель мог в этом случае вытребовать переданную вещь посредством иска о недолжном или неосновательном перенесении права — condictio indebiti, condictio sine causa, но все же право собственности переходило окончательно.
Cum in corpus quidem quod traditur consentiamus, in causis vero dissentiamus, non animadverto, cur inefficax sit traditio, veluti si ego credam me ex testamento tibi obligatum esse, ut fundum tradam, tu existimes ex stipulatu tibi eum deberi, nam et si pecuniam numeratam tibi tradam donandi gratia, tu eam quasi creditam accipias, constat proprietatem ad te transire пес impedimento esse, quod circa causam dandi atque accipiendi dissenserimus (D. 41.1. 36). — Когда мы согласны в отношении, по крайней мере, предмета, который передается, но расходимся в основаниях, то я не усматриваю, почему быт бы недействительной передача, например, если я буду думать, что я обязан передать имение тебе на основании завещания, ты же будешь думать, что тебе должны по стимуляции. Ведь если я передам тебе определенную сумму в качестве подарка, а ты примешь ее как бы в кредит, известно, что собственность переходит к тебе и не препятствует то, что мы разойдемся относительно основания дачи и принятия.
Доктрина Юлиана базировалась на старом формализме, но в то же время имела то преимущество, что она давала сделкам большую обеспеченность. Предоставлявшийся Юлианом личный иск (condictio) против приобретателя вещи по традиции, которая оказалась лишенной iusta causa, не мог быть предъявлен против последующих приобретателей вещи и не колебал прав, которые были на нее установлены в обороте.
Бывали при традиции случаи, когда приобретение права собственности откладывалось до времени более позднего, чем момент физической передачи. Так, при продаже, неуплата цены или непредоставление соответствующих гарантий, не наступление срока или условия могли задерживать по особому соглашению переход собственности, хотя приобретатель — assignees уже фактически владел вещью. Ясно, что в течение этого неопределенного времени последний не мог перенести на других больше прав, чем имел сам.
Если приобретатель движимой вещи знал о недостатке основания передачи и все-таки воспользовался ею, то он совершал кражу, и опороченная таким образом вещь не переходила в его собственность (D. 47. 2. 43. pr.)
В отдельных случаях традиция являлась ничтожной в силу того, что ее causa противоречила закону или установленному порядку, например, при запрещенном дарении между супругами, или при дарении, не оформленном протокольным актом, предписанным императорскими законами.
Как сказано выше, передающий (tradens) должен был быть собственником или быть управомочен на передачу собственности (например, залогоприниматель). Если отчуждатель после совершения традиции приобретет потом на нее собственность, или действительный собственник унаследует имущество передавшего, то традиция не становится сама по себе действительной, так как вначале, при передаче, отсутствовало правомочие на ее совершение. Однако претор оказывал приобретателю содействие, предоставляя ему против предъявленного к нему иска возражение о продаже и передаче вещи (exceptio rei venditae et traditae).
К содержанию книги: Римское частное право
РИМСКОЕ ПРАВО. Законы 12 таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана
РИМСКОЕ ПРАВО
ДРЕВНИЙ РИМ. История Древнего Рима РИМ. Культура древнего Рима Древние римляне
Древний Рим. Римское право. МАНЦИПАЦИОННАЯ ФОРМУЛА И РИМСКАЯ «ФАМИЛИЯ»
Гай — и это особенно важно для нашей темы — специально подчеркивает, что «само это право свойственно только римским гражданам» {I, 119} и что «этим способом …
bibliotekar.ru/polk-20/27.htm
Древний Рим. Древний Рим и рабство связаны в наших представлениях …
Не будет преувеличением сказать, что и сам Гай видел римское право находящимся в постоянном движении, ….. Глава I. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА …
bibliotekar.ru/polk-20/24.htm
Древний Рим. «ЧУЖОЕ ПРАВО» И «ОТЕЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ» В Институциях Гая …
Но упомянутое выше изобилие регулируемых римским правом вопросов, связанных с рабством, требует от нас ….. Глава I. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА …
bibliotekar.ru/polk-20/25.htm
Римское право. Юрист Помпоний, написавший краткую историю римского …
Культура древнего Рима. Европа. Глава третья. Римское право … Часто считают, что уже в те древней-шло времена в Риме существовала полная частная …
bibliotekar.ru/polk-20/10.htm
Древний Рим. Римское право. МАНЦИПАЦИОННАЯ ФОРМУЛА И РИМСКАЯ «ФАМИЛИЯ»
Гай — и это особенно важно для нашей темы — специально подчеркивает, что «само это право свойственно только римским гражданам»…
bibliotekar.ru/polk-20/27.htm
БРОКГАУЗ И ЕФРОН. Приданое невесты
У новых народов, усвоивших римское право, римский институт П. (дотальная система) столкнулся с германским началом общности имуществ у. …
bibliotekar.ru/bep/325.htm
БРОКГАУЗ И ЕФРОН. Наследство, вступление в наследство. Право …
Лишение наследства прежде совсем не допускалось, но мало-помалу начало входить в жизнь под римским влиянием и допускалось в римским правом …
bibliotekar.ru/bep/303.htm
БРОКГАУЗ И ЕФРОН. Наследство. Приобретение наследства
Римское право, однако, допускало П. наследства в силу призвания для «домашних наследников» (heredes domestici, т. е. агнаты, стоявшие под …
ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Общественная и политическая системы Византии
Византия сохраняет доставшийся ей от Рима сакральный образ Власти. Римское право сохраняется и модифицируется. Однако византийская законность …
Последние добавления:
Международное публичное экономическое право Международное право
CLIÉNS (КЛИЕ́НТ), как предполагается, содержит тот же элемент, что и глагол «cluere», «слушать» или «повиноваться», поэтому Нибур сопоставляет его с немецким словом «hoeriger», «зависимый».
Во времена Цицерона слово «патрон» встречается в смысле «советник», «адвокат» или «защитник» в противоположность «клиенту» — «защищаемому лицу» или «просящему совета»; и такое употребление этого слова, как мы увидим, должно быть связано с первоначальным характером патрона (Ovid. Art. Am. I. 88; Hor. Sat. I. 1. 10, Ep. I. 5. 31, II. 1. 104). Взаимосвязь с.295 хозяина и отпущенного им раба (вольноотпущенник, libertus) тоже выражалась словом «патрон», и вольноотпущенник являлся клиентом своего патрона. Любой римский гражданин, желающий иметь защитника, мог связать себя с патроном, и с этих пор он являлся клиентом. Иноземцы, прибывающие в Рим в изгнание, могли сделать то же самое (jus applicationis, «право покровительства», Cic. de Or. I. 39). Выдающиеся римляне иногда могли быть патронами государств и городов, находившихся в состоянии подчинения или дружбы с Римом (Sueton. Octavian. Caesar, 17); в этом отношении их можно сравнить с колониальными агентами, то есть, с нашими современниками, нанимаемыми для защиты интересов колонии в метрополии; за исключением того, что у римлян такие услуги никогда напрямую не оплачивались, хотя могло существовать непрямое вознаграждение (Cic. Div. 20, Pro Sulla, c. 21; Tacit. Or. 36). Эта взаимосвязь патрона и клиента выражалась словом «клиентела» (Cic. ad Att. XIV. 12), означавшим также всю совокупность чьих-либо клиентов (Tac. Ann. XIV. 61). У греческих авторов, писавших о римский истории, патрон обозначается как προστάτης, а клиент — как πελάτης (Plut. Tib. Gracch. 13, Marius, 5).
Клиентела существовала, хотя и иной форме, в самые древнейшие времена из тех, что охвачены записями или преданиями о римской истории; ниже следует краткое изложение ее происхождения и характера, как они описаны Дионисием (Antiq. Rom. II. 9), с сохранением авторских терминов.
Ромул поручил лучшим (εὐπατρίδαι) заботу о религии, почести (ἄρχειν), отправление правосудия и управление государством. Простолюдины (δημοτικοί, которыми, как сказано в предыдущей главе, являются плебеи, πληϐείοι) не имели этих привилегий, а также были бедны; они занимались земледелием и необходимыми для жизни ремеслами. Поэтому Ромул вверил простолюдинов (δημοτικοί) надежному попечению патрициев (πατρίκιοι) (то есть, лучших, εὐπατρίδαι) и позволил каждому выбрать себе патрона. Эти отношения патрона и клиента, по словам Дионисия, назывались патронатом (Ср. Cic. Rep. II. 9).
Взаимные права и обязанности патронов и клиентов, согласно Дионисию, были следующими (Dionys. II. 10, и в других местах):
Патрон являлся законным советником клиента, его попечителем и защитником, подобно тому, как он был попечителем и защитником собственных детей; он поддерживал иск клиента, когда тому причиняли ущерб, и защищал клиента, если того обвиняли в причинении ущерба: словом, патрон был защитником как частных, так и общественных интересов клиента. Клиент вносил свою долю в приданое дочери патрона, если тот был беден, а также в залог за патрона или его детей, если тех заключали в тюрьму; он выплачивал издержки и убытки, если его патрон проигрывал суд, и любой штраф, к которому его присуждали; он нес часть расходов своего патрона на выполнение государственных обязанностей или замещение почетных должностей в государстве. Ни одна из сторон не могла обвинить другую или свидетельствовать против нее, или голосовать против нее. Клиенты сопровождали своих патронов на войну, подобно вассалам (Dionys. X. 43). Такие отношения между патроном и клиентом существовали на протяжении многих поколений и во всех отношениях напоминали кровное родство. Эта взаимосвязь была наследственной: клиент носил родовое имя патрона, и, таким образом, он и его потомки были связаны с родом патрона. Для знаменитых семейств было почетным иметь множество клиентов и увеличивать их количество по сравнению с полученным от предков. Но клиенты не ограничивались δημοτικοί: колонии и государства, связанные с Римом союзом и дружбой, а также завоеванные государства имели в Риме своих патронов, и сенат часто передавал споры таких государств на рассмотрение их патронам и выполнял их решения.
Истинный или ложный, рассказ Дионисия об отношениях патрона и клиента достаточно ясен. Для понимания того, что представляла собой клиентела, несущественно, какие люди фактически входили в совокупность клиентов или каково было ее действительное историческое происхождение. Ясно, что по мнению Дионисия, римское государство первоначально состояло из патрициев и плебеев, и он сообщает, что клиенты были плебеями. Далее из его собственной работы и из труда Ливия выясняется, что существовали клиенты, не являвшиеся плебеями или, иными словами, «клиенты» и «плебеи» — не взаимозаменяемые понятия. Таким образом, этот фрагмент имеет весьма малую историческую ценность для объяснения происхождения клиентов. Однако кое-что из него можно извлечь, хотя это и не удается полностью согласовать со всеми остальными источниками. Клиенты не были рабами (servi); они обладали собственностью и свободой (libertas). В соответствии со словами Дионисия, они могли быть римскими гражданами в более широком смысле слова «гражданин» (civis), имея только права торговли (commercium) и законного брака (connubium) — но не права голоса (suffragium) и занятия должностей (honores), принадлежавшие их патронам . С утверждением Дионисия согласуется также наличие в государстве свободных людей, не являющихся ни патрициями, ни клиентами; однако если в древнейший период римского государства были такие люди, то они должны были страдать от полного гражданского бесправия, и это тоже не противоречит историческим свидетельствам. Если такая совокупность существовала, то была бессильной, но могла различными путями увеличить свою численность и богатство и превратиться в сословие, как и произошло с плебсом. Совокупность клиентов могла включать вольноотпущенников, и определенно включала; однако по-видимому, считать вслед за Нибуром, что если патрон мог казнить своего вольноотпущенника, то, следовательно, мог так поступить и с клиентом, — значит принимать как допущение то, что требует доказательств; ибо это подразумевает допущение, что первоначально клиенты были рабами. Возможно, и так, но это не известно. Кроме того, невозможно, чтобы патрон обладал правом жизни и смерти по отношению к своему вольноотпущеннику, получившему права гражданства, в большей степени, чем по отношению к эманципированному сыну. Не существует также доказательств того, что клиентела, в которую входили вольноотпущенники, была наследственной, подобно клиентеле из собственно клиентов. В соответствии с известными данными, совокупность клиентов могла включать иноземцев, вообще не имеющих никаких привилегий, а также лиц, имеющих только право торговли (commercium), если только это право существовало в государстве в столь ранние века . Последний класс лиц нуждался в патроне, который мог бы обеспечивать защиту их собственности, а также подавать в суд от их имени и защищать их в любых процессах, — в связи с (предполагаемой здесь) неспособностью таких лиц предъявлять иски от собственного имени в раннем Риме.
Отношение патрона к клиенту, описанное Дионисием, аналогично власти отца семейства (patria potestas), и с этим согласуется форма слова патрон (patronus).
с.296 Нибур утверждает, что «если клиент умирал, не оставив наследников, то наследство отходило его патрону, и этот закон распространялся и на вольноотпущенников, власть патрона над которыми, несомненно, была первоначально основана на общем праве патрона». Если это утверждение верно, то оно согласуется с quasi patria potestas патрона.
Но если клиент умирал, имея наследников, то мог ли он составить завещание? А если он умирал без наследников, то мог ли он не распорядиться своим имуществом в завещании? И если он не мог составить завещания или мог, но не составлял его, и при этом имел наследников, то кем они должны быть? Должны ли они быть sui heredes (находиться под его отеческой властью)? Имел ли он фамилию и, следовательно, агнатов? Имел ли он в действительности право законного брака (connubium), в силу которого мог приобрести право отца семейства? В соответствии с утверждением Дионисия, он мог бы иметь все эти права, но все же являться неполноправным (non optimo jure) гражданином, ибо не имел права занимать должности (honores) и других отличительных привилегий патрициев, а также, согласно Дионисию, не мог голосовать в куриатных комициях. Невозможно доказать, что клиент имел все эти права, и на основании существующих свидетельств представляется столь же невозможным установить, каковы в действительности были его права. Насколько можно судить по дошедшим до нас источникам, происхождение клиентелы и ее истинный характер были им неизвестны. В ранней период римского государства существовала совокупность лиц, не являющихся ни патрициями, ни клиентами; эта совокупность некогда не участвовала в отправлении суверенной власти, но в конечном итоге стала участвовать; это был плебс. В раннем Риме существовали также клиенты, но нашим знаниям об их истинном положении суждено остаться неточными из-за недостаточного количества и недостаточной достоверности свидетельств.
Ливий утверждает (II. 56), что клиенты имели право голоса в центуриатных комициях: таким образом, они регистрировались в цензорских списках и обладали квиритским правом собственности . Следовательно, они имели право торговли (commercium), возможно — право законного брака (connubium) и определенно — право голоса (suffragium). Можно сомневаться в том, понимал ли Дионисий, что они имели право голоса в центуриатных комициях; но если законное положение клиентов было таким, то не может быть полностью верным то описание их отношений с патрициями, которое дается некоторыми современными авторами.
В связи с вышесказанным, представляется, что первоначально «патрон» и «патриций» были взаимозаменяемыми терминами, по крайней мере, до тех пор, пока плебеи не получили право занимать должности. С этого времени исчезают многие причины для того, чтобы становиться клиентом патриция, ибо плебеи приобрели политическое влияние, ознакомились с правом и правовыми формами и стали полностью компетентны для того, чтобы давать советы своим клиентам. Эта перемена должна была внести большой вклад в разрушение прежней жесткой клиентелы и стала переходом к клиентеле последних веков республики (Hugo, Lehrbuch, &c. vol. I p. 458).
Высказывалось предположение (Becker, Handbuch der Römischen Alterthümer, vol. II p. 125) о том, что клиентела была старым италийским учреждением, существовавшим у некоторых народов, из которых возник римский народ (Romanus Populus). Когда в Риме поселились Татий и его сабиняне, то вместе с ними стали жить и их клиенты (Dionys. II. 46); и Аттий Клавз привел в Рим множество клиентов (Liv. II. 16; Dionys. V. 40). Предполагалось также — и это вполне вероятно, — что клиенты были италийцами, завоеванными и приведенными в состояние покорности.
Поскольку можно считать, что различие между плебсом и старыми клиентами полностью установлено, остается еще тщательно исследовать как реальное положение клиентов, так и структуру римского государства перед тем, как сословие плебеев стало равным патрициям.
Леонард Шмитц