Конфликт интересов при назначении на должность судьи

На состоявшемся заседании Совета судей РФ председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев рассказал, почему президентская комиссия по кадрам в 2015 году отклонила 530 кандидатов на судейские должности. По его мнению, такой резкий рост числа отказов (в предыдущие годы число претендентов, не прошедших фильтр комиссии, не превышало 150 человек) должен тревожить судейское сообщество.

Лебедев отметил, что, по итогам работы комиссии за 2015 год (за исключением последнего заседания, которое состоится 18 декабря), ей были представлены кандидатуры 2831 потенциального судьи. Из них должности получили лишь 2301 человек, что составляет 81,3 %. По его словам, основными причинами отказа были представление претендентами неполных или недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в 34 % случаев, наличие конфликта интересов в 31 % случаев, предоставление недостоверной информации об уголовной или административной ответственности родственников и другие – в 35 % случаев. Председатель ВС сказал, что более 90 % «отказников» представили сведения об имуществе по состоянию на 31 декабря 2014 года, а не на первое число месяца, предшествующего подаче документов, как необходимо по закону. По этой причине 91 кандидата попросили повторно предоставить сведения, и 12 из них снова дали недостоверную информацию, не сообщив о приобретении или продаже имущества с начала 2015 года. «В чем здесь дело, наверное, вам виднее, – сказал Лебедев. – Если причины неизвестны, разберитесь. Раз кандидат не желает указывать достоверные сведения об имуществе, это пренебрежение к закону, такой человек, наверное, не имеет права претендовать на должность судьи».

Вторая по частоте причина отказа – возможный конфликт интересов с родственниками-юристами, которые работают в судах, прокуратуре, МВД или являются предпринимателями. «Утверждение о том, что, раз никуда нельзя деть родственников, в судьи надо набирать сирот, – это голые эмоции», – сказал Лебедев. Также он упомянул о предложениях изменить Кодекс судейской этики в части, где говорится, что судья не может рассматривать дела, если его родственник имеет отношение к одной из сторон по делу. Глава ВС таких нововведений не одобряет. По его мнению, судья и безо всякого кодекса должен отказаться от рассмотрения дела, в котором может усматриваться хоть малейшая его заинтересованность. «Это была внутренняя защитная реакция судьи, и вот наступило время, когда выясняется, что претенденты рассматривают не по одному такому делу. Этого нельзя допускать. Это противоречит принципам правосудия», – заключил он.

Лебедеву в своем выступлении возразил Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Он предположил, что, возможно, стоит внести в Кодекс судейской этики уточнения, согласно которым судья должен отказываться от участия в процессе при возможном возникновении любого конфликта интересов (например, если кто-то из его близких участвует в рассмотрении дела в качестве представителя). «Нельзя не назначать судью только из-за того, что его сын или дочь тоже судья. Разве это плохо? Мы всегда приветствовали юридические династии», – сказал он. Согласился Федотов с Лебедевым в том, что судья должен предоставлять полные сведения о себе. «Если кандидат, пусть формально, не соблюдает закон, как он может работать судьей?» – считает он.

О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации …

Проект N 115953-4*
____________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект одобрен Советом Федерации.-
Примечание «КОДЕКС».

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Закон Российской Федерации
«О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон
«О мировых судьях в Российской Федерации», Федеральный закон
«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
«О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон
«Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1792; 1993, N 17, ст. 606; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2399; 2001, N 51, ст. 4834; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) в абзаце первом пункта 8 статьи 5 слова «одного из” заменить словами «одного или нескольких”;

2) статью 6 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
«8. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий —
не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.”;

3) в статье 11:
а) абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:
«Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.”;
б) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:
«3. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.
4. Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами соответствующих субъектов Российской Федерации.”;

в) в пункте 6:
абзац пятый изложить в следующей редакции:
«Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока, в случае, если он в установленном порядке не обратился в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о назначении на должность судьи либо если соответствующая квалификационная коллегия судей отказала ему в рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий, или судья, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого
с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.”;
дополнить абзацем следующего содержания:
«При наличии в суде нескольких судей, чьи полномочия прекращены в связи с истечением срока полномочий или в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи, в первую очередь прекращает осуществление своих полномочий тот судья, у которого ранее, чем у других судей, возникли основания для прекращения полномочий судьи.”;

4) в пункте 1 статьи 14:
а) подпункт 4 изложить в следующей редакции:
«4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;”;
б) подпункт 12 признать утратившим силу;

6) в пункте 2 статьи 16 слова «по истечении срока его полномочий” заменить словами «после прекращения его полномочий”.
Статья 2. Внести в Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6270; 2004, N 49, ст. 4841) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 7 изложить в следующей редакции:
«2. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.”;

2) пункт 1 статьи 8 изложить в следующей редакции:

«1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации”.”.
Статья 3. Абзацы седьмой и восьмой пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4834) признать утратившими силу.
Статья 4. Внести в Федеральный закон от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 11, ст. 1022; 2004, N 33, ст. 3369) следующие изменения:

1) подпункт 4 пункта 2 статьи 17 после слов «прекращает полномочия” дополнить словами «(за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи, или судей, у которых истекли сроки их полномочий)”;

2) подпункт 5 пункта 2 статьи 19 после слов «прекращают полномочия” дополнить словами «(за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи, или судей,
у которых истекли сроки их полномочий)”.
Статья 5. Положение пункта 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона) о предельном возрасте пребывания в должности судьи распространяется на всех судей федеральных судов, не достигших на день вступления в силу настоящего Федерального закона возраста 65 лет, за исключением судей, назначенных на должность в первый раз сроком на три года.
Статья 6.
1. С вступлением в силу настоящего Федерального закона мировые судьи сохраняют свои полномочия до истечения установленного законом соответствующего субъекта Российской Федерации срока, на который они были назначены (избраны).
2. Положения пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона) и статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона) о предельном возрасте пребывания в должности мирового судьи распространяются на мировых судей, назначенных (избранных) на данную должность по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи.
Статья 7. Финансирование расходов на реализацию настоящего Федерального закона осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание соответствующих судов.

Статья 8. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Проектами предусматривается установление в законах, касающихся судебной системы и статуса судей, единого для всех судей в Российской Федерации предельного возраста пребывания в должности судьи — 70 лет. Проекты направлены на обеспечение единства статуса судей в Российской Федерации, усиление гарантий самостоятельности и независимости судебной власти.
Ограничение срока полномочий сохраняется для судей федеральных судов, которые согласно пункту 2 статьи 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в первый раз назначаются на должность сроком на три года, по истечении указанного срока они могут быть назначены на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения ими предельного возраста пребывания в должности судьи. Ограничение срока полномочий сохраняется также для мировых судей, которые согласно пункту 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статье 7 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» в первый раз назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. Проектами предусмотрено, что при повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет, до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.
Проектом федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусмотрено, что положение о предельном возрасте пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации распространяется на всех действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации, избранных до вступления в силу Конституции Российской Федерации или назначенных на должность Советом Федерации.
Конституцией Российской Федерации в пункте 5 раздела второго определено, что после вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Из данного переходного положения следует, что оно распространяется на всех судей, срок полномочий которых устанавливался законом, действовавшим на момент их избрания. Статьей 15 Закона РСФСР от 12 июля 1991 года «О Конституционном Суде РСФСР» предусматривалось, что полномочия судей Конституционного Суда РСФСР не ограничены определенным сроком. В связи с этим не противоречит указанному конституционному положению распространение нормы о предельном возрасте пребывания в должности на всех действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе избранных до вступления в силу Конституции, что обеспечивает выравнивание их правового статуса.

Проектом федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и федеральные законы «О мировых судьях в Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предлагается новая редакция пункта 4 статьи 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которой субъектам Российской Федерации предоставляется право самим решать вопрос об установлении срока полномочий или предельного возраста пребывания в должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрены указанные законопроекты.
Проекты направлены на обеспечение единства статуса судей в части установления единого для всех судей предельного возраста пребывания в должности — 70 лет.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.
В то же время особенности правового положения отдельных категорий судей в настоящее время не позволяют говорить о реальном единстве статуса судей.
Так, одной из гарантий независимости судей является неограниченный срок их полномочий (пункт 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»), однако по отношению к судьям Конституционного Суда Российской Федерации срок полномочий ограничен 15 годами (статья 12 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Различен также предельный возраст пребывания судьи в должности. Для судей Конституционного Суда Российской Федерации он определен в 70 лет, для остальных судей предельный возраст пребывания в должности — 65 лет.
Принятие проекта устранит неравенство статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации по отношению к федеральным и мировым судьям в вопросе предельного возраста нахождения в должности, обеспечит реальное единство статуса судей, гарантии их самостоятельности и независимости.
Реализация проекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета в связи с предполагаемым увеличением размера выходного пособия при прекращении полномочий судьи из расчета месячного заработка за каждый полный год его работы (пункт 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации») и расширением круга лиц, получающих ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания (статья 3 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов Российской Федерации»). Вместе с тем, эти расходы могут быть компенсированы за счет экономии средств, предусматриваемых на выплату ежемесячного пожизненного содержания судей, поскольку продолжающим работать судьям вместо пожизненного содержания будет выплачиваться надбавка в размере 50 процентов такого содержания от суммы, получаемой ими при выходе в отставку.
Принимая во внимание требования пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законопроекты должны содержать положения, определяющие источники и порядок финансирования соответствующих расходов. Однако такие нормы в законопроектах отсутствуют.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроекты при учете высказанного предложения.

Председатель
Правительства Российской Федерации
М.Фрадков

Текст документа сверен по:
рассылка

Принят Государственной Думой 19 июля 2018 года

1) в пункте 9 статьи 5:

а) в абзаце первом слова «в случае согласия с указанным решением» исключить;

б) абзац второй признать утратившим силу;

2) в статье 121:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за совершение виновного действия (за виновное бездействие) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебное время, в результате которого были нарушены положения настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, в том числе вследствие грубого нарушения прав участников процесса, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

1) замечания;

2) предупреждения;

3) понижения в квалификационном классе;

4) досрочного прекращения полномочий судьи.»;

б) дополнить пунктом 41 следующего содержания:

«41. Дисциплинарное взыскание в виде понижения в квалификационном классе может налагаться на судью за существенное нарушение положений настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, если судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию.

Понижение судьи в квалификационном классе осуществляется квалификационной коллегией судей путем принятия решения о понижении квалификационного класса судьи до квалификационного класса, непосредственно предшествующего квалификационному классу, имеющемуся у такого судьи на момент принятия указанного решения.»;

в) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью в исключительных случаях за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений материального права и (или) процессуального законодательства, настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики.

Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью за нарушение указанных положений при осуществлении правосудия только при наличии жалобы или обращения участника (участников) процесса о нарушении его (их) прав незаконными действиями судьи, ранее подвергавшегося дисциплинарному взысканию, если допущенные судьей нарушения носят систематический и (или) грубый характер, повлекли искажение принципов судопроизводства, свидетельствуют о невозможности продолжения осуществления судьей своих полномочий и установлены вступившим в законную силу судебным актом вышестоящей судебной инстанции или судебным актом, принятым по заявлению об ускорении рассмотрения дела либо о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.»;

г) пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания, за исключением дисциплинарного взыскания в виде понижения в квалификационном классе, судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Судья, к которому применено дисциплинарное взыскание в виде понижения в квалификационном классе, считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности в случае, если он не совершил нового дисциплинарного проступка в течение предусмотренного пунктом 4 статьи 202 настоящего Закона срока пребывания в квалификационном классе, присвоенном ему в результате применения указанного дисциплинарного взыскания. По истечении этого срока повторная квалификационная аттестация судьи осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 202 настоящего Закона.»;

3) статью 202 дополнить пунктом 141 следующего содержания:

«141. В случае наложения на судью дисциплинарного взыскания в виде понижения в квалификационном классе в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 121 настоящего Закона повторная квалификационная аттестация судьи проводится в установленном настоящим Законом порядке по истечении срока пребывания судьи в квалификационном классе, присвоенном ему в результате наложения указанного дисциплинарного взыскания, исчисляемого со дня вынесения решения о понижении судьи в квалификационном классе.».

Статья 2

1) статью 10 дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31. Совет судей Российской Федерации, Президиум Совета судей Российской Федерации, совет судей субъекта Российской Федерации в случае выявления признаков совершения судьей дисциплинарного проступка вправе провести проверку и направить в квалификационную коллегию судей обращение о наложении на судью дисциплинарного взыскания, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

Обращение о наложении на судью дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка при исполнении судьей служебных обязанностей может быть направлено в квалификационную коллегию судей Советом судей Российской Федерации, иным органом судейского сообщества, указанным в настоящем пункте, только при наличии частного определения, вынесенного вышестоящей судебной инстанцией, либо жалобы или обращения участника (участников) процесса о нарушении его (их) прав незаконными действиями судьи, совершенными при рассмотрении дела.

Судья информируется о проводимой проверке и вправе участвовать в ней, знакомиться с материалами проверки, представлять письменные объяснения и возражения, а также доказательства, подтверждающие свои объяснения. Отказ судьи от участия в проверке не является препятствием к ее проведению.»;

2) в статье 22:

а) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1. Обращение органа судейского сообщества о наложении на судью дисциплинарного взыскания в связи с совершением им дисциплинарного проступка рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, письменных объяснений судьи и представленных им доказательств, подтверждающих эти объяснения, либо данных об отказе судьи от дачи таких объяснений и данных, характеризующих судью.»;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступившие в квалификационную коллегию судей от органов (кроме органов судейского сообщества), а также от граждан и должностных лиц, рассматриваются квалификационной коллегией судей самостоятельно.

Для проведения проверки сведений, содержащихся в указанных жалобах и сообщениях, квалификационная коллегия судей может образовать комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу.»;

3) пункт 51 статьи 26 признать утратившим силу.

Конфликт интересов при назначении на должность судьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *